город Томск |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А45-39980/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Хайкиной С.Н., |
судей |
|
Логачева К.Д., |
|
|
Павлюк Т.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молочная кампания" (N 07АП-3171/2020) на решение от 13.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39980/2019 (судья Рубекина И.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Молочная кампания" (630052, г. Новосибирск, г. Новосибирск, ул. Толмачевская, д. 33, каб. 2, ИНН 5406627673, ОГРН 1165476214749) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N16 по Новосибирской области (630108, г. Новосибирск, пл. Труда, 1) о признании незаконным решения N 41706А от 26.08.2019.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска, г. Новосибирск.
В судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: Михеева О.А., доверенность от 01.06.2020, паспорт; Бессчетнова С.В., доверенность от 01.06.2020, паспорт;
от заинтересованного лица: Ожигов А.С., доверенность от 30.10.2020, паспорт;
от третьего лица: без участия, извещено,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Молочная кампания" (далее - заявитель, ООО "Молочная компания", общество) обратилось с Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция N 16, регистрирующий орган) о признании незаконным решения N 41706А от 26.08.2019 об отказе в государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее - третье лицо).
Решением от 13.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39980/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что не реализация налоговым органом своего права на установление реальных налоговых обязательств общества в период ликвидации и в установленный срок влечет риск наступления неблагоприятных последствий в виде утраты кредитором своего статуса, представленный акт налогового органа N 63819 от 22.05.2019 является актом камеральной проверки, законом предусмотрено в период ликвидации юридического лица проведение выездной налоговой проверки, в предмет выездной налоговой проверки могла быть включена и налоговая декларация организации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2019 года; представленное в судебное заседание налоговым органом решение N 555 от 05.11.2019, принятое по результатам камеральной проверки (акт N 63819 от 22.05.2019), не выявило фактов нарушения налогового законодательства и отказало в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, следовательно, на дату предъявления требования налоговым органом отсутствовала подтвержденная сумма недоимки по налогу на прибыль организаций и сама задолженность по налогу на прибыль организаций; налоговый орган не уведомил регистрирующий орган о начале проведения камеральной налоговой проверки, при регистрации в ЕГРЮЛ уведомления об утверждении промежуточного ликвидационного баланса 24.07.2019 данные о начале проверки отсутствовали.
Регистрирующий орган и третье лицо в представленных отзывах с доводами жалобы не согласились, считая их необоснованными, просят решение арбитражного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; отзывы приобщаются к материалам дела на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителя не направило. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд счел возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении; представитель регистрирующего органа поддержал доводы отзыва, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, 18.02.2019 единственным участником ООО "Молочная кампания" принято решение о ликвидации общества, 19.02.2019 в регистрирующий орган представлены уведомление о ликвидации организации по форме N Р15001 и решение единственного участника ООО "Молочная кампания".
26.02.2019 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области внесена в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2195476358933 о принятии ООО "Молочная кампания" решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
Сообщение о ликвидации ООО "Молочная кампания" с указанием на необходимость предъявлении кредиторами требований опубликовано 20.03.2019 в журнале "Вестник государственной регистрации" за N 11 (727)
17.07.2019 в регистрирующий орган ликвидатором общества представлены: уведомление по форме N Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО ""Молочная кампания", решение единственного участника общества об утверждении промежуточного ликвидационного баланса и промежуточный ликвидационный баланс от 21.05.2019.
24.07.2019 на основании представленных ликвидатором общества документов регистрирующим органом внесена в ЕГРЮЛ запись за ГРН 6195476152448 о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.
18.07.2019 в регистрирующий орган ликвидатором общества представлены: заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, решение единственного участника ООО "Молочная кампания" об утверждении ликвидационного баланса, ликвидационный баланс от 27.05.2019 и документ об уплате государственной пошлины.
В период ликвидации ИФНС по Ленинскому району г. Новосибирска направила в регистрирующий орган информацию о составлении акта камеральной проверки N 63819 от 22.05.2019 с информацией о доначислении налога на прибыль организаций.
