г. Москва |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А41-81685/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 апреля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании: лица, участвующие в деле, извещены, представители не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2024 года по делу N А41-81685/23 по заявлению Ассоциации собственников земельных участков по содействию в благоустройстве коттеджного поселка Пестово (ОГРН 1057748246071, ИНН 7707560610)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299),
третьи лица: Администрация городского округа Мытищи Московской области (ОГРН 1025003534423, ИНН 5029009950), Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Филиал ППК "Роскадастр" по Московской области,
о признании незаконным решения об отказе в государственном кадастровом учете от 04.08.2023 N КУВД-001/2023-17570158/3,
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация собственников земельных участков по содействию в благоустройстве коттеджного поселка Пестово (далее - заявитель, Ассоциация собственников) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Московской области) с требованием признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области от 04.08.2023 об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2023-17570158/3.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2024 года по делу N А41-81685/23 заявленные требования удовлетворены.
Администрация городского округа Мытищи Московской области не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указано на неполное исследование судом обстоятельств дела, поскольку не дана оценка доводам Администрации об отказе в изменении вида разрешённого использования земельного участка.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным апелляционным судом, Ассоциации собственников земельных участков по содействию в благоустройстве коттеджного поселка Пестово на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030314:1536, расположенный по адресу: Российская Федерация. Московская область. Мытищинский район, д. Румянцево.
Право собственности возникло на основании Договора купли-продажи земельных участков от 09 июля 2020, о чем в Едином государственном реестре прав была сделана запись 50:12:0030314:1536-50/215/2020. Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030314:1536 на 22 марта 2023 года имеет следующие характеристики (что подтверждается выпиской из ЕГРН от 22.03.2023 года): площадь: 2 047 +/- 16 кв. м; категория земель: Земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, озеленения и благоустройства; кадастровая стоимость: 13 213 773,93 руб.
В связи с тем, что в действующем классификаторе отсутствует вид разрешенного использования: для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры озеленения и благоустройства, установленный для земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030314:1536, заявитель 28.04.2023 обратился с заявлением N КУВД-001/2023-17570158 в Управление Росреестра по Московской области об изменении в сведениях государственного кадастрового учёта вида разрешённого использования земельного участка на предусмотренный классификатором вид разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства.
Уведомлением от 04.08.2023 N КУВД-001/2023-17570158/3, в государственном кадастровом учете в отношении указанного выше земельного участка отказано.
В обосновании вынесенного отказа, Управление указало, что заявителем не представлено доказательств внесение платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Полагая, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые решения, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частью 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 2-6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены статьей 21 Закона о регистрации.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: 1) в форме документов на бумажном носителе -посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; 2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких 4 документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Федеральным законом N218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Материалами дела подтверждено, что Ассоциации собственников земельных участков по содействию в благоустройстве коттеджного поселка Пестово на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030314:1536. расположенный по адресу: Российская Федерация. Московская область. Мытищинский район, д. Румянцево, с площадью 2 047 +/- 16 кв. м; категория земель: Земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, озеленения и благоустройства.
Поскольку в классификаторе видов разрешенного использования, утверждённом Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (далее - Классификатор), отсутствует вид разрешенного использования "для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры озеленения и благоустройства", который был установлен ранее для земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030314:1536, заявитель 28.04.2023 обратился с заявлением в Управление Росреестра по Московской области в целях приведения вида разрешённого использования в соответствие с Классификатором.
По результатам рассмотрения заявления Уведомлением от 04.08.2023 N КУВД-001/2023-17570158/3 в государственном кадастровом учете в отношении указанного выше земельного участка отказано.
В обосновании вынесенного отказа, Управление указало, что заявителем не представлено доказательств внесение платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Заявитель в обосновании своих доводов указывает, что у Управления отсутствовали законные основания для отказа в государственном кадастровом учете, оснований для внесения платы не имелось.
Рассмотрев доводы заявителя, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
При этом частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Следовательно, в соответствии с федеральным законодательством выбор вида разрешенного использования осуществляется правообладателем земельного участка самостоятельно, при этом выбранный вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать разрешенными видами использования, предусмотренными градостроительным регламентом (зонированием территории).
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен ст. 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от 31.12.2013 N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и Перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с частью 3 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования Московской области на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Частью 11 статьи 5.1 Закона Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" предусмотрено, что размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с видом разрешенного использования, измененным на основании решения Правительства Московской области или органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, предоставленного органом, уполномоченным на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и наличия (отсутствия) утвержденных проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана земельного участка. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Московской области.
Судом первой инстанции установлено, что текущий вид разрешенного использования земельного участка: "для размещения объектов транспортной инфраструктур, озеленения и благоустройства".
Между тем, согласно представленным в материалы дела Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:12:0030314:1536, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Мытищи Московской области, утвержденными постановлением Администрации городского округа Мытищи Московской области от 18 марта 2021 N 857, расположен в зоне Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, в качестве основного вида также предусмотрен вид разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства.
То есть заявленный Ассоциацией собственников вид резрешённого использования соответствует виду разрешённого использования, установленному для данной территориальной зоны Правилами землепользования и застройки с учётом Классификатора.
В соответствии с ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-03 собственник земельного участка обязан внести плату за изменение ВРИ земельного участка в 30-дневный срок со дня получения уведомления.
При невнесении платы за изменение ВРИ земельного участка в срок, установленный ч. 16 ст. 5.1 Закона N 23/96-03, Минмособлимущество обеспечивает защиту бюджетных интересов Московской области в судебном порядке (ч. 10 ст. 5.1 Закона Московской области N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области").
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что плата за внесение изменений в вид разрешенного использования вносится после внесения изменений регистрирующим органом, а не до внесения изменений. Пи этом вид разрешённого использования выбран заявителем правильно.
Таким образом, у заинтересованного лицо отсутствовали законные основания для отказа в государственном кадастровом учете.
Учитывая изложенное в совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанные в оспариваемом решении основания для отказа в государственном кадастровом учете не обоснованы, противоречат нормам закона, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в качестве способа восстановления нарушенных прав Заявителя суд первой инстанции обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровой учет. Данный способ восстановления нарушенного права заявителя суд апелляционной инстанции признаёт правильным, соответствующим характеру допущенного нарушения и способствующим полному восстановлению нарушенного права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не дана оценка принятому Администрацией решению об отказе в изменении вида разрешённого использования земельного участка, отклоняются судом апелляционной инстанции как не имеющие отношения к настоящему делу.
Решение Администрации об отказе в изменении вида разрешённого использования земельного участка не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
При этом судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии права заявителя как собственника земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований определять вид его разрешённого использования, соответствующий видам разрешённого использования, установленным для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. Таким образом, наличие решения Администрации по данному вопросу не имеет правового значения и не порождает для заявителя каких-либо правовых последствий.
Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что единственным основанием для отказа в проведении государственного кадастрового учёта было отсутствие платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка, что не имеет никакого отношения к доводам Администрации, изложенным в апелляционной жалобе.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2024 года по делу N А41-81685/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-81685/2023
Истец: Ассоциация собственников земельных участков по содействию в благоустройстве коттеджного поселка Пестово
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Филиал ППК "Роскадастр по Московской области, Администация городского округа Мытищи, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