город Воронеж |
|
5 июня 2020 г. |
Дело N А64-4380/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 5 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от АО "АРТИ-Завод": Гололобова Л.П. - представитель по доверенности N 10 от 27.12.2019, выдана сроком до 31.12.2020, паспорт гражданина РФ;
от Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2020 по делу N А64-4380/2019 по заявлению АО "АРТИ-Завод" к Государственному учреждению - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании недействительным решения N 860 н/с от 29.04.2019, третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АРТИ-Завод" (далее - заявитель, АО "АРТИ-Завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Государственному учреждению - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ ТРО ФСС РФ) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 860 н/с от 29.04.2019.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2020 по делу N А64-4380/2019 заявленные требования удовлетворены, решение Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ N 860 н/с от 29.04.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела, ГУ ТРО ФСС РФ обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ГУ ТРО ФСС РФ ссылается на то, что в соответствии с уставом АО "АРТИ-Завод" в 2015-2017 гг. страхователь не изменял основной вид деятельности, однако, с 10.04.2018 АО "АРТИ-Завод" начало подтверждать в территориальном органе Фонда вид деятельности по коду, соответствующему 9 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 1%.
Учитывая отсутствие изменений в уставе АО "АРТИ-Завод" и принимая во внимание, что с 10.04.2018 страхователь самостоятельно определил основной вид своей деятельности как вид деятельности, соответствующий 9 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 1%, территориальный орган Фонда полагает, что в проверяемом периоде со стороны АО "АРТИ-Завод" имело место занижение размера страхового тарифа, что привело к образованию недоимки по уплате страховых взносов. Кроме того, судом первой инстанции не приняты во внимание доводы территориального органа Фонда о результатах применения переходных ключей соответствия кодов ОКВЭД кодам ОКВЭД2, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации. Так, коду 32.99.1 по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) соответствует код 36.63 "Производство прочей продукции, не включенной в другие группировки" по ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1). Оба кода соответствуют 9 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 1%.
Также, Фонд полагает, что производство и реализация средств индивидуальной защиты органов дыхания, в тои числе противогазов, не соотносимо с производством медицинских изделий, средств измерений, контроля, управлению испытаний, оптических приборов, фото и кино-оборудования, часов. В связи с чем вывод суда о правильном отнесении данного вида деятельности к коду 33.10.1 является ошибочным.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "АРТИ-Завод" указывает на то, что деятельность общества по производству и реализации средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе и противогазов в проверяемом периоде являлась основным видом деятельности общества, она соответствует коду ОКВЭД 33.10.1 "производство специализированных средств защиты, их составных частей", а не коду ОКВЭД 25.13 (производство прочих резиновых изделий", как указано в оспариваемом решении ФСС. Более того, Общество обоснованно предоставляло в 2015-2017 годах ФСС документы о подтверждении основного вида экономической деятельности по коду ОКВЭД 33.10.1, при этом ФСС устанавливал Обществу на 2015, 2016, 2017 годы страховой тариф в размере 0,75% по 6 классу профессионального риска. В нарушение ст.ст.65, 200 АПК РФ ФСС не доказано обратное. Относительно доводов ФСС о неприменении переходных ключей соответствия кодов ОКВЭД ред.1 кодам ОКВЭД ред.2, общество поясняет, что такая обязанность у него отсутствовала, поскольку данные переходные ключи разработаны в целях обеспечения перехода на новые редакции общероссийских классификаторов, а не наоборот.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 10.12.2018 по 07.02.2019 ГУ ТРО ФСС РФ проведена выездная проверка в отношении АО "АРТИ-Завод" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
Проверкой установлено нарушение плательщиком п. 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя.
Так, общество в период 2015-2017 годов подтверждало основной вид деятельности по кодам действующего в тот момент Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 33.10.1 (в 2017 г. соответствующий ему код 26.60.1), относимый к 6 классу профессионального риска, в то время как фактически в 2015-2016 годах осуществляло вид деятельности по коду ОКВЭД 25.13, а в 2017 году - по коду 32.99.1, которые по классам профессионального риска относятся к 9 классу, в связи с чем страхователю при исчислении страховых взносов надлежало применять страховой тариф 1%.
