г. Саратов |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А06-11551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Половниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кууль Татьяны Леонидовны
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 марта 2020 года по делу N А06-11551/2019 (судья Плеханова Г.А)
по заявлению индивидуального предпринимателя Кууль Татьяны Леонидовны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (г. Астрахань, ул. Победы, д. 53/9, ИНН 3015026737, ОГРН 1043000719520)
о признании незаконными действий в части несообщения об имеющихся излишне уплаченных страховых взносах и не проведении зачета в счет погашения недоимки заинтересованное лицо: Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г.Астрахани (г. Астрахань, ул. Калинина, д. 32, ИНН 3015056724, ОГРН 1023000827255),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась индивидуальный предприниматель Кууль Татьяна Леонидовна (далее - ИП Кууль Т.Л., заявитель) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - ИФНС по Кировскому району г. Астрахани, инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании незаконными действий в части несообщения об имеющихся излишне уплаченных страховых взносах и не проведении зачета в счет погашения недоимки.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г. Астрахани.
После обращения в суд Кууль Т.Л. утратила статус индивидуального предпринимателя.
Решением от 19 марта 2020 года Арбитражный суд Астраханской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Кууль Татьяна Леонидовна не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
ИФНС по Кировскому району г. Астрахани области заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя инспекции. Судом заявленное ходатайство удовлетворено в полном объеме.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01.05.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Кууль Т.Л. заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с неполучением отзыва налогового орган.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Из содержания указанной нормы следует, что совершение такого процессуального действия как отложение судебного заседания является правом суда, а не обязанностью.
Судебная коллегия в судебном заседании отказала в приобщении отзыва налогового органа к материалам дела, поскольку сведениям отслеживания почтовых отправлений корреспонденция адресатом не получена и Кууль Т.Л. так же указывает на его не получение.
Кууль Т.Л. не обосновала причины неявки в судебное заседание, ходатайств о проведении судебного заседания по видеоконференц-связи, проведении процесса онлайн не заявила.
При таких обстоятельствах судебная коллегия отказала в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Кууль Т.Л. обратилась в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на ОМС в размере 3687,48 руб.
12 апреля 2019 года налоговым органом вынесено решение N 19665 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поскольку налоговые органы не вправе производить зачеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, ИП Кууль Т.Л. обратилась с жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы России по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области, Управление).
Решением УФНС России по Астраханской области от 26.08.2019 N 208-Н, жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на правомерность действий инспекции в оспариваемой части.
Судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) ненормативного правового акта закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
При этом заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
07 апреля 2019 года заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов на ОМС (КБК 18210202101080011160) в размере 3 687,48 руб.
По результатам рассмотрения указанного заявления инспекцией вынесено решение об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) от 12.04.2019 N 19645, в связи с тем, что указанная переплата образовалась до 01.01.2017.
Кроме того, 19.04.2019 в адрес налогоплательщика направлено информационное письмо N 13-35/05920@ о порядке возврата излишне уплаченных страховых взносов, образовавшихся до 01.01.2017, установленным Законом N 250-ФЗ.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации переданы налоговым органам.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", с 01.01.2017 между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01.01.2017 отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ срок исчисляется со дня завершения органами ПФР, ФСС РФ камеральной проверки указанного расчета.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органами ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган, то есть по месту нахождения организаций (их обособленных подразделений).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 78 НК РФ излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
На основании изложенного, Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ по отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей по страховым взносам, установленных главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ предусмотрен возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 и по решению органов ПФР и ФСС РФ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно позиции, изложенной в Письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-15-05/41754 в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, с 01.01.2017 между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решения о зачете (уточнении) сумм излишне уплаченных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет соответствующие уведомления в орган Федерального казначейства. Бюджетные полномочия осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, при наличии у плательщика страховых взносов недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, возникших за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность подлежат уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона N 243-ФЗ. До уплаты платы плательщиком страховых взносов указанных недоимки и задолженности либо их взыскания в установленном порядке отсутствует основание для принятия в соответствии со статьей 21 Закона N 250-ФЗ органом Пенсионного фонда Российской Федерации (органом Фонда социального страхования Российской Федерации) решения о возврате указанному плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года.
Исходя из этого, для возврата излишне уплаченных средств по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, налогоплательщику необходимо обращаться с заявлением в возврате в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей за период с 01.01.2017 не предусмотрен.
Как установлено судами и следует из материалов дела, отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области в налоговый орган переданы обязательства предпринимателя по страховым взносам, возникшим до 01.01.2017, в том числе переплата по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования по КБК 18210202101080011160, в размере 3 687,48 руб.
Согласно информационным ресурсам налогового органа 14.05.2018 сформировано сообщение о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) N 129145 по КБК 18210202101080011160 в размере 3 687,48 руб., которое направлено в адрес налогоплательщика 18.05.2018.
Из материалов дела усматривается, что инспекцией 18.10.2018 заказным письмом с уведомлением в адрес предпринимателя направлены информационное письмо N 23694 и согласованный в одностороннем порядке Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 13.09.2018 N 28837.
В информационном письме N 23694 предпринимателю предложено произвести сверку данных акта, путем представления (направления) одного экземпляра акта с заполненными графами по данным налогоплательщика и подписью, в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов. Почтовой корреспонденции присвоен почтовый идентификатор N80085128635644.
Согласно данным, размещенным в общедоступной информационной сети "Интернет" на сайте "Почта России" в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", указанное почтовое отправление с почтовым идентификатором N 80085128635644 получено адресатом 27.10.2018.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявитель располагал информацией о фактической переплате и задолженности, в период администрирования налоговым органом страховых взносов.
Отсутствуют незаконные действия инспекции в части несообщения об имеющихся излишне уплаченных страховых взносах.
Как указано выше, нормами действующего законодательства зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в счет предстоящих платежей за период с 01.01.2017 не предусмотрен.
Следовательно, налоговый орган правомерно отказал заявителю в зачете (возврате) суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), в связи с тем, что указанная переплата образовалась до 01.01.2017.
Незаконные действия инспекции в части непроведения зачета в счет погашения недоимки так же отсутствуют.
Кроме того, 19.04.2019 в адрес налогоплательщика налоговым органом направлено информационное письмо N 13-35/05920@ о порядке возврата излишне уплаченных страховых взносов, образовавшихся до 01.01.2017, установленным Законом N 250-ФЗ, где указано на необходимость обратиться с соответствующим заявлением в Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г.Астрахани (л.д. 39).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Кууль Татьяны Леонидовны удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 марта 2020 года по делу N А06-11551/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11551/2019
Истец: Кууль Татьяна Леонидовна
Ответчик: ИФНС по Кировскому району г. Астрахани
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда в Кировском районе г. Астрахани