г. Москва |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А40-156296/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Е.Б. Алексеевой, Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Красниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2024 года
по делу N А40-156296/23, принятое судьей В.В.Новиковым,
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
(ИНН 7832000069, ОГРН 1037843025527 )
к ФГБУ Культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН 7705395248, ОГРН 1027739550156 )
третье лицо: Санкт-петербургская региональная спортивная общественная организация "Яхт-клуб Санкт-Петербурга" (199225, Россия, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Морской, Крузенштерна пр-кт, д. 18, стр. 4, каб. 335, ОГРН: 1107800009041, Дата присвоения ОГРН: 08.11.2010, ИНН: 781416081)
об обязании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Симаков П.В. по доверенности от 14.04.2023,
диплом 107724 5840408 от 20.07.2021;
от ответчика: Щербакова О.В. по доверенности от 26.12.2023,
диплом ВСГ 4096796 от 31.05.2010;
от третьего лица: не явился; извещен;
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - ФГБУК АУИПИК, ответчик) об обязании в установленном законом порядке: в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить консервацию объекта культурного наследия федерального значения "Форт "Тотлебен" ("Первомайский")" по адресу: Санкт-Петербург, город Кронштадт, форт Тотлебен, литера А, а также обеспечить установку информационной надписи и обозначения; в течении 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить ремонт и реставрацию объекта культурного наследия федерального значения "Форт "Тотлебен" ("Первомайский")" по адресу: Санкт-Петербург, город Кронштадт, форт Тотлебен, литера А; об установлении размера денежных средств, подлежащих взысканию с ФГБУК "АУИПИК" в пользу КГИОП в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок, как 20 000 рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Санкт-петербургская региональная спортивная общественная организация "Яхт-клуб Санкт-Петербурга".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2024 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель выражает свое несогласие с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам.
Сторона ссылается на нарушение норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были надлежащим образом извещены в суде первой инстанции, считаются надлежаще извещенными.
В заседании суда апелляционной инстанции 09.04.2024 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд апелляционной инстанции не направило.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2024 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, обращаясь с настоящими требованиями, истец указал на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 527 от 10.07.2001 по адресу: Санкт-Петербург, город Кронштадт, форт Тотлебен, литера А расположен объект культурного наследия федерального значения "Форт "Тотлебен" ("Первомайский")".
Предмет охраны объекта утвержден распоряжением КГИОП от 20.01.2017 N 14- р.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.04.2023, объект находится в оперативном управлении Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" и передан по договору аренды в пользование Санкт-Петербургской региональной спортивной общественной организации "Яхт-клуб Санкт-Петербурга".
Распоряжением КГИОП от 06.03.2017 N 07-19-71 утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца Объекта (далее - оязательство), копия которого, в силу требований пункта 12 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), направлена для исполнения в адрес ответчика.
Согласно подпункту 1 пункта 1 части 25 раздела 6 обязательства ответчику надлежало в срок до 06.03.2022 на основании задания и разрешения КГИОП выполнить консервацию, ремонт и реставрацию объекта, в соответствии с согласованной с КГИОП проектной документацией.
Пунктом 7 части 25 раздела 6 охранного обязательства предусмотрена обязанность обеспечить установку на объекте информационной надписи.
КГИОП 24.04.2023 проведено контрольное (надзорное) мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), по результатам которого установлено, что вышеуказанные требования обязательства не выполнены, ввиду чего истец обратился с настоящими требованиями в суд.
В силу пункта 1 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В силу пункта 7 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.
Требования к содержанию объектов культурного наследия и порядок оформления охранного обязательства регламентирован статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранное обязательство утверждается актом федерального органа охраны объектов культурного наследия или актом регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).
Состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта определены в Охранном обязательстве.
Таким образом, условие об обязанности арендаторов соблюдать и выполнять требования, предусмотренные Законом N 73-ФЗ в отношении объекта аренды, который относится к объектам культурного наследия, установлено законом ввиду чего без такого условия договор аренды является ничтожным.
В соответствии с пунктом 11 статьи 48 Закона N 73-ФЗ лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ. Распределение обязанностей по выполнению требований, предусмотренных статьей 47.2 Закона N 73-ФЗ между сторонами договора устанавливается указанным договором.
Таким образом, из толкования вышеназванных норм следует, что обязательство по выполнению требований, установленных Законом N 73-ФЗ, возникает у лица с момента заключения договора, предусматривающего передачу права пользования и (или) владения таким объектом, в содержании которого в качестве существенного условия закреплено соответствующее обязательство.
Кроме того, в соответствии с актом об отнесении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии от 14.10.2016 состояние объекта было определено как неудовлетворительное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1. Закона N 73-ФЗ неиспользуемые объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, относящиеся к федеральной собственности, по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, могут быть предоставлены физическим или юридическим лицам в аренду на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы при условии соблюдения требований, установленных настоящей статьей.
Порядок предоставления в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 14.1. Закона N 73-ФЗ).
Пункт 4 статьи 14.1. Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что существенным условием договора аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к федеральной собственности, является обязанность арендатора провести работы по сохранению такого объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ, в срок, не превышающий семи лет со дня передачи указанного объекта культурного наследия в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, не превышающий двух лет со дня передачи его в аренду.
Так, в соответствии со статьей 14.1. Закона N 73-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2015 N 966 утверждено Положение о предоставлении в аренду неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия.
Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на объекты культурного наследия, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации критериям неудовлетворительного состояния объектов культурного наследия, которые относятся к имуществу государственной казны Российской Федерации либо которые закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.
Объекты культурного наследия предоставляются в аренду по результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды8 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, либо иным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо федеральным государственным унитарным предприятием или федеральным государственным учреждением (пункт 3 Положения).
В составе информации о проведении аукциона, помимо иной информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, размещается в том числе обязательство арендатора провести работы по сохранению объекта культурного наследия в срок, не превышающий 7 лет со дня передачи объекта культурного наследия в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду (подпункт "г" пункта 9 Положения).
В соответствии с пунктом 5 Закона N 73-ФЗ в случае неисполнения арендатором указанного условия договор подлежит расторжению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях эффективного использования объекта, а также выполнения требований, предусмотренных Законом N 73-ФЗ агентство, с момента регистрации права оперативного управления на объект, осуществляет мероприятия по вовлечению его в хозяйственный оборот, путем сдачи в долгосрочную аренду с возложением на арендаторов обязательств по сохранению объекта, что в свою очередь требует осуществления закупочных процедур по оценке рыночной стоимости права пользования и владения объектом на условиях договора аренды, а также согласования учредителем и собственником имущества агентства организации торгов на право заключения указанного договора.
На основании договора аренды от 14.03.2018 N 04-1/18-02 объект был передан во временное владение и пользование за 1 руб. на 49 лет обществу с ограниченной ответственностью "Каскад" с условием выполнения арендатором работ по подготовке и согласованию проектной документации - в течении 2 лет с даты заключения договора, работ по сохранению объекта - в течении последующих 5 лет.
В 2020 году в связи с невыполнением ООО "Каскад" условий указанного договора аренды, а именно с не обеспечением арендатором подготовки и согласования в установленном Органом охраны порядке проектной документации по сохранению Объекта (научно-проектной документации), агентством указанный договор был расторгнут.
В целях проведения работ по сохранению объекта 26.08.2021 Агентством получено задание N 01-52-2614/21 КГИОП на выполнение первоочередных противоаварийных работ. Кроме того, с учетом требований Положения, с целью проведения работ по сохранению объекта, предусмотренных Охранным обязательством, 01.02.2023 между Агентством и Санкт-Петербургской региональной спортивной общественной организацией "Яхт-клуб Санкт-Петербурга"10 заключен договор аренды N 04-1/23-03п сроком на 49 лет.
В силу положений пункта 4 статьи 14.1. Закона N 73-ФЗ, статьи 7 договора, существенным условием договора, является обязанность арендатора провести работы по сохранению объекта, в срок, не превышающий 7 лет со дня его передачи в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации, не превышающий 2 лет со дня передачи его в аренду.
Агентство, учитывая положения Закона N 73-ФЗ, положения и договора 07.06.2023 обращалось в адрес КГИОП с просьбой продлить сроки Охранного обязательства, однако 27.06.2021 учреждению в продлении сроков было отказано.
Таким образом, в действиях Агентства не усматривается бездействие или нарушение требований по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия, предусмотренных Законом N 73-ФЗ и Охранным обязательством, так как им приняты всевозможные и необходимые меры по сохранению объекта.
Действия ответчика правомерно оценены судом первой инстанции как направленные на исполнение требований законодательства, не доказано бездействия со стороны ответчика, при условии не выделении финансирования из средств федерального бюджета на выполнение работ по сохранению объекта.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2024 года по делу N А40-156296/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Левченко Н.И. |
Судьи |
Алексеева Е.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-156296/2023
Истец: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Ответчик: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"
Третье лицо: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ "ЯХТ-КЛУБ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"