По результатам проверки составлен акт от 28.03.2019 N 860 Н/С и принято решение 29.04.2019 N 860 Н/С о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым Обществу предложено перечислить в добровольном порядке: недоимку в сумме 1 975 972,25 руб., пени в сумме 288 599,62 руб., штраф в сумме 395 194,45 руб.
Заявитель, полагая, что указанное решение противоречит законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании обжалуемого решения незаконным.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку ГУ ТРО ФСС РФ необоснованно отнесло деятельность общества в 2015-2016 по производству и реализации средств индивидуальной защиты органов дыхания - противогазов, к деятельности, имеющей код по ОКВЭД 25.13 - производство прочих резиновых изделий. Обосновывая данный вывод, суд области применительно к 2015-2016 году учел рекомендации Росстата ( п. 58), согласованные с Минэкономразвития по идентификации отдельных видов деятельности кодам ОКВЭД, согласно которым производство противогазов соответствует коду 33.10.1 ОК 029-207. Применительно к периоду 2017 года. суд области со ссылкой на положения п. 13 Правил, учел подтверждение страхователем кода по состоянию на 01.01.17 - 33.10.1, в связи с чем счел, что установленный размер данного тарифа действует весь календарный период.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением ГУ ТРО ФСС РФ от 29.04.2019 N 860н/с АО "АРТИ-Завод" доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 975 972,25 руб.; пени в сумме 288 59,62 руб. Страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной ст.26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в виде штрафа в размере 395 194,45 руб.
Основанием для принятия решения N 860 н/с от 29.04.2019 послужил вывод Фонда социального страхования о том, что страхователь на 2015-2017 годы необоснованно подтверждал основной вид деятельности по кодам действующего в тот момент Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 33.10.1 (в 2017 г. соответствующий ему код 26.60.1), в то время как фактически в 2015-2016 годах осуществлял вид деятельности по коду ОКВЭД 25.13, а в 2017 году - по коду 32.99.1, которые по классам профессионального риска относятся к 9 классу, в связи с чем страхователю при исчислении страховых взносов надлежало применять страховой тариф 1%.
При этом сторонами не опровергается тот факт, что основная деятельность АО "АРТИ-Завод" связана с производством и реализацией противогазов. Позиция сторон расходится лишь в классификации указанной деятельности к конкретным кодам ОКВЭД, действующим в 2015 - 2017 годах.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
На основании статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска, под которыми статья 3 Закона N 125-ФЗ понимает уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Класс профессионального риска - уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Отнесение видов экономической деятельности к классу профессионального риска осуществляется в соответствии с Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713).
Пункт 8 Правил N 713 предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Порядок N 55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Согласно бухгалтерским документам и финансовой отчетности общества за 2014-2016 наибольший удельный вес в общем объеме доходов и поступлений имел ОКВД 33.10.1 "производство специализированных средств защиты, их составных частей", ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1 введен в действие 01.01.2008).
Вместе с тем, по мнению Фонда социального страхования, производство и реализация средств индивидуальной защиты органов дыхания - в том числе противогазов, не может подпадать под ОКВЭД 33.10.1. Данный вид деятельности в 2015-2016 г.г. должен был иметь код по ОКВЭД -25,13 (Производство прочих резиновых изделий), в 2017 году код ОКВЭД 32.99.1 (Производство головных защитных уборов и прочих средств защиты).
Вследствие неверного определения страхователем основного вида экономической деятельности им неправомерно в 2015-2017 г.г. заявлялся в ФСС РФ код ОКВЭД 33.10.1, и соответствующий ему класс профессионального риска 6, размер страхового тарифа 0,7%, а подлежал применению в 2015-2016 код ОКВЭД 25.13, в 2017 - 32.99.1 и соответствующий им классы профессионального риска 9, размер страхового тарифа 1%, в связи с чем по результатам проверки произведено доначисление страховых взносов, а также соответствующих пеней и штрафа.
