Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1.8. Законодательство о налогах и сборах
1.8.1. Оценка ситуации в сфере законодательства о налогах и сборах
Налоговое законодательство Российской Федерации характеризуется крайней нестабильностью (за 7 лет, прошедших с момента вступления в действие Налогового кодекса Российской Федерации, в него внесено уже почти 300 поправок и дополнений) и ориентацией исключительно на фискальные цели.
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в свое время должно было систематизировать правовые нормы, регулирующие процесс налогообложения, привести в единую и логически цельную систему отдельные законодательные акты о налогах и сборах. Однако уже на момент принятия НК РФ было очевидно, что многие его положения нуждаются в дальнейшей доработке. Практика, прежде всего судебная, подтвердила этот вывод.
Отметим, что ряд положений действующей редакции НК РФ является своего рода результатом поспешного политического компромисса, вследствие чего вместо взвешенных правовых решений в Кодексе усматриваются очевидные перекосы в пользу фискальных органов.
Практика последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы путем внесения "точечных" изменений в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно посредством проведением полномасштабной налоговой реформы, направленной, в первую очередь, на достижение баланса интересов государства и налогоплательщиков.
Одним из факторов, препятствующих экономическому росту и развитию предпринимательства, является несовершенство законодательства о налогах и сборах. Деформация налоговой системы государства объясняется во многом тем, что она формировалась в условиях спада производства и галопирующей инфляции.
Вместе с тем за последние годы ситуация существенно изменилась, однако это не повлекло соответствующего изменения налогового законодательства. Кроме того, современную налоговую систему Российской Федерации характеризует ярко выраженный фискальный характер. При этом роль регулирующей функции значительно принижена, а по целому ряду налогов - вообще отсутствует.
В условиях налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства. Важнейшим принципом налоговой системы России должен быть приоритет развития производства над интересами бюджета. Однако проводимая в настоящее время налоговая политика постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу. Сформировавшаяся система налогообложения блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж и низкий встречный поток иностранного капитала.
Поэтому необходимо смещение основного акцента в формировании налоговых доходов бюджетов с фискальных интересов на стимулирование роста производства, его структурную перестройку и развитие предпринимательской активности.
Основной целью современной налоговой политики должно быть создание стабильной и ясной налоговой системы Российской Федерации, формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства, снижение налоговой нагрузки на экономику.
1.8.2. Наиболее актуальные задачи и проблемы, подлежащие решению
Задача Налогового кодекса России состоит в обеспечении разумного баланса интересов и прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов. Это, в свою очередь, является главной предпосылкой эффективного и справедливого функционирования фискальной системы государства. Более того, справедливость налогового законодательства должна сыграть решающую роль в преодолении негативного отношения налогоплательщиков к фискальной системе.
Вместе с тем, с одной стороны, чрезмерная щепетильность в защите прав налогоплательщиков может обернуться тем, что налоговые и таможенные органы не смогут обеспечить в полной мере запланированные налоговые поступления в бюджеты различных уровней. С другой стороны, предоставление налоговым органам слишком обширных полномочий может существенно затруднить хозяйственную деятельность, приостановить экономическую активность предпринимателей, привести к серьезным злоупотреблениям со стороны должностных лиц налоговых органов.
Поиск разумного баланса прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов означает необходимость ограничения применяемых к налогоплательщику мер принуждения только лишь в тех пределах, в каких это необходимо для обеспечения выполнения государством своих функций. Именно этот принцип должен стать главным при последующей доработке положений Налогового кодекса Российской Федерации.
В рамках осуществления налоговой реформы Торгово-промышленная палата Российской Федерации считает необходимым решение следующих общих актуальных проблем:
ослабление общего налогового бремени путем более равномерного распределения налоговой нагрузки и постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам, облегчение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
расширение полномочий региональных и местных властей по предоставлению налоговых льгот;
улучшение налогового администрирования за счет включения в налоговое законодательство цивилизованных механизмов и инструментов, налогового контроля, снижение издержек налогоплательщиков на обслуживание налоговых органов;
упрощение и ускорение процедур обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах);
совершенствование юридической техники НК РФ, как завершающий этап кодификации налогового законодательства;
устранение противоречий налогового и иных видов законодательства Российской Федерации, обеспечение прямого действия законодательства о налогах и сборах.
