Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф08-6454/20 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2020 г. |
дело N А53-33723/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Миллеровской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Русова А.Н., паспорт, по доверенности от 27.04.2020 N 05-50/0023, в качестве специалиста Гриценко Н.Н., по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корнеевой Лилии Ивановны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.01.2020 по делу N А53-33723/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Корнеевой Лилии Ивановны
к Миллеровской таможне (ИНН 6149005484, ОГРН 1026102194238)
о признании незаконным бездействия и решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Корнеева Лилия Ивановна (далее - ИП Корнеева Л.И.) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Миллеровской таможне о признании незаконным бездействия таможенного поста МАПП "Донецк" Миллеровской таможни по выдаче разрешения на убытие за пределы таможенной территории ТС (в Украину) автотранспортного средства международной перевозки гос.номер АМ0222-1/А8707Е-1 с товаром - печень куриная, замороженная 10581 кг., гос. номер А14803-1/Б3151Т-1 с товаром - мясо курицы отделенное механическим способом замороженное 20517 кг., гос.номер Т333мм67/00105 с товаром -мясо куриное механической обвалки, замороженное 21414 кг., гос.номер АР69595/Б4149В5 с товаром - мясо куриное механической обвалки 10500 кг.; о признании незаконным решения таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни об изъятии у перевозчиков товаров, находящихся в автотранспортных средствах международной перевозки гос.номера АМ0222-1/А8707Е-1, АГ4803-1/Р3151Т-1, Т333мм67/00105, АР69595/Б4149В5 и их последующее размещение на специализированном складе -холодильнике; о признании незаконными решений Миллеровской таможни о задержании товаров, формализованных протоколами задержания товаров от 27.08.2019 года серия МТN 00031,00032, 00033, 00034 (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 23.01.2020 суд отказал в удовлетворении требований предпринимателя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Корнеева Л.И. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Перечень товаров, запрещенных к ввозу на основании статьи 7 ТК ЕАЭС определен согласно п.4, ст. 7 ТК ЕАЭС в Приложении N 1, к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования"; товары, перевозимые по таможенной процедуре таможенного транзита в адрес ФЛП Корнеевой Л.И. не включены в перечень товаров Приложения N1 Решения КТС N 30. Следовательно, рассматриваемые товары не запрещены к ввозу на единую таможенную территорию Союза и на них не распространяются запеты, усыновленные статьей 7 ТК ЕАЭС.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции приняли участие посредством системы веб-конференции ИС "КАД" представители Миллеровской таможни.
В суд апелляционной инстанции в 10 час. 30 мин. поступило ходатайство ЮТУ об участии в судебном заседании посредством системы веб-конференции ИС "КАД". Ходатайство отклонено судом в связи с его поздней подачей - ходатайство поступило в систему в 10 час. 30 мин. 02.06.2020, при этом судебное заседание по делу также назначено на 10 час. 30 мин. 02.06.2020.
В судебное заседание не явились представители ИП Корнеевой Л.И., извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ИП Корнеевой Л.И. в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с невозможностью обеспечения явки представителя предпринимателя в судебное заседание из-за болезни.
В соответствии со ст. 158 АПК РФ суд отклонил ходатайство в связи его необоснованностью, поскольку заявителем не мотивирована необходимость обеспечения личного участия представителя предпринимателя в судебном заседании. Суд не признавал обязательной явку представителя предпринимателя в судебное заседание. Судом установлена осведомленность участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания. Позиция ИП Корнеевой Л.И. по существу спора изложена в заявлении об оспаривании решений (действий) таможни, в апелляционной жалобе, которые изучены судом. Заявителем не указано на необходимость представления суду новых доказательств, в том числе с учетом требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ, а также с обоснованием невозможности направления таких доказательств посредством средств связи, включая электронные ресурсы.
Кроме того, судебное разбирательство по делу в период введения ограничительных мер в регионах откладывалось (изменялась дата судебного заседания). Участвующие в деле лица не лишались возможности проведения онлайн-заседания с целью предотвращения угрозы возможного распространения инфекции. Дальнейшее отложение судебного заседания повлечет истечение срока рассмотрения жалобы, необоснованное затягивание судебного разбирательства и судебную волокиту.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ИП Корнеевой Л.И.
