г. Чита |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А19-26690/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2020 года по делу NА19-26690/2019 по заявлению Костина Макара Михайловича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская, д. 55) о признании незаконными действий по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении Общества с ограниченной ответственностью "Риэлти-Строй" (664022, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ВЕРХНЯЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 145/1, ОГРН: 1153850010258, ИНН: 3811030450) как фактически прекратившего свою деятельность, третье лицо: Костина Ксения Анатольевна, (суд первой инстанции - Н.Г. Позднякова),
при участии в судебном заседании с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области:
от заявителя: Костин М.М. (личность установлена по паспорту);
от заинтересованного лица: Шуханова Н.Г.(доверенность от 09.01.2020 N 05-11/0000071);
от третьего лица: Костин М.М. (доверенность от 05.10.2019 N 3 АА 30181188);
УСТАНОВИЛ:
Костин Макар Михайлович (далее - истец, заявитель, Костин М.М.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - ответчик, налоговый орган, регистрирующий орган, инспекция) о признании незаконными действий по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении Общества с ограниченной ответственностью "Риэлти-Строй" как фактически прекратившего свою деятельность, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недействительности записи.
Определением от 11.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя, привлечена Костина Ксения Анатольевна, как генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью "Риэлти-Строй" (далее - третье лицо, Костина К.А.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица в отношении общества с ограниченной ответственностью "Риэлти-Строй" (ИНН 3811030450, ОГРН 1153850010258) за государственным регистрационным номером 6183850244088 от 30.11.2018. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недействительности записи за ГРН 6183850244088 от 30.11.2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Риэлти-Строй" (ИНН 2424003200, ОГРН 1042400562600). Взысканы с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в пользу Костина Макара Михайловича расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности, а ООО "Риэлти-Строй" деятельность осуществляло.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.01.2020 по делу N А19-26690/2019, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований Костина Макара Михайловича отказать.
Указывает, что основанием для принятия решения от 13.08.2018 N 2604 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, и запись за государственным регистрационным номером 6183850244088 от 30.11.2018 об исключении ООО "РИЭЛТИ-СТРОЙ" из ЕГРЮЛ послужили справки, представленные в регистрирующий орган Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска:
- N 6682-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- N 6682-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствий у юридического лица открытых банковских счетов.
Кроме того, поскольку в установленный срок с момента опубликования данного решения заявлений и возражений от заинтересованных лиц относительно исключения ООО "РИЭЛТИ-СТРОЙ" из ЕГРЮЛ в регистрирующий орган не поступило, Инспекцией в соответствии с п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ 30.11.2018 в ЕГРЮЛ внесены сведения об исключении ООО "РИЭЛТИ-СТРОЙ" из ЕГРЮЛ.
То обстоятельство, что 10.08.2018 г. были внесены сведения о новом руководителе, не являлось препятствие для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Налоговому органу о наличии договоров подряда известно не было, а заявитель не представляет доказательств о том, чьими силами произведены работы, как не представляются и иные доказательства, подтверждающие ведение реальной экономической деятельности.
На апелляционную жалобу поступили отзывы заявителя и третьего лица, в которых они просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2020 года судебное заседание отложено до 23 апреля 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2020 года судебное заседание отложено до 21 мая 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2020 года судебное заседание отложено до 11 июня 2020 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.03.20200, 27.03.2020, 24.04.2020, 23.05.2020.
Представитель налогового органа в судебном заседании дала пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Костин М.М. дал пояснения согласно отзывам на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области 13.08.2018 принято решение N 2604 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Риэлти-Строй".
Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.08.2018 N 32 (697).
30.11.2018 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за N 6183850244088 об исключении недействующего юридического лица отношении ООО "Риэлти-Строй".
Костин М.М., полагая, что указанными действиями регистрирующего органа существенно нарушены его права и законные интересы как учредителя ООО "Риэлти-Строй", обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав пояснения сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), а также Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденным приказом Минфина России от 18.02.2015 N 25н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность.
Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из государственного реестра.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом кредиторам или иным лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в последние 12 месяцев, предшествующих принятию решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, ООО "Риэлти-Строй" не представляло в налоговый орган документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (последняя дата представления документов отчетности 30.03.2017), операций по расчетному счету организации также не производилось, о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска 30.07.2018 сформированы соответствующие справки N N 6682-О, 6682-С.
