г. Саратов |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А12-2941/2020 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пузиной Е.В., рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 апреля 2020 года (мотивировочная часть от 06 апреля 2020 года) по делу N А12-2941/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Калашникова О.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой" (г. Москва, ул. Вересаева, д. 15, эт. пом. оф. тех. I 21, ИНН 3460056777, ОГРН 1153443005649)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (г. Волгоград, ул. им. Калинина, д. 4, ИНН 3445071298, ОГРН 1043400443074)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица: общество с ограниченной ответственностью "Лига Сервис"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой" (далее Общество, ООО "ЮгСтрой") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (Управление, Управление Росреестра по Волгоградской области, административный орган) от 16.01.2020 N 84/2-79-11-19-В4 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 апреля 2020 года постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 16.01.2020 N 84/2-79-11-19-В4 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признано незаконным и отменено.
Управление Росреестра по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с даты акта проверки (10.12.2019 г.), поскольку именно данным актом выявлен факт нарушения Обществом ст. 7.1 КоАП РФ. В связи с чем, апеллянт полагает, что на дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.1 КоАП РФ не истек.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ООО "ЮгСтрой" представлен отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30 апреля 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, 15.10.2019 государственным инспектором Волгоградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Волгоградской области Стрижаковым Д.В. в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 34:34:040023:5334 по ул. им. Пархоменко, 2 г. Волгограда.
По результатам обследования 15.10.2019 составлен акт обследования, в котором указано, что в связи с отсутствием предусмотренного законодательством РФ права на часть земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград ул. им. Пархоменко, 2, площадью 2920 кв.м. из общей площади 11051 кв.м., усматриваются признаки нарушения земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ "Самовольное занятие земельного участка".
30.10.2019 исх. N ВН/10- б/н отделом государственного земельного надзора Управления заместителю руководителя Управления Росреестра по Волгоградской области направлено мотивированное представление N 36 по результатам проведенного 15.10.2019 обследования с указанием на обнаружение в деятельности ООО "ЮгСтрой" признаков нарушений земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
11.11.2019 Управлением Росреестра по Волгоградской области издано распоряжение N 10-110-р о проведении в отношении ООО "ЮгСтрой" внеплановой документарной проверки с целью обеспечения соблюдения земельного законодательства и требований охраны и использования земель на земельном участке с кадастровым номером 34:34:040023:5334, расположенному по адресу: г. Волгоград, ул. им. Пархоменко, 2 в отношении ООО "ЮгСтрой".
Согласно п. 6 указанного Распоряжения проверка проводится, в том числе, на основании акта обследования от 15.10.2019. Проверка проведена государственным инспектором Волгоградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Волгоградской области Стрижаковым Д.В.
По результатам проверки составлен акт проверки от 10.12.2019 N 110.
В ходе проверки, проведенной в отношении земельного участка с кадастровым номером 34:34:040023:5334, было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 34:34:040023:5334 огорожен частично забором из металлопрофиля, частично - бетонными блоками. На указанном земельном участке ООО "ЮгСтрой" на основании договора подряда N 01/04/2015-ЛС от 01.04.2015, заключенного с ООО "Лига Сервис" ведется строительство многоэтажного жилого дома. Часть смежного земельного участка с кадастровым номером 34:34:040023:69 прилегает к земельному участку с кадастровым номером 34:34:040023:5334 и находится с ним в общем ограждении. Также в общем ограждении с земельным участком с кадастровым номером 34:34:040023:5334 находится прилегающий земельный участок из состава земель общего пользования.
В акте проверки от 10.12.2019 г. указано, что в связи с отсутствием предусмотренного законодательством РФ права на часть земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград ул. им. Пархоменко, 2, площадью 2920 кв.м. из общей площади 11051 кв.м., в действиях Общества усматривается административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ.