1.8.3. Предложения по совершенствованию налогового законодательства
1.8.3.1. Совершенствование части первой Налогового кодекса РФ
Необходимо решить проблему трансфертного ценообразования посредством внесения изменений в статью 40 НК РФ "Принципы определения цены товаров, работа или услуг для целей налогообложения". Кроме того, необходимо уточнить понятия "непродолжительный период времени", "официальные источники информации", "взаимозависимые лица" (статья 40 НК РФ).
Мы полагаем, что из перечня мер по обеспечению взыскания налога за счет имущества налогоплательщика следует исключить (или по крайне мере ограничить) такую меру как приостановление операций по его счетам в банке. Такое "обеспечение взыскания налога", по сути, ведет к остановке хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Следует также дифференцировать порядок принудительного взыскания основной суммы налоговой задолженности в зависимости от того, исчислена ли эта задолженность самим налогоплательщиком или налоговыми органами. Основная сумма налоговой задолженности и пени, исчисленные налогоплательщиком самостоятельно, должны взыскиваться за счет его имущества в бесспорном порядке, причем даже без выставления требования об уплате налога.
В юридической литературе отмечается, что логика предлагаемого решения состоит в том, что налогоплательщик в данном случае осведомлен о наличии у него налоговой задолженности. Учитывая, что задолженность исчислена самим налогоплательщиком и носит по существу бесспорный характер, вероятность отмены судом решения о взыскании налога весьма низка, а потому обжалование мер по взысканию налоговой задолженности не должно приостанавливать их исполнения.
В отличие от задолженности, исчисленной налогоплательщиком самостоятельно, задолженность, исчисленная налоговыми органами по результатам налоговой проверки, имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговое обязательство в данном случае базируется на прямом указании закона, а с другой - существует правовой спор между налогоплательщиком и налоговыми органами по поводу наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение такого обязательства. Бесспорный порядок взыскания налоговой задолженности в данном случае имеет своим оправданием презумпцию правоты налоговых органов, которая не всегда справедлива.
Предлагается запретить бесспорное взыскание задолженности, исчисленной налоговыми органами по результатам налоговой проверки, до истечения срока для обжалования требования об уплате налога и на период рассмотрения жалобы. Если же налогоплательщик не обжаловал требование об уплате налога, выставленное по результатам налоговой проверки - налог может быть взыскан в бесспорном порядке.
Необходимо также существенно изменить порядок обжалования решений и действий налоговых органов. В связи с этим целесообразно отказаться от административной процедуры обжалования, так как вышестоящие налоговые органы вряд ли могут считаться беспристрастными судьями по спорам о действиях их подчиненных. В порядке реализации этого предложения необходимо форсировать создание специальных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
1.8.3.2. Корректировка отдельных глав части второй НК РФ
1. Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
Должен быть решен остро стоящий вопрос о совершенствовании механизма применения нулевой ставки для экспортеров. Данная мера помимо обеспечения нейтральности применения этого налога станет эффективным средством стимулирования несырьевого экспорта. Наряду с этим необходимо принимать меры по улучшению администрирования этого налога, позволяющие бороться с уклонением от уплаты НДС путем необоснованного завышения вычетов или получения из бюджета сумм налога, фактически не уплаченного в бюджет. Однако важно, чтобы реализация таких мер не привела к ухудшению финансового положения добросовестных налогоплательщиков (как в случае введения специальных НДС-счетов).
Необходимо продолжить постепенное снижение ставки НДС до 13% при сохранении ряда существующих в настоящее время льгот, в частности, льгот на лекарства и печатную продукцию.
В настоящее время отменены налоговые льготы на ввозимые в РФ оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей, научные периодические издания. По ставке 10% НДС облагаются теперь операции по реализации научной и книжной продукции, что представляется не верным решением. В НК РФ следует закрепить ранее существовавшую льготу, согласно которой от обложения НДС освобождались патентно-лицензионные соглашения, связанные с объектами промышленной собственности.
