г. Тула |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А23-2164/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кононовой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.09.2023 по делу N А23-2164/2023 (судья Масенкова О.А.), принятое по исковому заявлению межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области (г. Москва, ОГРН 1057748853690, ИНН 7724559170) к Государственному предприятию Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" (г. Калуга, ОГРН 1054003509185, ИНН 4029032147) о взыскании задолженности;
при участии в заседании:
от Государственного предприятия Калужской области "Калужский региональный экологический оператор": Зайцева Я.П. (доверенность от 28.06.2023);
от межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области: Латышева Н.В. (доверенность от 15.02.2023);
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственному предприятию Калужской области "Калужский региональный экологический оператор" (далее - предприятие) о взыскании задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 70 778 584 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.09.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, предприятие обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на формальность утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; указывает на отсутствие вреда окружающей среде в случае отсутствия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимита на их размещение; полагает, что не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) с учетом повышающего коэффициента; считает, что необходимо было установить наличие вреда, причиненного окружающей среде.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, управлением осуществлен контроль на предмет правильности исчисления предприятием суммы платы за НВОС за 2021 год.
Декларация о плате за НВОС за 2021 год предоставлена предприятием в электронном виде 28.02.2022.
В ходе осуществления контроля выявлен факт наличия ошибок в декларации о плате за НВОС за 2021 год (в разделе N 3.1) в отношении объекта N 29-0140-002287-П, которому присвоена II категория НВОС, расположенного по адресу: г. Сосенский, Козельский район, Калужская область.
В разделе 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" предприятие заявило о размещении на эксплуатируемом объекте размещения отходов (полигоне) в отчетном периоде твердых коммунальных отходов (далее - ТКО):
- отходы сортировки ТКО при совместном сборе (код ФККО 74111911724) - 19 734,815 т;
- отходы сортировки ТКО при совместном сборе практически неопасные (код ФККО 7411192725) - 56 807,085 т,
в то время как документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 24.12.2018 N 5933 (далее - Документ N 5933) информация о наличии лимита на размещение таких отходов не предусмотрена.
Следовательно, их размещение осуществлено с превышением лимита.
Поскольку предприятие произвело расчет платы за размещение ТКО без учета коэффициента, предусмотренного п. 18(2) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Правила N 255, утратили силу с 01.09.2023), управление пришло к выводу о занижении предприятием размера платы за размещение ТКО, о чем в соответствии с п. 40 Правил N 255 сообщило предприятию письмом от 22.11.2022 N 03-51/17856, которое было направлено вместе с требованием о предоставлении пояснений в течение 7 рабочих дней.
Ввиду не поступления от предприятия пояснений, в соответствии с п. 44 Правил N 255 управлением составлен акт проведения контроля за исчислением платы от 16.12.2022 N 20, который вместе с требованием от 13.12.2022 N 13 был направлен предприятию заказным письмом с уведомлением 22.12.2022 (вручено адресату 26.12.2022).
Сумма платы, подлежащая внесению в бюджет за размещение предприятием ТКО составила 73 404 775 руб., в то время как оплачено предприятием по объекту N 29-0140-002287-П - 2 626 191 руб., что подтверждается платежным поручением от 02.03.2022 N 1117. Сумма доначисленной платы за размещение ТКО по объекту N 29-0140-002287-П составила 70 778 584 руб. (73 404 775 руб. - 2 626 191 руб.).
Поскольку задолженность в размере 70 778 584 руб. предприятием не была погашена, управление обратилось в Арбитражный суд Калужской области.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) НВОС - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 Закона N 7-ФЗ к основным принципам охраны окружающей среды относятся, в том числе, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-0 платежи за НВОС являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую НВОС, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии со ст. 23 Закона N 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается, в том числе, за размещение отходов производства и потребления.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Исчисление платы за НВОС производится в соответствии с Правилами N 255.
Согласно п. 12(1) Правил N 255 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в п. 18(1) Правил N 255. При отсутствии лимитов на их размещение такие лица при исчислении платы используют формулу, указанную в п. 18(2) Правил N 255.
Пункт 18(2) Правил N 255 предусматривает применение стимулирующего коэффициента Ксл, равного 25, за размещение отходов с превышением установленных лимитов.
Как следует из материалов дела, в Документе N 5399 (срок действия с 24.12.2018 по 23.12.2023) отсутствует информация о нормативах образования и лимитах на размещение отходов сортировки ТКО при совместном сборе и отходов сортировки ТКО при совместном сборе практически неопасные.
Между тем, предприятие, разместив указанные виды отходов, произвело расчет платы за размещение ТКО без учета стимулирующего коэффициента 25.
С учетом изложенного, произведенный управлением расчет доначисленной платы, подлежащей внесению в бюджет за размещение указанных видов отходов, в размере 70 778 584 руб. соответствует требованиям п. 18(2) Правил N 255, а также ставкам платы при размещении отходов, установленным постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (17,3 руб. за 1 т отходов V класса опасности (практически неопасные)), постановлением Правительства РФ от 24.01.2020 N 39 "О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" (использование дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08), постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (95 руб. за 1 т ТКО IV класса опасности (малоопасные)).
Таким образом, заявленное управлением требование о взыскании с предприятия доначисленной платы за размещение ТКО по объекту N 29-0140-002287-П, расположенному по адресу: г. Сосенский, Козельский район, Калужская область, в размере 70 778 584 руб. правомерно удовлетворено судом области.
Довод апеллянта о формальности утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является несостоятельным, поскольку указанная обязанность в отношении объекта, отнесенного ко II категории негативного воздействия, непосредственно предусмотрена положениями Закона N 89-ФЗ.
Также судебная коллегия отклоняет довод апеллянта об отсутствие вреда окружающей среде в случае отсутствия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимита на их размещение, и необходимости его установления, так как предметом искового заявления является взыскание платы за НВОС, а не возмещение ущерба, причиненного окружающей среде.
Довод апеллянта о том, что он не обязан вносить плату за НВОС с учетом повышающего коэффициента, является несостоятельным в силу прямого противоречия п. 18(2) Правил N 255.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на нормах законодательства и обстоятельствах дела. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.09.2023 по делу N А23-2164/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2164/2023
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области
Ответчик: государственное предприятие Калужской области "Калужский региональный экологический оператор"