г. Санкт-Петербург |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А26-11294/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3664/2020) ООО "Сортавальский" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2020 по делу N А26-11294/2019, принятое
по заявлению ООО "Сортавальский"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сортавальский" (далее - заявитель, общество, ООО "Сортавальский") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - ответчик, административный орган, Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2019 по делу N 17-17/396-19, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда от 20.01.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что работы по промывке внутридомовой системы отопления с учетом территориального расположения дома выполнены Обществом в установленные сроки, а в связи с отсутствием в доме общедомовой системы горячего водоснабжения не требовались работы, связанные с гидравлическими испытаниями и промывкой внутридомовой системы горячего водоснабжения. Кроме того, податель жалобы также ссылается на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку Общество не уведомлялось о проведении проверки, Обществу не вручались акт проверки и распоряжение о ее проведении. Также, по мнению подателя жалобы, заявитель не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 01.10.2018 N 010000195.
Общество оказывает услуги по управлению общим имуществом многоквартирного дома N 33 по улице Ленина в городе Питкяранте (далее - МКД) на основании договора управления многоквартирным домом от 11.03.2019 (т.1, л.д.129-137).
На основании распоряжения от 10.09.2019 N ЛК 068/Р/2842 (т.2, л.д.1-3) в связи с поступившим обращением ресурсоснабжающей организации - ООО "Петербургтеплоэнерго" от 03.09.2019 N 1635-РК о фактах неготовности систем теплоснабжения к отопительному периоду 2019-2020 годов, в том числе в спорном МКД (т.2, л.д.6-7), Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества.
При проведении проверки в адрес Общества направлен запрос от 10.09.2019 N ЛК 068/Р/2842 (т.1, л.д.148-149) о предоставлении документов: плана работ и мероприятий по подготовке МКД к отопительному зимнему периоду 2019-2020 годов и его фактического исполнения; согласованных с ресурсоснабжающими организациями графиков проведения работ по промывке и опрессовке системы отопления; актов и паспортов готовности МКД к эксплуатации.
Общество представило с письмом от 04.10.2019 N 235/2 (т.1, л.д.138), в том числе акты промывки и опрессовки системы отопления МКД от 17.09.2019 (т.1, л.д.139); в письме Общество сообщило, что график проведения работ, согласованный с ресурсоснабжающей организацией, утерян.
По запросу Комитета ООО "Петербургтеплоэнерго" представило график промывки и опрессовки систем отопления в МКД и акт промывки системы теплопотребления от 17.09.2019 (т.1, л.д.113-114).
В ходе проверки Комитетом выявлены и отражены в акте проверки от 07.10.2019 N ЛК 068/А/2842 (т.1, л.д.125-127) факты грубого нарушения Обществом лицензионных требований при управлении МКД, а именно, по состоянию на 01.09.2019 установлено нарушение сроков проведения испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания централизованной системы отопления в МКД; проверкой установлено, что работы по промывке и опрессовке системы отопления в доме проведены Обществом 17.09.2019, при установленном сроке выполнения таких работ в северных и восточных районах - до 01.09.2019.
На основании материалов проверки Комитетом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2019 N 2692/237 (т.1, л.д.119-121), на основании которого 31.10.2019 вынесено постановление по делу N 17-17/396-19 о привлечении ООО "Сортавальский" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ по факту грубого нарушения лицензионных требований с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб. Обществу вменено нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), пунктов 2.6.3 и 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв.постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Частью 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Перечень лицензионных требований предусмотрен статьей 193 ЖК РФ и Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
Согласно подпункту "в" пункта 4.1 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Исходя из подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионным требованием к лицензиату является соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В силу пункта 1 статьи 36 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Разделом 2.6 Правил N 170 установлены правила подготовки жилищного фонда к сезонной эксплуатации, в том числе:
пунктом 2.6.3 - сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей; контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции;
пунктом 2.6.5 - подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции);
пунктом 2.6.10 - готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в том числе наличием паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления. Все акты утверждаются и сдаются до 15 сентября;
пунктом 2.6.12 - после окончания отопительного сезона оборудование котельных, тепловых сетей и тепловых пунктов, всех систем отопления должно быть испытано гидравлическим давлением в соответствии с установленными требованиями.
