г. Тула |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А23-2443/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левиной М.А., в отсутствие заявителя - комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001185581, ИНН 4027019207), заинтересованного лица - управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1054003014350, ИНН 4027068317), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2020 по делу N А23-2443/2019 (судья Масенкова О.А.),
УСТАНОВИЛ:
комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области (далее - комитет ветеринарии, комитет) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области (далее - управление Россельхознадзора по Калужской области, управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленного нарушения от 28.02.2019 N 8-В/19.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 18.02.2020) заявленные требования удовлетворены частично. Пункт 2 предписания управления Россельхознадзора по Калужской области от 28.02.2019 N 8-В/19 в части возложения на комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области обязанности представления в управление Россельхознадзора по Калужской области для оценки результатов исследований на лейкоз крупного рогатого скота, принадлежащего ООО "СЖК", признан незаконным и отменен. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, комитет ветеринарии обжаловал его в апелляционном порядке. Указывает, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) оспариваемое постановление не содержит конкретных указаний и информации о мероприятиях, которые должны быть проведены комитетом в целях устранения выявленных нарушений. Ссылается на отсутствие у управления правовых оснований требовать представления результатов исследований по ИП Тананову К.А. в целях устранения нарушений, кроме того, по мнению заявителя жалобы, проведение исследования на лейкоз не входит в полномочия комитета. Также находит необоснованным требование управления об обеспечении проведения исследований поголовья крупного рогатого скота, принадлежащего колхозу имени Ленина Жуковского района Калужской области и ЛПХ Ширяева П.В. Перемышльского района Калужской области, на лейкоз серологическим (и при необходимости гематологическим) методом в лаборатории, аккредитованной на данные виды исследований, со сроком исполнения до 04.04.2019.
Управление Россельхознадзора по Калужской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, согласно приказу управления Россельхознадзора по Калужской области от 22.01.2019 N 37-г, с согласования прокуратуры Калужской области, в отношении комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области в период с 01.02.2019 по 28.02.2019 проведена внеплановая документарная проверка, с целью предотвращения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ на основании данных, имеющихся в информационных системах "Веста", "Меркурий", а также полученных в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
По результатам проверки выявлено следующее.
Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области действует на основании Положения о комитете ветеринарии при Правительстве Калужской области, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 27.11.2006 N 299 "О комитете ветеринарии при Правительстве Калужской области".
При проверке эффективности и качества исполнения полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1), комитетом ветеринарии в части установления и отмены ограничительных мероприятий, в связи с выявлением на территории Калужской области заболевания животных лейкозом крупного рогатого скота, установлено, что согласно отчету по форме 1-вет (Отчет о заразных болезнях животных) по состоянию на 31.12.2018 на территории Калужской области имелось 97 неблагополучных по лейкозу крупного рогатого скота пунктов, в которых имелось 9 больных животных. В течение 2018 года было выявлено 18 неблагополучных пунктов в которых имелось 381 голова крупного рогатого скота, больного лейкозом.
При оценке эффективности и качества осуществления полномочий по установлению ограничительных мероприятий, в связи с заболеванием лейкозом крупного рогатого скота в колхозе имени Ленина Жуковского района Калужской области установлено, что ограничения в указанном хозяйстве введены приказом и.о. председателя комитета ветеринарии от 24.02.2015 N 104 в отношении двора N 4 МТФ "Троицкое" колхоза им. Ленина. Ограничения введены на основании экспертизы ГБУ КО "Областные станция по борьбе с болезнями животных и ветеринарная лаборатория" от 20.02.2015 N 5731-5863, согласно которой в результате гематологических исследований крупного рогатого скота, содержащегося во дворе N 4 МТФ "Троицкое" были выявлены 10 голов животных, больных лейкозом. При этом не были приняты во внимание результаты экспертиз:
от 20.02.2015 N 6583-6767 (серологические исследования крс двора N 2 МТФ Троицкая - 10 животных инфицированных ВЛКРС);
от 20.02.2015 N 7071-7296 (серологические исследования крс двора N5 МТФ Островская - 4 животных инфицированных ВЛКРС).
