г. Красноярск |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А33-29190/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца по первоначальному иску (ответчик по встречному иску) - общества с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания": Альбертович К.Е., представителя по доверенности от 11.07.2019, диплом серии 102408 N 0012639, рег.N16/10 от 15.06.2018, паспорт; Комаровой Е.А., представителя по доверенности от 08.10.2019, диплом серии ВСГ N 4348318, рег.N 18323 от 24.12.2009, паспорт,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Енисейска Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 03 февраля 2020 года по делу N А33-29190/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рециклинговая компания" (ИНН 2461225916, ОГРН 1142468022223, далее - ООО "Рециклинговая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском администрации города Енисейска Красноярского края (ИНН 2447002442, ОГРН 1022401277392, далее - ответчик) о расторжении договора аренды земельного участка от 19.07.2016 N 29а.
Определением от 24.09.2019 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено производство по делу.
В материалы дела от ответчика поступил встречный иск, согласно которому он просил суд расторгнуть договор аренды земельного участка от 19.07.2016 N 29а в связи с нарушением арендатором условий договора и обязать ответчика освободить земельный участок и передать его по акту приема-передачи администрации города Енисейска.
Судом вынесено определение от 18.12.2019 о принятии встречного иска, т.к. истцом по встречному иску названы иные основания для расторжения договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" (далее - ООО "Планета-Сервис"), Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Решением суда от 03.02.2020 исковые требования ООО "Рециклинговая компания" удовлетворены: расторгнут договор N 29а аренды земельного участка от 19.07.2016, заключенный между муниципальным образованием город Енисейск и ООО "Рециклинговая компания". Встречные исковые требования администрации удовлетворены частично: в связи с расторжением договора аренды земельного участка N 29а от 19.07.2016 суд обязал ООО "Рециклинговая компания" возвратить земельный участок с кадастровым номером 24:47:0010470:118 по акту приема-передачи администрации города Енисейска. В остальной части встречных исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска ООО "Рециклинговая компания", удовлетворении встречного иска администрации.
Основной довод апелляционной жалобы сводится к тому, что судом при принятии решения об отказе в удовлетворении встречного иска по заявленным администрацией основаниям, не дана надлежащая оценка тем фактам, что со стороны арендатора были выявлены неоднократные нарущения природоохранного законодательства в области обращения с отходами на земельном участке с кадастровым номером 24:47:0010470:118, что подтверждается фактом привлечения арендатора и его руководителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В отношении арендатора также было оформлено предписание о прекращении несанкционированного размещения отходов на неспециализированном объекте, за неисполнение которого ответчик в соответствии с постановлением мирового судьи судебного участка N 24 по городу Енисейску и Енисейскому району был привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Более того, на сегодняшний день со стороны ООО "Рециклинговая компания" работы по освобождению (рекультивации) спорного земельного участка не проведены.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 04.06.2020.
ООО "Рециклинговая компания" представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в которой возразило против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Представители ООО "Рециклинговая компания" в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет"), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От администрации поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между муниципальным образованием город Енисейск (арендодателем) и ООО "Рециклинговая компания" (арендатором) подписан договор от 19.07.2016 N 29а аренды земельного участка.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 данного договора договор заключен на основании протокола N 2-ЗУ о результатах аукциона на право заключения договора аренды земельного участка от 11.07.2016 и в соответствии с распоряжением администрации города Енисейска от 27.05.2016 N 612-р "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, государственная собственность не разграничена". В соответствии с договором арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 24:47:0010470:118 площадью 11300 кв.м, расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир главпочтамт, участок находится примерно в 5,580 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Енисейск, разрешенное использование: временное размещение отходов производства 4-5 класса опасности воздействия на окружающую среду с последующей рекультивацией, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости).
В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды срок аренды участка устанавливается с 11.07.2016 по 10.07.2031.
В соответствии с пунктами 6.2, 6.3 договора аренды расторжение или прекращение договора оформляется сторонами в письменной форме, подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке. Договор может быть расторгнут по требованию арендодателя по решению суда на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством.
По акту приема-передачи от 19.07.2016 земельный участок принят арендатором в арендное пользование. Согласно акту земельный участок соответствует предоставленной площади, в момент передачи земельный участок находится в удовлетворительном состоянии, пригодном для использования в соответствии с целями и условиями его предоставления. Претензий по качеству и состоянию участка у арендатора не имеется.
02.08.2016 произведена государственная регистрация договора аренды.
На основании изменений внесенных законодателем в статью 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами", распоряжением Губернатора Красноярского края от 04.05.2018 N 220-рг, Положением о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 28.11,2017 N 715-п, Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края 21.05.2018 издан приказ N1/973-од, согласно которому на основании результатов проведенного конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Лесосибирской технологической зоны Красноярского края (протокол конкурсной комиссии от 07.03.2018 N 3) ООО "Планета-Сервис" (ИНН 2454023549) присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края на 10 лет.