Пунктом 6.82 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утв. приказом Государственного комитета РФ по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285, установлено, что тепловые сети, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться гидравлическим испытаниям с целью проверки прочности и плотности трубопроводов, их элементов и арматуры.
В силу пункта 9.2.12 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115) испытания на прочность и плотность оборудования систем проводятся ежегодно после окончания отопительного сезона для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта.
Согласно пунктам 9.1.59, 9.2.9, 9.2.10 Правил N 115 испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность должны производиться после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя энергоснабжающей организации. Результаты проверки оформляются актом. Промывка систем проводится ежегодно после окончания отопительного периода, а также после монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы должны быть также подвергнуты дезинфекции). Подключение систем, не прошедших промывку, а в открытых системах - промывку и дезинфекцию, не допускается.
Материалами дела подтверждено, что организацией, на которую возложены функции по содержанию и ремонту спорного МКД N 33, является Общество.
С учетом того, что Питкярантский район включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 27.02.2018), подготовка к зиме многоквартирных жилых домов в городе Питкяранта должна была быть завершена по пункту 2.6.3 Правил N 170 до 01.09.2019.
Утвержденным в соответствии с указанным пунктом Правил N 170 графиком на проведение работ по гидропневматической промывке и опрессовке срок проведения работ в указанном МКД установлен до 30.08.2019 (т.1, л.д.113).
Таким образом, подготовка к зиме многоквартирных жилых домов в городе Питкяранта должна была быть завершена до 01.09.2019, акт на испытания, промывку, наладку системы отопления на основании пункта 2.6.10 Правил N 170 подлежал утверждению и предоставлению в Комитет до 15.09.2019.
Однако оборудование установок и систем теплопотребления в МКД N 33 по состоянию на 01.09.2019 не было подготовлено к отопительному сезону 2019-2020, а именно не промыты внутридомовые сети теплопотребления, соответственно не готовы к подаче теплоносителя с целью оказания потребителям надлежащих услуг по отоплению. Паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях не оформлен, работы по промывке и опрессовке системы отопления в доме проведены Обществом только 17.09.2019 (т.1, л.д.114).
Непроведение в установленный срок гидравлических испытаний узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержащего системы теплоснабжения в проверенном МКД представляет собой нарушение подпункта "в" пункта 4.1 Положения о лицензировании, а именно: нарушения подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, статьи 36 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, пунктов 2.6.3, 2.6.5 Правил N 170, а также пунктов 9.1.59, 9.2.9, 9.2.10 Правил N 115.
Факт правонарушения подтверждается актом проверки лицензиата от 07.10.2019 N ЛК 068/А/2842 (т.1, л.д.125-127) и протоколом об АП от 21.10.2019 N 2692/237 (т.1, л.д.119-121).
Составление акта промывки и опрессовки системы отопления МКД от 17.09.2019 произведено с нарушением срока, установленного пунктом 2.6.10 Правил N 170 (до 15.09.2019), что также свидетельствовало о грубом нарушении лицензионных требований.
Доводы Общества о выполнении работ по промывке внутридомовой системы отопления в МКД N 33 в установленные сроки оценены судом первой инстанции и правомерно им отклонены, поскольку фактически работы выполнены за пределами сроков, как предусмотренных графиком на проведение работ указанного дома, так и установленных Правилами N 170.