Таким образом, при установлении факта заболевания лейкозом крупного рогатого скота во дворе N 4 МТФ "Троицкое", не были учтены данные о наличии инфицированных животных также в иных помещениях для содержания крупного рогатого скота колхоза имени Ленина - двора N 2 МТФ Троицкая и двора N 5 МТФ Остров.
Установление ограничений в отношении лишь одного из животноводческих помещений хозяйства при выявлении инфицированных животных также в иных помещениях для содержания крупного рогатого скота этого хозяйства противоречит требованию пункта 4.1 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 11.05.1999 N 359.
Учитывая указанное противоречие, управлением Россельхознадзора по Калужской области в адрес комитета ветеринарии был направлен запрос от 06.02.2019 N 03-12/369.
Согласно полученному пояснению председателя комитета ветеринарии, ограничения в отношении лишь одного двора N 4 МТФ "Троицкая" были установлены приказом от 24.02.2015 N 104 в соответствии с предложениями, указанными в акте эпизоотического обследования.
Вместе с тем, акт эпизоотического обследования, представленный комитетом ветеринарии, датирован 25.02.2015.
В дальнейшем, при получении результатов исследований крупного рогатого скота, принадлежащего колхозу имени Ленина, выявлены инфицированные ВЛКРС животные: 3 головы - МТФ "Караулово" экспертизы от 24.02.2015 N 7585-7760, N 8561-8860; 6 голов - МТФ "Остров" экспертизы от 02.03.2015 N10524-10775.
В Плане противоэпизоотических мероприятий, разработанном в соответствии с приказом комитета ветеринарии от 24.02.2015 и утвержденном и.о. председателя комитета ветеринарии 25.02.2018, содержатся положения (подпункты 3, 4), свидетельствующие о наличии инфицированных животных в животноводческих помещениях МТФ "Троицкое", "Остров", "Караулово". Однако приказ комитета ветеринарии от 24.02.2015 N 104 не был скорректирован в части установления неблагополучия по лейкозу всех трех неблагополучных ферм.
05.02.2016 был принят с учетом корректировки и утвержден председателем комитета ветеринарии "Комплексный план мероприятий по профилактике и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в колхозе имени Ленина Жуковского района Калужской области на 2016 - 2020 гг.", в пункте 3 вводной части которого констатируется, что в 2015 году серологическим методом исследованы 5328 голов крупного рогатого скота, принадлежащего колхозу имени Ленина, из которых было выявлено 176 инфицированных животных, которые переведены во двор N 4 МТФ "Троицкая", 25 голов из этих животных признаны больными на основании гематологических исследований.
12.01.2018 был принят и утвержден председателем комитета ветеринарии "Комплексный план мероприятий по профилактике и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в колхозе имени Ленина Жуковского района Калужской области на 2018 - 2020 гг.".
При этом как в Плане от 05.02.2016, так и в Плане от 12.01.2018 предусмотрено перемещение положительно реагирующих животных в помещение двора N 7 МТФ "Троицкое".
Несмотря на имеющуюся в комитете ветеринарии на 05.02.2016 информацию о выявлении животных-вирусоносителей в иных помещениях и отделениях колхоза имени Ленина, а также несмотря на задействование в мероприятиях по ликвидации лейкоза двора N 7 МТФ "Троицкое", комитетом ветеринарии не были предприняты меры по установлению ограничений во всем хозяйстве.
Согласно имеющимся в управлении Россельхознадзора по Калужской области данным, при проведении серологических исследований на лейкоз в колхозе имени Ленина в период с 22.02.2018 по 22.03.2018 в лаборатории аккредитованной на данный вид исследований (ГБУ КО "Областные станция по борьбе с болезнями животных и ветеринарная лаборатория") были выявлены инфицированные ВЛКРС животные в количестве 49 голов, в том числе на МТФ Троицкое - 38 голов, МТФ Караулово - 6 голов, МТФ Остров - 5 голов.
