Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 октября 2020 г. N Ф04-4307/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А67-3290/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Стасюк Т.Е., |
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гареевой В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации (N 07АП-762/2020) на решение Арбитражного суда Томской области от 18 декабря 2019 года по делу N А67-3290/2019 (судья Пономарева Г.Х.) по иску муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации города Томска (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) к субъекту Российской Федерации - Томской области в лице Департамента финансов Томской области (634050, Томская область, город Томск, проспект Ленина, дом 111, ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, город Москва, улица Ильинка, 9, стр.1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (634034, Томская область, город Томск, проспект Ленина, 27, ИНН 7021016928, ОГРН 1027000908010)о взыскании 2 420 550 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и строительства Томской области и Департамент социальной защиты населения Томской области.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Город Томск" в лице Администрации города Томска обратилось в Арбитражный суд Томской области к Томской области в лице Департамента финансов Томской области с иском о взыскании за счет ее казны 14 368 245 рублей убытков.
Определением Арбитражного суда Томской области от 01.04.2019 в отдельное производство выделено требование о взыскании убытков в виде расходов на приобретение жилого помещения по адресу: г. Томск, ул. Энергетиков, 13а, кв. 126, общей площадью 60 кв. м, исходя из стоимости в размере 2 420 550 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области.
Определением Арбитражного суда Томской области от 07.05.2019 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области, а также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент архитектуры и строительства Томской области и Департамент социальной защиты населения Томской области.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, истцом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнены исковые требования.
Решением Арбитражного суда Томской области от 18 декабря 2019 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации города Томска взыскано 2 420 550 рублей; в удовлетворении иска к субъекту Российской федерации - Томской области в лице Департамента финансов Томской области отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, материалами дела не подтверждены противоправность действий Российской Федерации, наличие причинной связи между ее действиями (бездействием) и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Апеллянтом отмечено, что Томской области как субъекту Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и выделены субвенции из федерального бюджета; администратором дохода - субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181-ФЗ, - на уровне федерального бюджета является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; неправомерным является вывод суда первой инстанции о недоказанности поступления в городской бюджет муниципального образования средств федерального или областного бюджета на необходимые цели; в 2019 году Томской области распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в размере 4 777 587 400 рублей, которые субъект вправе направить на предоставление жилья в льготном порядке; Министерством Финансов Российской Федерации указано, что от имени казны выступают финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое либо или гражданин.
Департамента финансов Томской области, Администрация города Томска представили в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению Департамента финансов Томской области основания для выделения истцу денежных средств из областного бюджета для приобретения жилого помещения отсутствуют, поскольку Алиева Р.В. не воспользовалась правом на получение социальной выплаты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. До дня судебного заседания в апелляционную инстанцию от Департамента финансов Томской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Советского районного суда города Томска от 17.07.2017 по делу N 2-1708/2017 администрация была обязана предоставить Алиевой Рузане Владимировне 15.04.1984 г.р. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 50 кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, находящееся на территории муниципального образования города Томска, и отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам.
Судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда от 26.09.2017 решение изменено, администрация была обязана предоставить Алиевой Рузане Владимировне во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования города Томска, и отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 50 кв. м.
Основанием для принятия вышеуказанного решения явилось то обстоятельство, что Алиева Р.В. является инвалидом, страдает заболеванием F07.02, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеет право на предоставление дополнительной жилой площади в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 214 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь в виде отдельной комнаты".
В качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по социальному найму, мать Алиевой Р.В. - Алиева Л.М. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья на основании решения жилищной комиссии Объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от 25.04.2000.
Согласно списку внеочередников и первоочередников, дата постановки Алиевой Р.В. также указана 25.04.2000.
В 2006 году решением жилищной комиссии при администрации Ленинского района г. Томска от 11.07.2006 льготная очередь была переведена с Алиевой Л.М. (мать) на Алиеву Р.В. в связи с достижением совершеннолетия. В 2016 году распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 30.03.2016 N 630, решением жилищной комиссии от 30.03.2016 N 6 Алиева Р.В. включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно медико-социальному заключению от 26.02.1999, Алиева Р.В. признана инвалидом сроком до 16 лет (15.04.2000) с диагнозом основного заболевания 310.13.
Из ответа Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Томская клиническая психиатрическая больница" от 22.10.2019 на запрос суда следует, что Алиева Р.В. состоит на диспансерном учете с 01.03.1996 с диагнозом F07.02, в 2000 и 2006 годах пациента также наблюдалась с диагнозом F07.02, данное заболевание входило в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 214 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты".
Таким образом, Алиева Р.В., впервые вставшая на учет 25.04.2000 в составе семьи (как ребенок-инвалид), приобрела право на обеспечение жилищных прав, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания до 01.01.2005.
Обстоятельства в части определения льготного порядка предоставления жилья Алиевой Р.В. в силу наличия заболевания, а также даты постановки ее на учет (до 01.01.2005) являются установленными Советским районным судом г. Томска и подтверждаются материалами дела.
Для целей исполнения названного судебного акта между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "Транском" заключен муниципальный контракт от 19.19.2017 N Ф.2017.570053, предметом которого является приобретение благоустроенного жилого помещения расположенного по адресу: г. Томск, ул. Энергетиков, 13а, кв. 126, общей площадью 60 кв. м (п. 1.2. контракта). Цена контракта составила 2 420 550 рублей (пункт 2.1).
