г. Хабаровск |
|
11 июня 2020 г. |
А16-598/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от федерального государственного унитарного предприятия "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний": представитель не явился;
от федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 2 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области": Задоя А.В. представитель по доверенности от 19.03.2020, представлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;
от федерального казенного учреждения "Управление строительства N 101 Федеральной службы исполнения наказаний": представитель не явился;
от федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы": представитель не явился;
от управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области: Задоя А.В. представитель по доверенности от 30.12.2019, предъявлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 2 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области"
на решение от 11.12.2019
по делу N А16-598/2018
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний"
к федеральному казенному учреждению "Лечебно-исправительное учреждение N 2 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области", федеральному казенному учреждению "Управление строительства N 101 Федеральной службы исполнения наказаний"
третьи лица третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы", управление Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области
о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Управление строительства N 27 Федеральной службы исполнения наказаний" (ОГРН 1022701134444, ИНН 2722021620, далее ФГУП "УС N 27 ФСИН России") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области о взыскании с федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение N 2 управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области" (далее ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН России по ЕАО") неосновательного обогащения в размере 638 123 руб. 06 коп, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 442 руб. 33 коп.
Определением от 18.04.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное казенное учреждение "Управление строительства N 101 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУ "УС N 101 ФСИН России"). В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены временный управляющий ФГУП "УС N 27 ФСИН России" Меньшов Константин Александрович, федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" в лице Хабаровского филиала (далее - ФАУ "Главгосэкспертиза").
Определением от 18.07.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено управление Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области (далее - УФСИН России по ЕАО).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.12.2019 заявленные ФГУП "УС N 27 ФСИН России" удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН России по ЕАО" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.12.2019 по делу N А16-598/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство 24.03.2020 откладывалось на 12.05.2020, на 09.06.2020.
Определением суда от 08.05.2020 в порядке статьи 18 АПК РФ в составе суда: Харьковская Е.Г., Швец Е.А., Вертопрахова Е.В. произведена замена судьи Вертопраховой Е.В. в связи с отпуском на судью Тищенко А.П.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН России" и УФСИН России по ЕАО доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
ФКУ "УС N 101 ФСИН России", ФГУП "УС N 27 ФСИН России", ФАУ "Главгосэкспертиза" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
ФКУ "УС N 101 ФСИН России" (государственный заказчик) и ФГУП "УС N 27 ФСИН России" (исполнитель) 27.02.2015 заключен государственный контракт N КС-38/101 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации объекта "Лечебное исправительное учреждение N 2 (п. Бира, Еврейская автономная область) - строительство приемного отделения и санпропускника".
Согласно пунктам 1.1, 1.2 настоящего контракта государственный заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации (работы) объекта "Лечебное исправительное учреждение N 2 (п. Бира, Еврейская автономная область) строительство приемного отделения и санпропускника" (объект). Исполнитель по заданию государственного заказчика обязуется выполнить работы в объеме, предусмотренном техническим заданием заказчика (приложение N 1) и сметной документацией (приложение N 2), являющихся неотъемлемой частью контракта по стоимости согласно пункту 3.1 и в сроках, предусмотренных календарным планом выполнения работ (приложение N 3).
Стоимость работ определена на основании принятой исполнителем к производству работ сметной документацией. Срок окончания выполнения работ определен сторонами до 01.12.2015 (пункты 3.2, 4.1 контракта N КС-38/101 от 27.02.2015).
В задании на проектирование (приложение N 1 к контракту N КС-38/101 от 27.02.2015) указаны: в качестве застройщика - ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО", в качестве технического заказчика - ФКУ "УС N 101 ФСИН России".
18.01.2016 ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО" (заказчик) заключило с ФАУ "Главгосэкспертиза" (исполнитель) договор N 0008Д-16/ХГЭ-1973/05/ГС, согласно пункту 1.1 которого исполнитель обязался провести по заданию заказчика государственную экспертизу проектной документации: "Лечебное исправительное учреждение N 2 (п. Бира, Еврейская автономная область)" (работы), а заказчик обязался принять и оплатить работы. Стоимость работ по договору N 0008Д-16/ХГЭ-1973/05/ГС от 18.01.2016 составила 614 523 рубля 06 копеек (пункт 4.1).
Также, 18.01.2016 ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО" (заказчик) заключило с ФАУ "Главгосэкспертиза" (исполнитель) договор N 0009Д-16/ХГЭ-1973/04/СГ, по условиям которого исполнитель обязался провести по заданию заказчика проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства по проектной документации: "Лечебное исправительное учреждение N 2 (п. Бира, Еврейская автономная область) - строительство приемного отделения и санпропускника", а заказчик обязался принять и оплатить работы. Стоимость работ по договору N 0009Д-16/ХГЭ-1973/04/СГ от 18.01.2016 составляла 23 600 рублей (пункт 4.1).
20.01.2016 ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО" направило в ФАУ "Главгосэкспертиза" уведомления N 79/27/21-214 и N 79/27/21-215 о том, что плательщиком по договорам N 0008Д-16/ХГЭ-1973/05/ГС и N 0009Д-16/ХГЭ-1973/04/СГ от 18.01.2016 является ФГУП "УС N 27 ФСИН России".
