г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А26-11328/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии:
от заявителя: Липаев С.О. (доверенность от 04.12.2019)
от заинтересованного лица: не явился, извещено.
от 3-го лица: не явился, извещено.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6273/2020) АО "Прионежская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.01.2020 по делу N А26-11328/2019 (судья Цыба И.С.), принятое по заявлению АО "Прионежская сетевая компания" о признании незаконным действия по отказу в государственной регистрации договора аренды земельных участков, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации договора аренды от 10.07.2019 N MFC0122/2019- 34620, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, 3-е лицо: Шеремет Виктор Никифорович,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Прионежская сетевая компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными действия по отказу в государственной регистрации договора аренды земельных участков, выраженного в сообщении об отказе в государственной регистрации договора аренды от 10.07.2019 N MFC-0122/2019-34620.
Определением от 19.11.2019 суд привлек Шеремета Виктора Никифоровича к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 27.01.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. По мнению подателя жалобы, основания для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации договора аренды N 76-19 противоречат ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона о регистрации), основаны на неверном применении и толковании норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал. Управление, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 05.04.2019 в Управление поступило заявление АО "Прионежская сетевая компания" о государственной регистрации договора аренды N 76-19 от 01.02.2019 части земельного участка с кадастровым номером 10:13:0171302:75 площадью 624 кв.м и части земельного участка с кадастровым номером 10:13:0171302:76 площадью 142 кв.м.
К заявлению прилагались доверенность от 26.12.2017 на лицо, подписавшее заявление; договор аренды земельных участков от 01.02.2019 N 76-19; доверенность от 03.12.2018 N 119-18; платежное поручение от 03.04.2019 об уплате государственной пошлины.
При проведении правовой экспертизы представленных Обществом на государственную регистрацию документов Управлением выявлены обстоятельства, препятствующие проведению государственной регистрации.
Из представленных на государственную регистрацию прав документов следовало, что предметом представленного на регистрацию договора аренды являются часть земельного участка с кадастровым номером 10:13:0171302:75 площадью 624 кв.м (10:13:0171302:75:ЗУ2) и часть земельного участка с кадастровым номером 10:13:0171302:76 площадью 142 кв.м (10:13:0171302:76:ЗУ2).
К договору аренды прилагалась схема расположения арендованных земельных участков без указания характерных точек объектов в привязке к местности.
Управление в соответствии с пунктом 5 (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав) и пунктом 7 (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации) части 1 статьи 26 Закона о регистрации приостановило осуществление государственной регистрации договора аренды земельного участка N 76-19 от 01.02.2019.
Причины приостановления осуществления государственной регистрации прав изложены в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 10.04.2019 N MFC-0122/2019- 34620. Управление указало, что в соответствии с п.4 части 3 ст. 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации.
Согласно части 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав являются (среди прочего) договор и межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 ст. 22 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Поскольку поданное Обществом заявление не соответствует требованиям действующего законодательства, а также не представлен межевой план земельных участков, передаваемых в аренду, государственная регистрация договора аренды N 76-19 от 01.02.2019 не представляется возможным.
Общество 25.06.2019 представило в Управление заявление о приеме дополнительных документов, а именно дополнительного соглашения от 24.05.2019 к договору аренды земельных участков N 76-19 от 01.02.2019, согласно которому предметом договора аренды являлись земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555 (площадью 624 кв. м) и 10:13:0171302:557 (площадью 142 кв.м).
Управление пришло к выводу о том, что представленные для устранения причин приостановления документы от 25.06.2019 N MFC-0122/2019-61730 не устраняют причины, послужившие основанием для приостановления регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно пункту 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
В соответствии п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.
На основании изложенного Управление посчитало, что дополнительное соглашение от 24.05.2019 к договору аренды N 76-19 от 01.02.2019 не может быть рассмотрено в рамках заявленных регистрационных действий, в связи с чем Управлением было издано уведомление от 26.06.2019 N MFC-0122/2019-34620 о приостановлении государственной регистрации договора аренды (дополнение к уведомлению о приостановлении от 10.04.2019).
