Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Приложение к Разделу 1.4
Законодательство об интеллектуальной собственности
Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"
Вносится Правительством
Российской Федерации
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1242; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2866; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 30, ст. 3090) следующие изменения:
1. В статье 4:
- в абзаце четвертом после слов: "совокупности данных" дополнить словами "или другой информации в любой форме";
- абзац пятый изложить в следующей редакции:
"воспроизведение произведения или объекта смежных прав - изготовление одного и более экземпляров произведения или объекта смежных прав либо их части любым способом (непосредственно или косвенно, временно или постоянно) в любой материальной форме (на любом материальном носителе); изготовление в трех измерениях одного и более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного и более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения или объекта смежных прав, включая их запись или хранение в памяти ЭВМ и других компьютерных устройств";
- абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"запись - фиксация звуков и (или) изображений либо отображений звуков и (или) изображений в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью технических средств";
- абзац девятый изложить в следующей редакции:
"производитель фонограммы - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков либо отображений звуков; при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на экземпляре фонограммы и (или) на содержащем его футляре обычным образом";
- абзац десятый после слова "произведений" дополнить словами ", в том числе произведений народного творчества";
- абзац одиннадцатый после слов "номер" дополнить словами "произведение народного творчества";
- абзац четырнадцатый после слов "публикой" дополнить словами "передача кодированных сигналов является передачей в эфир, если средства декодирования предоставляются публике организацией эфирного вещания или с ее согласия";
- абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная организацией эфирного или кабельного вещания или по ее заказу и переданная такой организацией в эфир или по кабелю";
- абзац двадцать шестой после слов "иных звуков" дополнить словами "либо отображений звуков, за исключением записи звуков или их отображений, включенной в аудиовизуальное произведение";
дополнить статью 4 абзацем следующего содержания:
"отображение звука или изображения - представление звука или изображения в цифровой форме с помощью соответствующих технических средств".
2. Дополнить Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" статьей 9.1 следующего содержания:
"Статья 9.1. Право на регистрацию
1. Автор вправе в любое время в течение срока действия авторского права зарегистрировать свое произведение в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Авторские договоры и иные договоры о передаче имущественных прав на произведение могут быть зарегистрированы по соглашению сторон в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Порядок регистрации и условия ее осуществления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
2. Сведения, внесенные в государственный реестр в результате регистрации произведений и передачи прав на них в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, считаются достоверными, если не доказано иное. Ответственность за достоверность предоставляемых сведений несут заявители.
3. За осуществление действий, связанных с регистрацией произведений, регистрацией договоров о передаче прав на них, а также публикацией сведений о такой регистрации взимаются регистрационные сборы в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
4. Положения настоящей статьи применяются также в отношении исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
3. В статье 16:
- абзац третий пункта 2 после слова "распространять" дополнить словами "оригинал и";
- абзац четвертый пункта 2 после слова "импортировать" дополнить словами "оригинал и";
- пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.
Право на распространение оригинала и экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на такой оригинал или экземпляры.
Право на распространение оригинала и экземпляров произведения путем сдачи их в прокат не применяется в отношении:
1) программы для ЭВМ, если такая программа не является основным объектом проката;
2) аудиовизуального произведения, если прокат такого произведения не приводит к его воспроизведению в объемах, наносящих значительный ущерб обладателю исключительных прав на воспроизведение аудиовизуального произведения.
4. Статью 26 изложить в следующей редакции:
Статья 26. Выплата вознаграждения за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях
1. Допускается без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы или их правопреемников, но с выплатой им вознаграждения воспроизведение аудиовизуального произведения или фонограммы исключительно в личных целях.
2. Вознаграждение за воспроизведение, указанное в пункте 1 настоящей статьи, выплачивается лицами, изготавливающими или импортирующими оборудование и материальные носители, используемые для такого воспроизведения.
Перечень такого оборудования и материальных носителей, а также ставки собираемого вознаграждения и порядок его выплаты указанными в предыдущем абзаце лицами утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Сбор вознаграждения осуществляется организацией, управляющей имущественными правами на коллективной основе, определяемой в соответствии с соглашением между такими организациями.
Контроль и надзор за порядком сбора и распределения указанного вознаграждения осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Порядок распределения вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе. Если этим соглашением не предусмотрено иное, указанное вознаграждение распределяется в следующей пропорции: сорок процентов - авторам, тридцать процентов - исполнителям, тридцать процентов - производителям фонограмм и (или) изготовителям аудиовизуальных произведений.
Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, вправе направлять часть вознаграждения на цели развития культуры и искусства в Российской Федерации.
4. Вознаграждение не выплачивается применительно к оборудованию и материальным носителям, которые являются предметом экспорта, а также к профессиональному оборудованию, не предназначенному для использования в домашних условиях.
5. Пункт 3 статьи 28 изложить в следующей редакции:
3. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты и размеры специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Сбор таких отчислений осуществляется организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, которые вправе направлять такие отчисления в профессиональные фонда авторов.
Контроль и надзор за порядком сбора и использования таких отчислений осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
6. Абзац первый статьи 30 изложить в следующей редакции:
1. Имущественные авторские права, указанные в пункте 2 статьи 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору или иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, с соблюдением положений, предусмотренных настоящим Законом для авторских договоров.