Сведения об исследовании животных серологическим методом в период с 22.03.2018 по 22.08.2018 в аккредитованной лаборатории (предусмотренные пунктом 2.2 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359) отсутствуют в информационной системе "Веста". Согласно Пояснительной записке о движении поголовья крупного рогатого скота по колхозу имени Ленина двор N 4, представленной комитетом ветеринарии, 8 животных было переведено из объявленного неблагополучным двора N 4 МТФ "Троицкая" во двор N 7 той же МТФ, неблагополучным не объявленный.
Тем не менее, в нарушение пункта 5.10 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359, на основании "Отчета о выполнении мероприятий по оздоровлению от ВЛКРС в колхозе им. Ленина Жуковского района" от 21.08.2018, подписанного и.о. начальника ГБУ КО "Жуковская ветстанция" Семеновой В.В. и главным специалистом отдела госветнадзора комитета ветеринарии Головкова А.В., а также "Пояснительной записке к письму N 375 по информации по ВЛКРС по колхозу имени Ленина" от 21.08.2018 начальника ГБУ КО "Жуковская ветстанция" председателем комитета ветеринарии был издан приказ от 22.08.2018 N 614 "Об отмене ограничительных мероприятий (карантина) по заболеванию лейкозом крупного рогатого скота в Жуковском районе".
В ходе осенних плановых исследований на лейкоз в колхозе имени Ленина проведенных в период с 26.10.2018 по 06.11.2018 (часть исследований проведена в лаборатории, не аккредитованной на данный вид исследований) было выявлено 12 голов животных инфицированных ВЛКРС, что говорит о продолжении эпизоотического процесса в этом хозяйстве.
Таким образом, в нарушение пункта 4.1 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359 колхоз имени Ленина не был объявлен неблагополучным при выявлении заболевания лейкозом крупного рогатого скота в этом хозяйстве в 2015 году, ограничительные мероприятия установлены в отношении только одного двора N 4 МТФ "Троицкая".
Указанное нарушение носит характер длящегося административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 10.6 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Лицом виновным в указанном правонарушении является комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области.
При оценке соблюдения требований Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359, комитетом ветеринарии, специалистами подведомственного комитету ветеринарии учреждения ГБУ КО "Жуковская районная станция по борьбе с болезнями животных" следует отметить, что согласно данным полученным из информационной системы "Меркурий", сырое молоко реализовывалось в период с 06.02.2018 по 24.12.2018 колхозом имени Ленина в государственное казенное образовательное учреждение Калужской области "Троицкая школа-интернат" (далее - ГКОУ УО "Троицкая школа-интернат", что было бы невозможно в случае объявления неблагополучным Колхоза имени Ленина в целом, в соответствии с разделом 3 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359.
При этом ветеринарные сопроводительные документы выдавались специалистами ГБУ КО "Жуковская районная станция по борьбе с болезнями животных" на основании лабораторных исследований молока, проведенных в лаборатории этого учреждения, не имеющей аккредитации на данные виды исследований, в противоречие с пунктом 7 "Об утверждении ветеринарных правил организации работе по оформлению ветеринарных сопроводительных документов", утвержденных приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 и пунктом 11 Правил организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора)", утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 N 80.
Кроме того, реализация сырого молока во флягах для детского питания нарушает пункт 62 Технического Регламента Таможенного Союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", пункт 3.1. ГОСТ 32252-2013 "Молоко питьевое для питания детей дошкольного и школьного возраста" и свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Бездействие комитета ветеринарии в части объявления неблагополучия по лейкозу крупного рогатого скота колхоза имени Ленина в целом, явилось условием, способствовавшим этому нарушению и создало угрозу здоровью детей, находящихся в ГКОУ КО "Троицкая школа-интернат".