Представитель Миллеровской таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя таможни, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, физическим лицом - предпринимателем Корнеевой Л.И. Украина (ЛНР) по внешнеторговому контракту N 01/06/2019/PL от 27.06.2016 в Польше была закуплена мясная продукция для доставки ее на территорию Украины (ЛНР).
Закупленный товар был отгружен на территории Польши продавцом четырьмя автотранспортными средствами: номера государственной регистрации АМ0222-1/А8707Е-1 (СМР б/н от 11.07.2019, товар - печень куриная, замороженная 10581 кг.); AI4803-1/F3151T-1(CMP б/н от 08.07.2019, товар - мясо курицы, отделенное механическим способом, замороженное 20517 кг.); GOJ719/GG105 (СМР б/н от 08.07.2019, товар - мясо куриное механической обвалки, замороженное 21414 кг.); AP69595/F4149B5 (СМР N 112 от 05.07.2019, товар - мясо куриное механической обвалки 10500 кг.).
10.07.2019 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни со стороны России прибыл грузовой автомобиль MERCEDES-BENZ ACTROS 1848LS регистрационный знак АР69595 полуприцеп специальный фургон-рефрижератор SCHMITZ SK024 регистрационный знак А4149В5, под управлением гражданина Республики Беларусь СП. Бобер - водитель перевозчика ЧТУП "АЛЕСЯТРАНС" (Республика Беларусь).
Получателем товара являлась ФЛП Корнеева Лилия Ивановна (Украина, Луганская область, г. Свердловск, ул. Юбилейная, 33).
Отправитель товара - MITMAR SP.ZOO 95-015 GLOWNO, SIKORSKIEGO 5В POLAND (Польша).
На данном транспортном средстве по транзитной декларации N 11216417/070719/0214005, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша:
товар N 1 "мясо куриное механической обвалки замороженное" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 020714, вес брутто - 10705 кг.);
товар N 2 "печень говяжья замороженная" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 020622, вес брутто - 10526 кг.).
Товар следовал из Польши в Украину. Отправитель товара - MITMAR SP.ZOO 95015 GLOWNO, SIKORSKRIEGO 5В POLAND (Польша).
На грузовом отделении транспортного средства отсутствовали средства идентификации (пломба), функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, у водителя СП. Бобер отсутствовал специальный учетный талон.
Таможенным органом отправления (таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - в соответствии с п.п. 43 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС) по транзитной декларации N 11216417/070719/0214005 в соответствии со статьей 344 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, установлен маршрут перевозки товаров: таможенный пост Брузги-2 Гродненской региональной таможни - ОТО и ТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни - таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни.
ОТО и ТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни установлен в качестве промежуточного таможенного органа, который в соответствии с установленным порядком осуществляет регистрацию маршрута перевозки товаров (внесения соответствующей информации в программное средство и проставление отметок на транспортном (перевозочном) документе).
В программном средстве по таможенному транзиту "КПС "Транзитные операции" и в товаросопроводительных документах транзитной декларации N 11216417/070719/0214005 отметки о соблюдении перевозчиком ЧТУП "АЛЕСЯТРАНС" маршрута перевозки товаров, установленного в соответствии с положениями ст. 344 ТК ЕАЭС, отсутствовали. Данным перевозчиком указанная мера соблюдена не была, в связи с чем, в соответствии с установленным порядком таможенным постом МАПП Донецк по статье 16.10 КоАП РФ возбуждены дела об АП N 10315000-247/20109, N 10315000262/2019.
Транспортное средство N АР69595/А4149В5, перемещавшее товар по транзитной декларации N 1121 6417/070719/0214005 прибыло на таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни, являющийся таможенным органом назначения (таможенный орган, в регионе деятельности которого находится определенное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает действие таможенной процедуры таможенного транзита - в соответствии с п.п. 42 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС) без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. N 560.
