г.Москва |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А40-206228/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу арбитражного управляющего Власенко Николая Владимировича
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.11.2019 по делу N А40-206228/19
по заявлению арбитражного управляющего Власенко Н.В.
к публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства"
третье лицо: ААУ "СЦЭАУ"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Арбитражный управляющий Власенко Николай Владимирович (далее также - заявитель, а/у Власенко Н.В.) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства с требованием о признании незаконным решения Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" (далее также - ответчик, ППК "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства", Фонд) об отказе в аккредитации арбитражного управляющего Власенко Н.В. при Фонде защиты прав граждан-участников долевого строительства от 20.06.2019 N 24/20, об обязании принять решение об аккредитации арбитражного являющего Власенко Н.В. при Фонде защиты прав граждан-участников долевого строительства.
Решением суда от 25.11.2019, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. При этом суд исходил из отсутствия совокупности обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь в обоснование на соответствие а/у Власенко Н.В. условиям аккредитации.
В отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, ответчик просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя, а решение суда оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представители заявителя, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что 30.05.2019 в целях осуществления деятельности в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в процедурах банкротства застройщиков а/у Власенко Н.В. обратился в ППК "Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства" с заявлением на аккредитацию (вх. N 08-5627 от 30.05.2019).
Рассмотрев указанное заявление, Комиссия по аккредитации арбитражных управляющих приняла решение (протокол от 20.06.2019 N 24/20) об отказе в аккредитации Власенко Н.В. по причине его несоответствия обязательным условиям аккредитации, предусмотренным подп.2 п.2.2 ст.201.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также - Закон о банкротстве), о чем заявителю было сообщено уведомлением от 21.06.2019 N 08-2379-ЕК.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Власенко Н.В. в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Исследованными судом апелляционной инстанции доказательствами в порядке ст.71 АПК РФ подтверждается правильное разрешение дела по существу арбитражным судом первой инстанции.
Согласно п.2.1 ст.201.1 Закона о банкротстве конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным настоящим Федеральным законом требованиям и аккредитованные Фондом. Аккредитация арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщиков осуществляется Фондом на основании заявления арбитражного управляющего в течение тридцати дней со дня его поступления. К указанному заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям к аккредитации, установленным настоящим параграфом. Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщиков, аккредитации, аннулирования аккредитации, отказа в продлении аккредитации определяется регулирующим органом.
Приказом Минэкономразвития России от 23.05.2018 N 263 утвержден Порядок аккредитации арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в деле о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также - Порядок аккредитации), который устанавливает правила аккредитации ППК "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщика (далее - аккредитация).
В пункте 2.2 статьи 201.1 Закона о банкротстве перечислены обязательные условия аккредитации Фондом арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщика, которыми являются: 1) соответствие требованиям к арбитражным управляющим, установленным настоящим Федеральным законом; 2) наличие стажа работы на руководящих должностях в организациях, осуществляющих деятельность по организации, осуществлению строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, не менее трех лет либо осуществление обязанностей арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве застройщика (в отношении не менее трех застройщиков); 3) отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы застройщика, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей; 4) отсутствие привлечения в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство.
Кроме того, согласно пункту 2.3 указанной статьи Закона Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих (внешних управляющих) при банкротстве застройщиков.
Заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются кандидатом на аккредитацию в Фонд в электронной форме через сайт Фонда (п.2.1 Порядка аккредитации).
Соответствие критериям аккредитации кандидат должен подтвердить, предоставив необходимые для этого документы, перечень которых предусмотрен п.2.3 Порядка аккредитации.
Порядок рассмотрения заявлений об аккредитации и внесении изменений в свидетельство об аккредитации установлен разделом II Порядка аккредитации.
Так, согласно п.2.9 означенного Порядка решение об аккредитации арбитражного управляющего принимается Фондом в случае соответствия кандидата на аккредитацию условиям аккредитации, установленным пунктом 2.2 статьи 201.1 Закона о несостоятельности (банкротстве), и соблюдения дополнительных требований к условиям аккредитации арбитражных управляющих, установленных в соответствии с пунктом 2.3 статьи 201.1 Закона о несостоятельности (банкротстве) (далее - условия аккредитации).
При этом решение об отказе кандидату на аккредитацию в аккредитации принимается Фондом в случае несоответствия кандидата на аккредитацию условиям аккредитации (п.2.11 Порядка аккредитации).
Как усматривается из материалов дела, обращаясь в Фонд с заявлением об аккредитации, заявитель представил следующие документы: копию паспорта гражданина Российской Федерации; копию судебных постановлений; копию документа, подтверждающего членство кандидата на аккредитацию в саморегулируемой организации арбитражных управляющих (выписка из реестра СРО); согласие на обработку персональных данных. Дополнительно заявителем были представлены: копия выписки из ЕГРЮЛ ОАО "Сельэлектрострой" и копия выписки из ЕГРЮЛ ОАО "Строительно-промышленное объединение "Восток".
Между тем представленные Власенко Н.В. документы не подтверждают его соответствие критерию, установленному подп.2 п.2.2 ст.201.1 Закона о банкротстве (наличие стажа работы на руководящих должностях в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства не менее трех лет либо осуществление обязанностей арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве застройщика (не менее трех процедур)).
Согласно п.6 ст.20 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее также - ОКВЭД), классификатор используется при решении следующих основных задач, связанных, в том числе с: классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами.
ОКВЭД содержит коды классифицируемых группировок видов экономической деятельности, наименования и описания, раскрывающие содержание группировки и/или дающие ссылки на другие группировки классификатора.