21.05.2018 между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Планета-Сервис" подписано соглашение N 3 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края.
Согласно пункту 1.3 данного соглашения зоной деятельности регионального оператора на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края определены следующие территории следующих городских округов и муниципальных образований: г.Лесосибирск, г.Енисейск, Енисейский район, Казачинский район, Пировский район.
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения региональный оператор обязан приступить к исполнению обязанностей по настоящему соглашению с 01.01.2019 при условии утверждения до указанной даты тарифа на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО. Согласно приложения N 3 к соглашению в число земельных участков, которые региональный оператор обязан ликвидировать (рекультивировать) за счет собственных средств включен земельный участок с КН 24:47:0010470:118, расположенный в границах города Енисейска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.12.2018 по делу N А33-17516/2018, вступившем в законную силу 04.03.2019, в связи с ненадлежащем исполнением ООО "Планета-Сервис" обязанности по предоставлению обеспечения заявки для участия в конкурсном отборе, признан недействительным конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края (протокол конкурсной комиссии от 07.03.2018 N 3), признано недействительным соглашение от 21.05.2018 N 3 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края, заключенное Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис".
По соглашению о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края от 25.03.2019 подписанного между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Планета-Сервис", в связи с принятыми арбитражными судами судебными актами по делу N А33-17516/2018 и в целях предупреждения чрезвычайной ситуации вызванной отсутствием в Лесосибирской технологической зоне Красноярского края регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "Планета-Сервис" исполняет функции такого оператора до дня определенного соглашением заключенного министерством с новым региональным оператором, определенного по результатам конкурсного отбора.
20.09.2019 ООО "Рециклинговая компания" обратилась в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды от 19.07.2016 N 29а на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с тем, что с учетом изменившегося законодательства, осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъектов Российской Федерации может осуществлять организация имеющая статус регионального оператора, полученного в результате проведений конкурсных процедур. У истца данный статус отсутствует. Кроме того, земельный участок предоставленный истцу в аренду утратил возможность использования его с целью хранения отходов, в связи с утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (23.09.2016 N 1/451-од) территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами для территории Красноярского края.
В свою очередь администрация города Енисейска обратилась в арбитражный суд со встречным иском, в котором просила суд расторгнуть договор аренды земельного участка от 19.07.2016 N 29а и обязать ООО "Рециклинговая компания" освободить земельный участок с кадастровым номером 24:47:0010470:118 и передать его администрации по акту приема-передачи в течении 3 месяцев после вступления в законную силу. В качестве основания заявленных требований администрация указывает на факт нарушения арендатором природоохранного законодательства в области обращения с отходами на спорном земельном участке, что подтверждается фактом привлечения арендатора и его руководителя к административной ответственности по статье 8.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В отношении арендатора также было оформлено предписание о прекращении несанкционированного размещения отходов на неспециализированном объекте, за неисполнение которого, ответчик в соответствии с постановлением мирового судьи судебного участка N 24 по городу Енисейску и Енисейскому району был привлечен к административной ответственности за правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Как указывает истец по встречному иску, в адрес общества были направлены две претензии с требованием провести рекультивацию земельного участка. В подтверждении данных обстоятельств администрацией предоставлены суду: копии: письма от 04.08.2017 N 2227; письма от 13.11.2018 N 3261; письма от 23.08.2018 N 03-1/24-7098; постановления от 18.12.2018 получения с официального сайта агентства мировых судей по Красноярскому краю; претензии от 15.01.2019 N 79; претензии от 18.03.2019 г. N 762; уведомления о вручении; письма от 06.12.2019 б/н; распоряжения от 16.07.2019 N 736-р; уведомления от 24.06.2019 N 19-РК/97/1; письма от 26.06.2019 N РК/101; уведомления от 30.10.2018 N 2018-РК/144.
Удовлетворяя первоначальные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о существенном изменении обстоятельств (изменение законодательства), из которых стороны исходили при заключении договора.
Частично удовлетворяя встречные требования, суд пришел к выводу о возникновении у ООО "Рециклинговая компания" обязанности по возврату объекта аренды в связи с удовлетворением требования общества о расторжении договора аренды; при этом отказывая в удовлетворении требования администрации о расторжении договора в связи с нарушением арендатором условий договора, суд пришел к выводу о необоснованности такого требования.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Правовая природа подписанного между истцом и ответчиком договора N 29а от 19.07.2016 позволяет суду отнести данный договор к категории договоров аренды недвижимого имущества, а в частности земельного участка.
Согласно статьям 606, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Объектом аренды по договору от 19.07.2016 определен земельный участок, относящийся к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 24:47:0010470:118, площадью 11300 кв.м, расположенный по адресу (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир главпочтамт, участок находится примерно в 5,580 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Енисейск, с разрешенным использованием: временное размещение отходов производства 4-5 класса опасности воздействия на окружающую среду с последующей рекультивацией, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости).