ФАУ "Главгосэкспертиза" выставило ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО" для оплаты счет N ХА8 от 22.01.2016 на сумму 614 523 рубля 06 копеек по договору N 0008Д-16/ХГЭ-1973/05/ГС от 18.01.2016. За проверку достоверности определения сметной стоимости по договору N 0009Д-16/ХГЭ-1973/04/СГ от 18.01.2016 исполнителем выставлен заказчику счет N ХА9 от 22.01.2016 на сумму 23 600 рублей. Всего на сумму 638 123 рубля 06 копеек.
ФГУП "УС N 27 ФСИН России" перечислило ФАУ "Главгосэкспертиза" денежные средства за ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН России" в общей сумме 638 123 рублей 06 копеек: платежным поручением N 99 от 25.01.2016 на сумму 614 523 рубля 06 копеек, платежным поручением N 100 от 25.01.2016 на сумму 23 600 рублей.
Полагая, что денежные средства, оплаченные за ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО", являются неосновательным обогащением последнего, ФГУП "УС N 27 ФСИН России" направило в ЛИУ N 2 претензионное письмо с требованием оплатить долг в размере 638 123 рублей 06 копеек. Претензия оставлена без удовлетворения.
О взыскании с ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО" и ФКУ "УС N 101 ФСИН России" 638 123 рублей 06 копеек ФГУП "УС N 27 ФСИН России" обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил требование, взыскав неосновательное обогащение с ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО", руководствуясь параграфами 1, 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой 60 ГК РФ, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427, для проведения проверки сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства застройщик (технический заказчик) объекта капитального строительства или лицо, действующее от его имени, представляет в организацию по проведению проверки сметной стоимости документы, которые подтверждают полномочия заявителя действовать от имени застройщика (технического заказчика) (если заявитель не является застройщиком (техническим заказчиком)) и в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении проверки сметной стоимости оговариваются специально.
В соответствии со статьями 48, 49 ГрК РФ, по предмету государственного контракта N КС-38/101 от 27.02.2015 проектная документация подлежала обязательной проверке в рамках государственной экспертизы. Обязанность по предоставлению проектной документации на государственную экспертизу, заключению договора с экспертным учреждением возложена на застройщика, заказчика, но не на проектировщика.
Условиями государственного контракта N КС-38/101, заданием на проектирование объекта (приложение N 1) и сметой на проектные работы по объекту (приложение N 2) на исполнителя - ФГУП "УС N 27 ФСИН России" не возложена обязанность по получению положительного заключения государственной экспертизы разработанной им проектной документации. Заданием на проектирование предусмотрено проект и рабочая документация. Смета на проектные работы не предусматривает финансирование работ по государственной экспертизе, условиями контракта на исполнителя не возложено несение расходов по проведению государственной экспертизы проекта. В соответствии с календарным планом выполнения проектно-изыскательских работ по объекту в наименование работ включено согласование проекта, устранение возможных замечаний в срок до 01.12.2015.
Как верно установлено судом первой инстанции договоры N 0008Д-16/ХГЭ-1973/05/ГС, N 0009Д-16/ХГЭ-1973/04/СГ на проведение государственной экспертизы заключены ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО" с ФАУ "Главгосэкспертиза" 18.01.2016, после выполнения ФГУП "УС N 27 ФСИН России" всех работ, согласования проекта, устранения возможных замечаний предусмотренных календарным планом. Доказательств нарушения истцом сроков выполнения обязательств по контракту N КС-38/101 материалы дела не содержат.
В силу пункта 59 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, государственная экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителя.
Заявителем о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в рассматриваемом случае выступало по договорам ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО". Работы фактически выполнены и переданы лицу, доверенность которому на получение результатов государственной экспертизы выдано ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО". Соответственно, согласно ГК РФ у ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО" как стороны заключенного договора возникло обязательство по оплате оказанных услуг.
ФГУП "УС N 27 ФСИН России" оплатило за ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО" счета экспертной организации.
В материалы дела не представлено подтверждение о принятии ФГУП "УС N 27 ФСИН России" в установленном порядке обязанности по оплате по договорам, заключенным ФКУ "ЛИУ N 2 УФСИН по ЕАО".
В соответствии с частью 1 статьи 1102, 1105, части 2 статьи 1107, ст.395 ГК РФ ФГУП "УС N 27 ФСИН России" имело основание для взыскания заявленных сумм. Представленный истцом расчет процентов судом проверен и признан верным.
Доводы жалобы об обязанности ФКУ "УС N 101 ФСИН России" (государственный заказчик) и ФГУП "УС N 27 ФСИН России" (исполнитель) по получению положительного заключения государственной экспертизы разработанной проектной документации и её оплате не соответствуют условиям государственного контракта 27.02.2015 N КС-38/101.
Довод жалобы о введении в заблуждение ФГУП "УС N 27 ФСИН России" на заключение и подписание договоров ФКУ "ЛИУ N 2 УФИН по ЕАО" не подтвержден доказательствами. Договоры подписаны законным представителем учреждения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.12.2019 по делу N А16-598/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
А.П.Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-598/2018
Истец: ФГУП "Управление строительства N27 Федеральной службы исполнения наказаний"
Ответчик: Федеральное казённое учреждение "Лечебно-исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Еврейской автономной области", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА N 101 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ"
Третье лицо: Меньшов Константин Александрович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, Хабаровский филиал федерального автономного учреждения "Главное управление государственной экспертизы", Капитулин Андрей Витальевич