город Омск |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А46-8160/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котляров Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Усовой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11425/2023) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.09.2023 по делу N А46-8160/2023 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый двор "Восточный" (ОГРН 1025500983199, ИНН 5504073173, адрес: 644047, город Омск, улица 5-я Северная, дом 200) к Министерству имущественных отношений Омской области (ОГРН 1045504006822, ИНН 5503079101, адрес: 644043, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков, изложенный в письме от 10.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-03/3211, обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования и последующего предоставления в собственность без проведения торгов земельных участков с условными номерами 55:36:040114:ЗУ1, площадью 4741 кв. м, 55:36:040114:ЗУ2, площадью 4861 кв. м, 55:36:040114:ЗУ3, площадью 4275 кв. м,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - до и после перерыва Граф Лилии Валериевны по доверенности от 09.01.2024 N 02-01/7 сроком действия по 31.12.2024;
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый двор "Восточный" посредством системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) - до перерыва Гайдис Эльвиры Ивановны по доверенности от 09.03.2022 сроком действия 2 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый двор "Восточный" (далее - ООО "ТД "Восточный", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо, Минимущество Омской области) о признании незаконным изложенного в письме от 10.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-03/3211 отказа Министерства в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило обязать Министерство не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков и утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования и последующего предоставления в собственность без проведения торгов земельных участков с условными номерами 55:36:040114:ЗУ1, площадью 4741,0 кв. м, 55:36:040114:ЗУ2, площадью 4861 кв. м, 55:36:040114:ЗУЗ, площадью 4275 кв. м.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.09.2023 по делу N А46-8160/2023 требование ООО "ТД "Восточный" удовлетворено. Признан незаконным изложенный в письме от 10.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-03/3211 отказ Минимущества Омской области в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков.
Суд обязал Министерство не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков и утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования и последующего предоставления в собственность без проведения торгов земельных участков с условными номерами 55:36:040114:ЗУ1, площадью 4741,0 кв. м, 55:36:040114:ЗУ2, площадью 4861 кв. м, 55:36:040114:ЗУ3, площадью 4275 кв. м. С Министерства в пользу ООО "ТД "Восточный" взысканы расходы по оплату государственной пошлины в размере 3000 руб. Обществу из федерального бюджета возвращено 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 03.05.2023 N 217.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы ее заявителем указано, что отказ Минимущества Омской области в предварительном согласовании предоставления земельных участков является законным и обоснованным. Заявитель жалобы отмечает, что конфигурация образуемых земельных участков существенно отклоняется от конфигурации простых геометрических фигур, что не обоснованно какими-либо объективными факторами, не соответствует параметрам возведенных обществом зданий. Заключение специалиста от 09.02.2023 предложенную конфигурацию не обосновывает. Временные объекты видны на схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории в цветном варианте, представленной в материалы дела, временные объекты принадлежат заявителю, что обществом не оспаривается. Конфигурация земельных участков 55:36:040114:ЗУ2, 55:36:040114:ЗУ3 подготовлена специалистом Автономной некоммерческой организацией "Центр развития экспертиз "Лаборатория экспертных исследований" таким образом, при котором земля под временными объектами включается в обоснование площади, необходимой для эксплуатации зданий. Площадь земельных участков, эксплуатируемая для размещения объектов недвижимости фактически меньше той, которая испрашивается ООО "ТД "Восточный".
Общество представило отзыв, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 29.12.2023 судебное заседание отложено.
Определением от 12.01.2024 в связи с невозможностью обеспечить рассмотрение дела прежним составом суда в соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Шиндлер Н.А. на судью Лотова А.Н.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Протокольным определением от 16.01.2024 в судебном заседании объявлен перерыв, информация о котором в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
После окончания перерыва представитель общества не обеспечил свое участие в судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), несмотря на ранее удовлетворенное судом ходатайство.
