город Москва |
|
9 июня 2020 г. |
дело N А40-340956/19 |
Резолютивная часть постановления от 02.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи О.С. Сумина, М.В. Кочешкова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И. Любимовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу САО "ВСК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2020
по делу N А40-340956/19
по заявлению Банка России (ОГРН 1037700013020)
к САО "ВСК" (ОГРН 1027700186062)
о привлечении к административной ответственности;
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2020 САО "ВСК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30.000 руб.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в связи с нарушением норм процессуального права и перейти к рассмотрению по правилам первой инстанции.
Представители общества и административного органа в судебное заседание не явились, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, порядок лицензирования их деятельности, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, в том числе правовые основы регулирования отношений по обязательному страхованию, регулируются Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Право на осуществление страховой деятельности предоставляется субъекту страхового дела на основании соответствующей лицензии (ст. 32 Закона N 4015-1).
Согласно п. 5 ст. 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены и в специальных Законах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.
Из материалов дела следует, что 19.10.2019 Федоровым В.В. (владелец транспортного средства) на сайте страховщика осуществлены действия, направленные на заключение электронного договора ОСАГО, в том числе, произведена оплата страховой премии.
Согласно информации, представленной страховщиком в пояснении, в процессе заключения электронного полиса XXX N 0099893907 произошла ошибка подтверждения суммы оплаты с банком, что не позволило своевременно направить на адрес электронной почты владельца транспортного средства электронный договор XXX N 0099893907.
По указанной причине страховой полис XXX N 0099893907 не направлен на адрес электронной почты владельца транспортного средства в день его заключения 19.10.2019.
21.10.2019 страховщиком в адрес электронной почты владельца транспортного средства направлен электронный полис XXX N 0099893907.
САО "ВСК" вменяется правонарушение, выразившееся в нарушении срока направления полиса ОСАГО, оформленного в электронном виде на электронную почту страхователя.
В соответствии с п. 1.11 Положения Банка России от 19.09.2014 N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" незамедлительно после исполнения владельцем транспортного средства обязанности по уплате страховой премии страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона "Об электронной подписи", направляется владельцу транспортного средства по указанному им адресу электронной почты, а также посредством размещения в личном кабинете страхователя ОСАГО, предусмотренном Указанием Банка России от 14.11.2016 N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Не направление страховщиком страхового полиса ОСАГО в виде электронного документа незамедлительно (не позднее следующего дня) на электронную почту заявителя, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что факт совершения обществом вменяемого ему вину административного правонарушения подтвержден.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вменяемого правонарушения, с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Следовательно, материалами дела подтверждается наличие в действиях САО "ВКС" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Допущенное обществом правонарушение является нарушением в сфере страхового законодательства, посягает на права потребителя, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данного нарушения в силу ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет три месяца и он не истек на момент рассмотрения дела судом первой инстанции.
Оснований позволяющих освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, судом не установлено.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в отсутствие должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении им императивных требований норм страхового законодательства.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении банком не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся, в том числе в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2020 по делу N А40-340956/19
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-340956/2019
Истец: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО СТРАХОВОЕ "ВСК"