7. В статье 37:
- абзацы второй и третий пункта 1 заменить абзацами вторым, третьим и четвертым следующего содержания:
"право признаваться исполнителем своего исполнения;
право использовать или разрешать использовать исполнение или постановку под подлинным именем исполнителя, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно, за исключением случаев, когда непредоставление такого права связано с характером использования произведения (право на имя);
право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способных нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации исполнителя);
- абзац четвертый пункта 1 считать абзацем пятым;
- пункт 2 дополнить новым подпунктом 5 следующего содержания:
5) распространять оригинал и экземпляры фонограммы, на которую записаны исполнение или постановка с участием исполнителя, путем продажи или иной передачи права собственности. Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение без согласия исполнителя и без выплаты вознаграждения;
- подпункт 5 пункта 2 считать подпунктом 6; в том же подпункте слова "опубликованную в коммерческих целях фонограмму" заменить словами "оригинал и экземпляры опубликованной в коммерческих целях фонограммы"; после слов "за сдачу в прокат" дополнить словами "оригинала и".
8. Статьи 44 - 47 изложить в следующей редакции:
Статья 44. Цели и случаи коллективного управления имущественными правами
1. В целях обеспечения имущественных прав обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление прав на индивидуальной основе в значительной степени затруднительно или невозможно, создаются организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе.
2. Коллективное управление имущественными авторскими правами осуществляется, в частности, при:
1) публичном исполнении обнародованных музыкальных произведений с текстом или без текста, литературных произведений (кроме программ для ЭВМ), отрывков из драматических и музыкально-драматических произведений, скетчей, реприз и т.д.;
2) передаче в эфир обнародованных музыкальных произведений с текстом или без текста, литературных произведений (кроме программ для ЭВМ), произведений изобразительного искусства, фотографических произведений, отрывков из драматических и музыкально-драматических произведений, скетчей, реприз и т.д.;
3) сообщении для всеобщего сведения по кабелю обнародованных музыкальных произведений с текстом или без текста, литературных произведений (кроме программ для ЭВМ), произведений изобразительного искусства, фотографических произведений, отрывков из драматических и музыкально-драматических произведений, скетчей, реприз и т.д.;
4) доведении до всеобщего сведения обнародованных музыкальных произведений с текстом или без текста, литературных произведений (кроме программ для ЭВМ), произведений изобразительного искусства, фотографических произведений, отрывков из драматических и музыкально-драматических произведений, скетчей, реприз и т.д.;
5) записи в цифровой форме при создании составных произведений (баз данных), содержащих более ста обнародованных музыкальных произведений с текстом или без текста, литературных произведений (кроме программ для ЭВМ), произведений изобразительного искусства, фотографических произведений и т.д.;
6) репрографическом воспроизведении обнародованных произведений;
7) ретрансляции передач организаций эфирного или кабельного вещания;
8) реализации права на получение вознаграждения авторами музыкальных произведений с текстом или без текста при публичном исполнении аудиовизуальных произведений (пункт 3 статьи 13 настоящего Закона);
9) реализации права на получение вознаграждения при осуществлении права следования (пункт 2 статьи 17 настоящего Закона).
10) реализации права на получение вознаграждения при воспроизведении в личных целях (статья 26 настоящего Закона);
11) сборе специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние (пункт 3 статьи 28 настоящего Закона).
3. Коллективное управление правами исполнителей осуществляется при:
1) реализации права на получение вознаграждения при публичном исполнении, передаче в эфир, передаче по кабелю, ретрансляции исполнений (кроме исполнений, включенных в аудиовизуальное произведение);
2) реализации права на получение вознаграждения при прокате фонограмм;
3) реализации права на получение вознаграждения при воспроизведении в личных целях (статья 26 настоящего Закона).
4. Коллективное управление правами производителей фонограмм осуществляется при:
1) реализации права на получение вознаграждения при публичном исполнении, передаче в эфир (в том числе путем ретрансляции), передаче по кабелю (в том числе путем ретрансляции) фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
2) реализации права на получение вознаграждения при прокате фонограмм;
3) реализации права на получение вознаграждения при воспроизведении в личных целях (статья 26 настоящего Закона).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Управление имущественными авторскими и смежными правами на коллективной основе в иных случаях, кроме перечисленных в пунктах 2 - 4 настоящей статьи может осуществляться только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
7. В случаях, указанных в пунктах 2 - 4 настоящей статьи (в том числе в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается использование произведений и объектов смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения) пользователь до начала использования произведений или объектов смежных прав обязан заключить соответствующий договор с организацией, осуществляющей управление имущественными правами на коллективной основе.
8. Обладатели авторских и смежных прав вправе по своему усмотрению создавать организации, управляющие их имущественными правами на индивидуальной основе. Такие организации действуют в пределах полномочий, непосредственно предоставленных им правообладателями.
Отношения между организациями, управляющими имущественными правами на индивидуальной основе, и организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе, определяются договорами между такими организациями.
Статья 45. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе
1. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в соответствии с полученными от них полномочиями, настоящим Законом и своим уставом.
По отношению к деятельности по управлению имущественными правами на коллективной основе не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Деятельность по управлению имущественными правами на коллективной основе осуществляется на некоммерческой основе.
2. Положения настоящего раздела не препятствуют организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе, наряду с таким управлением осуществлять управление имущественными правами на индивидуальной основе по договорам с правообладателями.
3. Управление имущественными правами отдельных правообладателей на индивидуальной основе не является коллективным управлением в смысле настоящего Закона.
4. Не допускается осуществление двумя или более организациями коллективного управления одними и теми же имущественными правами в интересах одних и тех же категорий обладателей прав при одних и тех же способах использования произведений или объектов смежных прав, указанных в пунктах 2 - 4 статьи 44 настоящего Закона.
5. Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, вправе объединяться в саморегулируемую организацию (ассоциацию) с целью разработки и установления правил и стандартов профессиональной деятельности по коллективному управлению имущественными правами, для координации своей деятельности, реализации положений пункта 4 настоящей статьи, осуществления контроля за сбором, распределением и выплатой вознаграждения, а также выполнения иных функций (реализации положений статьи 26 настоящего Закона, обеспечения статистических данных для различных случаев распределения вознаграждения, ведения единых реестров авторов и иных правообладателей на основании информации, предоставляемой организациями - членами такого объединения, и так далее).