Также 10.07.2019 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Мнллеровской таможни для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита и убытия на территорию Украины прибыл грузовой автомобиль DAF ХР 95430 регистрационный знак AI48031, полуприцеп специальный фургон-рефрижератор KRONE SDR 27 регистрационный знак А3151Е под управлением гражданина Республики Беларусь Д.Ю. Кондратюк -водитель перевозчика - ЧП "ЭСТЕКИ", Республика Беларусь, г. Кобрин, ул.Данилевской, 23.
Получателем товара являлась ФЛП Корнеева Лилия Ивановна (Украина, Луганская область, г. Свердловск, ул. Юбилейная, 33).
Отправитель товара - Krak-Tol, Katarzyna I ArturToIak Sp.j,Klaj Targowisko 498 POLAND (Польша).
На данном транспортном средстве по транзитной декларации N 11209103/050719/0281214 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является
Польша: "мясо курицы, отделенное механическим способом" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009).
Транзитная декларация выпущена т/п Козловичи Брестской таможни Республики Беларусь при въезде на таможенную территорию ЕАЭС (товар следует из Польши в Украину).
Транспортное средство N AI48031/А3151Е, перемещавшее товар по транзитной декларации N 11209103/050719/0281214 прибыло на таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560.
30.07.2019 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни со стороны Российской Федерации прибыл грузовой автомобиль Скания регистрационный знак ТЗЗЗММ67, полуприцеп специальный фургон-рефрижератор регистрационный знак GG105 под управлением гражданина Республики Беларусь И.Н. Бураковского - водитель перевозчика ООО "ЛИКО" (214016, Россия, г. Смоленск, ул. Соболева, 96, ИНН 6730044308/КПП 6731010001).
Получателем товара являлась ФЛП Корнеева Лилия Ивановна (Украина, Луганская область, г. Свердловск, ул. Юбилейная, 33).
Отправитель товара - MITMAR SP.ZOO 95-015 GLOWNO, S1KORSKIEGO 5В POLAND (Польша).
На данном транспортном средстве по транзитной декларации N 11216404/100719/0200635 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша: "мясо куриное механической обвалки замороженное" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009, вес брутто -21414,00 кг.).
Транзитная декларация выпущена таможенным постом Каменный Лог Гродненской региональной таможни Республики Беларусь при въезде на таможенную территорию ЕАЭС (товар следовал из Польши в Украину).
Транспортное средство N ТЗЗЗММ67 / GG105, перемещавшее товар по транзитной декларации N 11216404/100719/0200635 прибыло на таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560.
04.08.2019 в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита и убытия на территорию Украины прибыл грузовой автомобиль DAF ХР 105460 регистрационный знак АМ02221, полуприцеп специальный фургон-рефрижератор KRONE SDR 27 регистрационный знак А8707Е1 под управлением гражданина Республики Беларусь А.В. Корец-водитель перевозчика - ЧП "ЭСТЕКИ", Республика Беларусь, г. Кобрин, ул.Данилевской, 23.
Получателем товара являлась ФЛП Корнеева Лилия Ивановна (Украина, Луганская область, г. Свердловск, ул. Юбилейная, 33).
Отправитель товара - MITMAR SP.ZOO 95-015 GLOWNO, SIKORSKIEGO 5B POLAND (Польша).
На данном транспортном средстве по транзитной декларации N 11209103/300719/0306489 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша:
-"мясо курицы, отделенное механическим способом" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009);
- "печень говяжья замороженная" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС -0206220009);
- "печень куриная замороженная" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС -0207149109).
Транзитная декларация выпущена т/п Козловичи Брестской таможни Республики Беларусь при въезде на таможенную территорию ЕАЭС (товар следует из Польши в Украину).
Транспортное средство N АМ02221/А8707Е1, перемещавшее товар по транзитной декларации N 11209103/300719/0306489 прибыло на таможенный пост МАПП Донецк Мнллеровской таможни без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. N 560.
Прибывшие для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитным декларациям N 11216417/070719/0214005 от 07.07.2019, N11216404/100719/0200635 от 10.07.2019, N 1 1209103/050719/0281214 от 05.07.2019, N 11209103/300719/0306489 от 30.07.2019 товары были идентифицированы таможенным органом как подпадавшие под действие Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 290 "О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560).
