город Ростов-на-Дону |
|
11 июня 2020 г. |
дело N А32-52194/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деминой Я.А.
судей Емельянова Д.В., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сорокиным Д.М.
при участии:
от акционерного общества "Краснодаргоргаз": представитель по доверенности от 06.02.2020 Гришина В.С.;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: представитель по доверенности от 18.05.2020 Москаленко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2020 по делу N А32-52194/2019
по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
третье лицо: Дунаев Виталий Филиппович;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - АО "Краснодаргоргаз", акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС России, управление, антимонопольный орган) от 24.10.2019 N 023/04/9.21-1540/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в сумме 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Дунаев Виталий Филиппович (далее - третье лицо, Дунаев В.Ф.).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2020 по делу N А32-52194/2019 постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о наложении штрафа от 24.10.2019 по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-1540/2019 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" (ОГРН 1022301172156, ИНН 2309029802) к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб. признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС России обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не установил все фактические обстоятельства, не оценил в совокупности представленные доказательства и доводы управления. Податель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка тому, что акт от 22.07.2019 года о подключении (технологическом присоединении) объекта не был предоставлен АО "Краснодаргоргаз" в адрес антимонопольного органа. Также управление отмечает, что в ходе рассмотрения N А32-52194/2019 АО "Краснодаргоргаз" не представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии объективных причин невозможности предоставления акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы в адрес антимонопольного органа, начиная с 26.09.2019 (дата указанная в определении о возбуждении дела), до 24.10.2019 (дата вынесения постановления о наложении штрафа), при том что антимонопольным органом запрашивались документы и сведения о правовом обосновании нарушения срока подключения Объекта к сети газораспределения.
В дополнение к апелляционной жалобе заявителем посредством информационного ресурса "Мой Арбитр" были представлены копии дополнительных документов (согласно приложению), в том числе те, которые не были представлены суду первой инстанции.
В абзаце втором пункта 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" разъяснено, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд апелляционной инстанции не установил правовых оснований, предусмотренных частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, в связи с чем, приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы не приобщаются к материалам дела. В связи с изложенным вышеуказанные документы надлежит возвратить заявителю.
Поскольку дополнения к апелляционной жалобе поданы в электронном виде, то с учетом разъяснений, данных в Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утвержденной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 100, приложенные к апелляционной жалобе документы заявителю не возвращаются.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дунаев В.Ф. направил в материалы дела отзыв, в котором поддержал позицию административного органа, сославшись на нарушение АО "Краснодаргоргаз" сроков подключения принадлежащего ему домовладения к сети газоснабжения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо явку представителя в заседание апелляционного суда не обеспечило, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управление поступила жалоба Дунаева В.Ф. на действия АО "Краснодаргоргаз", выразившиеся в нарушении процедуры технологического присоединения при подключении к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Богдана Хмельницкого, д.39 (далее - Объект) в рамках заключенного договора от 24.01.2018 N 102890-Т.П.
По данному факту возбуждено административное дело, проведена проверка, в ходе которой было установлено, что между заявителем и АО "Краснодаргоргаз" заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 102890-Т,П.(т) от 24.01.2018.
Предметом договора является обязанность АО "Краснодаргоргаз" выполнить действия по подключению (технологическому присоединению) индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Богдана Хмельницкого, д.39 к сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
В соответствии с пунктом 3 договора срок исполнения мероприятий составляет 545 дней с момента заключения настоящего договора.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению объектов капитального строительства к сетям газораспределения, должны быть выполнены 23.07.2019.
АО "Краснодаргоргаз" представлены пояснения (вх. от 10.10.2019 года N 11002) из которых следует, что 22.07.2019 года АО "Краснодаргоргаз" осуществлено подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя к сети газораспределения.
Письмом от 24.10.2019 Дунаев В.Ф. представил пояснения, из которых следует, что мероприятия по фактическому подключению объекта к сети газораспределения осуществлены АО "Краснодаргоргаз" только 02.09.2019, акты о готовности сетей к подключению N 102890, разграничения имущественной принадлежности N 102890, разграничения эксплуатационной ответственности сторон N 102890 выданы заявителю без указания даты их фактического составления.
На основании представленных объяснений административный орган пришел к выводу, что АО "Краснодаргоргаз" не соблюден срок, установленный пунктом 3 договора N 102890-Т.П. (т) от 24.01.2018 года, а также допущено нарушение подпункта "в" пункта 98 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года N 1314 (далее - Правила N 1314).
Должностным лицом Краснодарского УФАС России 10.10.2019 в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-1540/2019, согласно которому действия заявителя квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес АО "Краснодаргоргаз" посредством почтовой связи.
24.10.2019 заместителем руководителя УФАС России вынесено постановление N 023/04/9.21-1540/2019, которым акционерное общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, АО "Краснодаргоргаз" обжаловало его в судебном порядке.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При анализе наличия в действиях АО "Краснодаргоргаз" состава административного правонарушения, суд установил следующее.
В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, связанных с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражные суды должны иметь в виду, что требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Кроме этого, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона N 135-ФЗ для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления): недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Антимонопольным органом установлено, что АО "Краснодаргоргаз" является газораспределительной организацией (газотранспортной организацией), оказывающей услуги по транспортировке газа лицам, газопроводы (газовое оборудование) которых технологически присоединены к газораспределительной сети АО "Краснодаргоргаз".
В силу технологических особенностей производства удовлетворение спроса на рынке транспортировки газа эффективнее в отсутствие конкуренции, и услуги, предоставляемые обществом, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Потребность в технологическом присоединении к газораспределительным сетям носит подчиненный характер по отношению к услугам по транспортировке газа по трубопроводам.
Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам вышеуказанных услуг, и осуществляется силами организации, эксплуатирующей газораспределительные сети.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам в границах присоединенной газораспределительной сети.
В этой связи на деятельность общества распространяются ограничения, установленные статьей 10 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (Правила).
Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Правила регулируют отношения между владельцами земельного участка и газораспределительной организацией, связанные с подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения объектов капитального строительства. Из этого следует, что с заявлением на выдачу технических условий подключения может обратиться только владелец(ы) земельного участка, который(е) обязан(ы) подтвердить свое право на земельный участок копиями правоустанавливающих документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 года N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила N 1314). Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Правила регулируют отношения между владельцами земельного участка и газораспределительной организацией, связанные с подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения объектов капитального строительства.
Из этого следует, что с заявлением на выдачу технических условий и подключение объектов к сетям газораспределения, могут обратиться только владельцы земельных участков, которые обязаны подтвердить свои права на земельные участки копиями правоустанавливающих документов.
На основании пункта 3 Правил N 1314, подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и в порядке предусмотренном законодательством РФ;
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Также, в соответствии с пунктом 60 Правил N 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно пункту 81 Правил N 1314 договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
Срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон (подпункт "в" пункта 85 Правил N 1314).
В соответствии с пунктом 98 Правил N 1314 исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа, не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении.
Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) непозднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б"настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению).
Как видно из материалов дела, 07.11.2017 в АО "Краснодаргоргаз" поступила заявка N 102890 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Богдана Хмельницкого, дом N39 от гр. Дунаева В.Ф.
Указанная заявка была рассмотрена и 21.11.2017 в адрес гр. Дунаева В.Ф. были подготовлены технические условия N 05.2/6308, проект договора на подключение (технологическое присоединение) и проект договора на выполнение проектных работ.
24.01.2018 между АО "Краснодаргоргаз" и гр. Дунаевым В.Ф. заключен договор N 102890-Т.П. (т) о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по указанному выше адресу, к сети газораспределения. По условиям которого, срок выполнения мероприятий по подключению (технологическом присоединении) объекта капитального строительства и пуску газа составляет 545 дней с момента заключения договора.
22.07.2019 АО "Краснодаргоргаз" было произведено подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Богдана Хмельницкого, дом N 39, к сети газораспределения.
Заявитель претензий по объему, качеству и срокам оказания работ (услуг) к АО "Краснодаргоргаз" не имеет.
Пунктом 3 договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 102890-Т,П.(т) от 24.01.2018 предусмотрен срок исполнения мероприятий - 545 дней с момента заключения настоящего договора.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению объекта капитального строительства к сетям газораспределения, должны быть выполнены не позднее 23.07.2019.
По утверждению Дунаева В.Ф., фактически действия по подключению объекта недвижимости третьего лица к сети газораспределения совершены АО "Краснодаргоргаз" только 02.09.2019 года, акт о подключении (технологическом присоединении) объекта вручен без даты составления.