Учитывая, что судом обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда воспроизводили видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено, произведена запись онлайн-заседания, а также ввиду надлежащего извещения сторон о времени и месте проведения судебного заседания, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "ТД "Восточный" обратилось в Министерство с заявлением от 10.02.2023 о предварительном согласовании предоставления земельных участков образуемых с условными номерами: 55:36:040114:ЗУ1, площадью 4741,0 кв. м, 55:36:040114:ЗУ2, площадью 4861 кв. м, 55:36:040114:ЗУЗ, площадью 4275 кв. м (далее - испрашиваемые участки), на которых расположены принадлежащие на праве собственности ООО "ТД "Восточный" объекты недвижимости. Испрашиваемые участки подлежат образованию из земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:040114:7150, 55:36:040114:7151, 55:36:040114:7152 согласно Схеме расположения земельных участков в системе координат СМК-55. Образуемый на Схеме расположения земельных участков земельный участок 55:36:040114:ЗУ4, площадью 1 500 кв. м освобождается заявителем и имеет непосредственный доступ на участок земель общего пользования с кадастровым номером 55:36:040114:156557.
Испрашиваемые земельные участки находятся в собственности Омской области в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Исходные земельные участки из состава земель с кадастровыми номерами: 55:36:040114:7150 площадью 3601 кв. м местоположение установлено относительно ориентира в 655 м по направлению на юго-восток от ориентира, с почтовым адресом Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. 5 Северная, д. 199; 55:36:040114:7151 площадью 3 274 кв. м местоположение установлено относительно ориентира в 700 м по направлению на юго-восток от ориентира, с почтовым адресом Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. 5 Северная, д. 199; 55:36:040114:7152 площадью 8 500 кв. м местоположение установлено относительно ориентира в 745 м по направлению на юго-восток от ориентира, с почтовым адресом Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. 5 Северная, д. 199 (далее - исходные участки) были сформированы для строительства объектов недвижимости заявителя и предоставлены в аренду для строительства по договорам аренды: N АЗ-36-007-2017 от 14.06.2017;
N АЗ-36-007-2017 от 30.06.2017; N АЗ-36-007-2017 от 30.06.2017, что подтверждается выписками из ЕГРН на земельные участки от 26.02.2021.
По факту завершения строительства на исходных участках, объекты недвижимости были введены в эксплуатацию, заявитель является правообладателем следующих объектов недвижимого имущества:
- нежилое здание "Административно-торговый комплекс (1-УП очереди), Торговый корпус, поз. 4" с кадастровым номером 55:36:04 01 14:8688 площадью 794,7 кв. м, по адресу г. Омск, ул. 5 Северная, д. 200/9, расположенное в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 14:7150, 55:36:04 01 14:7151, запись о государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 55:36:040114:8688-55/092/2020-1 от 14.07.20202 (далее - Здание N 1);
- нежилое здание "Административно-торговый комплекс (1-УП очереди). Торговый комплекс, поз. 5" с кадастровым номером 55:36:04 01 14:8686 площадью 731,2 м2, этажность -1 по адресу г. Омск, ул. 5 Северная, д. 200/35, расположенное в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 14:7151, 55:36:04 01 14:7152, запись о государственной регистрации права в ЕГРН 55:36:040114:8686-55/092/2020-1 от 16.07.2020 (далее - Здание N 2);
- нежилое здание "Административно-торговый комплекс (1-УП очереди). Торговый комплекс, поз. 6" с кадастровым номером 55:36:04 01 14:8687 площадью 739,8 м2, этажность - 1, по адресу: г. Омск, ул. 5 Северная, д. 200/36, расположенное в границах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 14:7151, 55:36:04 01 14:7152, запись о государственной регистрации права в ЕГРН 55:36:040114:8687-55/092/2020-1 от 13.07.2020 (далее - Здание N 3).
Право собственности заявителя на Здания N N 1, 2, 3 подтверждается выписками из ЕГРН.
Здания N N 1, 2, 3 используются по назначению, в объектах ведется торговая деятельность, площади сдаются в аренду, при этом, торговая площадь в период эксплуатации была увеличена за счет уменьшения помещений холодных складов в зданиях и отличается от исходной, указанной в проектной документации, что отражено в заключении специалиста АНО ЦРЭ "Лаборатория экспертных Исследований" от 09.02.2023 N 136.07-22/СТ/ВС-2.
На сегодняшний день срок действия договоров аренды истек, заявитель продолжает оплачивать неосновательное обогащение за пользование земельными участками, заинтересованное лицо принимает оплату в размере от площади исходных участков. Споры по оплате неосновательного обогащения за пользование исходными участками отсутствует.
