г. Москва |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А40-310565/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Суминой О.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Любимовой Ю.И, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Индивидуального предпринимателя Пикина В. Н.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.11.2019 г. по делу N А40-310565/18 по заявлению индивидуального предпринимателя Пикина В. Н.
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Пикин Д.В. по дов. от 27.03.2019; |
от заинтересованного лица |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Пикин Владимир Николаевич (далее - Заявитель, ИП Пикин В.Н., Предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС N 29 по г. Москве, Инспекции, налоговый орган) о признании незаконным Решения N 23-16/3125 от 15.02.2018 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2020 г. в удовлетворении заявления ИП Пикина В.Н. отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ИП Пикин В.Н. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направила, заявлений и ходатайств суду не представила.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Департаментом экономической политики и развития Москвы (далее - Департамент) по результатам проведенного обследования помещения, со ссылкой на Постановление Правительства Москвы от 30.06.2015 г. N 401 "О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве" (далее - Постановление Правительства Москвы N 401) был составлен акт от 14.11.2017 г. N16255 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором по адресу: 119634, г. Москва, Боровское шоссе, д.36, пом.V, вид предпринимательской детальности оказание бытовых услуг в части полиграфии и изготовления клише печатей (коды ОКВЭД 18.1, 18.11,18.2).
Данный Акт был направлен Департаментом в налоговый орган.
Ввиду данных обстоятельств, Инспекцией составлен акт от 30.11.2017 г. N 2914 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ).
По итогам рассмотрения акта, Инспекцией принято решение N 23-16/3125 от 15.02.2018 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ в виде штрафа в размере 40 000,00 руб.
Налогоплательщик обжаловал решение инспекции в административном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по г. Москве N 21-19/096404 от 08.05.2018 г. апелляционная жалоба общества на решение инспекции N 23-16/3125 от 15.02.2018 г. оставлена без удовлетворения. Решением ФНС России N СА-3-9/6332@ от 13.09.2018 г. апелляционная жалоба общества на решение инспекции N 23-16/3125 от 15.02.2018 г. и решение Управления N 21-19/096404 от 08.05.2018 г. оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая Предпринимателю в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске ИП Пикиным В.Н. срока на оспаривание решения налогового органа.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативного акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
Акт Департамента о выявлении нового объекта торгового сбора датирован от 14.11.2017 г.
В настоящем случае, Решение УФНС России по г. Москве N 21-19/096404 по апелляционной жалобе Предпринимателя на решение Инспекции было вынесено 08.05.2018 г. и направлено в его адрес. Вместе с тем, Заявитель направил заявление в суд 14.12.2018 г., то есть за пределами трехмесячного срока установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Пропуск заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал следующее.
На основании Акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, заявитель поставлен на учет как плательщик торгового сбора.
Как указано в пункте 4 статьи 418 НК РФ, акты могут быть обжалованы плательщиком торгового сбора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Считая, что данный вид деятельности не облагается торговым сбором, Предприниматель обратился в Департамент по вопросу отмены акта N 16255 от 14.11.2017 г. о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.
Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве от 30.01.2018 г. принято решение об отказе в отмене Акта N 16255 от 14.11.2017 г.
Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать, в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве торговый сбор устанавливается НК РФ и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать, в соответствии с НК РФ и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 411 НК РФ Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Ввиду пункта 1 статьи 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке, а так же передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Пунктом 1.2 Постановлением Правительства Москвы N 401 определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче, налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю над полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики я развития города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы N 401 утвержден порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В силу пункта 2.3 Порядка, обработка собранной информации осуществляется путем анализа и сопоставления, в том числе с использованием информационных систем города Москвы.
Приказом Департамента от 19.12.2016 г. N 200-ПР утвержден Порядок формирования списка объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок формирования списка объектов).
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также - Список объектов).
Пунктом 3.3 Порядка установлено, список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, принятым Департаментом.
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Согласно пункту 2 статьи 416 НК РФ плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в пункте 4.1 Порядка, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе предусмотрена положениями пункта 2 статьи 116 НК РФ, в соответствии с которыми ведение деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
Налоговый орган является органом исполнительной власти, осуществляющий свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Следовательно, Департамент как уполномоченный орган передаёт налоговому органу (исполнительный орган) сведения об объектах обложения торговым сбором, в свою очередь налоговый орган осуществляет деятельность по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с актом Департамента N 16255 от 14.11.2017 г. о выявлении нового объекта обложения торговым сбором установлен факт ведения Заявителем деятельности без постановки на учет в качестве плательщика сбора, привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, является правомерным.
Действующее законодательство не наделяет налоговые органы полномочиями выявлять объекты торговли и отменять акты о выявлении нового объекта обложения торговым сбором.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ИП Пикина В.Н.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.11.2019 по делу N А40-310565/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С.Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-310565/2018
Истец: Пикин В Н
Ответчик: ИФНС N 29 по г. Москве