г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А56-58326/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Лебедева Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нетрусовой Е.А.,
при участии:
от заявителя: представителя Сорокина С.В. (доверенность от 30.04.2019),
от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области: представителя Денисова В.В. (доверенность от 28.12.2019),
от ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ: представителя Тимофеева Е.Ю. (доверенность от 09.01.2020);
от ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ: представителя Коссиковского Б.М. (доверенность от 11.12.2019),
рассмотрев 09.06.2020 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Петровское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2020 по делу N А56-58326/2019,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Петровское", адрес: 188930, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Большекаменная ул., уч. 22, ОГРН 1034700888573, ИНН 4704028338 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительства администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Ушакова, д. 1, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет), от 16.04.2019 N ОЗ-1797 в утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка площадью 28 198 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Каменногорское гп, и его бесплатном предоставлении в собственность Товарищества, а также обязании Комитета принять решение о предоставлении названного участка на указанном вещном праве.
К участию в деле в качестве еще одного заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), Минобороны, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520, и федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны, адрес: 119435, Москва, Большая Пироговская ул., д. 21, стр. 2, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773.
Решением от 11.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Товарищество подало апелляционную жалобу на него, в которой просило отменить обжалуемый судебный акт и принять новый.
Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что одним из условий приобретения земельного участка согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) является его предоставление для ведения садоводства до дня вступления названного закона в силу некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 приведенной статьи, либо иной организации, при которой была создана такая некоммерческая организация.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не учел, что согласно статье 11 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР" кооператив регистрируется исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (далее - СНД) по месту нахождения кооператива на основании заключения депутатской комиссии соответствующего СНД; если кооператив создается при предприятии, организации или учреждении, для его регистрации требуется согласие данного предприятия, организации или учреждения; в случае, когда для деятельности кооператива требуется участок земли или другие природные ресурсы, для его регистрации необходимо согласие на их предоставление соответствующего государственного органа, землевладельца, землепользователя или первичного пользователя другими природными ресурсами.
Также податель жалобы сослался на то, что в настоящее время более 100 земельных участков приобретены в собственность членами Товарищества, что свидетельствует о фактическом использовании предоставленного последнему в 1991 году участка в соответствии с имеющимся в деле генеральным планом, который однако так и не был оценен судом первой инстанции; податель жалобы полагает, что какие-либо препятствия для предоставления испрашиваемого участка на данный момент отсутствуют, поскольку он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд и не ограничен в обороте.
В отзыве на апелляционную жалобу Минобороны просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы жалобы; на вопрос суд пояснил, что считает правильным обращение Товарищества за предоставлением бесплатно в собственность именно заявителя земельного участка, относящегося к землям общего пользования СНТ; не все члены СНТ оформили право собственности за земельные участки, поэтому закрепление земель общего пользования на праве общей долевой собственности за ними невозможно, так как не определить размер долей. Представители Администрации и третьих лиц просили в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением от 10.04.1991 N 24/7 Президиум Выборгского городского СНД Ленинградской области, рассмотрев предложения сельских советов и земельной комиссии при Выборгском городском совете, во исполнение постановления Президиума Верховного Совета РСФСР и Совета министров РСФСР от 15.03.1991 N 891-1 изъял в фонд Выборгского городского совета неэффективно используемые совхозами земли площадью 978 га (9 780 000 кв. м) для последующего перераспределения и отвода предприятиям и организациям 500,5 га (5 005 000 кв. м) под организацию огородничеств и коллективных садоводств. Этим же решением также было определено, что указанные в приложениях N 2 и 3 к нему предприятия и организации обязаны производить дальнейшее освоение предоставленных им земельных участков по генпланам садоводств, утвержденным в установленном порядке.
В упомянутом приложении N 2 к названному решению в пункте 4 в качестве одного из предприятий указана Выборгская КЭЧ, которой отводится 4 га (40 000 кв. м) земли под коллективные садоводства.
В июле 1991 года Президиум Выборгского городского СНД Ленинградской области решил отвести в постоянное пользование Выборгской КЭЧ под те же цели еще 30,3 га земли (303 000 кв. м), из которых 27,2 га (272 000 кв. м - прочие земли) - из состава своих земель (земель Министерства обороны СССР, при котором осуществляет свою деятельность КЭЧ), а 3,32 га (33 200 кв. м - сенокосы) - из состава государственного земельного запаса.