При оценке эффективности и качества осуществления полномочий по отмене ограничительных мероприятий, в связи с заболеванием лейкозом крупного рогатого скота в ООО "СЖК" Сухиничского района Калужской области, установлено, что ограничения в указанном хозяйстве отменены приказом председателя комитета ветеринарии от 28.03.2018 N 184.
При этом в качестве документов, послуживших основанием для издания вышеуказанного приказа, представлены: "Отчет о проведении мероприятий госветслужбой Сухиничского района по профилактике и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в ООО "Сухиничский животноводческий комплекс", расположенный в с.Стрельна..." от 25.03.2018 N 45. Справка N 81 (не датирована) заместителя главы администрации муниципального района "Сухиничский район", Ветеринарная справка от 21.01.2018 серии 240 N 1776715. Акт от 28.03.2018, подтверждающий выполнение комплекса противоэпизоотических мероприятий, не представлен.
Согласно представленным документам поголовье неблагополучного стада (686 голов) было передано 21.01.2018 КФХ Тананова К.А. на основании договора купли-продажи. Информация об исследованиях животных на лейкоз с момента сдачи больного скота на убой 19.03.2016 до момента передачи скота КФХ Тананова К.А. 21.01.2018 отсутствует. Вместе с тем, в информационной системе "Веста" имеются сведения о выявлении животных инфицированных ВЛКРС в количестве 139 голов, при проведении исследований на лейкоз крупного рогатого скота, принадлежащего КФХ Тананова К.А., в период со 02.10.2018 по 08.10.2018. Указанные обстоятельства свидетельствуют о признаках нарушения пункта 5.10 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359.
Объявление благополучия и отмена ограничений в ООО "СЖК" Сухиничского района Калужской области 28.03.2018 без подтверждения оздоровления хозяйства результатами серологических исследований поголовья в нарушение пункта 5.10 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359, является административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении не может быть начато в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При оценке эффективности и качества осуществления полномочий по отмене ограничительных мероприятий в связи с заболеванием лейкозом крупного рогатого скота в ЛПХ Ширяева П.В. Перемышльского района Калужской области установлено, что ограничения в указанном хозяйстве отменены приказом председателя комитета ветеринарии от 14.12.2018 N 872, изданным на основании акта от 13.12.2018. При этом представлены результаты исследований по экспертизам ГБУ КО "Областные станция по борьбе с болезнями животных и ветеринарная лаборатория" от 06.09.2018 N 2726Д (выявлено 2 головы крупного рогатого скота инфицированного ВЛКРС) и от 03.12.2018 N 3859Д (инфицированных и больных животных не выявлено). Из указанных документов следует, что перед снятием ограничений с ЛПХ Ширяева П.В. не были получены два подряд, с интервалом в 3 месяца, отрицательных результата при серологическом исследовании на лейкоз, что является нарушением пункта 5.10 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359.
Объявление благополучия и отмена ограничений в ЛПХ Ширяева П.В. Перемышльского района Калужской области 14.12.2018 без подтверждения оздоровления хозяйства двухкратными отрицательными результатами серологических исследований поголовья с интервалом в 3 месяца, в нарушение пункта 5.10 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359, является административным правонарушением, предусмотренным частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении не может быть начато в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Вышеуказанные правонарушения свидетельствуют о неудовлетворительном исполнении полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 3.1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", и стали возможными в отсутствие контроля за выполнением мероприятий по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, со стороны государственного ветеринарного инспектора Калужской области, что является нарушением пункта 2.2 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359.
Указанное нарушение носит характер длящегося административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ. Лицом виновным в указанном правонарушении является государственный ветеринарный инспектор Калужской области.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о комитете ветеринарии при Правительстве Калужской области, утвержденном постановлением Правительства Калужской области от 27.11.2006 N 299, председатель комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области Соколовский С.И. одновременно является главным государственным ветеринарным инспектором Калужской области.