Кроме того, следует внести изменения в подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, предусмотрев, что не подлежат обложению НДС услуги, оказываемые отечественными выставочно-ярмарочными организациями, оперирующими в сфере содействия внешнеэкономической деятельности.
2. Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)
Оправдывает ли себя действующая система налогообложения доходов физических лиц и насколько своевременными и обоснованными являются предложения о введении прогрессивной шкалы этого налога? Полагаем, что такие инициативы должны основываться на том подходе, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения.
Дифференциация шкалы налогообложения позволит улучшить финансовое положение большинства граждан страны, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, а увеличение налоговой ставки для высокодоходных категорий граждан также будет способствовать сокращению покупок дорогостоящего импорта, что позитивно скажется на положении отечественных товаропроизводителей и валютном рынке. Предлагаемая мера вполне согласовывается с прогрессивной шкалой подоходного налогообложения в законодательстве большинства зарубежных стран, в частности - США, где ставки налога варьируются от 10 до 36 процентов.
3. Единый социальный налог (глава 24 НК РФ)
Значительная либерализация налогообложения доходов физических лиц при одновременном реформированием социальных платежей имеют общую цель - разморозить заработную плату и обеспечить экономические условия для ее реального роста, уменьшить объемы теневых, не облагаемых налогами выплат. В связи с этим ставки налога следует планомерно снижать, чтобы добиться заметного уменьшения налогового давления на фонды оплаты труда хозяйствующих субъектов. Эта мера также позволит создать реальные стимулы для легализации работодателями расходов на оплату труда.
Необходимо, на наш взгляд, установить перечень расходов, которые должны финансироваться за счет средств ЕСН, так как данный налог имеет целевой характер. Например, расходы Фонда социального страхования РФ на содержание детско-юношеских спортивных школ, детский отдых осуществляются постольку, поскольку такие расходы предусматриваются в федеральных законах о бюджетах фонда на очередной финансовый год. Кроме того, отсутствуют четкие нормативы (социальные стандарты) на осуществление ряда социальных расходов.
Таким образом, наличие таких нормативов и перечней позволило бы определить объем средств, которые необходимо получить от уплаты ЕСН. Это, в свою очередь, дало бы возможность определить объект налогообложения, налоговую базу, ставки этого налога, льготы по его уплате и прочие элементы, совокупность которых позволила бы сформировать финансовые ресурсы социального обеспечения в полном объеме.
ЕСН, будучи целевым налогом, во многом и зависит, и формирует финансовые параметры системы социального страхования. Поэтому изменение ЕСН должно быть самым тесным образом связано с реформированием системы страхования социальных рисков. Простое снижение ЕСН не будет способствовать реальному улучшению социального и медицинского страхования, а лишь приведет к тенденции постоянного дефицита внебюджетных фондов. Для компенсации выпадающих доходов Фонду социального страхования РФ на работодателя возложена обязанность по оплате первых двух дней временной нетрудоспособности. ТПП РФ выступает против такого решения, о чем неоднократно заявляла.
Выводы. В полном объеме не достигнуты цели, декларируемые при введении ЕСН. Количество оформляемых плательщиком платежных документов не уменьшилось, а даже увеличилось. Количество органов, осуществляющих контроль за поступлением платежей в государственные внебюджетные фонды, практически не сократилось.
Остается дискуссионной правовая природа единого социального налога, обладающего признаками индивидуальной возмездности для его плательщиков, что не соответствует определению налога, содержащегося в действующем налоговом законодательстве.
Установленный в налоговом законодательстве целевой характер использования средств, получаемых от уплаты ЕСН, не позволяет в полном объеме реализовывать при ежегодном составлении проекта федерального принципы бюджетного законодательства.
Итогом осуществления реформы ЕСН, по нашему мнению, должно стать обеспечение достойного уровня социальных гарантий населения, повышение эффективности расходования средств социального страхования. В результате реформирования системы должен быть установлен обоснованный размер налогообложения как работодателей, так и работников.
4. Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)
Необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о возврате "инвестиционной льготы" по налогу на прибыль организаций. Данная льгота могла бы быть законодательно закреплена в новом виде - посредством введения механизмов ускоренной амортизации для средств инвестируемых предприятиями на расширение и модернизацию собственного производства, на пополнение основных производственных фондов.
Кроме того, глава 25 НК РФ не устанавливает льгот по налогообложению прибыли, полученной предприятиями в результате осуществления инновационной деятельности, прибыли банков в результате кредитования ими стартовых инновационных предприятий, а также прибыли, полученной издательств в результате публикации ими научных материалов. Такое положение дел представляется не верным.
Ряд статей НК РФ (254, 264, 266) также не учитывает специфики расходов, понесенных в результате осуществления научной и инновационной деятельности и не относят к числу расходов ряд существенных затрат, таких например, как расходы на приобретение спецоборудования для научных работ - стендов, испытательных станций и т.д.
К числу недостатков налога на прибыль можно отнести отсутствие в законе нормы о "налоговых каникулах" для малых инновационных предприятий, невозможность отнести расходы на благотворительность к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Очевидна необходимость совершенствования налоговой политики государства в отношении предприятий, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; предоставлении налоговых льгот предприятиям, занимающимся научными и инновационными проектами.
В связи с этим подчеркнем, что с 1 января 2006 года вступают в силу изменения в статью 262 НК РФ (ФЗ N 58 от 6 июня 2005 года), согласно которым расходы налогоплательщика на научные исследования и опытно-конструкторские разработки равномерно включаются в состав прочих расходов в течение двух лет. Это приведет к ужесточению налоговой политики государства в отношении предприятий, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции. Если ранее указанные расходы равномерно включались налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет, то с 1 января этот срок, как отмечалось, будет сокращен до двух лет.
Следует также рассмотреть вопрос о предоставлении льгот банкам при кредитовании ими стартовых инновационных предприятий, а также прибыли, полученной издательствами в результате публикации научных материалов.
Целесообразно предусмотреть льготы по налогу на прибыль предприятиям, применяющих труд инвалидов и пенсионеров, установить льготы по налогообложению прибыли организаций, направляющих часть своих средства на оказание благотворительной помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также на решении проблем детской беспризорности.
Следует предоставить право этим организациям уменьшать налогооблагаемую базу на суммы средств, направленных на указанные цели, что дает возможность стимулировать участие предпринимательских организаций России в благотворительной деятельности, способствовать решению важных социальных задач.
В целях развития в Российской Федерации системы торгово-промышленных палат и саморегулируемых организаций, увеличения их членской базы при исчислении налога на прибыль организаций следует включать в состав внереализационных расходов членские взносы в торгово-промышленные палаты и СРО, уплачиваемые их членами в пределах 50 минимальных размеров оплаты труда в год. В связи с этим следует дополнить пункт 1 статьи 265 части второй НК РФ новым подпунктом 21, содержащим вышеназванную правовую норму, а также внести соответствующее изменение в пункт 34 статьи 270 НК РФ.
Данная мера позволит несколько уменьшить налоговое бремя на организации, являющиеся членами торгово-промышленных палат и саморегулируемых организаций, что весьма важно, в первую очередь, для малых и средних предприятий.
5. Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)
Налоговые ставки по НДПИ в настоящее время установлены единообразно и не дифференцированы ни по отдельным месторождениям (богатым или бедным), ни по этапам разработки месторождения (начальная, зрелая, завершающая). Все это на практике приводит к "недобору" налогов с высокорентабельных инвестиционных проектов в сфере недропользования и их "перебору", вплоть до невозможности реализации проектов освоения месторождений, расположенных в тяжелых условиях, особенно мелких и средних месторождений.
Доля таких проектов в России устойчиво возрастает (не менее 55% запасов разрабатываемых месторождений сейчас относятся к категории трудноизвлекаемых, а 80% всех состоящих на государственном балансе месторождений - к категории мелких). Кроме того, сохранение фиксированной ставки указанного налога, существенно ухудшает общую инвестиционную привлекательность недропользования.