Заявитель, реализуя свое исключительное право на приобретение земельных участков, на которых расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимости - Здания N N 1, 2, 3, в собственность за плату, обратился в Министерство с заявлением от 10.02.2023 о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области в собственность за плату с приложением Схемы расположения образуемых земельных участков в системе координат СМК-55.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области заявителем также приложено заключение специалиста АНО ЦРЭ "Лаборатория экспертных Исследований" от 09.02.2023 N 136.07-22/СТ/ВС-2 об установлении площади земельного участка, необходимой для эксплуатации с учетом функционального назначения и осуществляемого вида деятельности.
Заинтересованное лицо письмом от 10.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-03/3211 направило в адрес заявителя отказ в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, содержащий ссылку на подпункт 3 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ. В качестве основания для отказа Минимущество Омской области указало, что местоположение границ подлежащих образованию земельных участков, указанных на схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории (далее - Схема), не соответствуют целям по рациональному и эффективному использованию областных земельных участков (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Заявитель полагает отказ заинтересованного лица в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, выраженный в письме от 10.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-03/3211, незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем обратился в арбитражным суд с соответствующими требованиями.
13.09.2023 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 ЗК РФ:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Предварительное согласование предоставления земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (подпункт 1); схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 2).
Пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 названного Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, 10.02.2023 ООО "ТД "Восточный" обратилось в Министерство с заявлением об утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков.
В соответствии со Схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории образованию подлежат земельные участки с условными номерами 55:36:040114:ЗУ1, площадью 4741,0 кв. м, 55:36:040114:ЗУ2, площадью 4861 кв. м, 55:36:040114:ЗУ3, площадью 4275 кв. м, 55:36:040114:ЗУ4, площадью 1 500 кв. м (не испрашивается заявителем) из состава земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:040114:7150 площадью 3 601 кв. м местоположение установлено относительно ориентира в 655 м по направлению на юго-восток от ориентира, с почтовым адресом Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. 5 Северная, д. 199; 55:36:040114:7151 площадью 3 274 кв. м местоположение установлено относительно ориентира в 700 м по направлению на юго-восток от ориентира, с почтовым адресом Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. 5 Северная, д. 199; 55:36:040114:7152 площадью 8 500 кв. м местоположение установлено относительно ориентира в 745 м по направлению на юго-восток от ориентира, с почтовым адресом Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. 5 Северная, д. 199.
Согласно сведениям из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости:
- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:010414:7150, площадью 3601+21 кв. м, на данном земельном участке расположен объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:010414:8688 (Здание N 1);
- на земельный участок с кадастровым номером 55:36:010414:7151, площадью 3274+20 кв. м, на данном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 55:36:010414:8686, 55:36:010414:8687, 55:36:010414:8688 (Здания N N 1, 2, 3);
- на земельный участок с кадастровым номером 55:36:010414:7152, площадью 8500+32 кв. м, на данном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровым номером 55:36:010414:8686, 55:36:010414:8687 (Здания N N 2, 3).
В заключении специалиста N 136.07-22/СТ/ВС-2 от 09.02.2023 АНО ЦРЭ "Лаборатория экспертных Исследований" указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:040114:7150; 55:36:040114:7151; 55:36:040114:7152 расположены в границах территориальной зоны 55:36:7.4516 - территориальная зона градостроительного преобразования (ГП-4) согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета N 201 от 10.12.2008 (с изменениями на 20.07.2022 N 445, далее - Правила землепользования и застройки).
Согласно статье 74 Правил землепользования и застройки зона градостроительного преобразования ГП-4 включает в себя сложившиеся территории жилой застройки, существующих производственных предприятий, коммунально-складских территорий. Зона предназначена для развития неэффективно используемых территорий, размещения всех видов жилой застройки, общественно-деловых объектов, формирования комплексных многофункциональных образований с сохранением и реорганизацией объектов транспортного обслуживания населения с низким уровнем шума и загрязнения, коммунальных предприятий, складских объектов IV и V классов опасности.
Письмом от 10.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-03/3211 Минимущество Омской области отказало заявителю в предварительном согласовании предоставления земельных участков со ссылкой на положения пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу части 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая представляет собой изображение границ образуемого земельного участка, в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а также форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - Требования N 762).
Пунктом 4 Требований N 762 предусмотрено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 3К РФ).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, одним из которых является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ запрещено образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Как суд указывал ранее, образуемый на схеме земельный участок 55:36:040114:ЗУ4, площадью 1 500 кв. м освобождается заявителем и имеет непосредственный доступ на участок земель общего пользования с кадастровым номером 55:36:040114:156557.