По указанным фактам составлен акт проверки от 28.02.2019 N 20-В/19.
По результатам проверки управлением в адрес комитета выдано предписание от 28.02.2019 N 8-В/19, которым последнему предписано:
- обеспечить проведение исследований поголовья крупного рогатого скота, принадлежащего колхозу имени Ленина Жуковского района Калужской области и ЛПХ Ширяева П.В. Перемышльского района Калужской области, на лейкоз серологическим (и при необходимости гемотологическим методом) в лаборатории аккредитованной на данные виды исследований в срок до 04.04.2019;
- представить в управление Россельхознадзора по Калужской области для оценки результаты исследований на лейкоз крупного рогатого скота, принадлежащего ООО "СЖК", и результаты исследований на лейкоз крупного рогатого скота, принадлежащего ИП Тананову Сухиничского района Калужской области в срок до 15.03.2019.
Не согласившись с указанным предписанием управления, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание не содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, а также на превышение полномочий со стороны управления, комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 2 статьи 29.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) государственные органы, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации и должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответствующих полномочий, в том числе полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 указанной статьи внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Органом, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
Процедура организации и осуществления мероприятий по контролю за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии определена Порядком осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 27.03.2014 N 100.
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка контроль осуществляется в отношении деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению ими переданных полномочий Российской Федерации в области ветеринарии в части установления и отмены ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 8 статьи 29.2 Закона N 184-ФЗ к отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной данной статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов дела усматривается, что основанием для проведения внеплановой документарной проверки комитета ветеринарии при правительстве Калужской области послужили полученные из информационной системы "Меркурий" данные о реализации сырого молока из неблагополучного по лейкозу хозяйства в ГКОУ КО "Троицкая школа-интернат".
Согласно пункту 6 приказа руководителя управления Россельхознадзора по Калужской области от 22.01.2019 N 37-п задачами проверки являются как оценка полноты и качества исполнения комитетом ветеринарии при правительстве Калужской области полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части установления и отмены ограничительных мероприятий в связи с выявлением заболевания лейкозом крупного рогатого скота, так и предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области ветеринарии.
Последнее не регламентировано статьей 29.2 Закона N 184-ФЗ, в связи с чем органом государственного контроля правомерно в качестве правовых оснований проведения проверки указаны как Закон N 184-ФЗ, так и Закон N 294-ФЗ, требования которых соблюдены при вынесении 22.01.2019 приказа N 37-п о проведении проверки, при согласовании проверки с органами прокуратуры, при проведении проверки, а также при оформлении ее результатов.
В связи с изложенным судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка комитета ветеринарии на то, что при назначении проверки последнего управление вышло за пределы своих полномочий, установленных частью 4 статьи 3.1 Закона N 4979-1.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 20.12.2019 по делу N А23-7678/2019 отказано в удовлетворении требований комитета ветеринарии о признании незаконным и отмене приказа управления Россельхознадзора по Калужской области от 22.01.2019 N 37-н о проведении внеплановой документарной проверки.
Также правовая оценка вышеуказанному приказу дана в решении Калужского районного суда Калужской области от 06.06.2019 по делу N 12-875/2019, оставленным без изменения решением Калужского областного суда от 02.08.2019.
В силу абзаца 1 статьи 2 Закона N 4979-1 ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из названного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 4979-1 установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся: установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации; отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Перечень заразных, в том числе особо опасных болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (абзац 9 статьи 17 Закона N 4979-1).
Лейкоз крупного рогатого скота включен в Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденный Приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 N 476.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденных Приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359 ветеринарные специалисты хозяйств обязаны проводить на обслуживаемой территории ветеринарные мероприятия по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота в соответствии с названными Правилами. Контроль за выполнением мероприятий по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота осуществляют государственные ветеринарные инспекторы районов (городов), главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете ветеринарии при Правительстве Калужской области, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области от 27.11.2006 N 299 (далее - Положение), комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными, контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению.