В связи с истечением сроков хранения товаров, а также непринятием действенных мер со стороны собственников товаров, в соответствии с положениями п. 2 ст. 382 ТК ЕАЭС была осуществлена процедура уничтожения товаров в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, таможенным органом которого товары задержаны.
Считая незаконными действия таможни по задержанию товара и отказу выдаче разрешения на убытие за пределы таможенной территории ТС (в Украину), Корнеева Л.И. обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Согласно пп.1, п.1, ст. 46 Договора "О Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - договор) в торговле с третьими странами Союзом применяются следующие единые меры нетарифного регулирования, одной из которых является - запрет ввоза и (или) вывоза товаров.
Государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением N 7 к настоящему Договору (ст. 47 Договора).
Согласно пункту 4 раздела II Протокола (приложение N 7 к Договору) решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются Комиссией.
Товары, в отношении которых принято решение о применении мер, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее - единый перечень товаров).
Единый перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию ЕАЭС, установлен решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии N 30 от 21.04.2015 года (Приложение N1).
Порядок введения нетарифных мер в одностороннем порядке государством -членом определен разделом X Протокола (приложение N 7 к Договору).
Согласно п. 50 раздела X Протокола (приложение N 7 к Договору) в исключительных случаях по основаниям, предусмотренным разделами VII и VIII настоящего Протокола, государства-члены в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить временные меры, в том числе по основаниям, отличным от указанных в разделах III и IV настоящего Протокола.
После получения указанной в пункте 55 настоящего Протокола информации таможенные органы государств-членов не допускают:
вывоз соответствующих товаров, происходящих с территории государства-члена, применившего временную меру, сведения о которых содержатся в данной информации, без лицензии, выданной уполномоченным органом этого государства-члена;
ввоз соответствующих товаров, предназначенных для государства-члена, применившего временную меру, сведения о которых содержатся в данной информации, без лицензии, выданной уполномоченным органом этого государства-члена. При этом государства-члены, не применяющие временную меру, предпринимают необходимые усилия, направленные на недопущение ввоза соответствующих товаров на территорию государства-члена, применившего временную меру (пункт 56 раздела X Протокола).
Согласно п.3 и 4 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2, 3 статьи 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом, а также документы, указанные в п.2 и 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 9, статьи 92 ТК ЕАЭС убытие товаров с таможенной территории Союза допускается с разрешения таможенного органа.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, за исключением товаров для личного пользования, оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на таможенной декларации, либо на ее копии, либо на ином документе, допускающем вывоз товаров с таможенной территории Союза, и на транспортных (перевозочных) документах.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочное объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пунктам 10 и 11 указанной статьи ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Согласно пункту 3, статьи 161 Федерального закона РФ N 311 -ФЗ при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.
Прибывшие на таможенную территорию Союза товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов. (п.1, ст. 12 ТК ЕАЭС)
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 281 -ФЗ).
Указом Президента РФ N 560 запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Постановлением Правительства РФ N 778 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, а также мясо и пищевые субпродукты домашней птицы.
В соответствии с Указом Президента РФ N 391 ввезенная на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению (пункт 1).
Таким образом, указанными выше нормативными актами установлены определенные экономические ограничения и запреты, а также определен круг субъектов, на которых распространяются такие ограничения и запреты.
Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" внесены следующие изменения в Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации":
а) в преамбуле слова "специальных экономических мерах" заменить словами "специальных экономических мерах и принудительных мерах";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.".
Внесены в Указ Президента Российской Федерации от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" изменения, пункт 2 изложен в следующей редакции:
"2. Положения настоящего Указа не применяются в отношении:
а) товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования;
б) товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:
подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;
действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;
соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.".
Также в Указ Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации" внесены следующие изменения:
а) в преамбуле слова "специальных экономических мерах" заменить словами "специальных экономических мерах и принудительных мерах";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.".
