г. Санкт-Петербург |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А56-44485/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богдановской Г.Н., при ведении протокола судебного заседания Осиповой А.Н.,
при участии представителей истца и ответчика согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56- 44485/2023
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" (далее - ответчик) о взыскании расходов на установку узлов учета тепловой энергии в размере 863 541 руб. 58 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 17.08.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Мотивированное решение изготовлено 18.09.2023.
С апелляционной жалобой обратился ответчик.
Определением от 02.10.2023 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции; судебное разбирательство назначено на 08.11.2023.
Определениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023, от 04.12.2023, от 18.12.2023, от 15.01.2024 судебное разбирательство отложено для представления истцом обоснованного и мотивированного расчета задолженности и представления ответчиком контррасчета.
В судебном заседании 29.01.2024 истец поддержал исковые требования в размере 863 541 руб. 58 коп., однако представил информационный расчет задолженности на сумму 684 718 руб. 46 коп.
Ответчик возражал против удовлетворения иска, окончательно сформировал правовую позицию в возражениях на иск от 28.01.2024, в которых представил контррасчет на сумму 477 660 руб. 88 коп.
Как следует из письменных материалов дела, ответчик осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам г. Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 62 корп. 2 и корп. 3, д. 64, корп. 3.
Во исполнение положений части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности_" (далее - Закон об энергосбережении) истец, являясь энергоснабжающей организацией, произвел установку в указанных многоквартирных домах общедомовых узлов учета тепловой энергии (далее - УУТЭ), в обоснование чего представил договор N173678 от 30.06.2019, заключенный между истцом и подрядчиком ООО "ТСК Метрология", справки о стоимости выполненных работ и затрат, акты о приемке выполненных работ.
Ссылаясь на неоплату ответчиком расходов истца на установку УУТЭ, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав письменные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок (до 01.07.2012) должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 16, 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу пункта 38(1) Правил N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Подпункты "и", "к" пункта 11 Правил N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя, среди прочего, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению 4 и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 2 раздела I Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Исходя из изложенного, расходы на установку общедомовых приборов учета подлежат возмещению той управляющей организацией, которая обслуживает многоквартирный дом на дату обращения ресурсоснабжающей организации с требованием о компенсации расходов на установку приборов учета в части, не оплаченной собственниками помещений.
Согласно материалам дела при определении размера задолженности за установку УУТЭ в спорных домах истец исходил из того, что согласно пункту 12 статьи 13 Закона об энергосбережении граждане - собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки, если ими не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики N 4(2015), истцом заявлена к взысканию с управляющей организации задолженность в объеме денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов за часть периода с момента установки УУТЭ (37 месяцев по двум домам и 34 месяца по донному дому).
С учетом изложенного, следует признать, что требования истца обоснованны по праву, поскольку факт несения расходов на установку УУТЭ подтвержден, а ответчик в силу изложенных норм обязан оплатить понесенные истцом расходы.
Доводы ответчика об отсутствии у истца права требовать возмещения расходов ранее период отсрочки, установленного заключенным с истцом договором N 233347 от 21.12.2021, апелляционным судом отклоняются, поскольку, как ранее отмечено судом, обязанность ответчика как управляющей компании многоквартирными домами, возмещать понесенные ресурсоснабжающей организацией расходы на установку УУТЭ, в том числе, в период до истечения установленной статьей 13 Закона об энергосбережении пятилетней рассрочки, следует из положений статей 161, 162 ЖК РФ и не обусловлена договорными обязательствами управляющей компании.
Однако требования истца подлежат удовлетворению частично ввиду следующего.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по требованиям о взыскании расходов на установку УУТЭ по части помещений, находящихся в государственной собственности (Октябрьская наб., д. 62 корп. 2, квартира N 7, Октябрьская наб., д. 62 корп. 3, квартиры N 1 и N 7, Октябрьская наб., д. 64 корп. 3 квартиры N 2 и N 11, помещение N 4-Н) и в отношении нежилого помещения, находящегося в частной собственности (Октябрьская наб., д. 64 корп. 3, помещение N 5-Н).
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 2 раздела I Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, иск ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку ОДПУ может быть предъявлен по истечении пятилетнего срока с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, до истечения которого собственники могут оплатить указанную установку единовременно или в рассрочку.
В абзаце 4 пункта 38(1) Правил N 491 указано, что граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, то есть или равными долями в течение пяти лет с даты установки приборов учета, или единовременно, или с меньшим периодом рассрочки.
Из указанных норм при их буквальном толковании следует, что установленная в части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении пятилетняя рассрочка оплаты расходов по установке коллективных приборов учета распространяется только на определенную категорию потребителей, к которой публично-правовые образования не относятся.
Следовательно, юридические лица и публично-правовые образования несут расходы на установку приборов учета единовременно, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество, если иное не установлено соглашением сторон (организацией, осуществившей установку прибора учета, и собственником помещения).
В связи с этим к названной категории потребителей требование об оплате расходов по установке общедомовых приборов учета может быть предъявлено в течение трех лет после установки (допуска) этих приборов в эксплуатацию.
К спорам с указанными потребителями не должны применяться разъяснения, приведенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015.
Поскольку установка приборов учета произведена 31.10.2019, 31.10.2019, 17.01.2020 при подаче иска 12.05.2023 срок исковой давности по требованиям в отношении указанных помещений истек.
В силу пункта 1 статьи 408 ГК РФ обязательство прекращается надлежащим исполнением.
Ответчиком с ходатайством от 14.12.2023 представлены сведения, предоставленный платежным агентом акционерным обществом "Единый информационно-расчетный центр Санкт-Петербурга" об объеме оплат, произведенных за период с января 2022 по февраль 2023 года, согласно которым ответчиком произведена общая оплата в размере 313 946 руб. 98 коп.
Истцом с ходатайством от 26.01.2024 представлен информационный расчет, согласно которому истцом в счет оплаты за спорный период учтены платежи, внесенные, в том числе, до ноября 2023 года в размере 313 219 руб. 30 коп.
Аналогичную позицию об объеме учтенных оплат подтвердил представитель истца в судебном заседании.
Ответчик в контррасчете исковых требований также признал факт оплаты за тот же период в размере 313 219 руб. 30 коп.
Поскольку признанный истцом и ответчиком объем оплат не превышает сведений, предоставленных платежным агентом, а также с учетом пояснений представителя истца о том, что все оплаты до ноября 2023 года включительно зачтены им в счет спорного периода, апелляционный суд в порядке части 3.1. статьи 70 АПК РФ принимает в объем произведенных ответчиком оплат сумму 313 219 руб. 30 коп.
Таким образом, принимая заявление ответчика о применении срока исковой давности по части требований, а также объем произведенных ответчиком оплат, требования истца подлежит удовлетворению частично в размере 477 660 руб. 88 коп.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 3 статьи 270 АПК РФ по основаниям, изложенным в определении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023.
Руководствуясь статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2023 по делу N А56-44485/2023 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N1" расходы на установку узлов учета тепловой энергии в размере 477 660 руб. 88 коп., а также 11 213 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 1" из федерального бюджета 729 руб. уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 21.03.2023 N 21662.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44485/2023
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N1"
Ответчик: ОАО "Жилкомсервис N1 Невского района"