Согласно преамбулы Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" данный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
После подписания договора аренды от 19.07.2016 N 29а в Федеральный Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ внесены ряд существенных изменений. Такие изменения внесены в том числе Федеральными законами от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 28.12.2016 N 486-ФЗ от 25.12.2018 N 483-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 29.07.2018 N 272-ФЗ.
В частности вышеуказанными изменениями определено, что в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования. Согласно данной схемы определяются нахождения мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;
В соответствии со статьей 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 N 98-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 98-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей. Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года.
На основании вышеуказанных изменений в Федеральное законодательство на региональном уровне были также приняты целый ряд нормативных актов регулирующих предпринимательскую деятельность в области обращения с отходами
07.06.2018 принят Закон Красноярского края N 5-1710 "О регулировании отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края", который фактически во многом продублировал положения Федерального закона N 89-ФЗ, в т.ч. в части правового статуса регионального оператора.
Согласно приказу Министерства экологии рационального природопользования Красноярского края от 29.10.2019 N 77-17950од "О внесении изменений в Приказ министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.06.2016 N 1/451-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в т.ч. с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае". Согласно таблицы N 37 (являющейся приложением к приказу) региональным оператором по технологической зоне "Лесосибирская" муниципальных образований г. Лесосибирск, г.Енисейск, Енисейский, Казачинский, Пировский районы определено ООО "Планета-Сервис".
Согласно вышеуказанной территориальной схемы все потоки твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Енисейского района направляются в город Лесосибирск для сортировки и последующего размещения на полигоне твердых бытовых отходов.
Утвержденная территориальная схема не определяет земельный участок с кадастровым номером 24:47:0010470:118 в качестве места приема, накопления и хранения твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 данной нормы, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Анализируя приведенные нормы права, коллегия судей соглашается с тем, что изменение действующего федерального и регионального законодательства в сфере регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами, происшедшее после заключения сторонами договора аренды от 19.07.2016 N 29а, императивным образом изменившее порядок определения правового статуса лица, которое вправе осуществлять деятельность по обращению с ТКО; определения мест приема, накопления и хранения твердых коммунальных отходов, в числе которых не числится земельный участок, предоставленный администрацией города Енисейска в аренду, позволяет суду сделать вывод, что данное обстоятельство можно расценивать как существенное изменение обстоятельств, которое отвечает наличию признаков, определенных в статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у арендатора статуса регионального оператора, которое может быть приобретено только на конкурсной основе, требование истца по первоначальному иску о расторжении договора заявлено обоснованно и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Администрацией города Енисейска по встречному иску в качестве основания для расторжения договора аренды определен факт нарушения его условий со стороны арендатора, который, по мнению администрации, подтверждается фактом привлечения арендатора и его руководителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а также вынесением предписания о прекращении несанкционированного размещения отходов на неспециализированном объекте, за неисполнение которого, ответчик в соответствии с постановлением мирового судьи судебного участка N 24 по городу Енисейску и Енисейскому району был привлечен к административной ответственности за правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Истец по встречному иску также указал, что в адрес общества были направлены две претензии с требованием провести рекультивацию земельного участка, однако со стороны ООО "Рециклинговая компания" работы освобождению (рекультивации) земельного участка не проведены.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, арендатор с учетом изменения действующего законодательства, в том числе в части определения мест накопления отходов на территории Красноярского края, куда не вошел земельный участок, предоставленный по договору аренды, не имел возможности осуществлять использование данного участка, в целях определенных договором. В соответствии со статьей 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 N 98-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Данные площадки определяются территориальной схемой обращения с отходами. Земельный участок, предоставленный арендатору в аренду после заключения договора, не был включен в перечень мест приема, накопления и хранения твердых коммунальных отходов.
Таким образом, анализируя обстоятельства и основания, на которых истец строил свою правовую позицию относительно прекращения договорных отношений, учитывая, что первоначальный иск о расторжении договора признан судом обоснованным, правовых оснований для удовлетворения встречного иска у суда первой инстанции не имелось.
В части встречных требований об освобождении земельного участка, суд на основании имеющихся в деле документов, пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом факта нахождения на земельном участке с кадастровым номером 24:47:0010470:118 какого-либо имущества ответчика, либо, как утверждает истец не вывезенных ТКО.
В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Учитывая факт расторжения судом договора аренды земельного участка от 19.07.2016 N 29а у ответчика по встречному иску (арендатора по договору) возникла обязанность по возврату объекта аренды.
Поскольку доказательства возврата земельного участка арендодателю в материалах дела отсутствуют, в данной части встречный иск правомерно удовлетворен судом.
Доводы жалобы аналогичны доводам, заявленным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы должна быть отнесена на заявителя, но не подлежит взысканию в связи с освобождением его от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" февраля 2020 года по делу N А33-29190/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-29190/2019
Истец: ООО "РЕЦИКЛИНГОВАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Рециклинговая компания"
Ответчик: Администрация города Енисейска Красноярского края
Третье лицо: Министерство экологии и рационального природопользования, ООО "Планета-Сервис"