4. Правительству Российской Федерации определено:
а) определить перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины;
б) установить порядок осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины;
в) установить требования к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, порядок их наложения (снятия) и применения при осуществлении указанных в подпункте "а" настоящего пункта автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок;
г) определить порядок выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим указанные в подпункте "а" настоящего пункта автомобильные перевозки, и порядок сдачи учетных талонов;
д) обеспечить создание и эксплуатацию системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также принять меры, направленные на осуществление контроля за указанными в подпункте "а" настоящего пункта автомобильными перевозками и железнодорожными перевозками.
Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" вступил в силу с 01 июля 2019 г.
Таким образом, Указ Президента РФ N 391 (пункт 2) содержит в себе определенные условия, при соблюдении которых последствия, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента РФ N 391, не наступают, а именно: в отношении товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:
подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;
действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;
соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок.".
Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. (статья 142 ТК ЕАЭС).
Указанные выше положения Федерального закона N 281-ФЗ, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются обязательными для исполнения органами государственной власти, к которым относятся и таможенные органы.
Таможенные органы осуществляют выполнение обязанностей, возложенных на них указанными нормативными актами, в том числе в рамках осуществления таможенного контроля.
Товарные партии прибыли на таможенную территорию ЕАЭС через белорусский участок таможенной границы после 1 июля 2019 г., проследовали по территории Российской Федерации к месту доставки, без выполнения условий указанных в Указе Президента РФ N 560 с учетом вступивших в силу изменений, а именно не имели установленных средств идентификации системы ГЛОНАСС и действительных учетных талонов, в связи с чем, было нарушено законодательство Российской Федерации. Данные нарушения выявлены таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни на этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в представленных перевозчиками документах отсутствуют отметки таможенных органов Российской Федерации, расположенных на границе с Республикой Беларусь, а также какие-либо отметки иных таможенных органов Российской Федерации, следовательно, таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни является первым таможенным органом Российской Федерации по пути следования указанных транспортных средств к месту доставки товара.
Товарные партии, прибывшие на таможенный пост МАПП Донецк таможни по транзитным декларациям N N 11216417/070719/0214005, 11209103/050719/0281214,11216404/100719/0200635, 11209103/300719/0306489 для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, помещены под указанную таможенную процедуру белорусскими таможенными органами с соблюдением условий, предусмотренных статьей 143 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 4 ст. 143 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита в соответствии со статьей 144 настоящего Кодекса, определяет место доставки товаров в соответствии со статьями 145, 263 и 304 настоящего Кодекса, осуществляет идентификацию товаров, документов на них в соответствии со статьей 341 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 145 ТК ЕАЭС местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.
Статьей 150 ТК ЕАЭС определено, что при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 настоящей статьи, обязан:
доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;
обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;
не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 148 настоящего Кодекса.
Перевозчиками товары по транзитным декларациям N N 11216417/070719/0214005, 11209103/050719/0281214, 11216404/100719/0200635, 11209103/300719/0306489 доставлены в место доставки - зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни в установленные таможенными органами Республики Беларусь сроки транзита (в том числе в сроки транзита, которые были неоднократно продлены также белорусскими таможенными органами).
После проверки соблюдения перевозчиком обязанностей, установленных статьей 150 ТК ЕАЭС, в том числе с применением формы таможенного контроля - таможенный досмотр, в ходе которой были подтверждены сведения о стране происхождения товаров, таможенный пост МАПП Донецк таможни осуществил операции по завершению таможенной процедуры таможенного транзита.
Положения, касающиеся применения таможенной процедуры таможенного транзита, регламентированы главой 22 ТК ЕАЭС.
Убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС и таможенные операции, связанные с таким убытием регламентированы главой 15 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 51 раздела IX Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом ФТС России от 26 мая 2011 N 1067 (далее -инструкция), если перевозка товаров осуществлялась в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, уполномоченное должностное лицо до выполнения действий, указанных в пунктах 42 - 50 Инструкции (т.е. операций по принятию решения о выдаче разрешение на убытие), передает необходимые документы уполномоченному должностному лицу, осуществляющему совершение таможенных операций при завершении таможенной процедуры таможенного транзита, для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля. После завершения таможенной процедуры таможенного транзита уполномоченное должностное лицо передает оформленные документы уполномоченному должностному лицу, принимающему решение о завершении совершения таможенных операций при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза.
