г. Тула |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А09-9177/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В судей Грошева И.П. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Клетня-Сервис" на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.02.2020 по делу N А09-9177/2019 (судья Саворинко И.А.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" (ХМАО-ЮГРА АО, г. Сургут, ИНН 8602173527, ОГРН 1108602007557) в лице ВМРО филиала "Брянскэнергосбыт" ООО "Газпром энергосбыт Брянск" к муниципальному унитарному предприятию "Клетня-Сервис" (Брянская область, пос. Клетня, ИНН 3243001971, ОГРН 1063243003031) третье лицо: ПАО "МРСК-Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра"- "Брянскэнерго" о взыскании 122 904 руб. 26 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" в лице ВМРО филиала "Брянскэнергосбыт" ООО "Газпром энергосбыт Брянск" (далее - ООО "Газпром энергосбыт Брянск", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Клетня-Сервис" (далее - МУП "Клетня-Сервис", ответчик) 122 904 руб. 26 коп. задолженности по оплате стоимости потребленной электрической энергии за май-июнь 2019 (с учетом уточнения от 16.09.2019).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "МРСК-Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра"-"Брянскэнерго".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.02.2020 с МУП "Клетня-Сервис" в пользу ООО "Газпром энергосбыт Брянск" взыскано 122 904 руб. 26 коп. долга (май-июнь 2019).
МУП "Клетня-Сервис" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.02.2020 по делу N А09-9177/2019, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что ответчик не является исполнителем коммунальных услуг.
Апеллянт также ссылается на то, что в материалы дела не представлены акты снятия показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ), на основании которых рассчитана разница между показаниями приборов учета.
Заявитель жалобы указывает на то, что акты снятия показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ), на основании которых произведен расчет исковых требований, датированы 01.05.2019 и 01.06.2019, тогда как требования заявлены о взыскании задолженности за май и июнь 2019 года.
От ПАО "МРСК Центра" в суд поступил отзыв, согласно которому третье лицо возражает по доводам апелляционной жалобы и просит отказать в ее удовлетворении, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приказом Минэнерго РФ от 15.05.2014 N 269 на основании пункта 225 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), ООО "Газпром энергосбыт Брянск" (до 21.11.2018 ООО "ТЭК-Энерго") с 01.06.2014 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ранее осуществляющего на территории Брянской области функции гарантирующего поставщика ОАО "МРСК Центра".
В связи с указанным обстоятельством ООО "Газпром энергосбыт Брянск" (филиал "Брянскэнергосбыт" ООО "Газпром энергосбыт Брянск") как гарантирующий поставщик в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также условиями Основных положений N 442 осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирные дома, расположенные по адресу: Брянская область, п.Клетня: Микрорайон 1, дом N 1, N 2, N 4, N 6, N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13, N 14, N 15, N 16, N 17, N 18, N 19, N 20, N 24; Микрорайон 2, дом N 1, N 2, N 3; ул.Вокзальная, дом N 22; ул.Орджоникидзе, дом N 45, N 47; ул.Советская, дом N 19, N 21, N22, N 23, N 27; ул.К.Маркса, дом N 27-Б; ул.Комсомольская, дом N 2А, N 12, N 14; ул.Декабристов, дом N 6А; ул.Заозерная, дом N 24А, N29А, N 31, N 37; ул.Лесная, дом N 74; ул.Ленина, дом N107, ул.Кр. Партизан, дом N 7А; с.Лутна, ул.Раздомазина, дом N 8, N 10, с.Лутна, ул.Советская, дом N11, N 12. N13.
Согласно данным официального сайта "ГИС ЖКХ", размещенным в сети Интернет, управление указанными выше многоквартирными домами, осуществляет МУП "Клетня-Сервис".
В соответствии с Основными положениями N 442 и Правилами обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающми организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), для предоставления собственникам и нанимателям помещений в указанных многоквартирных домах, МУП "Клетня-Сервис" обязано обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора с целью предоставления коммунальной услуги энергоснабжения.
Однако между МУП "Клетня-Сервис" и ООО "Газпром энергосбыт Брянск" отсутствует заключенный в письменной форме договор поставки электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении МУП "Клетня-Сервис".
Реализуя право, предоставленное ресурсоснабжающим организациям пунктом 30 Правил N 124, с 01.05.2019 ресурсоснабжающая организация осуществляет поставку электрической энергии в жилые помещения собственников, указанных ранее многоквартирных домов на основании прямых договоров с ними.
Таким образом, с 01.05.2019 МУП "Клетня-Сервис" несет обязательства по оплате электрической энергии в соответствии с подпунктом "а" пункта 21(1) Правил N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирных домов, оборудованных коллективными (общедомовым) прибором учета, в случае реализации гарантирующим поставщиком права, предусмотренного пунктом 30 указанных Правил, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд= Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате собственниками и пользователями жилых помещений в многоквартирном доме по индивидуальным приборам учета, заказанный потребителями в многоквартирном доме в расчетном периоде.
