город Омск |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А70-21157/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3455/2020) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.02.2020 по делу N А70-21157/2019 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" (ОГРН 1028601441978, ИНН 8608048498, 628486, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Когалым, ул. Прибалтийская, д.20) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, 625000, г. Тюмень, ул. Республики, д.55) о признании недействительным пункта 41 предписания от 27.08.2019 N 189,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" - Мицай Артур Андреевич (по доверенности N 333/19 от 01.04.2019 сроком действия по 31.03.2022).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Западная Сибирь" (далее - заявитель, общество, ООО "Лукойл-Западная Сибирь") обратилось в арбитражный суд к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) с заявлением о признании недействительным пункта 41 предписания от 27.08.2019 N 189.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 18.02.2020 требования ООО "Лукойл-Западная Сибирь" удовлетворены. Признан недействительным пункт 41 предписания от 27.08.2019 N 189.
Этим же судебным актом с Управления в пользу ООО "Лукойл-Западная Сибирь" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, административный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что из госплановской формы и сведений формы 6-ГР следует, что ООО "Лукойл-Западная Сибирь" за 2018 год по Грибному месторождению добыто 159,8 тыс.т (0,1598 млн т),отклонение от проектного годового уровня составило 57 тыс. т (- 26,3 %), в то время как Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 "Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья" (далее - Приказ Минприроды России от 14.06.2016 N 356) установлен норматив "допустимое нарушение проектного значения по добыче нефти" не более 25 %.
Административный орган отмечает, что ранее Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 "Об утверждении "Правил охраны недр" (далее - Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71) был установлен норматив - 27 %. В связи с тем, что Приказ Минприроды России от 14.06.2016 N 356 принят позднее, то он имеет большую юридическую силу и подлежит применению к спорным правоотношениям, возникшим с 2017 года.
По мнению Управления, обстоятельства указания в техническом проекте общества на норматив в 27 %, введенный Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71, не является основанием для его применения, так как Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 предусмотрен норматив не более 25 %.
В письменном отзыве на жалобу ООО "Лукойл-Западная Сибирь" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "Лукойл-Западная Сибирь" ходатайствовал об отложении судебного заседания с целью предоставления суду технического проекта на разработку Грибного месторождения, согласованного протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 25.11.2015 N 6341.
Суд апелляционной инстанции усмотрел основания для удовлетворения заявленного ходатайства, в связи с чем, определением апелляционной инстанции от 19.05.2020 судебное заседание отложено на 09.06.2020.
В заседании суда апелляционной инстанции 09.06.2020 представителем ООО "Лукойл-Западная Сибирь" представлен суду технический проект на разработку Грибного месторождения, согласованного протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 25.11.2015 N 6341, который приобщен к материалам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "Лукойл-Западная Сибирь" поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя ООО "Лукойл-Западная Сибирь", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Лукойл-Западная Сибирь" осуществляет разработку Грибного нефтяного месторождения в Сургутском районе ХМАО-Югры по трём лицензионным участкам: Грибному (ХМН 00496 НЭ), Восточно-Грибному (ХМН 02404 НЭ) и Дружному (ХМН 00507 НЭ).
Лицензия ХМН 00496 НЭ от 22.04.1997 выдана сроком действия до 31.12.2096 с целевым назначением лицензии - добыча нефти и газа в пределах Грибного лицензионного участка в Сургутском районе ХМАОЮгры.
Лицензия ХМН 02404 НЭ от 07.10.2009 выдана сроком действия до 31.12.2096 с целевым назначением лицензии - разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Восточно-Грибного лицензионного участка в Сургутском районе ХМАО-Югры.
Лицензия ХМН 00507 НЭ от 22.04.1997 выдана сроком действия до 31.12.2113 с целевым назначением лицензии - добыча нефти и газа в пределах Дружного лицензионного участка в Сургутском районе ХМАО-Югры.
Согласно статье 7 Условий пользования недрами (приложение к лицензии ХМН 00496 НЭ, ХМН 02404 НЭ, ХМН 00507 НЭ), уровень добычи минерального сырья определяется техническим проектом разработки месторождения.
В соответствии со статьей 10 Условий пользования недрами (приложение к лицензии ХМН 00496 НЭ, ХМН 02404 НЭ, ХМН 00507 НЭ) пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Действующим техническим проектом на разработку Грибного месторождения является технологический проект разработки Грибного нефтяного месторождения (ООО "Лукойл-Западная Сибирь"), согласованный протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 25.11.2015 N 6341 (далее - протокол N 6341).
Согласно таблице 8.1 добыча нефти за 2018 год по Грибному месторождению должна составить 2216,8 тыс. т. (2,216 млн. т).
Подпунктом 1.1 протокола N 6341 установлены технологические показатели, максимальные проектные уровни и указано, что допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной определяется в соответствии с пунктом 111 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71.