Такая саморегулируемая организация осуществляет свою деятельность во взаимодействии с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
При тех способах использования произведений и (или) объектов смежных прав, при которых пользователи обязаны выплачивать вознаграждение для правообладателей, имущественными правами которых управляют на коллективной основе различные организации, сбор вознаграждения осуществляется одной из таких организаций, определяемой в порядке, установленном объединением (ассоциацией) организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе.
6. Контроль и надзор за деятельностью организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, который осуществляет государственную аккредитацию таких организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также определяет порядок отчетности таких организаций и опубликования ими информации о своей деятельности.
7. Полномочия на коллективное управление имущественными правами предоставляются непосредственно обладателями авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иными (в том числе иностранными) организациями, осуществляющими управление имущественными правами. Такие договоры не являются авторскими, и на них не распространяются положения статей 30 - 34 настоящего Закона.
Любой автор, его наследник или иной обладатель авторских или смежных прав, вправе предоставить такой организации по договору полномочия на осуществление своих имущественных прав и стать членом такой организации, а организация обязана принять его в члены и взять на себя осуществление этих прав на коллективной основе, если управление такими правами относится к уставной деятельности этой организации.
8. При осуществлении коллективного управления организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, заключают:
1) договоры об использовании произведений (в случаях, предусмотренных подпунктами 1-7 пункта 2 статьи 44 настоящего Закона), которые разрешают использование предусмотренными в них способами любых произведений, указанных в подпунктах 1-7 пункта 2 статьи 44, кроме исключенных правообладателями из заключаемых такой организацией договоров;
2) договоры о выплате вознаграждения (в случаях, предусмотренных подпунктами 7 - 11 пункта 2, пунктом 3 и пунктом 4 статьи 44 настоящего Закона).
Такие договоры заключаются в интересах всех правообладателей, в том числе и тех, которые не передали организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, полномочия на коллективное управление их имущественными правами, но относятся к категории обладателей прав, коллективное управление в интересах которой осуществляет такая организация.
Условия договоров должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, определяемой в зависимости от вида и объема используемых произведений или объектов смежных прав. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе отказаться от заключения договора с пользователем без достаточных на то оснований.
Все возможные имущественные претензии обладателей авторских или смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений или объектов смежных прав на основании таких договоров, должны быть урегулированы заключившей договоры организацией, управляющей имущественными правами на коллективной основе.
9. Пользователи обязаны предоставлять организациям, управляющим имущественными правами на коллективной основе, сведения об использовании произведений или объектов смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора, распределения выплаты вознаграждения.
Перечень сведений и документов определяется в договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами на коллективной основе с пользователями.
10. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе и осуществляющая сбор вознаграждения с пользователей, обязана распределять и выплачивать собранное вознаграждение непосредственно правообладателям и (или) перечислять его для распределения и выплаты правообладателям другим организациям, представляющим интересы соответствующих категорий правообладателей, на основании соглашений с такими организациями.
Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, обязана сохранять невостребованное вознаграждение, принимая меры к поиску правообладателей, в течение трех лет с даты его поступления на счет организации. По истечении указанного срока организация вправе включать невостребованное вознаграждение в распределяемые суммы или обращать его на другие цели в интересах представляемых организацией обладателей авторских или смежных прав.
11. Обладатель авторских прав, не предоставивший организации полномочий на коллективное управление его имущественными правами, вправе потребовать от такой организации выплатить причитающееся ему вознаграждение в соответствии с произведенным распределением, а также, уведомив организацию об этом в установленном порядке, исключить свои произведения из договоров об использовании произведений, которые такая организация будет заключать с пользователями в дальнейшем, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 7 - 11 пункта 2, а также пунктами 3 и 4 статьи 44 настоящего Закона. При этом организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, обязана выплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное такой организацией от пользователей по ранее заключенным договорам.
Порядок исключения произведений и выплаты вознаграждения устанавливается организацией, управляющей имущественными правами на коллективной основе.
Статья 46. Функции организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
1. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, выполняет в интересах всех представляемых ею обладателей авторских и (или) смежных прав следующие функции:
1) заключает с пользователями в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 45 настоящего закона договоры об использовании произведений и (или) объектов смежных прав;
2) заключает в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 45 настоящего Закона договоры о выплате вознаграждения;
3) осуществляет сбор вознаграждения;
4) распределяет и выплачивает собранное вознаграждение в порядке, установленном такой организацией в соответствии с действующим законодательством;
5) совершает без доверенностей от правообладателей любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которыми занимается такая организация.
2. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе в целях выполнения функций, предусмотренных настоящим разделом, формировать информационные базы данных (реестры), содержащие сведения о произведениях и (или) объектах смежных прав, а также об авторах и (или) иных правообладателях.
Для целей формирования информационных баз данных (реестров) организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе в установленном такой организацией порядке осуществлять депонирование произведений и (или) объектов смежных прав, а также договоров о передаче прав на произведения и (или) объекты смежных прав.
3. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, вправе на основании договоров с правообладателями осуществлять иные функции по управлению их имущественными правами.
Статья 47. Обязанности организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе
1. Деятельность организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах всех правообладателей (категорий правообладателей), представляемых такой организацией. В этих целях организация должна выполнять следующие обязанности:
1) использовать собранное в соответствии с положениями подпунктов 1-3 пункта 1 статьи 46 настоящего Закона вознаграждение исключительно для распределения и выплаты правообладателям. При этом организация вправе вычитать из собранного вознаграждения суммы на покрытие своих расходов на сбор, распределение и выплату вознаграждения, а также специальные отчисления, устанавливаемые с согласия членов такой организации в порядке, определяемом уставом, для использования в интересах организации и (или) представляемых ею правообладателей;
2) распределять согласно правилам, действующим в организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, и регулярно выплачивать собранные суммы вознаграждения, за вычетом сумм, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав, устанавливаемому на основании получаемых от пользователей сведений или других, в том числе статистических данных об использовании произведений и объектов смежных прав;
3) в установленном организацией порядке предоставлять правообладателям отчеты, содержащие сведения об использовании их прав и о размерах сумм, подлежащих выплате.
2. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, при осуществлении своей деятельности по коллективному управлению отвечает за причиненные правообладателю и (или) иным лицам убытки в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
9. статью 48 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. В целях предотвращения случаев введения в гражданский оборот контрафактных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм Правительство Российской Федерации вправе вводить специальные защитные меры по идентификации экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм".
10. В пункте 2 статьи 48.2:
- подпункт 1 после слов "о смежных правах" дополнить словами ", в том числе в цифровой форме";
- подпункт 2 после слова "удалена" дополнить словами "или изменена", а после слов "о смежных правах" дополнить словами "в том числе в цифровой форме".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
|
Проект
Концепция реформирования законодательства
Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий
Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которые распространяется действие изменений и дополнений законодательства
Изменения и дополнения законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий представлены следующими основными проектами: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий", проект федерального закона "О передаче технологий", проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, направленных на стимулирование инновационной деятельности". Вышеназванные проекты призваны содействовать развитию институциональной среды инновационной деятельности - национальной инновационной системы, повышению эффективности научно-технической и инновационной сфер деятельности.
В настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики является переход страны к инновационной экономике, в которой создание, трансфер и использование результатов научно-технической деятельности являются главными условиями устойчивого экономического роста. Действенная государственная политика должна создать условия для формирования предпринимательской среды, развития рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность российской экономики, значительное повышение инновационной активности и восприимчивости российских предприятий к передовым технологиям.
В "Основах политики России в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу" ("Основы"), утвержденных Президентом РФ, переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области науки и технологий, достижение которой предусматривает решение следующих ключевых задач:
- приоритетное развитие фундаментальных исследований и среды генерации знаний - основы развития в России науки и образования мирового уровня;
- разработка и реализация приоритетных направлений науки, технологий и техники, критических технологий федерального уровня, способствующих долгосрочному экономическому росту и учитывающие глобальные направления научно-технологического прогресса, национальные цели и конкурентные преимущества страны;
- активизация инновационной деятельности и создание цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности;
- повышение эффективности государственного регулирования в сфере науки и технологий, включая рациональное использование государственного имущества и нематериальных активов;
- совершенствование механизмов финансирования научной и инновационной деятельности;
- содействие интеграции научной и образовательной деятельности, включая воспроизводство научных и преподавательских кадров;
- развитие международного научно-технического и инновационного сотрудничества.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы) определены следующие задачи реализации государственной политики, адекватной современным требованиям инновационного развития:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "2005 - 2008 годы" имеется в виду "2006 - 2008 годы"
создать институциональную и инфраструктурную базу для функционирования рынка нематериальных активов, рынка инновационной продукции и услуг конечного потребления и производственного назначения, рынка услуг по поддержке инновационной деятельности (сертификационных, информационных, коммуникационных, консультационных, экспертных и т.д.), рынка инвестиционного (в том числе венчурного) капитала;
сформировать основы инновационной мотивации и культуры в научном сообществе и в предпринимательском секторе страны;
сформировать действенную систему стимулов в инновационной деятельности для привлечения инвестиций в инновационную сферу;
создать эффективную систему управления в инновационной сфере;
создать инновационную инфраструктуру малого и среднего инновационного предпринимательства.
Вышеуказанные задачи могут быть решены только в том случае, если в нормативные правовые акты различных отраслей законодательства будут внесены согласованные изменения и дополнения, стимулирующие инновационную деятельность и внедрение в производство наукоемких технологий, а также приняты новые законы, являющиеся специальными по отношению к уже существующим и системообразующим законам. Принятие какого-либо единого федерального закона об инновационной деятельности не позволит создать комплексную правовую базу для развития национальной инновационной системы в силу многообразия общественных отношений, которые характеризуют инновационную деятельность и которые не могут быть урегулированы одним законом. Все это обусловливает необходимость разработки проекта Федерального закона "Об изменении и дополнении законодательных актов Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологии", проекта федерального закона "О передаче технологий", проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, направленных на стимулирование инновационной деятельности".
При этом целями разрабатываемых законов являются:
обеспечение введения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот;
информационное обеспечение научно-технической деятельности;
стимулирование внедрения в производство новых технологий с помощью мер налоговой политики;
определение правового статуса отдельных участников инновационного процесса;
формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций в научно-техническую и инновационную деятельность и развития совместного финансирования инновационных проектов за счет бюджетных средств и средств частных инвесторов;
стимулирование развития системы государственных и внебюджетных фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
Предметом правового регулирования Федерального закона "Об изменении и дополнении законодательных актов Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий" должны стать следующие отношения:
- отношения в сфере государственного прогнозирования;
- отношения по поводу интеллектуальной собственности, созданной с привлечением бюджетных средств;
- отношения в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности, связанные с осуществлением инновационной деятельности и отношениями в сфере интеллектуальной собственности;
- отношения, возникающие при приватизации научных организаций;
- отношения в сфере государственного регулирования научной деятельности.
Предметом правового регулирования федерального закона "О передаче технологий" должны стать отношения в сфере использования объектов интеллектуальной собственности.
Предметом правового регулирования федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ, направленных на стимулирование инновационной деятельности" должны стать отношения по поводу налогообложения участников инновационного процесса.
Действие предлагаемых федеральных законов будет распространяться на следующий круг лиц:
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, юридические и физические лица, в том числе научные организации, бюджетные учреждения и организации инновационной инфраструктуры.
Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в сфере инновационной деятельности
В настоящее время формирование инновационной политики Российской Федерации происходит в условиях незавершенности законодательной базы в инновационной сфере. Это обусловливает существование ряда принципиальных проблем, препятствующих кардинальному росту инновационной активности и эффективному использованию интеллектуального потенциала страны. В их числе - наличие серьезных барьеров между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоемких технологий, неэффективность механизмов коммерциализации и внедрения в производство научных результатов.
1. Прогнозирование развития России в сфере инновационной деятельности
Государство осуществляет социально-экономическую политику, составной частью которой является инновационная политика, руководствуясь определенными программными документами на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу - программами и прогнозами социально-экономического развития. Порядок принятия и содержание данных документов регламентировано Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ" от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ. Данный закон имеет ряд недостатков, негативно сказывающихся на прогнозировании инновационной политики Российской Федерации.
В частности, в ст. 4 обсуждаемого закона в качестве обязательного раздела прогноза развития Российской Федерации не названа инновационная политика государства на прогнозируемый период.
В целях устранения данного пробела необходимо дополнить ст. 4 Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ" указанием на то, что обязательным разделом прогноза развития РФ на прогнозируемый период является инновационная политика государства, а также определить содержание понятия "инновационная политика".
2. Использование объектов интеллектуальной собственности и научно-технической информации
2.1. Вовлечение в гражданский оборот объектов промышленной собственности
2.1.1. Патентное законодательство
Ст. 9.1 действующего Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 предусматривает, что право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственном контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации, принадлежит исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации. При этом в случае, если правами обладает Российская Федерация, для закрепления за ней прав на объекты, пригодные для правовой охраны, заявка на выдачу патента должна быть подана в течение шести месяцев с момента уведомления государственного заказчика в письменной форме исполнителем (подрядчиком) о получении результата, пригодного для правовой охраны. При невыполнении указанного требования право на подачу заявки получает исполнитель.
Ст. 9.1. Патентного закона РФ внесла существенную новеллу в правовой режим результатов интеллектуальной деятельности, созданных исключительно на бюджетные средства.
Однако Патентный закон РФ не регулирует отношения, возникающие в связи с созданием объектов интеллектуальной собственности в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет различных источников: бюджетных средств, средств научной организации, частных инвесторов и т.д. Предполагается, что данные вопросы должны быть урегулированы в договоре. Вместе с тем, существующая практика договорной работы свидетельствует о недостаточно высоком уровне правовой культуры участников хозяйственного оборота и необходимости существования диспозитивных норм, регулирующих отношения сторон в том случае, если тот или иной вопрос не получит разрешения на уровне договора. Примером подобного правового регулирования является вторая часть Гражданского кодекса РФ, содержащая в основном диспозитивные нормы (они вступают в действие, если иное не предусмотрено договором хозяйствующих субъектов).
Кроме того, положения ст. 9.1. Патентного закона РФ создают еще одну проблему. Принадлежность прав на объект интеллектуальной собственности государству означает необходимость определения конкретного субъекта, который должен получать патент на свое имя. Если исходить из ст. 9.1. Патентного закона РФ, то патент должен выдаваться на имя государственного органа, выступавшего заказчиком проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако данное решение вопроса вызывает сомнения.
Государственный орган, который в большинстве случаев выступает в качестве государственного заказчика, призван выполнять публично-правовые функции управления, тогда как получение патента означает необходимость предпринимательства в целях использования объекта интеллектуальной собственности. Это, в свою очередь, противоречит п. 3 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1, в соответствии с которым недопустимо совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов.
Для устранения вышеназванных недостатков закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий" будет содержать положения, дополняющие Патентный закон РФ диспозитивными нормами, распределяющими права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с привлечением бюджетных средств (субсидий, субвенций, в рамках частно-государственного партнерства), а также конкретизирующими порядок приобретения государственным заказчиком прав на объекты интеллектуальной собственности.
2.1.2. Законодательство о приватизации
Вовлечение объектов интеллектуальной собственности, созданной на бюджетные средства, в гражданский оборот возможно путем приватизации соответствующих научных организаций. Вместе с тем, принятие конкретных решений по распоряжению государственной собственностью и масштабное сокращение государственных предприятий и учреждений без учета отраслевой специфики может нанести непоправимый ущерб государственным интересам.
Действующие законодательные акты о приватизации, среди которых можно отметить Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", постановления Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий", оставляют без внимания вопрос отраслевой специфики, в силу чего в процессе реорганизации и реструктуризации предприятий, относящихся к сфере исследования и разработок, сталкиваются интересы различных органов управления: Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов РФ и Министерства образования и науки РФ.
Подобная ситуация несет в себе следующие риски:
- использование институтов приватизации научных организаций в целях получения доступа к имуществу;
- закрытие доступа другим научным организациям, высшим учебным заведениям к результатам научно-исследовательской деятельности приватизируемого предприятия после завершения процедуры приватизации.
Минимизировать данные риски возможно путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство о приватизации, устанавливающих особенности приватизации научных организаций.
2.1.3. Законодательство о коммерческой тайне
Федеральный закон от 29.07.2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" в ст. 9 устанавливает, что государственным контрактом на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических или иных работ для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации должен быть определен объем сведений, признаваемых конфиденциальными, а также должны быть урегулированы вопросы, касающиеся установления в отношении полученной информации режима коммерческой тайны.
В результате создается возможность для государственных заказчиков диктовать условия отнесения информации к коммерческой тайне.
В связи с этим необходимо на уровне закона установить нормы, определяющие возможность отнесения информации к коммерческой тайне исполнителем по государственному контракту и условия доступа государства к данной информации. Данные нормы будут являться диспозитивными и применяться в том случае, если государственным контрактом не будет установлен иной порядок решения вопросов, касающихся установления режима коммерческой тайны.