Таким образом, следует понимать, что эффективное и справедливое налогообложение при реализации проектов по добыче полезных ископаемых возможно только при дифференциации ставок данного вида налога.
Дальнейшее совершенствование законодательства в сфере недропользования следует направить на усиление рентной составляющей, разработку налогового механизма, стимулирующего недропользователей к воспроизводству минерально-сырьевой базы. Следует ввести прогрессивную шкалу ставок НДПИ в зависимости от стадии разработки месторождения полезных ископаемых и геолого-экономических условий разработки месторождения, отказавшись от связи ее с мировой ценой и перейдя на учет уровня затрат и нормативной прибыли при исчислении налогооблагаемой базы.
В этой связи должна быть разработана принципиально новая Концепция государственного управления природными ресурсами и объектами природы в Российской Федерации на базе доктрины переноса налогового бремени на рентные платежи в природопользовании и социализации природной ренты.
6. Транспортный налог (глава 28 НК РФ)
В настоящее время пунктом 2 статьи 361 Налогового кодекса РФ законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право увеличивать (уменьшать) ставки транспортного налога до 5 раз, что, с одной стороны, не соответствует финансовым возможностям большинства автотранспортных предприятий, а с другой - создает заведомо неравные конкурентные условия их деятельности в различных субъектах России.
Так например, разброс ставок транспортного налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. в настоящее время составляет от 8 руб. за 1 л.с. (Республика Ингушетия) до 85 руб. за единицу мощности (Мурманская, Новгородская, Новосибирская, Тверская области и др). Таким образом, ставка налога для одной и той же категории транспортных средств в различных субъектах России отличается более чем в 10 раз.
При этом уплата транспортного налога не зависит от результата финансово-хозяйственной деятельности перевозчиков, а рассчитывается исходя из имеющегося парка транспортных средств и установленных ставок транспортного налога. Необходимо отметить, что подвижной состав международных автоперевозчиков большую часть времени находится за пределами страны, где они несут дополнительные расходы, в том числе на оплату дорожных и иных сборов, при этом такие расходы как уплата транспортного налога они несут наравне с предприятиями, осуществляющими перевозки по территории страны.
Учитывая сложное финансовое положение большинства международных автомобильных перевозчиков и низкую рентабельность осуществления перевозок, которая составляет в настоящее время в среднем не более 5-ти процентов, считаем целесообразным установить возможность увеличения ставок транспортного налога законами субъектов Российской Федерации не более чем в 2 раза.
7. Налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ)
В связи с необходимостью внесения серьезных изменений в Федеральный закон "О лотереях" (см. соответствующий раздел Концепции) требует пересмотра и налогообложение такого вида предпринимательской деятельности, как деятельность в сфере игр и лотерей.
Поправками в Налоговый кодекс РФ предлагается внести в правоприменительную практику ясное и однозначное понимание комплекса норм об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость операций, осуществляемых в связи с оказанием посреднических услуг по реализации лотерейных билетов.
В подпункте 8.1 пункта 3.1 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов. В подпункте 9 пункта 2 названной статьи содержится положение о том, что освобождается от налогообложения реализация такого товара как лотерейные билеты лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункте 8.1 пункта 3.1 статьи 149" имеется в виду "подпункте 8.1 пункта 3 статьи 149"
Из смысла же пункта 2 статьи 156 НК РФ в корреспонденции с упомянутыми нормами статьи 149 может вытекать два противоположенных толкования. Первое - посреднические услуги по реализации такого товара как лотерейные билеты освобождаются от НДС. Второе - посреднические услуги по реализации лотерейных билетов не освобождаются от НДС, поскольку специально не названы в качестве не подлежащих налогообложению в следующем закрытом перечне: предоставление в аренду помещений иностранным гражданам (п. 1 ст. 149); реализация определенных медицинских товаров (пп. 1 п. 2 ст. 149); реализация ритуальных услуг (работ), похоронных принадлежностей (пп. 8 п. 2 ст. 149); реализация некоторых изделий народных художественных промыслов (пп. 6 п. 3 ст. 149).