Таким образом, таможенные операции по завершению таможенной процедуры таможенного транзита и таможенные операции по убытию с таможенной территории ЕАЭС это различные таможенные операции, осуществляемые уполномоченными должностными лицами пунктов пропуска последовательно.
Таможенным постом МАПП Донецк перемещение через таможенную территорию Российской Федерации указанных товаров, ввоз которых в том числе и для осуществления международных автомобильных транзитных перевозок в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 560 запрещен и определены условия, при которых осуществляются транзитные операции по территории РФ с 1 июля 2019 г., выявлено на этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита о транзитным декларациям N11216417/070719/0214005,11209103/050719/0281214, 11216404/100719/0200635, 11209103/300719/0306489.
При этом перевозчик ЧТУП "АЛЕСЯТРАНС" (Республика Беларусь), перемещавший товар по транзитной декларации N 11216417/070719/0214005, не прибыл в ОТОиТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни, являющегося таможенным органов Российской Федерации, расположенным в непосредственной близости к границе с Республикой Беларусь, для регистрации установленного маршрута перевозки товаров. Тем самым, намеренного уклонения перевозчика от таможенного контроля со стороны таможенных органов Российской Федерации.
В случае невозможности после получения решения таможенного органа о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза незамедлительного вывоза с таможенной территории Союза товаров, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.
При получении решения таможенного органа о запрете вывоза товаров с таможенной территории Союза и неосуществлении их возврата на таможенную территорию Союза из места убытия в течение срока, установленного законодательством государств-членов, товары, указанные в пункте 2 настоящей статьи, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса (п.5 и 4 ст. 12 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 ТК ЕАЭС меры по вывозу с таможенной территории Союза товаров, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, принимаются перевозчиком.
Таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни, посредством электронной почты, в адрес перевозчиков направлялись письма с указанием информации о необходимости обратного вывоза товара, запрещенного к ввозу на территорию Российской Федерации, в адрес грузоотправителя в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и направлением в таможенный орган на границе с Республикой Беларусь: ООО "ЛИКО" (исх. от 05.08.2019 N 24-70/0188, от 22.08.2019 N 24-70/02015, от 26.08.2019 N 24-70/02023, от 28.08.2019 N 24-70/02075); ЧТУП "АЛЕСЯТРАНС" (исх. от 15.07.2019 N 24-70/01711, от 01.08.2019 N 24-70/01852, от 22.08.2019 N 24-70/02016, от 26.08.2019 N 24-70/02024, от 28.08.2019 N 24-70/02076); ЧТУП "ЭСТЕКИ" (исх. от 15.07.2019 N 24-70/01712, от 01.08.2019 N 24-70/01851, от 22.08.2019 N 24-70/02014, от 26.08.2019 N 24-70/02025), Л.И. Корнеевой (исх. от 29.08.2019 N 24-70/02079, от 02.09.2019 N 24-70/02094, от 06.09.2019 N 24-70/02122).
В письмах указано, что согласно абзацу 4 подпункта 1 пункта 4 статьи 343 ТК ЕАЭС принято решение о применении к товарам меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля - "Таможенное сопровождение".
22.08.2019 на таможенном посту МАПП Донецк товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита с применением таможенного сопровождения и направлением в таможенный орган на границе с Республикой Беларусь (Краснинский таможенный пост Смоленской таможни) с установленным сроком таможенного транзита до 26.08.2019 в целях дальнейшего вывоза с таможенной территории ЕАЭС: транзитные декларации N 10315040/220819/0002502 (перевозчик - ЧП "ЭСТЕКИ"), N 10315040/220819/0002501 (перевозчик-ЧП ЭСТЕКИ"), 10315040/220819/0002500 (перевозчик- ЧТУП"АЛЕСЯТРАНС", 10315040/220819/0002499 (перевозчик - ООО "ЛИКО"). В графе 50 транзитных деклараций N N 10315040/220819/0002500, 10315040/220819/0002499 содержатся подписи водителей Кириллова А.В. и Бураковского И.Н. соответственно.