22.05.2019 в ЕГРН были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:13:0171302:555, образованном из земельного участка с кадастровым номером 10:13:0171302:75. 23.05.2019 в ЕГРН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:13:0171302:557, образованном из земельного участка с кадастровым номером 10:13:0171302:76.
Одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на указанные земельные участки было зарегистрировано право собственности Шеремета Виктора Никифоровича, поскольку согласно части 2 статьи 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, перераспределения земельных участков государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76 были сняты с кадастрового учета 22.05.2019 и 23.05.2019 соответственно, что сделало невозможной государственную регистрацию прав на земельные участки с номерами, указанными в заявлении (10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76).
При этом государственная регистрация договора аренды в отношении вновь образованных земельных участков была, по мнению ответчика, невозможна в связи с тем, что заявителем не было представлено заявление о государственной регистрации договора аренды.
В связи с тем, что в течение срока приостановления осуществления государственной регистрации договора аренды причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, не были устранены, Управление 10.07.2019 отказало Обществу в государственной регистрации договора аренды земельного участка N 76-19 от 01.02.2019 на основании пункта 3 (имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами) и пункта 7 (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации) части 1 статьи 26, статьи 27 Закона о регистрации.
Данный отказ изложен в сообщении N MFC-0122/2019-34620.
Полагая, что отказ Управления в государственной регистрации договора аренды, изложенный в сообщении от 10.07.2019 N MFC-0122/2019-34620, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного отказа недействительным.
В качестве способа устранения Управлением допущенного нарушения Общество просило суд обязать ответчика осуществить государственную регистрацию договора N 76-19 от 01.02.2019 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555 и 10:13:0171302:557.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В нарушение ст. ст. 14, 22, 44 Закона о регистрации в целях осуществления государственной регистрации аренды частей земельных участков заявителем не представлены заявление об осуществлении государственного кадастрового учета (представлено только заявление о государственной регистрации прав), а также межевые планы земельных участков, содержащие сведения о частях земельных участков, передаваемых в аренду.
Вопреки доводам жалобы, на момент представления заявления о государственной регистрации аренды сведения о частях земельных участках с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76 в ЕГРН отсутствовали. Договор аренды N 76-19 от 01.02.2019 и приложенная к нему схема расположения земельных участков не содержат описания передаваемых в аренду частей земельных участков, которое позволяло бы однозначно понимать положение границ частей земельных участков на местности с точностью не ниже требуемой при межевании (отсутствует обозначение характерных точек границ частей земельных участков, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка).
Статьей 21 Закона о регистрации установлены требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Данной статьей конкретизированы как требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имуществ, так и требования к представлению заявления.
Таким образом, в случае если заявление по содержанию не соответствует Требованиям к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Требования), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920, данное обстоятельство является основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76 на момент принятия оспариваемого решения были сняты с кадастрового учета, государственная регистрация прав на земельные участки с номерами, указанными в заявлении (10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76) не представлялась возможной.
При этом государственная регистрация договора аренды в отношении вновь образованных земельных участков была невозможна в связи с тем, что заявителем не было представлено заявление о государственной регистрации договора аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555 (площадью 624 кв.м), 10:13:0171302:557 (площадью 142 кв.м).
Как правильно указал суд в решении, Управление, владея информацией об образовании новых земельных участков, об их собственнике и арендаторе, не вправе самостоятельно (без соответствующего заявления) осуществлять регистрационные действия в отсутствие соответствующего заявления, содержащего информацию об объекте, в отношении которого заявитель просит совершить указанные действия.
Заявление о государственной регистрации договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555 (площадью 624 кв.м) и 10:13:0171302:557 (площадью 142 кв.м) Обществом в Управление не подавалось.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд согласен.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.01.2020 по делу N А26-11328/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11328/2019
Истец: АО "ПРИОНЕЖСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: Шеремет Виктор Никифорович