Для установления системности норм об освобождении от налогообложения посреднических услуг по реализации лотерейных билетов, единообразия правоприменительной практики и четкости законодательного оформления сложившихся правоотношений в лотерейной сфере, необходимо в пункт 2 статьи 156 расширить перечень неподлежащих обложению НДС услуг операциями агентов, распространяющих лотерейные билеты.
С помощью поправок в Налоговый кодекс РФ предлагается также освободить от налогообложения доходы физических лиц, не превышающие 2.000 (двух тысяч) рублей, в виде сумм выигрышей в лотереи. В настоящее время мелкие выигрыши в лотереи подлежат налогообложению в общем порядке (13% - налог на доходы физических лиц). Объем налоговых отчислений с доходов от мелких выигрышей в лотереи не соответствуют затратам государства по налоговому администрированию в названной сфере общественных отношений. Положительным моментом "введения названной поправки в жизнь" стало бы снижение налогового бремени на граждан, повышение их заинтересованности в участии в лотереях и, тем самым, оживление лотерейного рынка в целом.
В НК РФ должно быть воспринято положение о том, что не являются налоговыми агентами источники выплаты подлежащих налогообложению доходов - организаторы и операторы лотерей, а также их партнеры по лотерейной деятельности, работающие на основе агентских договоров. Изменения позволят также оптимизировать налоговое администрирование налога на доходы физических лиц, внести в его осуществление ясность и единообразие, упростить учетную политику предпринимателей, работающих на лотерейном рынке.
Предлагается также установить принцип платности выдачи разрешений на проведение лотерей, который не предусмотрен ныне действующим законодательством. Государственную пошлину предлагается установить в размере 1% от общей суммы фиксированной цены всех лотерейных билетов, подлежащих изготовлению в течение срока действия разрешения на проведение негосударственной лотереи, в соответствии с условиями лотереи, заявленными организатором лотереи при получении разрешения. Положение о взимании государственной пошлины за выдачу разрешений на проведение лотерей восполняет ныне существующий пробел в законодательстве и является экономически обоснованным.
8. Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)
По налогу на имущество организаций целесообразно предусмотреть льготу по вновь вводимому технологическому оборудованию при сумме инвестиций не менее чем 30 млн. руб. Данная льгота должна предоставляться предприятиям на срок не менее 5 лет. Эта мера позволит стимулировать обновление и пополнение основных фондов промышленных предприятий, в первую очередь - высокотехнологичных.
С 1 января 2005 года из статьи 381 НК РФ исключена налоговая льгота по налогу на имущество в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве. Это привело к увеличению налоговой нагрузки на предприятия и, как следствие этого, к вымыванию части средств, необходимых для развития производства. Целесообразно на законсервированные и не используемые мобилизационные мощности предприятий распространить указанную налоговую льготу.
9. Земельный налог (глава 32 НК РФ)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "глава 31 НК РФ"
Земельный налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Однако для многих земельных участков, занятых под предприятия, кадастровая стоимость земельных участков будет весьма значительной. Обязанность по уплате нового земельного налога станет обременительной, прежде всего, для малых предприятий.
В связи с этим предлагается дополнить перечень льгот, устанавливаемых предлагаемой редакцией статьи 405 проекта положением, согласно которому от уплаты земельного налога в размере 50 процентов от налогооблагаемой базы освобождаются малые предприятия - в отношении земельных участков, на которых расположены основные производственные мощности и технологическое оборудование.
10. Налогообложение малого бизнеса
Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3).
Требует решения давно назревшая проблема учета и зачета налога на добавленную стоимость, от уплаты которого освобождены субъекты малого предпринимательства. Неурегулированность этого вопроса продолжает оказывать негативное влияние на конкурентоспособность производимых ими товаров (работ, услуг).
Налогообложение малого бизнеса должна регулировать система, предусматривающая радикальное упрощение исчисления налогов, значительное сокращение их величины, освобождение от налогообложения средств, направляемых субъектами малого предпринимательства на развитие собственного производства.