Ввиду отсутствия доказательств наличия у ООО "ЮгСтрой" надлежащим образом оформленных прав, правоустанавливающих документов, подтверждающих законность использования спорного земельного участка, 10.12.2019 года государственным инспектором Волгоградской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Волгоградской области Стрижаковым Д.В. в отношении ООО "ЮгСтрой", при участии представителя Пожидаевой Н.В. по доверенности, составлен протокол об административной правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель Кобельковой Е.В. от 16.01.2020 N 84/2-79-11-19-В4 ООО "ЮгСтрой" привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Постановление вынесено с участием представителя Общества Захаровой Д.А. по доверенности.
Не согласившись с указанным постановлением ООО "ЮгСтрой" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Самовольное занятие земельного участка выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер (в частности, охраны) для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона правонарушения заключается в действиях лица, выраженных в самовольном занятии земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Субъектами правонарушения, как следует из ст. 7.1 КоАП РФ, являются граждане, должностные и юридические лица. При этом, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей; днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, является длящимся, носит характер длительного непрекращающегося использования земельного участка без волеизъявления собственника участка.
Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
В силу пункта 2 статьи 71.2 ЗК РФ под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Пунктом 3 статьи 71.2 ЗК РФ установлено, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 утверждены Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, регламентирующие порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений, пунктом 8 которых предусмотрено оформление акта административного обследования объекта земельных отношений в случае выявления по итогам проведения административного обследования объектов земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В рассматриваемой ситуации управлением 15.10.2019 составлен акт административного обследования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, может служить одним из оснований для проведения внеплановой проверки.
Материалами дела установлено, что в настоящем случае, в распоряжении от 11.11.2019 N 10-110-р о проведении в отношении ООО "ЮгСтрой" внеплановой документарной проверки в качестве одного из основания проведения указан акт обследования от 15.10.2019.
Проведение внеплановой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ, направлено в первую очередь на сбор доказательств, которые необходимы для установления события административного правонарушения в выявленных по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаках нарушений требований законодательства Российской Федерации, как повода к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Приказом Росреестра РФ от 18.06.2019 N П/0240 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора (далее Административный регламент).
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного земельного надзора установлены в п. 6 Административного регламента, согласно которому государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель (далее - должностные лица).
Согласно пп. 7 п. 7 Административного регламента должностные лица имеют право осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах компетенции дела об административных правонарушениях.
Из приведенных положений Административного регламента следует, что государственные инспекторы по использования и охране земель Управления Росреестра по Волгоградской области наделены правом составлять акты обследования, акты проверки и протоколы об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (абзац 3 пункта 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ").
Выявленное государственным инспектором по использованию и охране земель Стрижаковым Д.В., уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 7.1 КоАП РФ, административное правонарушение зафиксировано в акте обследования от 15.10.2019, по результатам которого государственным инспектором по использованию и охране земель Стрижаковым Д.В. составлен акт проверки от 10.12.2019 и протокол об административном правонарушении от 10.12.2019 по ст. 7.1 КоАП РФ.
Таким образом, в силу прямого указания ст. 4.5 КоАП РФ, днем обнаружения административного правонарушения в данном случае является 15.10.2019.
С учетом ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности составляет 2 месяца и истекает 15.12.2019.
Постановление по делу об административном правонарушении N 84/2-79-11-19-В4 вынесено 16.01.2020, т.е. за пределами установленного законом двухмесячного срока. Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности означает невозможность применения к правонарушителю наказания как меры административной ответственности и является безусловным и самостоятельным основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
В постановлении Верховного Суда РФ от 02.02.2015 г. N 310-АД14-5160 указано, что по истечении срока давности привлечения к административной ответственности утрачивается возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
С учетом правовой позиции Верховного Суда РФ судом не оцениваются действия Общества на предмет наличия в них состава административного правонарушения.
Учитывая, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности исключает производство по делу об административном правонарушении (пункты 1, 2, 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 16.01.2020 N 84/2-79-11-19-В4 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, приведенные заявителем в жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта и не являются основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 06 апреля 2020 года по делу N А12-2941/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2941/2020
Истец: ООО "ЮГСТРОЙ"
Ответчик: Заместитель главного государственного инспектора Волгоградской области по использованию и охране земель Кабелькова Екатерина Викторовна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Третье лицо: ООО "ЛИГА СЕРВИС", Прокуратура Волгоградской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