В материалах дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-1540/2019 имеются копии актов о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (техническому присоединению), разграничении имущественной принадлежности и разграничения эксплуатационной ответственности N 103890, подписанных обществом и Дунаевым В.Ф., не содержащих даты их составления.
В оспариваемом постановлении от 24.10.2019 года, управление указало, что обществом не соблюден срок, установленный пунктом 3 договора N 102890-Т.П. (т) от 24.01.2018, а также нарушен подпункт "в" пункта 98 Правил N 1314.
Удовлетворяя требования заявителя, судом первой инстанции установлено, что акционерным обществом представлен на обозрение суда подлинный акт от 22.07.2019 года о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства Дунаева В.Ф., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Богдана Хмельницкого, 39 к сети газораспределения, подписанный третьим лицом.
Дунаевым В.Ф. и управлением не представлены доказательства того, что вышеуказанный акт от 22.07.2019 является сфальсифицированным документом и не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства по делу. Кроме того, ответчиком и третьим лицом не представлены доказательства того, что объект капитального строительства, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Богдана Хмельницкого, 39, фактически подключен к сети газораспределения после 22.07.2019 года.
В соответствии с пп. "в" п. 98 Правил N 1314, исполнитель обязан осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя.
Во исполнение данной нормы п. 98 Правил N 1314 АО "Краснодаргоргаз" осуществило действия по подключению (технологическому присоединению) 22.07.2019, что подтверждается актом о подключении (технологическом присоединении).
Таким образом, судом первой инстанции сделан вывод о том, что АО "Краснодаргоргаз" не допущено нарушений условий договора N 102890-Т.П. (т) от 24.01.2018 года, а также требований подпункта "в" пункта 98 Правил N 1314. Ссылки антимонопольного органа на Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (далее - Постановление 870) основаны на неверном толковании норм закона.
В соответствии частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Ко АЛ РФ, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.20 13 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Судебная коллегия отмечает, что в соответствии с Правилами 1314, документом, подтверждающим осуществление действий по подключению (технологическому присоединению), является акт о подключении (технологическом присоединении), который был подписан потребителем 22.07.2019 г.
В апелляционной жалобе Управление, в том числе, ссылается на п. 88 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" (далее - Постановление 870) и указывает, что оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления - приемка сетей газораспределения и газопотребления.
В соответствии с п. 98 Постановления 870 документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами, является акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии.
Более того, в соответствии с п. 96 Постановления 870 в процессе приемки построенных сети газораспределения и сети газопотребления приемочная комиссия проверяет соответствие построенного объекта требованиям, установленным пунктами 15 - 17 раздела III и разделом V настоящего технического регламента, а также требованиям, установленным иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента. Следовательно, приемочная комиссия проверяет уже построенный объект.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о несоответствии позиции антимонопольного органа нормам действующего законодательства, определяющим порядок подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, установленными Правилами N 1314.
По смыслу приведенных норм, Правилами N 1314 не предусмотрено подписание акта приемки законченного строительством объекта и создание приемочной комиссии.
В Правилах N 1314, за нарушение которых АО "Краснодаргоргаз" было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП, не регламентированы сроки создания приемочной комиссии, сроки предоставления построенного газопровода приемочной комиссии, а также срок подписания акта законченного строительством объекта.
Факт строительства газопровода до 22.07.2019 подтверждается договором подряда N 102890-Подр. от 31.05.2019 г. и актом о приемке выполненных работ за июль 2019 г., который составлен 04.07.2019 г.
Ввиду вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о непредставлении доказательств, подтверждающих виновные действия АО "Краснодаргоргаз" и свидетельствующих о злоупотреблении акционерным обществом своим доминирующим положением, в связи с чем, постановление от 24.10.2019 N 023/04/9.21-1540/2019 о привлечении акционерного общества "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в сумме 600 000 рублей было отменено.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Таким образом, управление не доказало наличие в действиях заявителя нарушений антимонопольного законодательства.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе заявителя, повторяют доводы оспариваемого решения и являлись предметом судебного разбирательства, судом проверены и правомерно, с учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, отклонены по мотиву несостоятельности. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 188, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2020 по делу N А32-52194/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Я.А. Демина |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52194/2019
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Дунаев В.Ф.
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7409/20
11.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7273/20
25.03.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52194/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-52194/19