2.2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности
2.2.1. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности, созданной на бюджетные средства или с привлечением бюджетных средств
Действующее законодательство не устанавливает "обременения" прав на объекты интеллектуальной собственности, полученной в результате осуществления научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности на бюджетные средства или с привлечением бюджетных средств. В частности, отсутствует порядок распоряжения правами.
2.2.2. Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности, связанные с пресечением недобросовестной конкуренции и монополистических действий
Также в законодательстве не регламентировано совершение следующих действий, связанных с распоряжением правами на результаты интеллектуальной деятельности:
- ограничение экспорта производимой по лицензии продукции;
- контроль лицензиара за ценами на производимую продукцию в результате использования объекта лицензионной сделки;
- предписание лицензиату каких-либо продажных цен на производимую продукцию в результате использования объекта лицензионной сделки;
- установление количественных ограничений в производстве продукции или использовании объекта лицензионной сделки;
- навязывание закупки продукции или технологии, выполнения услуг, не имеющих отношения к объекту лицензии;
- осуществление перекрестного лицензирования, связанного с разделом рынка или ограничением производства;
- сохранение по истечении срока действия лицензионного договора контроля над операциями лицензиата, заложенными в данном договоре;
- запрет лицензиату заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией лицензиара;
- обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара всех усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии;
- запрет экспорта лицензионной продукции с территории лицензиата в зарубежные страны, в которых лицензиар не имеет патентов;
- предписание лицензиату в отношении внешнего вида, маркировки и упаковки лицензионной продукции.
Конечно, многие из вышеперечисленных действий связаны с законной защитой прав лицензиара на использование принадлежащего ему объекта интеллектуальной собственности. Тем более актуальным становится проведение в законодательстве разграничений между добросовестным осуществлением лицензиаром данных прав и недобросовестной конкуренцией и монополистическими действиями.
Для разрешения вышеперечисленных вопросов федеральный закон "О передаче технологий" будет устанавливать "обременения" прав на объекты интеллектуальной собственности. Также в законе будет определен порядок распоряжения данными правами, установлены ограничения прав лицензиара на произвольное установление условий лицензионного договора, которые могут расцениваться как монополистическая деятельность, установлен порядок уступки и передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности за рубеж.
2.3. Правовой режим научно-технической информации
Законодательного регулирования требует проблема создания, хранения, передачи и использования научно-технической информации, полученной в результате проведения научно-исследовательских работ, финансируемых из бюджета либо в результате частно-государственного партнерства, с учетом требований по защите авторского права на неопубликованные результаты научно-технической деятельности, коммерческой и государственной тайны. Отсутствие в Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" каких-либо положений на этот счет создает, в свою очередь, проблемы свободного доступа к отчетам по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам.
В настоящее время представители министерств и ведомств, заказывающих научные исследования, часто вписывают в государственные контракты условие о том, что исключительные права на все полученные результаты, включая отчеты о результатах исследования, принадлежат заказчику. Отказаться от этих условий исполнителю практически невозможно, так как это означало бы отказ от заключения договора после выигрыша конкурса. В результате исполнитель не может опубликовать результаты исследований, а заказчики этого не делают. Создается ситуация, при которой пользователи, заплатившие налоги и в силу этого имеющие право на доступ к информации, не могут реализовать свое право. Существует острая необходимость того, чтобы структуры, финансирующие, организующие и выполняющие публично финансируемое исследование, гарантировали свободный доступ к результатам исследований. Естественно, все права авторов должны соблюдаться, равно, как и должно учитываться законодательство о государственной тайне.
Данные вопросы будут разрешены федеральным законом "О научно-технической информации", который должен быть разработан в рамках отдельной концепции. Для закрепления обязанности государства по принятию данного закона представляется необходимым законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий" дополнить Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" отсылочной нормой, предусматривающей, что правовой режим научно-технической информации определяется федеральным законом "О научно-технической информации".
2.4. Экспорт технологий
Обмен технологиями осуществляется в основном посредством заключения лицензионных соглашений о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности.
Патентный закон РФ (п. 5 ст. 13) и Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара" (ст. 27) условием действительности лицензионных соглашений устанавливают государственную регистрацию соглашений в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Вместе с тем, в случае заключения аналогичных лицензионных соглашений с иностранными контрагентами за пределами Российской Федерации и использования соответствующих объектов промышленной собственности за рубежом подобной регистрации соглашений в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности не требуется, так как по своей сути патентная охрана распространяется только на территорию Российской Федерации.
В силу этого в рамках отдельной концепции необходимо разработать проект федерального закона о внесении дополнений в федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ, устанавливающих порядок заключения и регистрации сделок, предметом которых является передача технологий за рубеж (экспорт технологий).
3. Антимонопольное законодательство
Среди законодательных актов, оказывающих влияние на инновационное развитие государства, необходимо также отметить антимонопольное законодательство, представленное Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Несмотря на неоднократные изменения данного закона, необходимо констатировать, что он не создает эффективного механизма защиты от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и инноваций.
Так, действующая редакция определения недобросовестная конкуренция никак не затрагивает конкуренцию в научно-технической сфере, прежде всего потому, что касается только предпринимательской деятельности. Вместе с тем, возможно совершение организациями действий, направленных на получение неоправданных преимуществ при заключении государственных контрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. По сути, данные действия являются недобросовестной конкуренцией, но не могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция в соответствии с действующим законом, определяющим недобросовестную конкуренцию как любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки дугим хозяйствующим субъектам.
