город Воронеж |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А36-3971/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области: Лукина А.О.- представитель по доверенности N 7 от 31.03.2023, сроком действия на 3 года, предъявлено служебное удостоверение, диплом;
от ИП Кригера М.А.: Запорожская А.В.- представитель по доверенности от 15.11.2023, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт, удостоверение адвоката; Запорожский Н.С.- представитель по доверенности от 16.01.2023, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт, удостоверение адвоката; Кригер М.А.- предъявлен паспорт;
от Болгова А.В.: Арапова Е.И.- представитель по доверенности 48 АА 2104208 от 14.08.2023, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт, диплом, свидетельство о заключении брака;
от Администрации Тербунского муниципального района Липецкой области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и Болгова Александра Васильевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2023 по делу N А36-3971/2023, по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кригера Максима Александровича (ОГРНИП 319482700051160) о признании недействительным (незаконным) решения Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области (ОГРН 1024840853696) N509-2023-рз от 21.02.2023 об отказе в предоставлении земельного участка на основании предоставления земельного участка с кадастровым номером 48:15:1310101:2422 на праве аренды иному лицу; о признании незаконными действия (бездействия), выразившиеся в отказе Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в предоставлении ИП главе КФХ Кригер Максиму Александровичу земельного участка с кадастровым номером 48:15:1310101:2422 на праве аренды; о признании незаконным действия (бездействия) Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по предоставлению на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 48:15:1310101:2422 Болгову Александру Васильевичу,
третьи лица: Администрации Тербунского муниципального района Липецкой области, Болгов Александр Васильевич,
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Тербунского муниципального района Липецкой области, Болгов Александр Васильевич.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2023 требования ИП Кригера М.А. были частично удовлетворены.
Действия Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по предоставлению на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 48:15:1310101:2422 Болгову Александру Васильевичу признаны незаконными.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ИП главы КФХ Кригеру М.А. было отказано отказать.
Не согласившись с принятым решением Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и Болгов А.В. обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которой просят отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать в части признания действий Управления по предоставлению на праве аренды спорного земельного участка Болгову А.В.
В силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения по настоящему делу только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, на пересмотре решения суда в полном объеме не настаивают, возражений против пересмотра решения только в обжалуемой части в материалы дела не представлено.
Заявители апелляционных жалоб ссылаются на то, что в случае поступлении нескольких заявлений в отношении одного и того же земельного участка, то заявления рассматриваются в порядке очередности.
Считают решения и действия Управления законными.
Рассмотрение дела откладывалось.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ИП Кригера М.А., а также письменные пояснения, поступившие от Болгова А.В.
В судебном заседании представители Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области поддержал апелляционную жалобу, Болгова А.В. поддержали апелляционные жалобы, просили решение в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Кригера М.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "15" часов "15" минут "17" января 2024 года.
В продолженное судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
11.11.2022 ИП Кригер М.А. в порядке статьей 39.14, 39.18 ЗК РФ обратился в Администрацию Тербунского муниципального район Липецкой области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях утверждения схемы расположения земельного участка, который предстоит образовать.
12.01.2022 Администрацией издано распоряжение N 865-р об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которым:
1) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории 48:15:1130101, государственная собственность на который не разграничена, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, условный номер 48:15:1130110:ЗУ1, площадью 108 800 кв.м, территориальная зона: зона сельскохозяйственных угодий (Сх1), согласно классификатора вид разрешенного использования: растениеводство (код 1.1), местоположение: Российская Федерация, Липецкая область, Тербунский муниципальный район, сельское поселение Тербунский Второй сельсовет;
2) заявителю предоставлено право без доверенности обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием земельного участка, указанного в пункте 1 распоряжения от 22.11.2022;
3) срок действия распоряжения от 22.11.2022 определен два года.
12.01.2023 кадастровым инженером Титовой Ж.В. подготовлен межевой план в целях обеспечения выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка. После чего, заявителем подготовлены и направлены необходимые документы в Межмуниципальный отдел по Долгоруковскому, Воловскому и Тербунскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
20.01.2023 осуществлен государственный кадастрового учета земельного участка, ему присвоен кадастровый номер 48:15:1130101:2422, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
30.01.2023 заявитель обратился в УИЗО с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:15:1130101:2422.