Согласно пункту 38 Правил N 124 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям применяются тарифы, используемые при расчете платы за коммунальные услуги для населения.
В соответствии с пунктом 81 Основных положений N 442 исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Ответчик в период май 2019-июнь 2019 потребил 33 691 кВтч, что подтверждается соответствующими актами расхода электрической энергии на общую сумму 122 904 руб. 26 коп.
В нарушение требований законодательства ответчик не оплатил истцу потребленную им электрическую энергию, в результате чего у него перед ООО "Газпром энергосбыт Брянск" образовалась задолженность в размере 122 904 руб. 26 коп.
Ссылаясь, что в добровольном порядке ответчиком сумма задолженности не погашена, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Таким образом, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора энергоснабжения в спорный период, между сторонами фактически сложились договорные отношения по поводу энергоснабжения многоквартирных жилых домов.
На основании статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, в спорный период (май-июнь 2019) ООО "Газпром энергосбыт Брянск" осуществляло поставку электрической энергии в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении МУП "Клетня-Сервис", что подтверждается предоставленными истцом данными с официального сайта "ГИС ЖКХ", поставка электроэнергии ответчиком не оспаривается.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
При этом, в соответствии с Правилами N 124 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 124 "О правила, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций). Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
При этом, пункт 4 Правил N 124 прямо обязывает управляющую компанию, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора энергоснабжения по приобретению коммунального ресурса потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) Правил N 124 (то есть при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 ФЗ от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальной услуги и расчетов за коммунальные услуги; при наличии предусмотренных частью 17 статьи 12 указанного закона прямых договоров энергоснабжения, заключенных между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, а также в случае реализации ресурсоснабжающей организацией права на односторонний отказ от договора энергоснабжения, предусмотрено пунктом 30 Правил N 124).
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилого фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном дома) ресурсоснабжающим организациям.
При этом, действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, ресурсоснабжающая организация не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные, в том числе на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Исходя из изложенного, судом не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о том, что ответчик не является исполнителем коммунальной услуги по снабжению многоквартирных жилых домов электрической энергией.
Таким образом, обязанность по оплате ресурсоснабжающей организации электрической энергии в многоквартирных жилых домах, определенной как разница между объемами потребленной электроэнергии по показаниям ОДПУ и ИПУ, лежит на МУП "Клетня-Сервис".
При таких обстоятельствах, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика не всего объема потребленной МКД электроэнергии, а лишь разницы между показаниями ОДПУ и ИПУ.
Судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что несмотря на то, что разногласия по договору энергоснабжения N 54148 до настоящего времени не урегулированы, возникшие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией отношения могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети собственников и нанимателей жилых помещений, в связи с чем управляющая организация является организацией, выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Согласно пункту 145 Основных положений N 124 обязанность по снятию и хранению показаний расчетных приборов учета возлагается на собственника такого прибора учета. Снятие показаний расчетного прибора учета оформляется актом снятия показаний прибора учета и подписывается лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, а также представителями сетевой организации (пункт 165 Основных положений N 124).
В материалы настоящего дела гарантирующим поставщиком представлены акты снятия показаний общедомовых приборов учета электрической энергии за спорный период (май-июнь 2019), которые составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и подтверждены в установленном порядке сетевой организацией филиала ПВО "МРСК Центра".
Следовательно, действия ООО "Газпром энергосбыт Брянск" по осуществлению расчетов с МУП "Клетня-Сервис" являются законными и обоснованными.
По расчету истца задолженность ответчика перед истцом по оплате электрической энергии за период май-июнь 2019 составляет 122 904 руб. 26 коп. Наличие долга в указанном размере подтверждается материалами дела.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о том, что представленные истцом акты снятия показаний общедомовых приборов учета (ОДПУ) от 01.05.2019 и 01.06.2019, не могут подтверждать требования о взыскании задолженности за май и июнь 2019 года, поскольку в материалах дела имеются акт расхода электрической энергии за период с 01.05.2019 по 31.05.2019 ( л.д. 136,137 т.1) и акт расхода электрической энергии за период с 01.06.2019 по 30.06.2019 ( л.д. 138-140 т. 1).
Доказательств, подтверждающих оплату ответчиком задолженности в сумме 122 904 руб. 26 коп. полностью или в какой-либо части на день принятия судом окончательного судебного акта по делу суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах требование истца о взыскании долга в сумме 122 904 руб. 26 коп. (май-июнь 2019) является правомерным, заявлено обоснованно, в связи чем обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 12.02.2020 по делу N А09-9177/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9177/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ БРЯНСК", ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в лице ВМРО филиала "Брянскэнергосбыт"
Ответчик: МУП "Клетня-Сервис"
Третье лицо: ПАО "МРСК - Центра"-"Брянскэнерго", ПАО "МРСК Центра", ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "МРСК Центра"-"Брянскэнерго"