Обосновывая свои доводы о том, что деятельность общества по производству и реализации средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе и противогазов не может быть отнесена к видам деятельности, соответствующим коду ОКВЭД 33.10.1 "Производство аппаратуры, основанной на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма- излучений; медицинского инструмента, оборудования и приспособлений; диагностической и терапевтической аппаратуры; специализированных средств защиты; их составных частей", фонд указывает, что данная подгруппа входит в класс 33 "Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов".
Согласно ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию в Федеральной службу по надзору в сфере здравоохранения. Соответствующая лицензия у заявителя отсутствует. В связи с чем производство и реализация средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе противогазов, не соотносимо с производством медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводом Фонда об отнесении деятельности Общества в 2015-2016 по производству и реализации средств индивидуальной защиты органов дыхания - противогазов, к деятельности, имеющей код по ОКВЭД 25.13 - Производство прочих резиновых изделий.
Само по себе отсутствие у общества лицензии на производство изделий медицинской техники не свидетельствует о неправомерности применения в качестве основного вида деятельности класса 33 подкласса 33.10.1.
Исходя из содержания класса 33 в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) в него входит не только производство медицинских изделий, а также фото- и киноаппаратуры, приборов контроля и регулирования технологических процессов, предметы личного пользования (например часы, очки и т.п.), что не соотносимо, исходя из выражения ФСС с производством медицинских изделий, однако включенных законодателем в класс 33 ОКВЭД Ред.1.1 и в соответствующий раздел ОК 034-2007 (КПЕС 2002).
В связи с чем, ссылки в апелляционной жалобе на невозможность соотнесения производства и реализации средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе противогазов, с деятельностью по производству медицинских изделий, являются несостоятельными.
Судебная коллегия, соглашается с выводом суда области о том, что с ОКВЭД взаимосвязан Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), поскольку производимая продукция является результатом видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (далее - ОКПД).
ОКВЭД и ОКПД являются составной частью общей системы классификации и кодирования экономико-статистической информации, при этом ОКВЭД используется для определения основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов. ОКПД же позволяет решать задачу определения вида экономической деятельности, связанного с производством конкретного вида продукции или предоставляемой услугой.
Если иное специально не оговорено в ОКПД, устанавливается соответствие первых четырех знаков кодов между видом деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и результатом этого вида деятельности в виде продукции (услуги, работы) в ОКПД.
Так как отдельного обозначения "противогазы" ОКПД не содержал, наиболее целесообразно руководствоваться при определении кода вида экономической деятельности при производстве противогазов имеющимся в ОКПД понятием "средства защиты от радиации". Указанная позиция ("средства защиты от радиации") имела в спорный период цифровое обозначение в ОКПД 33.10.16.153, что в целом, соответствовало коду 33.10.1 по ОКВЭД.
Указанное соотносится с имеющимся в материалах дела письмом Росстата от 25.03.2014 N 01 01-01-5/1233-ТО "Актуализированная БПВ (База проблемных вопросов, возникших в процессе внедрения ОКВЭД в статистическую практику)".
В приложении к указанному письму содержались рекомендации Росстата, согласованные с Минэкономразвития России по идентификации отдельных видов деятельности кодам ОКВЭД.
Согласно п. 58 указанных рекомендаций (по запросу Пермьстата) производство противогазов соответствует коду 33.10.1 ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) "Производство аппаратуры, основанной на использовании рентгеновского, альфа-, бета- и гамма-излучений; медицинского инструмента, оборудования и приспособлений; диагностической и терапевтической аппаратуры; специализированных средств защиты; их составных частей".
В связи с чем, по мнению Тамбовстата, АО "АРТИ-Завод" обоснованно применял в 2015 - 2016 годах код ОКВЭД 33.10.1 при производстве противогазов.
Обоснованность заявленного Обществом основного вида деятельности подтверждается также следующими документами: форма N 1-ОКПД-т (сведения о производстве продукции по видам экономической деятельности ОКПД) от 07.11.2008, Уставами общества 2013 г., 2017 г., уведомлением Тамбовстата от 26.06.2012 N 13-01-68/6257.
