Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2.7. Законодательство о туризме
Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право свободно передвигаться по территории страны и выезжать за ее пределы (статья 27), принимать участие в культурной жизни (статья 44). Эти права непосредственно связаны с развитием туризма - временными выездами граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Основным законодательным актом, определяющим государственную политику в сфере туризма, устанавливающим правовые основы туристского рынка в Российской Федерации является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", сыгравший важную роль в становлении туризма в России. Закон легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристского рынка, принципы государственной политики в сфере туризма и др. В развитие закона принят ряд подзаконных нормативных актов, регулирующих правоотношения в отдельных областях туристской деятельности. С момента принятия закона истек значительный период времени, показавший в перспективе необходимость более детального регулирования этой сферы и разработку нового федерального закона "О туризме".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 954-р одобрена Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, определившая приоритетные цели и задачи развития туризма в России на среднесрочную перспективу. В связи с невыполнением ряда мероприятий плана по реализации концепции и завершением срока ее действия, требуется актуализация концепции. Помимо этого необходима разработка долгосрочной государственной стратегии развития туризма в РФ.
Нормы, касающиеся использования земельных участков и водных объектов для целей туризма, охраны окружающей среды для указанных объектов, а также экологического просвещения содержатся в Земельном кодексе Российской Федерации, Водном кодексе Российской Федерации, Лесном кодексе Российской Федерации, Федеральных законах "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об особо охраняемых природных территориях" и других.
На долю Российской Федерации, несмотря на ее высокий туристический потенциал, приходится всего порядка одного процента мирового туристического потока. По оценкам Центрального Банка России и экспертов Всемирной торговой организации в 2002 году зарубежными туристами ввезено в Российскую Федерацию 4,3 миллиардов долларов США, российскими туристами вывезено из страны по различным оценкам от 11 до 12,3 миллиардов долларов США, отрицательное сальдо составило от 6,7 до 8 миллиардов долларов США. Вместе с тем, по оценкам ВТО, потенциальные возможности России при условии развития туристической инфраструктуры позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год (в 2002 г. Россию посетили немногим более 7 млн. иностранцев).
Задачей отечественной туристской индустрии на ближайшие годы в условиях глобализации и предстоящего вступления России в ВТО является не только сохранение своего потенциала, но и успешная конкуренция на международном туристском рынке. По прогнозам Всемирной туристской организации Россия через 10 лет может войти в десятку самых посещаемых стран мира. Для реализации этого прогноза государство должно вкладывать средства не только в продвижение туристического продукта, но и в его создание, в развитие инфраструктуры отечественного туризма, определять наиболее перспективные направления его развития, тем более что туризм является наименее капиталоемкой отраслью экономики, обещающей быструю отдачу.
Вопросами государства помимо научного и информационного обеспечения туризма, формирования маркетинговой стратегии должны являться строительство и модернизация объектов с длительным сроком окупаемости: инженерной инфраструктуры - очистных сооружений, сетей водоснабжения, транспортных сетей и т.п. (как это происходит в странах, поддерживающих въездной и внутренний туризм), а также создание отечественных современных транспортных средств либо содействие в приобретении импортных. Первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры туризма должны быть сосредоточены в регионах, требующих относительно низких капиталовложений, где развитие туризма позволяет рассчитывать на скорую отдачу. На региональном и муниципальном уровнях целесообразно задействовать адресные программы развития туризма.
В целях содействия развитию туризма Правительству Российской Федерации желательно определить уполномоченный орган, осуществляющий мониторинг использования туристских ресурсов на территории Российской Федерации, который позволит получить информацию о загруженности туристского ресурса, количестве посещений в определенный период времени, доходах от его использования, техническом состоянии и т.п.
Помимо изложенного необходимо совершенствование законодательства о туризме по следующим направлениям:
Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", направленных на:
унификацию понятий, используемых в российском законодательстве о туризме, в том числе с понятиями, применяемыми в международных правовых документах,
введение взамен лицензирования для туроператоров обязательного предоставления финансовых гарантий при получении права на занятие туроператорской деятельностью в целях возмещения убытков и (или) ущерба, которые могут возникнуть вследствие неисполнения обязательств туроператора перед туристами.
Упрощение процедуры получения въездных виз иностранными гражданами из стран, безопасных в миграционном отношении, что должно способствовать росту въездного туризма.
Разработка механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка соблюдения правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранных граждан.
Создание национальной системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для работы в сфере туризма, что должно способствовать улучшению качества обслуживания в туристической индустрии.
Закрепление права оказывать услуги экскурсоводов (гидов, гидов-переводчиков) на территории Российской Федерации за гражданами Российской Федерации.
Создание статистики туризма, соответствующей международным требованиям, учитывающей данные смежных видов экономической деятельности, объективно и всесторонне отражающей положение в сфере туризма, создание автоматизированных систем учета.
Содействие созданию саморегулируемых организаций в сфере туризма.
Реклама отечественного туристического продукта.
Разработка предложений по развитию детского и молодежного туризма. Число баз детского отдыха в РФ год от года уменьшается, необходимо определить альтернативные средствам Фонда социального страхования РФ источники финансирования детского отдыха. Следует учитывать, что детский и молодежный туризм является не только индустрией развлечения и отдыха, но и важнейшей политической составляющей нашей жизни, имеет большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения, которое должно иметь возможность видеть не только свою "малую родину".
Подготовка нового законопроекта "О туризме" (не ранее 2006 года), предусмотренного в соответствии с Концепцией развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
Список законодательных актов, подлежащих разработке
и принятию до 2008 года:
N |
Наименование нормативного правового акта |
Состояние |
1. |
Государственная стратегия развития туризма в РФ на долгосрочный период |
Требует разработки |
2. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" |
Имеется проект федерального закона, разработанный Ростуризмом |
3. |
Проект федерального закона N 377260-3 "О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации". |
Внесен в Государственную Думу (депутаты Государственной Думы Драпеко Е.Г., Кобзон И.Д. и др.) |
4. |
Проект федерального закона "Об особых туристско-рекреационных экономических зонах Российской Федерации" |
Разрабатывается Ростуризмом |
5. |
Проект федерального закона "О туризме" |
Требует разработки |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.