Меры по осуществлению транзитной перевозки представителями перевозчика (водителями) не были приняты со ссылкой на отсутствие указаний руководства транспортных компаний.
При этом в письмах в адрес перевозчиков было указано, что неисполнение требований статьи 150 ТК ЕАЭС влечет административную ответственность в соответствии со статьями 16.9, 16.10 КоАП РФ, а также в соответствии со статьей 12 ТК ЕАЭС в случае невозможности после получения решения таможенного органа о запрете ввоза товаров на таможенную территорию Союза незамедлительного вывоза с таможенной территории Союза товаров такие товары будут задержаны таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.
В связи с неисполнением перевозчиками - декларантами требований Миллеровской таможни по осуществлению обратного вывоза за пределы Российской Федерации товаров, прибывших на таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни по ТД N N 11216417/070719/0214005, 11216404/100719/0200635, 11209103/050719/0281214, 11209103/300719/0306489 товары задержаны таможенным постом МАПП Донецк Миллеровской таможни в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС на основании протоколов задержания от 27.08.2019 Серия МТ N N 00031, 00032, 00033,00034.
Товары, задержанные таможенным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 12 ТК ЕАЭС, и документы на них хранятся таможенным органом в течение 3 календарных дней.
Срок хранения товаров, задержанных таможенным постом МАПП Донецк таможни, истек 30.08.2019, о чем Корнеева Л.И. была проинформирована письмом от 02.09.2019 N 24-70/02094 "Об истечении срока хранения задержанных товаров" с приложением Актов "Об истечении сроков хранения товаров" от 30.08.2019 NN 1,2,3,4.
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, подлежат реализации, а в случаях, установленных пунктом 2 статьи 382 ТК ЕЭАС, - использованию или уничтожению в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, таможенным органом которого задержаны эти товары.
Для товаров, задержанных таможенным органом по протоколу задержания от 27 августа 2019 г., было определено место хранения товаров, соответствующее требованиям особых условий хранения (холодильные камеры) по адресу: Ростовская область, г. Донецк, ул. Казакова, 72.
Получатель груза ФЛП Корнеева Лилия Ивановна была также информирована о сложившейся ситуации и необходимости принятия мер в отношении товаров (исх. от 23.07.2019 N 04-24/05215, от 16.08.2019 N 04-24/05882).
После задержания в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС и изъятия товаров у перевозчиков получатель товаров ФЛП Корнеева Лилия Ивановна информирована посредством электронной почты о предстоящих действиях Миллеровской таможни с задержанным товаром, включая уничтожение в соответствие с пунктом 2 статьи 282 ТК ЕАЭС, а также о необходимости принятия мер по обратному вывозу товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (исх. от 29.08.2019 N 24-70/02079, от 02.09.2019 г" 24-70/02094, от 04.09.2019 N 04-24/06443).
Обращений от Л.И. Корнеевой (грузополучателя), либо от перевозчиков, по совершению действии, направленных на принятие мер по обратному вывозу товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, не поступало.
Поскольку задержанные товары не были востребованы, осуществлены мероприятия по уничтожению задержанных товаров по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, поселок Мокрый Батай, АО "Кагальницкий мясокостный завод".
Таким образом, действия таможенного органа по невыдаче разрешения на убытие за пределы таможенной территории ТС (в Украину) автотранспортных средств, решения о задержании товаров, изъятии у перевозчиков товаров, находящихся в автотранспортных средствах международной перевозки и их последующее размещение на специализированном складе - холодильнике являются законными и обоснованными, а также соответствующими ТК ЕАЭС с учетом Указа Президента РФ N 560 с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2019.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы Корнеевой Л.И. о том, что Перечень товаров, запрещенных к ввозу на основании статьи 7 ТК ЕАЭС определен согласно п.4, ст. 7 ТК ЕАЭС в Приложении N 1, к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования"; товары, перевозимые по таможенной процедуре таможенного транзита в адрес ФЛП Корнеевой Л.И. не включены в перечень товаров Приложения N1 Решения КТС N 30.
