г. Саратов |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А12-2043/2020 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Комнатной Ю.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 марта 2020 года по делу N А12-2043/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Пильник С.Г.),
по исковому заявлению государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области (г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 24, оф. 7, ИНН 3460069215, ОГРН 1173443012335)
к муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения "Рынок" (Волгоградская обл., ст-ца Алексеевская, ул. Красногвардейская, д. 79, ИНН 3401004128, ОГРН 1023405775040)
о взыскании санкций,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области (далее - Центр ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области, орган пенсионного фонда) с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения "Рынок" (далее - МУП "Рынок", страхователь, унитарное предприятие) о взыскании финансовых санкций в размере 6 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах.
Решением от 30 марта 2020 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал в удовлетворении искового заявления Государственного учреждения -Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области к муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения "Рынок" о взыскании финансовых санкций в размере 6 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах.
Орган пенсионного фонда не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии к производству апелляционной жалобы размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.04.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, страхователем 02.02.2018 представлен отчет по форме СЗВ-М за январь 2018 года, дополняющая форма за январь 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. За февраль 2018 года отчет по форме СЗВ-М представлен 28.02.2018 года, дополняющая форма за февраль 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. Форма СЗВ-М за март 2018 года представлена 14.04.2018, дополняющая форма за март на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. За апрель 2018 года форма СЗВ-М представлена страхователем 03.05.2018 года, дополняющая форма за апрель 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2018 года. За май 2018 года форма СЗВ-М представлена 31.05.2018 года, дополняющая форма за май 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. За июнь 2018 года отчет по форме СЗВ-М представлен 02.07.2018 года, дополняющая форма за июнь 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. Отчет по форме СЗВ-М за июль 2018 года представлен 20.08.2018 года, дополняющая форма за июль 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. Форма СЗВ-М за август 2018 года представлена 04.09.2018 года, дополняющая форма СЗВ-М за август 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. За сентябрь 2018 года отчет по форме СЗВ-М представлен 09.11.2018 года, дополняющая форма за сентябрь 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. Форма СЗВ-М за октябрь 2018 года представлена 09.11.2018 года, дополняющая форма за октябрь 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. Форма отчета СЗВ-М за ноябрь 2018 года представлена страхователем 03.12.2018 года, дополняющая форма СЗВ-М за ноябрь 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года. За декабрь 2018 года форма СЗВ-М представлена 11.01.2019 года, дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2018 года на одно застрахованное лицо представлена 01.03.2019 года.
По фактам нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования органом контроля составлены акты от 29.04.2019 N 044S18190004128, N044S18190004151, N 044S18190004130, N 044S18190004131, N044S18190004132, N 044S18190004133, N 044S18190004134, N044S18190004135, N 044S18190004136, N 044S18190004137, N044S18190004138, N 044S18190004139 и вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.06.2019 года NN 044S19190004846, 044S19190004853,044S19190004854,044S19190004855,044S19190004856,044S19190004857,044S19190004858, 044S19190004859, 044S19190004860, 044S19190004861, 044S19190004862, 044S19190004864.
Страхователю заказными письмами направлены требования об уплате финансовых санкций от 09.07.2019 года на общую сумму 6 000 руб., с указанием на срок для добровольной уплаты по требованиям до 29.07.2019 года.
В связи с неисполнением страхователем вышеприведённого требования орган пенсионного фонда обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что у органа пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения МУП "Рынок" к ответственности за вменяемое ему правонарушение.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Как следует из материалов дела, Предприятием отчеты по форме СЗВ-М за спорные периоды были представлены в установленный Законом срок. Обнаружив несоответствия в представленных своевременно исходных формах СЗВ-М, Предприятие представило в орган Пенсионного фонда дополняющие формы.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Доказательств того, что именно Центр по выплате пенсий уведомил страхователя о выявленной ошибке и предложил представить уточненные данные, в суд не представлено.
Из материалов дела следует, что сведения персонифицированного учета с января по декабрь 2018 года, представленные страхователем своевременно содержали недочеты, а дополняющие сведения получены органом контроля только 01.03.2019. Выявив ошибки, страхователь самостоятельно представил дополняющие достоверные сведения по персонифицированному учету в отношении одного застрахованного лица.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружения пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения, не установлен Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 766н.
Как указано в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как указывает Верховный Суд РФ, то обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
В апелляционной жалобе орган пенсионного фонда указывает, что в данном случае предоставленные унитарным предприятием дополняющие сведения о застрахованных лицах нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения о данном лице отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод в силу следующего.
Как указано выше, нормой Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
МУП "Рынок" в установленный срок представлены сведения о застрахованных лицах по установленной форме с января по декабрь 2018 года.
Однако унитарное предприятие самостоятельно установило неполному данных сведений и отсутствия в них сведений об одном застрахованном лице.
МУП "Рынок" исправило данную ошибку и направило в орган пенсионного фонда дополняющие сведения за указанный период.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности.
Указанный Центром ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области в апелляционной жалобе подход по сути лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае предоставления неполных сведений о количестве застрахованных лиц за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, выводы суда об отсутствии оснований для привлечения унитарного предприятия к ответственности за вменяемое ему правонарушение являются верными.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Центра ПФР по выплате пенсий в Волгоградской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 -272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 марта 2020 года по делу N А12-2043/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в соответствии со статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2043/2020
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУП НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ "РЫНОК"