Сторонами муниципального контракта 20.12.2017 подписан акт приема-передачи, в соответствии с которым ООО "Транском" передалог администрации объект недвижимости - благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, состоящее из 2 комнат, общей площадью 60 кв. м, в том числе жилой площадью 31,8 кв. м, находящейся в кирпичном 10-этажном многоквартирном доме на 9 этаже, по адресу: г. Томск, ул. Энергетиков, 13а, кв. 126.
Платежным поручением от 28.12.2017 N 450457 администрация произвела оплату муниципального контракта на сумму 2 420 550 рублей.
В соответствии с распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 05.02.2018 N 139 Алиевой Р.В. из муниципального жилищного фонда по договору социального найма от 08.02.2018 N 236, заключенному с МО "Город Томск", предоставлено жилое помещение N 126 общей площадью 60 кв. м, по адресу: г. Томск, ул. Энергетиков, 13а.
Полагая, что расходы, связанные с приобретением инвалиду квартиры, поставленному на учет до 01.01.2005, подлежат возмещению, истец обратился в арбитражный суд.
При вынесении решения, суд первой инстанции руководствовался статьями 39, 40, 72, 132, 133 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 17, 28.2, 31 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закона N 181-ФЗ), статьями 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закона N 131-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, статьями 1, 2, 3, 4 Закона Томской области от 06.06.2006 N 116-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Закон N 116-ОЗ), Постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 N 90а, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и исходил из того, что обеспечение жилым помещением Алиевой Р.В., являющейся лицом с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и вставшей на учет до 01.01.2005 в целях получения жилого помещения по договору социального найма при наличии заболевания (код F07.02), относится к расходным обязательствам Российской Федерации; предоставление жилья за счет бюджета муниципального образования повлекло возникновение у истца убытков.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями государства, определенными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.10.2002 N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года.
В силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом N 181-ФЗ граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее - Правила N 614).
Согласно пункту 3 Правил N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
В соответствии со статьей 19 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1); наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам (часть 2); отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3); финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 5).
Частями 3, 4 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ определено, что объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 116-ОЗ последний определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в том числе в соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
Социальная выплата в соответствии с настоящим Законом предоставляется гражданам после зачисления на счет областного бюджета средств федерального бюджета на указанные цели (статья 2 Закона N 116-ОЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 116-ОЗ порядок предоставления в соответствии с настоящим Законом социальной выплаты гражданам для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность определяется постановлением администрации Томской области.
Согласно статье 4 Закона N 116-ОЗ закреплено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области: формируют списки из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона. Очередность в списках устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отдельно из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, формируются списки лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, установленное жилищным законодательством; ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный администрацией Томской области, указанные списки, а также иные сведения по запросам Администрации Томской области, предусмотренные действующим законодательством.
Постановлением администрации Томской области от 10.07.2006 N 90а утвержден Порядок предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность (далее - Порядок), которым органам местного самоуправления муниципальных образований предписано представлять в департамент социальной защиты населения Томской области:
1) ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом N 116-ОЗ;
2) ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о предоставлении жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом N 116-ОЗ.
Социальные выплаты предоставляются только один раз в порядке очередности в соответствии со сводным списком, сформированным и утвержденным в целом по Томской области департаментом социальной защиты населения Томской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 2 Порядка).
Пунктами 4 - 6 Порядка предусмотрено, что после поступления средств из федерального бюджета в течение десяти рабочих дней на основании сводного списка департамент архитектуры и строительства Томской области письменно уведомляет орган местного самоуправления о планируемом выделении социальной выплаты очереднику, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях).
Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с даты направления департаментом архитектуры и строительства Томской области уведомления вручает гражданину под роспись письменное уведомление о планируемом предоставлении социальной выплаты и дает разъяснения о порядке предоставления и реализации социальной выплаты.
Гражданин в течение двадцати рабочих дней после получения уведомления представляет в департамент архитектуры и строительства Томской области заявление на предоставление социальной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с приложением документов.
Поскольку Алиева Р.В. является лицом с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, встала на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма при наличии заболевания (Код F07.02) до 01.01.2005, апелляционным судом поддержан вывод суда первой инстанции о том, что предоставление ей жилого помещения относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из положений статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления, принимаемые в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно отмечено, что в материалы дела не представлено доказательств поступления в городской бюджет муниципального образования города Томска средств из федерального или областного бюджета на обеспечение жильем инвалидов, страдающих хроническим психическим заболеванием, указанном в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378; передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Томска жилого помещения с целью предоставления их по договорам социального найма указанной категории граждан. Поступившие субвенции на приобретение жилого помещения инвалидам могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий, на покрытие же расходов в связи с предоставлением инвалиду квартиры в виде ее рыночной стоимости субсидии направлены быть не могут (определения Верховного Суда от 04.05.2017 N 309-ЭС17-4096, от 26.06.2017 N 309-ЭС17-7058).
Из статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Принимая во внимание, что при предоставлении Алиевой Р.В. спорной квартиры, истец лишен возможности распоряжения данным объектом недвижимого имущества, предоставление жилья за счет бюджета муниципального образования повлекло возникновение у последнего убытков.
Стоимость объекта недвижимости подтверждена материалами дела.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд поддержал вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования стоимости предоставленной Алиевой Р.В. квартиры; отсутствии оснований для взыскания указанных денежных средств с субъекта Российской Федерации - Томской области.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу от 17.10.2019 N А46-405/2019).
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, апелляционная инстанция посчитала обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 18 декабря 2019 года по делу N А67- 3290/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3290/2019
Истец: "Город Томск" в лице Администрации города Томска
Ответчик: в лице Министерства Финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Томской области, Томская область в лице Департамента финансов Томской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство финансов по ТО в лице Управления федерального казначейства по Томской области