В период с 28.06.2019 по 22.08.2019 Управлением в отношении Общества проведена плановая выездная проверка, в результате которой административный орган установил, что отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной составило 26,3%, что превышает допустимое отклонение, которое установлено в Правилах разработки месторождений углеводородного сырья, утверждённых Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356, и составляет 25% (для проектного уровня годовой добычи по месторождению от 0,10 до 1,0 млн. т. в год включительно).
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 27.08.2019 N 256 и расценены Управлением в качестве нарушения условий выданной заявителю лицензии на право пользования недрами.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 27.08.2019 N 189, пунктом 41 которого обществу предписано обеспечить выполнение уровня годовой добычи нефти, установленного действующим проектным документом по Грибному месторождению (лицензии на пользование недрами ХМН 00496 НЭ, ХМН 02404 НЭ, ХМН 00507 НЭ).
Полагая указанный пункт предписания от 27.08.2019 N 189 недействительным, ООО "Лукойл-Западная Сибирь" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, что явилось основанием подачи Управлением настоящей жалобы в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения, возникающие в связи с использованием недр Российской Федерации, регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
На основании положений статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Права и обязанности недропользователя изложены в статье 22 Закона о недрах. Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах на указанное лицо возлагается обязанность по выполнению условий, оговоренных в лицензии.
Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (статья 23.2 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пунктом 3 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Из акта проверки от 27.08.2019 N 256 и пункта 41 оспариваемого предписания административного органа следует, что основанием его вынесения послужил вывод Управления о несоблюдении обществом условий лицензии по пользованию недрами, выразившееся в отклонении при добыче нефти по Грибному месторождению в 2018 году с превышением допустимого Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 уровня отклонения в 25%.
В апелляционной жалобе административный орган ссылается на то, что Обществом допущено отклонение от проектного годового уровня в 57 тыс. т (- 26,3 %), в то время как Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 установлен норматив "допустимое нарушение проектного значения по добыче нефти" не более 25 %. Административный орган полагает, что Постановление Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 не применимо в настоящем случае, поскольку Приказ Минприроды России от 14.06.2016 N 356 издан позднее; обстоятельства указания в техническом проекте общества на норматив в 27 %, введенный Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71, не является основанием для его применения, так как Приказом Минприроды России от 14.06.2016 N 356 предусмотрен норматив не более 25 %.
Суд апелляционной инстанции расценивает доводы административного органа в качестве основанных на ошибочном толковании норм действующего законодательства, исходя из следующего.
Согласно пункту 5.5 Приказа Минприроды России от 14.06.2016 N 356 допускается отклонение фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа по месторождению углеводородов от проектной величины, утвержденной в техническом проекте, в соответствии с приложением к настоящим Правилам (допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной составляет 25% - для проектного уровня годовой добычи по месторождению от 0,10 до 1,0 (млн.т. включительно).
Вместе с тем на основании пункта 1.3 Приказа Минприроды России от 14.06.2016 N 356 технические проекты на разработку месторождений (залежей или участков залежей) УВС, предусмотренные подпунктом "б" пункта 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Правила N 118), согласованные и утвержденные пользователем недр в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах до дня вступления в силу настоящих Правил, действуют до окончания срока их действия.
Приведение утвержденных до дня вступления в силу настоящих Правил технологических схем опытно-промышленной разработки месторождений (залежей или участков залежей) УВС в соответствие с настоящими Правилами не требуется.
Приказ Минприроды России от 14.06.2016 N 356 вступил в силу с 06.09.2016.
Как следует из материалов дела, глава XIV Макршейдерско-геодезические работы протокола ЦКР Роснедр по УВС от 25.11.2015 N 6341 предусматривает положения о том, что допустимое отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной предусмотрено в соответствии с пунктом 111 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71 в редакции приказа Минприпроды России от 30.06.2009 N 183 (том 1, л. д. 58).
В свою очередь, пунктом 111 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71 определено допустимое отклонение фактической годовой добычи нефти и газа от проектной в 27% для проектного уровня годовой добычи по месторождению от 0,10 до 1,0 млн.т.
Следовательно, при определении допустимого отклонения фактической годовой добычи от проектной, применительно к деятельности ООО "Лукойл-Западная Сибирь" на лицензионном участке, вопреки доводам административного органа, следует руководствоваться технический проект, утвержденный протоколом ЦКР Роснедр по УВС от 25.11.2015 N 6341, в силу того, что он является действующим.
В настоящем случае не усматривается коллизия норм права, поскольку применение Приказа Минприроды России от 14.06.2016 N 356 во времени прямо урегулировано данным нормативным актом.
Аналогичная позиция относительно действия приведенных нормативных актов изложена в Постановлении Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 15.11.2018 по делу N А81-1409/2018, Постановлении Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2019 по делу N А75-18745/2018.
Таким образом, выводы Управления о нарушении обществом в 2018 году предельных показателей добычи не основаны на нормативных положениях, что влечет вывод о недействительности пункта 41 оспариваемого предписания.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 18.02.2020 по делу N А70-21157/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-21157/2019
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ"
Ответчик: Северо-Уральское Межрегиональное Управление Федеральной Службы по Надзору В Сфере Природопользования