Решением N 41706А от 26.08.2019 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации ликвидации общества на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации, установленного статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Не согласившись с решением регистрирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствовался положениями статей 61 - 63 ГК РФ, статей 9, 21, 23 Федерального закона N 129-ФЗ, статей 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и пришел к выводам о соответствия оспариваемого решения регистрирующего органа требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, об отсутствии установленных статьями 195, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания ненормативного акта регистрирующего органа недействительным.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В силу пунктов 1, 2 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (пункт 4 статьи 63 ГК РФ). После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 ГК РФ)
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что несоблюдение установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом о государственной регистрации в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации.
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что недопустимо внесение в ликвидационные балансы недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых было доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах, при этом достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без выполнения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно, что представление ликвидационного баланса, не отражающего размер фактической задолженности ликвидируемого юридического лица, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Исследовав и оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд первой инстанции установил, что ликвидационный баланс общества, представленный на регистрацию, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, поскольку на момент принятии решения в регистрирующий орган поступила информация из налогового органа о наличии задолженности перед бюджетом по налогу на имущество организаций (подтверждается актом камеральной налоговой проверки от 22.05.2019).
Данное обстоятельство следует рассматривать как несоблюдение установленного законодательством порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица и, как следствие, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, поскольку обществу было доподлинно известно о наличии претензий налогового органа в части недоимки соответствующих сумм налогов, с учетом представления документов о ликвидации лицом, контролирующим ликвидируемое юридическое лицо (единственный участник ООО "Молочная компания").
Доводы о том, что задолженность перед бюджетом выявлена по результатам камеральной налоговой проверки, выездная налоговая проверка в отношении общества не проводилась, отсутствовала подтвержденная сумма недоимки по налогу на прибыль организаций и сама задолженность по налогу на прибыль организаций, налоговый орган не уведомил регистрирующий орган о начале проведения камеральной налоговой проверки, при регистрации в ЕГРЮЛ уведомления об утверждении промежуточного ликвидационного баланса 24.07.2019 данные о начале проверки отсутствовали, 31.07.2019 года ликвидатором было отказано налоговому органу на требование кредитора, в связи с чем информация третьего лица, направлена в регистрирующий орган, по мнению заявителя, не порождало каких-либо правовых последствий для общества и не могло являться препятствием для государственной регистрации ликвидации, отклоняются апелляционным судом как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что действительные налоговые обязательства общества могут быть установлены только по результатам проведенных налоговым органом мероприятий налогового контроля (статьи 82,87,88 НК РФ), сведения, отраженные в ликвидационном балансе общества, подлежат признанию достоверными при отсутствии со стороны налогового органа каких-либо претензий, в том числе по завершении всех камеральных и выездных налоговых проверок в отношении юридического лица.
Исходя из презумпции добросовестности налогоплательщиков, Общество, действуя разумно и осмотрительно, не должно было совершать действия, которые могли бы повлечь за собой неблагоприятные последствия, как для самого юридического лица, так и для кредиторов и бюджета, в том числе не утверждать ликвидационный баланс (27.05.2019) до получения результатов указанной проверки, о проведении которой заявителю было известно (ликвидатор общества Приходько А.П. допрашивался налоговым органом в апреле 2019 года); иного не доказано (статья 65 АПК РФ).
В связи с тем, что сведения о неисполненной обязанности по уплате налога на имущество организаций в ликвидационном балансе общества не отражены, у регистрирующего органа имелись сведения о факте наличия задолженности ООО "Молочная компания" перед бюджетом, общество, в отношении которого проводились мероприятия налогового контроля на момент представления ликвидационного баланса и имелись неисполненные обязательства перед бюджетом, не предпринимало меры по сверке расчетов с бюджетом, регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица по основанию несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (наличие недостоверных сведений, содержащихся в ликвидационном балансе общества).
При этом, причины недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе общества, не имеют правового значения исходя из целей упрощенного порядка ликвидации юридического лица, предусмотренного Федеральным законом N 129-ФЗ (отсутствие неисполненных обязательств и требований кредитов).
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований общества судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании норм права.
С учетом изложенного, оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, равно и принятия доводов апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 156, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.02.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39980/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Молочная кампания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-39980/2019
Истец: ООО "МОЛОЧНАЯ КАМПАНИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3126/20
11.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3171/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-39980/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-39980/19