Таким образом, в целях соответствия критерию, установленному подп.2 п.2.2 ст.201.1 Закона о банкротстве, кандидат на аккредитацию должен занимать руководящие должности (как они определены в п.6 ст.20 Закона о банкротстве) в организациях, основным и (или) дополнительным видом деятельности которых являются виды деятельности, указанные в Разделе F "Строительство" ОКВЭД.
Как следует из представленных а/у Власенко Н.В. на аккредитацию документов, он осуществлял обязанности в качестве конкурсного управляющего в трех процедурах банкротства в отношении трех юридических лиц по следующим делам:
- N A19-3329/17 (конкурсное производство) в отношении ООО "МСУ-50" (ИНН 3814012018). Основной вид деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ - строительство жилых и нежилых зданий. Согласно решению Арбитражного суда Иркутской области от 20.12.2017 при рассмотрении дела судом были применены правила банкротства застройщиков, предусмотренные параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве. В ходе проверки сотрудником, ответственным за экономическую безопасность и противодействие коррупции, выявлено, что ООО "МСУ-50" выступало застройщиком малоэтажных жилых домов в г.Саянске;
- N А19-12745/11 (конкурсное производство) в отношении ООО "Байкалспецстрой" (ИНН 3811117654). Основной вид деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ - строительство зданий и сооружений. Заявление о признании ООО "Байкалспецстрой" несостоятельным (банкротом) подано в Арбитражный суд Иркутской области 06.07.2011. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.11.2011 данное общество признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. 20.08.2012 юридическое лицо прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. При рассмотрении дела судом не были применены правила банкротства застройщиков, предусмотренные параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве (введен 12.07.2011). Согласно материалам судебных дел с участием ООО "Байкалспецстрой" организация проводила работы по переустройству инженерных сетей (дело N А19-11819/11). Какая-либо другая информация в ходе проверки о деятельности ООО "Байкалспецстрой", в том числе о выполнении функций застройщика или генерального подрядчика при строительстве объектов капитального строительства не выявлена;
- N А19-19039/11 (конкурсное производство) в отношении ООО "Строитель" (ИНН 8504004312). Основной вид деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ - лесозаготовки. Строительство зданий и сооружений заявлено в качестве дополнительного вида деятельности общества. 01.02.2012 общество признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. 29.05.2012 юридическое лицо прекратило свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. При рассмотрении дела судом не были применены правила банкротства застройщиков, предусмотренные параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве. Согласно материалам дела о банкротстве ООО "Строитель" данная организация выполняла функции заказчика и генерального подрядчика при строительстве двух двухквартирных жилых домов в Балаганском районе Иркутской области.
Кроме того, в своем заявлении кандидат также указал на участие в качестве арбитражного управляющего в процедурах банкротства в отношении еще двух юридических лиц:
- N А19-9928/02-38 в отношении ОАО "Сельэлектрострой" (ИНН 3812011185). При этом информация о деле N А19-9928/02-38 в Картотеке арбитражных дел в сети "Интернет" и других источниках отсутствует (слишком давний период). Юридическое лицо прекратило свою деятельность 12.09.2005 в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. В ходе проверки работником, ответственным за экономическую безопасность и противодействие коррупции, установлено, исходя из наличия в штате специалистов по монтажу воздушных линий электропередач, организация могла вести строительство объектов энергетики, в частности, линий электропередач. Информации о выполнении компанией функций застройщика в ходе проверки не выявлено;
- N А19-13072/02-29 в отношении ОАО "Строительно-промышленное объединение "Восток" (ИНН 3814000213). При этом информация о деле N А19-13072/02-29 в Картотеке арбитражных дел в сети "Интернет" отсутствует (слишком давний период). Юридическое лицо прекратило свою деятельность 28.12.2006 в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. В ходе проверки работником, ответственным за экономическую безопасность и противодействие коррупции, информации о выполнении ОАО "СПО "Восток" функций застройщика или генерального подрядчика при строительстве объектов капитального строительства не выявлено. Согласно архивным данным организация не имела заявленных видов деятельности, связанных с капитальным строительством.
Таким образом, заявителю в рассматриваемом случае возможно зачесть только участие в деле N А19-3329/17 в отношении ООО "МСУ-50", при рассмотрении которого судом были применены правила банкротства застройщиков, предусмотренные параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве.
Иных доказательств, подтверждающих наличие опыта работы на руководящей должности юридического лица, осуществляющего производственную деятельность в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства, кандидатом на аккредитацию не представлено.
При таких данных является обоснованным вывод Комиссии по аккредитации арбитражных управляющих, поддержанный судом первой инстанции, о несоответствии кандидата обязательным условиям аккредитации, предусмотренным подп.2 п.2.2 ст.201.1 Закона о банкротстве, в связи с чем оспариваемое решение об отказе в аккредитации нормам действующего законодательства не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что законодательное определение критериев аккредитации, а также обязанности проведения проверки Фондом соответствия арбитражных управляющих критериям аккредитации обусловлено необходимостью подтверждения их компетенции именно в сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства, либо осуществление обязанностей арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве застройщика (не менее трех процедур), поскольку целями процедур банкротства застройщиков (в отличие от иных должников) является обеспечение защиты граждан - участников строительства, приоритетной формой которой является дострой объектов незавершенного строительства и передача жилых помещений в их собственность.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2019 по делу N А40-206228/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206228/2019
Истец: Власенко Николай Владимирович
Ответчик: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ "ФОНД ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН - УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Третье лицо: АССОЦИАЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "СИБИРСКИЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ"