г. Чита |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А78-14997/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Барковской О.В., Каминского В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 марта 2020 года по делу N А78-14997/2019 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036 к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) о взыскании с ответчика 1, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств с ответчика 2 задолженности по поставке тепловой энергии на объект (г. Чита, п. Антипиха, ДОС 650, нежилое помещение N1) за период с 01.10.2019 по 31.10.2019 в размере 70 801,41 руб.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по поставке тепловой энергии на объект (г. Чита, п. Антипиха, ДОС 650, нежилое помещение N 1) за период с 01.10.2019 по 31.10.2019 в размере 106 202,12 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от исковых требований к ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика Министерства обороны Российской Федерации.
Определением суда от 05.02.2020 отказ истца от иска в части требований к ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ принят судом, производство по делу в указанной части прекращено, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, к рассмотрению судом приняты уточненные требования о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности за тепловую энергию в размере 106 202,12 руб.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, скорректировав расчет на размер повышающего коэффициента, просил взыскать с ответчиков задолженность в размере 70 801,41 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 04 марта 2020 года исковые требования удовлетворены. С ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца, а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации взыскан основной долг в размере 70 801,41 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы ФГБУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации указывает, что являясь лишь титульным владельцем спорных объектов, то есть в силу закона, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России владеет спорными объектами, но не является их собственником и правом распоряжаться имуществом и тем более, производить оплату расходов по содержанию нежилых помещений и коммунальных услуг не правомочно.
Министерство обороны Российской Федерации в своей апелляционной жалобе указывает, что вывод суда о законности привлечения Минобороны России к субсидиарной ответственности является ошибочным. Из материалов дела не следует, что неисполнение возложенных законом или уставом на Учреждение обязательств вызвано недостаточностью денежных средств у учреждения для погашения задолженности самостоятельно. В силу приведенных положений закона ФГКУ "СибТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не лишено возможности вносить соответствующие изменения в смету, в целях увеличения бюджетных обязательств. При таких обстоятельствах имеет место недоказанность заявителем права на удовлетворение исковых требований к Российской Федерации в лице Минобороны России, как к субсидиарному должнику.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
ФГКУ "СибТУИО" представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Истец представил отзыв на апелляционные жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в оперативном управлении ФГКУ "СибТУИО" находится нежилое помещение N 1, расположенное в многоквартирном жилом доме в городе Чита, поселок Антипиха, ДОС 650, площадью 796,8.
Право оперативного управления подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 14.03.2019.
ПАО "ТГК-14" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепла в указанный многоквартирный дом.
Письменный договор теплоснабжения в заявленный период в отношении спорного помещения не заключался.
Истец указывает, что в октябре 2019 года осуществлял теплоснабжение спорного объекта.
Индивидуальный прибор учета теплоснабжения в нежилом помещении отсутствует.
Истец произвел расчет на основании пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно уточненному расчету истца, стоимость поставленной в спорное помещение тепловой энергии, без применения повышающего коэффициента, составляет 70 801,41 руб.
В процессе рассмотрения дела по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Факт принадлежности спорного нежилого помещения N 1, расположенного в многоквартирном жилом доме в городе Чита, поселок Антипиха, ДОС 650 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного подтвержден выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Таким образом, ФГКУ "СибТУИО", как лицо, которому нежилое помещение передано в оперативное управление, обязано нести бремя содержания, в том числе исполнять обязанность по оплате потребленных коммунальных услуг с момента государственной регистрации этого вещного права.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в силу норм действующего законодательства обязано нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирных домов и оплате коммунальных услуг.
Договор теплоснабжения в отношении данного помещения не заключался.
Возможность производить расчеты за поставленную тепловую энергию напрямую ресурсоснабжающей организации подтверждается выводами судов по делам N А78- 9505/2016, N А78-17137/2017.
Правовая позиция, допускающая обращение ресурсоснабжающей организации с требованием о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию к учреждению, как правообладателю помещений в многоквартирном доме, сформирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2017 N 305-ЭС17-3797 по делу со схожими фактическими обстоятельствами.
Объем тепловой энергии, поставленной на нужды отопления спорного помещения произведен из расчета площади помещения (796,8 кв.м) и действующего в соответствующий период норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (0,0234 Гкал/кв.м).
Согласно уточненному расчету истца, стоимость поставленной тепловой энергии составляет 70801,41 руб.
Стоимость потребленной тепловой энергии определена с учетом тарифов, установленных приказом РСТ Забайкальского края для соответствующих периодов.
Проверив представленный истцом расчет, суд первой инстанции признал его верным.
Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено.
В связи с чем, требования истца о взыскании стоимости отопления за период с 01.10.2019 по 31.10.2019 являются законными и обоснованными.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04.03.2020 по делу N А78-14997/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14997/2019
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N 14"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СИБИРСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГКУ "ЦЖКУ"