В ответе N 134-2023 от 06.02.2023 Управление отказало ИП Кригеру М.А. в рассмотрении его заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:15:1130101:2422 по причине нарушения требований к порядку подачи заявления.
07.02.2023 Болгов А.В. обратился с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 48:15:1130101:2422.
08.02.2023 ИП Кригер М.А. вновь обратился в УИЗО с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:15:1130101:2422.
16.02.2023 УИЗО спорный земельный участок был предоставлен Болгову А.В., заключен договор N 94-2023-15 аренды.
В связи с этим 21.02.2023 ИП Кригеру М.А. было отказано в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
ИП Кригер М.А., считая, что решение N 509-2023-рз от 21.02.2023 и действия УИЗО по отказу в предоставлении ему в аренду спорного земельного участка, а также действия УИЗО предоставлению указанного земельного участка в аренду Болгову А.В. являются незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в ст.39.6 ЗК РФ.
Согласно подп.15 п.2 ст. ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу пункта 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 названного Федерального закона и статьей 39.18 ЗК РФ, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (пункту 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ).
В силу пункта 2 Закона N 101-ФЗ предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании пункта 5 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
Изменение целевого назначения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, не допускается (пункту 6 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ).
Из материалов дела, следует, что по заявлению ИП Кригера М.А. от 11.11.2022 Администрацией Тербунского муниципального района Липецкой области утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Образованный земельный участок с кадастровым номером 48:15:1130101:2422, площадью 108800 кв.м., образован с целью осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с разрешенным видом использования - растениеводство.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что закреплено подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.
Таким образом, спорный земельный участок изначально сформирован по заявлению Кригера М.А. с целью осуществления деятельности КФХ.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении физического лица от 15.01.204 Болгов А.В. по состоянию на 07.02.2023 года не являлся главой КФХ,
Следовательно, применительно к рассматриваемому порядку предоставления земельных участков относится к категории граждан.
В силу совокупного анализа норм земельного законодательства, в том числе Закона N 112_- ФЗ О личном подсобном хозяйстве, цели предоставления земельных участков гражданам, не относящихся к субъектам экономической деятельности и субъектам, осуществляющим экономическую деятельность, в том числе КФХ - различны.
В связи с чем, цель формирования земельного участка и статус заявителя в данном случае должны соотноситься.
Гражданам, не осуществляющим экономической деятельность, применительно к рассматриваемому случаю, земельный участок может быть предоставлен как приусадебный или для ведения личного подсобного хозяйства.
Различаются и требования к размерам земельных участков, при их формировании и предоставлении их в зависимости от назначения.
Пунктом Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
В силу пунктами 4, 5 статьи 10 Закона Липецкой области от 04.12.2003 N 81-ОЗ "О правовом регулировании земельных правоотношений в Липецкой области" (принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 27.11.2003 N 387-пс) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, устанавливаются в следующих размерах: максимальный размер - 150 га; минимальный размер - 1 га.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.
При этом земельный участок с кадастровым номером 48:15:1130101:2422 имеет площадь 108 800 кв.м. (10,88 га), что превышает максимальную площадь земельного участка, установленной для ведения личного подсобного хозяйства (2,5 га).
Таким образом, у Болгова А.В. отсутствовало право на получение спорного земельного участка исходя из целей его формирования и площади, превышающей предельные размеры для предоставления гражданам, не осуществляющим экономическую деятельность.
Заявлений о предоставлении спорного земельного участка в аренду в целях, соответствующих цели его формирования, от иных крестьянско- (фермерских) хозяйств в Управление не поступало.
Таким образом, действия УИЗО по Липецкой области не соответствует закону, нарушают права и законные интересы Главы КФХ ИП Кригера М.А., который на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 621 ГК РФ вправе требовать о переводе на себя прав и обязанностей по договору аренды, заключенному с Болговым А.В. (норма применяется по аналогии ).
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ИП Кригера М.А. в обжалуемой части.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.09.2023 по делу N А36-3971/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3971/2023
Истец: Кригер Максим Александрович
Ответчик: Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Третье лицо: Администрация Тербунского муниципального района Липецкой области, Болгов Александр Васильевич, Запорожский Никита Сергеевич