Также следует отметить, что п. 2 ст. 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", относящийся к недобросовестной конкуренции, связанной с объектами интеллектуальной собственности, ограничивается лишь случаями смешения, вызванного незаконным использованием товарных знаков, знаков обслуживания, тогда как существует множество иных действий, совершаемых при использовании объектов интеллектуальной собственности, которые можно считать недобросовестной конкуренцией.
В связи с этим закон "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий" установит изменения и дополнения, вносимые в Закон РСФСФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в части определения недобросовестной конкуренции в целом и недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности.
4. Бюджетное законодательство
В сфере бюджетных отношений, возникающих в ходе осуществления инновационной деятельности и регулируемых Бюджетным кодексом РФ, важное значение имеет государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на основании государственного контракта. При этом действующее законодательство признает лиц, выигравших конкурс на выполнение работ, в том числе и научно-исследовательских, получателями бюджетных средств при осуществлении финансового контроля, что резко ограничивает их возможности по использованию данных средств. Кроме того, сложившаяся практика установления различных внутриведомственных нормативов и регламентов также ограничивает возможность эффективного расходования средств по госконтрактам.
Для устранения подобных барьеров необходимо в рамках отдельной концепции разработать проект федерального закона о внесении изменений в ст. 162 Бюджетного кодекса РФ.
5. Система инвестирования в инновационный бизнес
5.1. Государственный заказ в научно-технической сфере
Основным источником финансирования научных разработок на сегодняшний день остаются бюджетные средства, причем значительная их часть поступает по государственным контрактам в рамках государственного заказа.
В этой области действуют два основных нормативных правовых акта: федеральные законы от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" и от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Также на стадии принятия находится федеральный закон "О закупках и поставках продукции для государственных нужд".
Действующие законы хотя и используются в системе государственного заказа на исследования и разработки, но не раскрывают отраслевую специфику данного заказа. Термин "наука" в них встречается только в контексте представления государственным заказчиком некоторым товаропроизводителям ресурсов для приобретения технических средств и технологического оборудования, современных технологий и проведения научно-исследовательских работ. Права на интеллектуальную собственность в них вообще не упоминаются. В федеральном законе "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" особенности научно-технической продукции упоминаются в разделе, посвященном процедуре проведения конкурсов. Не определены субъекты и объекты государственного заказа науке, формы его реализации, когда исследования не имеют коммерческой ценности и т.д.
Все недостатки действующего законодательства должны быть учтены в разрабатываемом проекте федерального закона "О закупках и поставках продукции для государственных нужд" либо в отдельно разработанном законопроекте.
5.2. Венчурное финансирование
В настоящий момент в качестве альтернативного источника финансирования инновационной деятельности в развитых странах мира используется венчурный капитал. Венчурный капитал - специфический тип финансов, предоставляемых определенными фирмами, которые инвестируют и одновременно участвуют в управлении молодыми компаниями, не котируемыми на фондовом рынке. Венчурный капитал необходим для поддержки сопряженных с высоким риском инвестиций в малые, ориентированные на новые технологии, фирмы.
Впервые понятие "венчурный фонд" упоминается в Постановлении ФКЦБ России от 14.08.2002 г. N 31/рс, где венчурные (особо рисковые) фонды отнесены к категории закрытых паевых инвестиционных фондов. Однако включение венчурных фондов в категорию закрытых паевых инвестиционных фондов не учитывает ряд особенностей данного вида инвестирования, что не позволяет активно развиваться венчурному финансированию в Российской Федерации. Правовой статус иных разновидностей компаний с венчурным капиталом вообще не регламентирован российским законодательством.
В целях развития венчурного финансирования в Российской Федерации необходимо в рамках отдельной концепции разработать проект федерального закона "О развитии рискового инвестирования и кредитования", в котором будет дано определение инновационной деятельности, будет определен правовой режим венчурных фондов и компаний с венчурным капиталом, а также порядок инвестирования в венчурные фонды и компании с венчурным капиталом, порядок осуществления частно-государственного партнерства при инвестировании в инновационный бизнес. Для закрепления обязанности государства по принятию данного закона представляется необходимым законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий" дополнить Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26 июня 1991 г" отсылочной нормой, предусматривающей регулирование венчурного финансирования федеральным законом "О развитии рискового инвестирования и кредитования".
5.3. Фонды финансирования научной и инновационной деятельности
Иным источником финансирования инновационной деятельности могут стать государственные внебюджетные и негосударственные фонды, финансирующие научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, внедрение новых технологий. Федеральный закон "О некоммерческих организациях", регламентирующий статус фондов, не содержит норм, отражающих специфику фондов, финансирующих подобную деятельность, что не может не сказываться негативным образом на развитии данных институтов.
Так как Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" определяют правовой статус фондов независимо от их целей деятельности, представляется необходимым разработать в рамках отдельной концепции проект федерального закона "О фондах поддержки науки и инновации", содержащий особенности правового статуса фондов поддержки науки и инноваций, в том числе относительно порядка получения фондами бюджетных средств и правового режима этих бюджетных средств, определения инновационной деятельности, поддержка которой и будет составлять основную цель деятельности данных фондов.
5.4. Частно-государственное партнерство
Положительную роль в развитии национальной инновационной системы должно сыграть объединение государственного и частного капитала при инвестировании в инновационный бизнес в рамках частно-государственного партнерства.
Условием развития частно-государственного партнерства должно стать законодательное закрепление правовых форм его осуществления на уровне отдельного федерального закона или постановления Правительства РФ.
6. Развитие малого предпринимательства
В большинстве европейских стран и США инновационное развитие государства обеспечивалось во многом за счет инновационной деятельности малых предприятий.
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" одним из направлений поддержки малого предпринимательства устанавливает создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий. Данный закон устанавливает, что государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства должны обязательно включать в себя меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ.
Таким образом, на первый взгляд существует законодательная основа для поддержки государством малого предпринимательства, в том числе малого инновационного бизнеса.