На основании указанных справок регистрирующим органом 13.08.2018 принято решение N 2604 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем в реестр внесена запись от 15.08.2018 N 2183850703694 и опубликованы данные сведения в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.08.2018 N 32 (697). 30.11.2018 регистрирующим органом внесена запись об исключении юридического лица ООО "Риэлти-Строй" из ЕГРЮЛ.
Поскольку регистрирующим органом были установлены обстоятельства, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, формальные признаки для оценки статуса юридического лица, как прекратившего деятельность, имелись.
Между тем, суд первой инстанции правильно исходил из того, что наличие этих признаков само по себе не является безусловным основанием для принятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), были введены в Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации с целью актуализации данных ЕГРЮЛ (его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П и в определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Таким образом, положения пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ направлены на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Процедура, регламентированная положениями статей 21.1, 22 Закона, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности. Таким образом, налоговый орган не имеет оснований вносить запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, если им будет установлено, что такое юридическое лицо фактически продолжает осуществление своей деятельности.
Исключение действующего юридического лица из ЕГРЮЛ по формальным основаниям непредставления таким лицом налоговой и бухгалтерской отчетности и отсутствия движения денежных средств по счетам, не соответствует статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации, статьям 1, 2, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и целям Федерального закона N 129-ФЗ.
Таким образом, юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ только в случае фактического прекращения своей деятельности.
Как установлено судом первой инстанции, на момент исключения из единого государственного реестра юридических лиц ООО "Риэлти-Строй" свою деятельность не прекратило, являлось действующим юридическим лицом.
01.08.2018 ООО "Риэлти-Строй" (подрядчик) заключило с Тирских О.А. (заказчик) договор строительного подряда на выполнение электромонтажных работ на 1 этаже в индивидуальном жилом доме по адресу: Иркутская область, Иркутский район, ДНТ "Серебряный ключ", ул. 3-я Серебряная, д. 17. Срок окончания работ по договору 15.09.2018. Между сторонами договора строительного подряда составлен и подписан акт о приемке выполненных работ от 15.09.2018. 08.11.2018 заключен с тем же заказчиком аналогичный договор на выполнение электромонтажных работ на 2 этаже в индивидуальном жилом доме. Расчеты осуществлялись путем внесения денежных средств в кассу общества на основании приходных кассовых ордеров.
10.08.2018 в ЕГРЮЛ на основании представленных обществом заявления и документов была внесена запись о смене единоличного исполнительного органа (генерального директора) общества: Костин М.М. сменен на Костину К.А.
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что общество в период вынесения решения от предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ фактически осуществляло деятельность, выполняло обязательства по заключенным договорам, провело внеочередное общее собрание участников общества, на котором был рассмотрен вопрос и принято решение о прекращении полномочий генерального директора Костина М.М. и избрании генеральным директором Костиной К.А., а о смене руководителя общества в любом случае не могло быть неизвестно Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество по сей день является действующим юридическим лицом. Непредставление юридическим лицом отчетности может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, однако не всегда может быть признано правомерной причиной для исключения этого юридического лица из ЕГРЮЛ. Непредставление отчетности и отсутствие операций по банковскому счету само по себе не является безусловным основанием для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица.
Доводы налогового органа о том, что заявитель не представляет доказательств о том, чьими силами были произведены работы, расчеты производились безналичным порядком, отсутствуют иные доказательства реального ведения деятельности, отклоняются апелляционным судом, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела необходимости установления полной картины ведения деятельности не требуется, а налоговый орган, если усматривает нарушения налогового законодательства, может провести налоговую проверку, в рамках которой все данные обстоятельства и проверит.
Суд апелляционной инстанцией соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемыми действиями налогового органа нарушены права и законные интересы заявителя, поэтому заявленные требования Костина М.М. подлежат удовлетворению, а оспариваемые действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области - признанию незаконными
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 января 2020 года по делу N А19-26690/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-26690/2019
Истец: Костин Макар Михайлович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области
Третье лицо: Костина Ксения Анатольевна, 4ААС