Согласно пункту 3.1 Положения комитет ветеринарии осуществляет руководство и контроль деятельности ветеринарных учреждений, подведомственных комитету.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения комитет ветеринарии изучает ветеринарное и эпизоотическое состояние объектов животноводства и на основе анализа разрабатывает соответствующие мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных.
Одной из основных задач комитета, согласно пункту 2.4 Положения является защита населения от болезней общих для человека и животных.
В силу статьи 3 Закона N 4979-1 к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся в том числе: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Статьей 8 Закона N 4979-1 предусмотрено, что под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Так при оценке деятельности комитета ветеринарии, а так же полноты и качества исполнения последним полномочий Российской Федерации в области ветеринарии, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части установления и отмены ограничительных мероприятий, в связи с выявлением заболевания лейкозом крупного рогатого скота, управлением выявлены нарушения, допущенные комитетом, в связи с ненадлежащим исполнением возложенных полномочий.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В связи с установленными нарушениями комитету ветеринарии управлением выдано оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений.
В пункте 1 оспариваемого предписания содержится требование об обеспечении проведения исследований поголовья крупного рогатого скота, принадлежащего колхозу имени Ленина Жуковского района Калужской области и ЛПХ Ширяева П.В. Перемышльского района Калужской области, на лейкоз серологическим (и при необходимости гематологическим) методом в лаборатории, аккредитованной на данные виды исследований, со сроком исполнения до 04.04.2019.
Поскольку факторами передачи вируса являются кровь, молоко и другие материалы, содержащие лимфоидные клетки животных, зараженных вирусом лейкоза крупного рогатого скота, а реализация сырого молока может повлечь угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан и вреда животным, проведение указанных исследований необходимо для принятия комитетом своевременных мер в рамках своих полномочий в отношении хозяйства, в котором выявлены инфицированные животные.
Таким образом, по обоснованному суждению суда первой инстанции, требование оспариваемого предписания носит конкретный характер и обязывает комитет ветеринарии в рамках исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий обеспечить проведение серологического (а при необходимости гематологического) исследования, в целях осуществления эпизоотологического контроля и постановки диагноза на лейкоз, так как в соответствии с пунктом 2.2 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденного Приказом Минсельхозпрода РФ от 11.05.1999 N 359, контроль за выполнением мероприятий по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота осуществляют государственные ветеринарные инспекторы районов (городов), главные государственные ветеринарные инспекторы субъектов Российской Федерации.
Ввиду изложенного ссылка подателя жалобы на отсутствие в оспариваемом постановлении конкретных указаний и информации о мероприятиях, которые должны быть проведены комитетом в целях устранения выявленных нарушений, несостоятельна.
Суд области также справедливо отметил, что вопреки доводам заявителя, после проведенной в отношении комитета документарной проверки и выявления нарушений, последним были реализованы полномочия в части установления и отмены ограничительных мероприятий, в связи с заболеванием лейкозом крупного рогатого скота в Жуковском районе Калужской области.
Согласно результатам исследований экспертизы от 11.04.2019 N 338, а также Приказу от 12.04.2019 N 168 колхоз имени Ленина, расположенный в границах муниципального образования сельское поселение "село Троицкое" Жуковского района, объявлен неблагополучным по лейкозу крупного рогатого скота.
В этой связи суд по праву заключил, что документарная оценка полноты и качества деятельности комитета ветеринарии, не связанная с реализацией властных полномочий, способствовала предотвращению возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и вреда животным и способствовала надлежащему осуществлению контроля комитетом в области профилактики, предотвращения распространения и ликвидации очагов заразных и иных болезней животных.
