г. Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А40-28908/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова,
судьи О.С. Сумина, М.В. Кочешкова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И. Любимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Новикова Д.О. на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2019 по делу N А40-28908/19
по заявлению индивидуального предпринимателя Новикова Д.О. (ОГРНИП 317774600038427)
к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы; ИФНС России N 20 по г. Москве
о признании незаконными актов; от заявителя - Новиков Д.О. (паспорт); представитель Минаев С.Е. по доверенности от 17.05.2020; от заинтересованного лица - Тетерина Е.В. по доверенности от 20.12.2019, от инспекции представитель не явился, извещены;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2019 в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Новиковым Д.О. требований о признании незаконными актов N 22622, N 22623, N 22627 от 26.09.2018 и N 26350/14, N 26351/14, N 26352/14 от 10.10.2018 Департамента экономической политики и развития г. Москвы, отказано.
Не согласившись с решением суда, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Предприниматель и его представитель, представитель Департамента в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований по мотиву пропуска срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции установлено, что датой получения предпринимателем актов считается шестой день считая с даты отправки Департаментом письма, то есть 11.10.2018, с заявлением в арбитражный суд индивидуальный предприниматель Новиков Д.О. обратился 07.02.2019.
Пропуск трехмесячного срока на обжалование ненормативных правовых актов является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8673/07).
У суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для иной оценки указанного обстоятельства.
Вместе с тем, по существу спора из материалов дела следует, что Департаментом по результатам проведенного обследования помещения составлены акты N 22622, N 22623, N 22627 от 26.09.2018 и N 26350/14, N 26351/14, N 26352/14 от 10.10.2018 о выявлении новых объектов обложения торговым сбором с начислением суммы торгового сбора, со ссылкой на постановление Правительства г. Москвы от 30.06.2015 N 401 "О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве", который направлен в налоговый орган.
Письмом от 02.10.2018 N ДПР-30-4937/18 с приложением актов направлены в адрес предпринимателя простым почтовым отправлением.
На основании актов о выявлении новых объектов обложения торговым сбором, заявитель поставлен на учет в инспекции как плательщик торгового сбора.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории г. Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории г. Москвы.
Согласно п. 1 ст. 412 названного Кодекса определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В соответствии с п. 1 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации, постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
В силу п. 1 ст. 418 Кодекса органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории г. Москвы.
Согласно п. 1 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации орган государственной власти города федерального значения г. Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. 3 ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти г. Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что Департамент экономической политики и развития г. Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве.
Пунктом 1.2. Порядка определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
В целях сбора уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Центр налоговых доходов" осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории г. Москвы, в уполномоченный орган в соответствии с Регламентом (п. 2.1.1. Порядка); получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников и иных правообладателей объектов осуществления торговли (в том числе зданий, строений, сооружений и их частей, включая такие объекты, расположенные в жилых домах) (п. 2.1.2. Порядка); получение сведений в результате использования информации, размещенной физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в средствах массовой информации (п. 2.1.3. Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором.
Пунктом 2.1.6. Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр налоговых доходов".
Согласно п. 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент экономической политики и развития г. Москвы составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном порядке.
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее 3-х рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение названных положений Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, получив от Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр налоговых доходов" информационную карту об объекте осуществления торговли от 01.02.2016 с приложением фотографий объекта, представленных в материалы дела, в котором предприниматель Новиков Д.О. осуществляет торговую деятельность, объекты внесены в список объектов. информационная карта от 21.06.2018 с приложением фотографий объекта - находящегося по адресу: Москва, улица Молостовых, дом 3А, пом. 10 (объект 1); информационная карта от 21.06.2018 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: Москва, улица Молостовых, дом 3А, пом. 6 (объект 2); информационная карта от 25.06.2018 с приложением фотографий объекта, находящегося по адресу: Москва, улица Молостовых, дом 1Д (объект 3).
Указанный Список объектов опубликован на официальном сайте Департамента 18.07.2018 и 26.07.2018 (https://www.mos.ru/depr), о чем заявителю сообщено информационными письмами от 20.07.2018 N ДПР-31-4207/18, от 30.07.2019 N ДПР-31- 4332/18 и отправлены простыми письмами, что подтверждается почтовыми реестрами от 23.07.2018 и от 31.07.2018.
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, п. 3.4 которого установлено, что список объектов публикуется на официальном департамента не позднее 3-х рабочих дней с момента его утверждения.
В соответствии с п. 4.1 Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов.
В ходе обследования установлено, что предпринимателем не исполнена обязанность по предоставлению в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту на момент включения в список объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
При таких обстоятельствах, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, Департаментом правомерно включены объекты в список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Согласно п. 1 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляется на основании уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган.
В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
В соответствии с п. 2 ст. 416 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в срок не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В соответствии с положениями п. 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обратиться в уполномоченный орган с заявлением об исключении такого объекта из списка объектов.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило заявление в срок, указанный в настоящем пункте, уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Таким образом, признавая, что со стороны Департамента не было незаконных действий по составлению актов, суд апелляционной инстанции исходит из того, что индивидуальный предприниматель Новиков Д.О. не был лишен возможности соблюсти установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предприниматель не арендует торговые площади по указанным адресам и не осуществлял предпринимательскую деятельность, в отношении которой установлен торговый сбор, отклоняются, поскольку опровергаются фотоматериалами, находящаяся на объекте в момент осуществления проверочных мероприятий, предоставив для фотофиксации документацию предпринимателя, образцов товаров. Объекты оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается представленными фотоматериалами.
В рассматриваемом случае значение имеет установленный факт использования объекта движимого и (или) недвижимого имущества на территории муниципального образования.
Доводы предпринимателя о не подписании им договоров подлежат отклонению, поскольку надлежащих доказательств не представлено, в подтверждении своей позиции Департаментом представлены в материалы дела фотоматериалы, которые признаются судом надлежащими доказательствами по делу, поскольку из них следует когда именно сделаны снимки и какое отношение они имеют к спорным помещениям и товару.
Иные доводы предпринимателя отклоняются, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, что отражено в судебном акте, следовательно, оснований для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2019 по делу N А40-28908/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28908/2019
Истец: Новиков Д О
Ответчик: Департамент экономической политики и развития г. Москвы, ИФНС N20