В связи с чем оплата страховых взносов в 2015-2016 годах согласно основному виду экономической деятельности ОКВЭД 33.10.1 произведена по тарифу 0,7% Обществом надлежащим образом.
Апелляционная коллегия также учитывает, что с 2008 года Общество ежегодно подтверждало основной вид экономической деятельности по коду ОКВЭД 33.10.1 "производство специализированных средств защиты, их составных частей" и ФСС устанавливал Обществу страховой тариф применительно к 6 классу профессионального риска в размере 0,7%.
Ссылка ФСС на то обстоятельства, что поскольку с 10.04.2018 страхователь самостоятельно определил основной вид своей деятельности как вид деятельности, соответствующий 9 классу профессионального риска с размером страхового тарифа 1 %, то и в 2015-2017 годах со стороны АО "АРТИ-Завод" имело место занижение размера страхового тарифа, что привело к образованию недоимки по уплате страховых взносов, отклоняется коллегией как ошибочная в связи со следующим:.
Из Устава АО "АРТИ-Завод" 2013 г. и 2017 г. следует, что основным видом деятельности Общества является производство средств индивидуальной защиты органов дыхания; специализированных средства защиты, в том числе противогазов промышленных, гражданских и войсковых в сборе и их элементов отдельно.
АО "АРТИ-Завод" в 2015-2017 гг., при производстве и реализации специализированных средств защиты, в том числе противогазов, для подтверждения размера страхового тарифа заявляло в ФСС основной вид деятельности по ОКВЭД 33.10.1-производство специализированных средств защиты, их составных частей по ОК 029-2007, (КДЕС Ред. 1.1 введен в действие с 01.01.2008).
Указанный вид деятельности по коду ОКВЭД 33.10.1 был зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве основного вида деятельности АО "АРТИ-Завод".
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 01.01.2017 введена в действие новая редакция ОКВЭД - ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), в то время как ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст, утратил силу.
При этом в ОКВЭД Ред. 2 группировка отдельных видов экономической деятельности по разделам и классам изменена, некоторые виды деятельности были выделены в отдельный класс, включены в другие разделы (группировки) видов деятельности.
Ввиду отмены OK 029-2001 (КДЕС Ред.1) и введения в действие ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) налоговый орган в автоматическом режиме изменил Обществу ранее включенный в ЕГРЮЛ код ОКВЭД 33.10.1 на код ОКВЭД 26.60.1, который перестал соответствовать основному виду деятельности общества. В соответствии с ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) деятельность по производству специализированных средств защиты, их составных частей, в т.ч. противогазов Росстандартом перенесена в класс 32, группировка 32.99.1.
С целью приведения кодов ОКВЭД, заявленных обществом в ЕГРЮЛ, в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 09.08.2017 Инспекцией ФНС код ОКВД 32.99.1 зарегистрирован в ЕГРЮЛ как основной вид экономической деятельности Общества.
В апелляционной жалобе ФСС указывает на применении переходных ключей соответствия кодов ОКВЭД Ред.1 кодам ОКВЭД Ред.2. Применение переходных ключей подтверждает то, что коду 32.99.1 по ОКВЭД Ред.2 соответствует код 36.63 "Производство прочей продукции, не включенной в другие группировки" по ОКЭД Ред.1 и Общество должно было применять в проверяемом периоде код 36.63.
Указанный довод отклоняется, как противоречащий действующему законодательству.
У АО "АРТИ-Завод" отсутствовала обязанность применять переходные ключи между ОКВЭД Ред.2 и ОКВЭД Ред.1 для изменения кода ОКВЭД в 2015-2016 г.г., поскольку ОКВЭД Ред.2 введен в действие с 01.01.2017 и данные переходные ключи разработаны в целях обеспечения перехода на новые редакции общероссийских классификаторов, что не имело место в рассматриваемом случае.