Ввиду изложенного вопреки доводу заявителя жалобы представляется правомерным требование управления об обеспечении проведения исследований поголовья крупного рогатого скота, принадлежащего колхозу имени Ленина Жуковского района Калужской области и ЛПХ Ширяева П.В. Перемышльского района Калужской области, на лейкоз серологическим (и при необходимости гематологическим) методом в лаборатории, аккредитованной на данные виды исследований, со сроком исполнения до 04.04.2019.
Пунктом 2 оспариваемого предписания установлено требование управления о предоставлении комитетом для оценки результатов исследований на лейкоз крупного рогатого скота, принадлежавшего ООО "СЖК", и результатов исследований на лейкоз крупного рогатого скота, принадлежащего ИП Тананову К.А. Сухиничского района Калужской области.
Как следует из материалов дела, согласно договору купли-продажи часть поголовья крупного рогатого скота из неблагополучного по лейкозу хозяйства была передана КФХ Тананову К.А. Сухиничского района Калужской области, что противоречит требованиям пункта 4.3 Правил по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, согласно которым не допускается вывод (вывоз), животных из стада животных, фермерского и индивидуального хозяйства для племенных и репродуктивных целей без разрешения ветеринарного специалиста, обслуживающего данное хозяйство или населенный пункт, что свидетельствует о наличии правовых оснований для выдачи управлением предписания в отношении КФХ Тананова К.А. Сухиничского района Калужской области, поскольку комитетом ветеринарии не надлежащим образом был осуществлен контроль за организацией проведения на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, а так же защитой населения от болезней общих для человека и животных.
Таким образом, довод комитета ветеринарии об отсутствии у управления правовых оснований требовать представления результатов исследований по ИП Тананову К.А. в целях устранения нарушений, признается апелляционной коллегией несостоятельным.
Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела отчета от 25.03.2018 N 45 о проведении мероприятий госветслужбой Сухиничского района по профилактике и ликвидации лейкоза крупного рогатого скота в ООО "Сухиничский животноводческий комплекс", расположенный в д. Стрельна Сухиничского района на основании приказа председателя комитета ветеринарии при Правительстве Калужской области от 20.02.2016 N 118, больные лейкозом животные сданы на убой; проведена вынужденная дезинфекция животноводческого помещения в ООО "Сухиничский животноводческий комплекс"; проведена дератизация животноводческого помещения; проведена заключительная дезинфекция животноводческого помещения (акт от 19.01.2018); проведено исследование смывов объектов животноводческого помещения после проведения заключительной дезинфекции. Согласно экспертизе ГБУ КО "Сухиничская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных" от 23.01.2018 N 101 - дезинфекция удовлетворительного качества; проведено обследование ООО "Сухиничский животноводческий комплекс" с составлением акта от 07.02.2018, согласно которому в хозяйстве не имеется ни одной головы крупного рогатого скота.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом, соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Учитывая вывод всего поголовья крупного рогатого скота, а также выполнение мер по санации помещений и выполнения комплекса противоэпизоотических мероприятий в ООО "Сухиничский животноводческий комплекс", до момента проведения документарной проверки управлением, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что комитетом ветеринарии не было допущено нарушения в отношении указанного хозяйства, в связи с чем у управления отсутствовали правовые основания для выдачи предписания в части указанного хозяйства.
Кроме того, как справедливо указал суд области, согласно акту от 07.02.2018 в хозяйстве не имеется ни одной головы крупного рогатого скота, в связи с чем оспариваемое предписание в части представления в управление Россельхознадзора по Калужской области для оценки результатов исследований на лейкоз крупного рогатого скота, принадлежащего ООО "Сухиничский животноводческий комплекс", является неисполнимым.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы суда не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельства и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 28.01.2020 по делу А23-2443/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2443/2019
Истец: Комитет ветеринарии при Правительстве Калужской области
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Калужской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1504/20
28.01.2020 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-2443/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-2443/19
28.03.2019 Определение Арбитражного суда Калужской области N А23-2443/19