Однако реализация данных положений закона блокирована из-за отсутствия их конкретизации как в самом законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", так и в рамках отраслевого законодательства. Для устранения данных препятствий развития малого инновационного бизнеса необходима разработка концепции реформирования законодательства о малом предпринимательстве в целях поддержки малого инновационного бизнеса.
7. Правовой статус организаций, участвующих в инновационном процессе
7.1. Учреждения как участники инновационной деятельности
Большинство научных и иных аналогичных организаций, а также фондов, финансирующих научно-исследовательскую и инновационную деятельность, созданы в организационно-правовой форме учреждений, что лишает их права создавать другие организации, в том числе малые инновационные фирмы. Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" предусматривают ограничения по распоряжению имуществом и участию в хозяйственном обороте учреждений, что также создает препятствия инновационной деятельности указанных организаций.
Данные недостатки правового регулирования деятельности бюджетных учреждений должны быть разрешены в рамках федерального закона, устанавливающего новые организационно-правовое формы бюджетных учреждений (находится на стадии разработки).
7.2. Статус научной организации
В настоящий момент многие льготы, предоставляемые в связи с осуществлением научно-исследовательской деятельности, зависят не от характера самой деятельности, а от признания организации научной.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О науке и научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.
Подобный подход к определению статуса научной организации сужает круг субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, так как из их числа исключаются юридические лица, для которых эта деятельность не является основной (в частности, вузы, промышленные предприятия, инновационные фирмы).
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий" предполагается изменить Федеральный закон "О науке и научно-технической политике" в части определения научной организации: дать определение организации, осуществляющей научную и научно-техническую деятельность.
8. Таможенное законодательство
В отношении экспорта высокотехнологичной продукции можно констатировать тот факт, что Таможенный кодекс РФ не предусматривает никаких льгот при экспорте из Российской Федерации произведенной высокотехнологичной продукции.
В целях стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции в рамках отдельной концепции необходимо разработать проект федерального закона о внесении дополнений в Таможенный кодекс РФ, устанавливающих меры стимулирования вывоза из РФ произведенной высокотехнологичной продукции.
9. Налоговое законодательство
Обеспечение устойчивого развития российской науки и усиление ее инновационной ориентации должны основываться на создании эффективной системы регулирования, включая как прямое финансирование, так и косвенное стимулирование. К косвенным методам относится предоставление налоговых льгот, вычетов, особых условий амортизации имущества и т.д. Именно создание продуманной налоговой системы позволит осуществить действенное стимулирование развития инновационной экономики.
В какой же мере действующее налоговое законодательство обеспечивает льготные условия налогообложения деятельности научных организаций, организаций, участвующих в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий, организаций, финансирующих инновационную деятельность?
9.1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость в части установления льгот для инновационной деятельности претерпел самые значительные изменения. Из всех ранее действующих льгот сохранены лишь две. В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации операции: 1) по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; 2) по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Остальные налоговые льготы в настоящее время отменены, и соответствующие виды научной и инновационной деятельности, которые ранее освобождались от налогообложения, переведены в ряд полностью налогооблагаемых.
С введением части второй НК РФ и отменой Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" утратили юридическую силу налоговые льготы на ввозимые на территорию Российской Федерации: оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей, научные периодические издания. Сейчас НК РФ освобождает от налогообложения лишь ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставный капитал организации, а в отношении печатной продукции - только издания, получаемые государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену.
Никак не влияет на ситуацию с отменой налоговых льгот для ввоза научных приборов и оборудования Постановление Правительства РФ от 22.02.1997 г. N 198 "О временном ввозе (вывозе) научных приборов и оборудования", потому что постановления Правительства РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах и не могут ему противоречить, изменять или дополнять, в том числе в части налоговых льгот (ст.ст. 1, 4, 6, 56 НК РФ).
С 1 января 2002 года налогом на добавленную стоимость по ставке 10% облагаются операции по реализации научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации, реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, реализация редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг, связанной с образованием, наукой и культурой. Ранее указанные операции освобождались от обложения налогом на добавленную стоимость.
В НК РФ не вошла льгота, в соответствии с которой от обложения НДС освобождались патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности.
В отношении налога на добавленную стоимость НК РФ ввел дополнительную льготу, которая может быть использована при осуществлении инновационной деятельности. Так, не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
9.2. Налог на прибыль организаций.
В целях стимулирования научной и инновационной деятельности гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" устанавливает, что при определении налоговой базы не учитываются следующие виды доходов (ст. 251):
- средства и иное имущество, которое получено в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";
- основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
- имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;
- имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами:
в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
в виде полученных грантов;
в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", в форме некоммерческих организаций.
При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Как видно, данная статья не устанавливает льгот по налогообложению прибыли, полученной предприятиями в результате осуществления инновационной деятельности, полученной банками в результате кредитования стартовых инновационных предприятий, полученной издательствами в результате публикации научной и научно-популярной продукции и т.д. Кроме того, в ней необоснованно сужен перечень фондов, денежные средства которых, будучи переданными в рамках целевого финансирования, не считаются доходами.
Недостатком ст. 251 НК РФ является также отсутствие в числе необлагаемых доходов внебюджетных доходов бюджетных учреждений. Следует отметить, что НК РФ в данной части противоречит Бюджетному кодеку РФ, в соответствии с которым внебюджетные доходы бюджетных учреждений полностью учитываются в доходах соответствующих бюджетов, то есть являются неналоговыми доходами бюджетов (ст. 41, ст. 42 БК РФ).
В целях повышения заинтересованности предприятий и организаций в финансировании новых научных разработок налогоплательщики могут при исчислении налога на прибыль уменьшить полученные доходы на сумму расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК РФ).
Расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований).
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов.
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.