Таможней предпринимателю не вменялся ввоз товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ.
В данном случае имел место не ввоз запрещенного (санкционного) товара, а несоблюдение специальных условий (ограничительные меры), при которых осуществляется международный транзит через территорию Российской Федерации.
Как правильно указано судом первой инстанции, предприниматель имела возможность реализовать установленную Указом Президента РФ процедуру, поскольку Правительством РФ Постановлением от 27.02.2016 N 147 утверждено положение "Об утверждении требований к средствам идентификации (пломбам), в том числе, функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС". Заявитель не обращался с разъяснениями о необходимости применения специальных средств идентификации на момент начала транзитной перевозки. Действуя добросовестно, зная о задержании первой партии товаров, предприниматель должен был принять меры к соблюдению условий перемещения транзитных товаров по территории РФ.
Согласно преамбуле Указа Президента РФ N 560, указ разработан в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" и от 28 декабря 2010 г, N 390-ФЗ "О безопасности".
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправные деяние, либо недружественное действие иностранного государства представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (далее - ФЗ "О безопасности") деятельность по обеспечению безопасности включает в себя, в том числе и применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации (пункт 2 статья 4 ФЗ "О безопасности").
Таким образом, принятые таможенным органом меры в соответствии с Указом Президента РФ N 560 являются специальными экономическими мерами.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в данном вопросе коллизий международного и российского права.
Указ Президента РФ, направлен на установление специальных экономических мер и принудительных мер в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан.
Общие условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита определены в статье 142 ТК ЕАЭС. При этом пунктом 10 статьи 142 ТК ЕАЭС государству - члену предоставлено право устанавливать особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита, но только в отношении товаров, перевозимых по территории только государства - члена вводящего такие особенности.
В новой редакции Указа Президента РФ N 560, действующей с 01.07.2019 года пунктом 1.1 установлено, что ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными.
В Указе Президента РФ с учетом изменений вступивших в силу с 01.07.2019 года речь идет о соблюдении условий, при котором транзитные операции осуществляются через территорию Российской Федерации. Указанные условия не являются особенностями применения таможенного транзита.
Миллеровская таможня выявила, что транспортные средства с рассматриваемым товаром, должны были быть опломбированы пломбами, функционирующими на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а водители должны были иметь учетные талоны, в соответствии с п. 1.1. Указа Президента РФ N 560.
27.12.2019 во исполнение Указа Президента РФ от 24.06.2019 N 290 принято Постановление Правительства РФ N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 24.06.2019 года N 290" в соответствии с котором утверждены все указанные правила, а также требования к средствам идентификации и перечень пропуском через государственную границу РФ.
При этом в перечне пунктов пропуска указаны, в том числе, стационарные и передвижные контрольные пункты на Российско-белорусской государственной границе. Следовательно, исходя из утвержденных правил транспортные средства, следующие в режиме транзитных международных перевозок должны на установленных пунктах пропуска применять средства идентификации, функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС и получать учетные талоны.
Судом первой инстанции также правильно не принята во внимание судебная практика, сформированная до внесения изменений в Указ Президента РФ N 560.
С учетом правовой позиций ВС РФ, изложенной в определении N 307-ЭС19-12268 от 07.11.2019 Указ Президента РФ N 560 не содержит запрета на ввоз транзитных товаров, а указывает только на необходимость соблюдения дополнительных мер обеспечивающих соблюдение условий транзита в форме применения на транспортных средствах пломб на основе технологии глобальной навигационное спутниковой системы (ГЛОНАСС), а также учетных талонов в порядке.
Соответствующий порядок не был соблюден.
Таким образом, действия таможни по задержанию товаров и отказу в выдаче разрешения на убытие товара соответствуют таможенному законодательству и не нарушают прав заявителя по делу. Предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления Корнеевой Л.И. отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 23.01.2020 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 по делу N А53-33723/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33723/2019
Истец: Корнеева Лилия Ивановна
Ответчик: МИЛЛЕРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Южное Таможенное Управление