КАК справедливо отметил суд первой инстанции, территориальное расположение дома должно было быть учтено при утверждении графика проведения работ, поскольку в районе, приравненном к Крайнему Северу, неготовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях существенно нарушает право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Также суд первой инстанции правомерно заключил, что отсутствие в МКД общедомовой системы горячего водоснабжения (т.1, л.д.58; т.2, л.д.17) не исключает событие правонарушения, установленного в отношении непроведения лицензиатом работ по промывке и регулировке внутридомовой системы отопления, необходимых для надлежащего содержащего сетей теплоснабжения в проверенном многоквартирном доме.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
С учетом отсутствия со стороны управляющей организации контроля надлежащего содержания общедомового имущества, непринятия ею своевременных мер по подготовке МКД к эксплуатации в зимних условиях, что могло повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере лицензируемого вида деятельности.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности. Наказание назначено в виде штрафа в размере ниже минимального - 150 000 руб. Оснований для изменения наказания на предупреждение не имеется, поскольку Общество ранее уже было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (т.2, л.д.8-13), что препятствует замене штрафа на предупреждение (часть 2 статьи 3.4 и часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
Заявитель ссылается на допущенные при проведении проверки нарушения Закона N 294-ФЗ, а также полагает, что материалы проверки не могли выступать допустимыми доказательствами при рассмотрении административного дела в связи с допущенными процессуальными нарушениями, которые не позволили Обществу воспользоваться своими процессуальными правами, квалифицированно возражать, представлять доказательства и давать объяснения в ходе рассмотрения дела.
Приведенные доводы оценены судом первой инстанции и обоснованно не приняты во внимания в силу следующего.
Исходя из части 3 статьи 196 ЖК РФ, внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Из материалов дела следовало, что в соответствии с пунктом 26 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ и частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ внеплановая документарная проверка лицензиата обоснованно проведена без предварительного уведомления Общество; распоряжение от 10.09.2019 N ЛК 068/Р/2842 о проведении внеплановой документарной проверки вынесено надлежащим лицом, получено Обществом 24.09.2019 вместе с запросом от 10.09.2019 N ЛК 068/Р/2842 (т.1, л.д.147); основанием для проведения проверки явилось обращение ресурсоснабжающей организации о фактах грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований (т.2, л.д.6-7); акт проверки лицензиата от 07.10.2019 N ЛК 068/А/2842 получен Обществом 18.10.2019 (т.1, л.д.124).
Таким образом, отсутствовала необходимость уведомления заявителя о внеплановой проверке, проведенной по мотивированному представлению Комитета по результатам рассмотрения обращения от 04.09.2019 N 7070, при проведении внеплановой проверки не было допущено нарушений Закона N 294-ФЗ.
Уведомлением от 14.10.2019 N 2692/237-1 Общество извещено о том, что составление протокола об АП состоится 21.10.2019 (т.1, л.д.123). Уведомление и акт проверки направлены Обществу и получено им 18.10.2019 (т.1, л.д.122).
Определением от 21.10.2019 Комитет истребовал у Общества утвержденный график по гидропневматической промывке и гидропневматической опрессовке многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества в городе Питкяранте, а также информацию о причинах пропуска установленного законом срока на проведение работ по гидропневматической опрессовке системы отопления в доме (т.1, л.д.117), и назначил рассмотрение дела N 17-17/396-19 на 31.10.2019 (т.1, л.д.118).
Направленное по юридическому адресу определение от 21.10.2019 о рассмотрении дела 31.10.2019 не получено адресатом, в связи с чем возвращено отправителю по истечении срока хранения (л.д. 116).
В рассматриваемом случае юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также отсутствия по этому адресу своего представителя. Вопреки доводам жалобы, апелляционная коллегия не усматривает со стороны административного органа процессуальных нарушений в ходе производства по делу об АП, который предпринял все возможные меры в целях реализации прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
При этом, как обосновано отмечено судом, 18.10.2019 заявителем получено уведомление от 14.10.2019 N 2692/237-1, в котором Обществу разъяснены права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не было лишено возможности воспользоваться своими процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении; Обществом не представлено никаких дополнительных сведений, опровергающих выявленные факты нарушений при обращении в суд.
В целом доводы подателя жалобы аналогичные доводам, приведенным заявителем в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 января 2020 года по делу N А26-11294/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сортавальский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11294/2019
Истец: ООО "СОРТАВАЛЬСКИЙ"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
Третье лицо: ООО "ОМБУДСМЕН"