Для этого необходимо продолжить работу по совершенствованию существующего законодательного регулирования налогообложения субъектов малого предпринимательства, направив ее в ближайшей перспективе на решение следующих основных задач:
предоставить право субъектам Российской Федерации устанавливать налоговые льготы по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения и по единому налогу на вмененный доход;
установить для субъектов малого предпринимательства право на переход к упрощенной системе налогообложения при валовом доходе от реализации в течение 9 месяцев, не превышающем 45 млн. руб., по итогам 12 месяцев - не превышающем 60 млн. рублей;
устранить для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязанностей по ежеквартальной уплате авансовых платежей по единому налогу и преставлению налоговых деклараций (уплата и декларация 1 раз в год по итогам финансового года);
установить принцип добровольности перехода на уплату единого налога на вмененный доход);
решение проблемы начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, возникающей у крупных и средних организаций, приобретающих товары (работы, услуги) у субъектов малого предпринимательства для дальнейшей реализации (переработки, иной трансформации).
Также следует расширить содержащуюся в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации формулировку определения "розничная торговля", включив в это понятие также торговлю или оказание услуг с проведением расчетов по расчетным чекам банков, по перечислению со счетов в банках и иных кредитных организациях по поручениям физических лиц. Что касается банковских карт, то этот вопрос решен с принятием Федерального закона N 117 от 07.07.03 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "N 117-ФЗ"
В целях создания условий для развития малых предприятий следует дополнить Налоговый кодекс Российской Федерации новой статьей 18.1, устанавливающей особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Согласно предлагаемой статье суммарное налоговое бремя на субъекты малого предпринимательства от всех видов налогов и сборов (федеральных, региональных, местных) не может превышать установленной доли (например, 15 - 20%) их валового годового дохода от реализации товаров, работ, услуг.
В корректировке нуждается Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". В этом законе необходимо, в частности, предусмотреть норму о том, что налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт по данным видам деятельности, а также ряд других изменений и дополнений.
Применение контрольно-кассовой техники плательщиками единого налога не связано с налоговым администрированием и не оказывает какого-либо влияния на собираемость налогов. В этой связи, с практической точки зрения, утрачивается смысл сохранения в законодательстве обязанности для указанной категории налогоплательщиков применять контрольно-кассовые аппараты.
Кроме того, за последние годы цены на контрольно-кассовую технику, разрешенную к применению, возросли в 2 - 3 раза, в связи с чем расходы предпринимателей на ее приобретение и обслуживание стали сопоставимы с суммами самого единого налога, уплачиваемого за год. Такие расходы представляются весьма существенными, а в большинстве случаев непосильными для малых предприятий.
Список проектов нормативных правовых актов, подлежащих разработке и принятию до 2008 г:
N |
Наименование законопроекта |
Состояние |
1. |
Проект федерального закона "О внесении изменений в Главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования возмещения предприятиям - экспортерам, применяющим ставку в размере 0 процентов, введения "инвестиционной льготы"). |
требует разработки |
2. |
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ" (в части совершенствования налоговой политики государства в отношении предприятий, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки; предоставления налоговых льгот предприятиям, занимающихся научными и инновационными проектами). |
требует разработки |
3. |
Проект федерального закона "О внесении дополнений в главу 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льгот по вводимому технологическому оборудованию и др.). |
требует разработки |
4. |
Проект федерального закона "О внесении дополнений в главы 21, 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". |
Разработан ТПП РФ, ряд предложений одобрен при рассмотрении правительственного законопроекта |
5. |
Проект федерального закона N 80974-4 "О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". |
Внесен 02.08.2004 г. в Государственную Думу депутатами Б.Н. Пастуховым и П.Б. Шелищем |
6. |
Проект федерального закона "О внесении дополнения в статьи 265 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отнесения к внереализационным расходам членских взносов, уплачиваемых организациями-членами торгово-промышленных палат и саморегулируемых организаций). |
Разработан ТПП РФ |
7. |
Проект федерального закона "О внесении дополнений в статьи 270 и 286 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления льготы по налогообложению прибыли организаций, направляющих часть своих средства из прибыли на оказание благотворительной помощи детям-инвалидам, детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также на решении проблем детской беспризорности). |
Разработан ТПП РФ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.