Деятельность Общества в проверяемом периоде по производству специализированных средств защиты, противогазов в раздел 36 ОКВЭД Ред.1 не была включена, а с 01.01.2017 данный вид деятельности предусмотрен разделом 32 ОКВЭД Ред.2 (код 32.99.1).
Отнесение законодателем вида экономической деятельности по производству специализированных средств защиты, противогазов в группу 32 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) с кодом 32.99.1, не является подтверждением необоснованности применения Обществом кода ОКВЭД 33.10.1 -производство специализированных средств защиты (противогазов) в проверяемом периоде и ранее.
Кроме того, в Решении от 29.04.2019 г. N 860 н/с ФСС указывает, что Общество в 2015-2017 применяло в качестве основного вида деятельности ОКВЭД код 33.10.1, но в данные годы для производства средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе производства противогазов должно было применять код ОКВЭД Ред. 1.-25.13 "производство резины".
Отнесение законодателем вида экономической деятельности по производству специализированных средств защиты, противогазов в группу "Производство прочей продукции, не включенной в другие группировки" в ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) с кодом 32.99.1, не является подтверждением необоснованности применения Обществом кода ОКВЭД Ред.1 - 33.10.1 -производство специализированных средств защиты (противогазов) в проверяемом периоде и ранее.
Таким образом, деятельность общества по производству и реализации средств индивидуальной защиты органов дыхания, в том числе и противогазов в проверяемом периоде являлась основным видом деятельности общества, соответствующая коду ОКВЭД 33.10.1 ".производство специализированных средств защиты, их составных частей", а не коду ОКВЭД 25.13 (производство прочих резиновых изделий", ФСС в нарушение ст.ст.65. 200 АПК РФ ФСС не доказано обратное.
В части того, что в заявлении о подтверждении основного вида деятельности на 2017 год АО "АРТИ-Завод" указало код по ОКВЭД 33.10.1 а не новый код ОКВЭД 32.99.1, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которому если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
04.04.2017 Общество направило в адрес ФСС Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности за 2016 год по коду ОКВЭД 33.10.1.
04.04.2017 Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве ФСС установил Обществу на 2017 год страховой тариф в размере 0,7% по 6 классу профессионального риска.
Т.е. общество на дату подачи уведомления указало старый код, действующий в 2016 г.
В части подтверждения основного вида экономической деятельности за 2017 год письмом ФСС от 08.02.2017 N 02-09-11/16-07-2827 "О подтверждении вида деятельности" разъясняется, что в тех случаях, когда старый и новый коды не совпадают, нужно указывать тот вид деятельности, который действовал в 2016 году.
Поскольку страхователи подтверждают основной вид экономической деятельности на основе данных бухгалтерского учета за предыдущий год для определения класса профриска и размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2017 год, для применения пункта 13 Правил учитывается код по ОКВЭД2 вида экономической деятельности, имеющий наиболее высокий класс профессионального риска, и содержащийся в выписке из ЕГРЮЛ страхователя, по состоянию на 01.01.2017.
Установленный страхователю размер страхового тарифа в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 419-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов действует в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря включительно)".
Как указывалось выше, согласно бухгалтерским документам и финансовой отчетности общества не только за 2014-2016, но и за 2017 наибольший удельный вес в общем объеме доходов и поступлений имел ОКВД 33.10.1 "производство специализированных средств защиты, их составных частей".
При указанных выше обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводом суда области о том, что применительно к периоду 2017 года Фондом также не доказана неправомерность применения страхователем тарифа.
Кроме того, получение соответствующего уведомления позволяло страхователю иметь разумные ожидания на исчисление тарифа на прежних условиях.
Судебная коллегия отмечает, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Произвольное изменение позиции Фонда относительно отнесения основного вида экономической деятельности к иному коду ОКВЭД не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, вытекающим из статьи 2, частей 1 и 2 статьи 15, статьи 18, части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не может быть признан допустимым.
В связи с чем оспариваемое решение N 860 н/с от 29.04.2019 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.02.2020 по делу N А64-4380/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4380/2019
Истец: АО "АРТИ-Завод"
Ответчик: ГУ Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, 19 Арбитражный апелляционный суд