Министерство, отказывая в предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, со ссылкой на нарушения, предусмотренные в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, не конкретизировало, какое именно нарушение допущено обществом и влечет ли оно те последствия, которые имеют правовое значение, в виде невозможности размещения расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, а также препятствий рациональному использованию участков.
Отказав в предварительном согласовании земельных участков, Минимущество Омской области не обосновало, в чем выразилось нарушение, допущенное ООО "ТД Восточный", какие именно препятствия создали такое нарушение для рационального использования земель (в том числе позволяющие сделать вывод о вклинивании, вкрапливании или изломанности границ земельного участка). Также оспариваемый отказ не содержит ссылок на наличие нарушений в отношении предоставляемой схемы Требований N 762.
Согласно правовому подходу, сформулированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению, исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Функциональное назначение Зданий N N 1, 2, 3 - административно-торговый комплекс соответствует сведениям ЕГРН и приобретенным правам собственности ООО "ТД "Восточный" по факту их строительства.
Здания N N 1, 2, 3 возведены ООО "ТД "Восточный" и введены в эксплуатацию в 2020 году.
Здания N N 1, 2, 3, расположенные на земельных участках, представляют собой единые имущественные комплексы (торговые комплексы), соответствующие определению, содержащемуся в пункте 54 ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" как совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров или универсальный ассортимент услуг, расположенный на определенной территории и централизующий функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности, с инженерным обеспечением (электроснабжение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборку мусора, охрану торговых объектов, организацию питания служащих и т.п.), внутриплощадочным транспортным обслуживанием (проезды легковых и пожарных автомобилей, спец.техники, пешеходные проходы).
Здания N N 1, 2, 3 оснащены технологическим инженерным оборудованием, располагающимся на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:040114:7150, 55:36:040114:7151, 55:36:040114.
Из заключения специалиста N 136.07-22/СТ/ВС-2 от 09.02.2023 АНО ЦРЭ "Лаборатория экспертных Исследований" следует, что к технологическому (инженерному) оборудованию, расположенному на территории земельных участков относятся: блочная комплектная трансформаторная подстанция ТП2302 мощностью 2х1000 кВА напряжением 10/0,4 кВ; сети электроснабжения 0,4 кВ, 10 кВ; сеть водоснабжения, выполненная трубопроводом диаметром 160 мм, предназначенная для нужд водоснабжения и пожаротушения; сеть водоотведения, выполненная трубопроводом диаметром 160 мм; сеть газоснабжения диаметром 100 мм на нужды встроенной котельной в здание; к вспомогательным объектам относятся встроенная в торговое здание поз. 4 газовая котельная мощностью 180 кВт для отопления и горячего водоснабжения зданий, железобетонные опоры, на которых установлены светильники наружного освещения; заявителем заключены единые договоры электро-, газо- снабжения, водопотребления и водоотведения.
Назначение Зданий N N 1, 2, 3 торговый комплекс, торговля товарами народного потребления и питания. Здание N 1 эксплуатируется в торговой площади - 758 кв. м, Здание N 2 - 714 кв. м, Здание N 3 - 606,2 кв. м. Торговые площади заняты арендаторами, осуществляющими торговлю.
В процессе хозяйственной деятельности в Зданиях N N 1, 2, 3 произведено изменение функционального назначения складских помещений без доступа посетителей на увеличение торговых площадей с доступом посетителей.
В силу части 5 статьи 74 Правил землепользования и застройки установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Для образуемых земельных участков, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N А/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использовании земельных участков", устанавливается вид разрешенного использования "магазины" (код 4.4.), который является основным видом в территориальной зоне ГП4.
В территориальной зоне ГП4, в которой расположены испрашиваемые земельные участки, установлены следующие минимальные и максимальные размеры земельных участков для видов разрешенного использования Магазины (код 4.4) минимальный - 200 кв. м, максимальный - 5000 кв. м. Процент застройки в границах испрашиваемых участков для испрашиваемого вида разрешенного использования не подлежит установлению. Минимальные отступы от границ земельного участка - 3 метра. Отступы от красной линии - 0 метров. Максимальный коэффициент плотности застройки 2,0.
В соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, содержание которой основано па актуальной информации ЕГРН, образуемый земельный участок с условным номером 55:36:040114:ЗУl является смежным с земельным участком общего пользования с кадастровым номером 55:36:000000:156356. К образуемым земельным участкам с условными номерами 55:36:040114:ЗУ2 и 55:36:040114:ЗУЗ доступ обеспечивается посредством являющегося смежными с ними земельного участка с условным номером (обозначением) 55:36:040114:ЗУI. Потенциально все три указанные участки будут принадлежать на праве собственности одному лицу, следовательно, наличие соглашений об установлении сервитутов не требуется.
Образуемый земельный участок с условным номером 55:36:040114:ЗУ4 является смежным с землями общего пользования, расположенным между земельным участком общего пользования с кадастровым номером 55:36:040114:156557 и земельным участком с кадастровым номером 55:36:040114:7152. Фактически указанные земли являются продолжением траектории земельного участка с кадастровым номером 55:36:040114: 156557 и используется для проезда и прохода.
Таким образом, доступ ко всем проектируемым земельным участкам от земельных участков или земель общего пользования обеспечен в соответствии действующими нормативными актами.
В связи с изложенным апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что все параметры испрашиваемых земельных участков соответствуют градостроительным регламентам, установленным правилам землепользования и застройки для указанной территориальной зоны в соответствии с функциональным назначением объектов недвижимости и соответствующего вида разрешенного использования.
Удовлетворив требования заявителя в части признания незаконным отказа Министерства, изложенного в письме от 10.03.2023 N ИСХ-23/МИО/03-03/3211, в предварительном согласовании предоставления земельных участков, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что конфигурация образуемых земельных участков существенно отклоняется от конфигурации простых геометрических фигур, что не обоснованно какими-либо объективными факторами, не соответствует параметрам возведенных обществом зданий, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Оспариваемый отказ Министерства не содержал в качестве обоснования какие-либо несоответствия в части площади испрашиваемых земельных участков.
В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просил суд обязать Министерство не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков и утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования и последующего предоставления в собственность без проведения торгов земельных участков с условными номерами 55:36:040114:ЗУ1, площадью 4741,0 кв. м, 55:36:040114:ЗУ2, площадью 4861 кв. м, 55:36:040114:ЗУЗ, площадью 4275 кв. м. Требования общества удовлетворены судом первой инстанции.
В данной части суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
На основании пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в случае удовлетворения требований заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта в резолютивной части решения арбитражного суда должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из изложенного, признание недействительными (незаконными) ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, по результатам рассмотрения арбитражным судом дела, возникшего из публичных правоотношений, влечет необходимость принятия судом мер, направленных на восстановление прав заявителя.
Меры, принимаемые судом, должны являться эффективными, то есть быть направлены на практическое устранение неблагоприятных последствий, наступивших для заявителя вследствие принятия оспоренного ненормативного правового акта или решения, совершения действий (бездействия) органом, наделенным публичными полномочиями. Иное обесценивало бы право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, придавая административному судопроизводству, осуществляемому арбитражными судами, лишь декларативный характер.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В абзаце 4 пункта 26 данного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Кодекса).
При этом судебные акты арбитражных судов в силу норм статьи 2 АПК РФ не могут подменять собой решения органов государственной власти, местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Предметом спора в рассматриваемом случае явилась проверка законности действий заинтересованного лица по отказу в предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке статьи 39.14 ЗК РФ, при этом предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов отнесено к компетенции соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, следовательно, арбитражный суд обязан лишь оценивать представленные сторонами доказательства, в целях установления обстоятельств, указанных в части 4 статьи 200 АПК РФ, тем самым не подменяя компетентный орган, а реализуя конституционный принцип судебной защиты (статья 2 АПК РФ) и правила его осуществления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Омской области от 13.09.2023 по делу N А46-8160/2023 подлежит изменению в части восстановления нарушенных прав заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
абзац 3 резолютивной части решения Арбитражного суда Омской области от 13.09.2023 по делу N А46-8160/2023 изменить, изложить в следующей редакции:
"Обязать Министерство имущественных отношений Омской области не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу судебного акта повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговый двор "Восточный" от 10.02.2023 о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Омской области в собственность за плату с учётом выводов, содержащихся в судебных актах по настоящему делу".
В остальной обжалуемой части решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8160/2023
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДВОР "ВОСТОЧНЫЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