Постановлением главы Администрации от 28.12.1991 N 286 зарегистрирован устав и утвержден генеральный план застройки и планировки садоводческого товарищества "Петровское" при войсковой части (далее - в/ч) N 95109.
В соответствии с названным генпланом территория, на которой находится садоводство, расположена на 15,41 га (154 100 кв. м), при этом служащим упомянутой КЭЧ выделено более 60 участков, площадь которых варьируется в диапазоне от 900 до 1200 кв. м, а служащим названной в/ч - более 50, площадь которых занимает примерно от 800 до 1200 кв. м. Как видно из экспликации земель к генплану, на участке помимо индивидуальных садовых домиков расположены различные хозпостройки, пожарный водоем, контейнеры для мусора, колодец, детская игровая площадка и автостоянка.
Согласно уставу созданного в декабре 1991 года садоводческого товарищества "Петровское", на титульном листе которого имеется отметка о его согласовании начальником Выборгской КЭЧ, рабочие, служащие, военнослужащие в/ч N 95109, учреждения ИЗ-45/3, Выборгской КЭЧ и другие граждане добровольно объединяются в садоводческое товарищество для организации сада на территории, предоставленной в бессрочное пользование этим организациям решением Президиума Выборгского городского СНД Ленинградской области от 24.07.1991 N 31/10 общей площадью 30 га по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, пос. Петровка, которую предполагается поделить на 240 участков по 1100-1200 кв. м каждый.
Письмом от 07.09.2009 N 757, адресованным главе Администрации, Выборгская КЭЧ подтвердила, что по ходатайству ее начальника в соответствии с выше упомянутыми решениями 1991 года земельный участок площадью 30,3 га, отведенный из участка N 49 "Петровка" Минобороны (на тот момент СССР), передан в народное хозяйство под организацию коллективного садоводства и снят с учета КЭЧ.
В связи с намерением членов Товарищества переоформить право постоянного (бессрочного) пользования землей под садовыми домами в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о некоммерческих объединениях граждан) Администрация на основании обращения к нему Товарищества своим постановлением от 23.10.2014 N 6761 утвердила схему расположения земельного участка площадью 154 100 кв. м (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под организацию коллективного садоводства) на кадастровом плане территории, образованного из участка площадью 30,52 га, для обеспечения осуществления в отношении него в дальнейшем кадастровых работ; в 2015 году участок поставлен на временный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 47:01:0920001:909, однако вскоре был снят с него ввиду невозможности раздела в отсутствие зарегистрированных прав.
В феврале 2019 года за членами Товарищества (Буллой Ю.М., Сорокиным Н.Г., Сорокиной Н.Е., Захаровым Д.О., Карташовым К.А., Конновым В.А., Куропаткиной О.А., Рыбиной Л.Ю., Крючковым И.М., Казаровой Ю.В., Лукашенко Л.С., Погудиным С.В., Григорович О.М., Рыбиным А.Г., Ладовым Ю.А., Ладовой Т.Ф., Разливаевой Н.Ю., Разливаевой Н.И., Разливаевым В.Ю., Разливаевым А.Ю., Грыцишиной Г.Н., Назаровым Ю.В., Бердником А.Р., Курганской О.А., Пивоваровым К.Ф., Коноваловой О.А., Рогатых Д.В., Мательской Т.А., Ершовой В.С., Черневиной Т.И., Мягким О.И., Коротковым Н.Н., Шевченко Н.И., Порфило А.М., Бутовым В.А., Лопаткиным Ю.А., Харьковым В.Ю., Картаус С.И., Плаховым В.И., Еленской Р.С., Приемышевой Л.Ю., Брагиным Ю.С., Игнашовым Д.В., Суранович Е.М., Рудюковой Н.Д., Рудюковым Ю.А., Колиной С.А., Иванес Т.В., Копичевой Н.В., Асадченко И.С., Потокиной М.С., Артюхом А.Е., Ганцон Н.С., Масловой Н.В., Утенковой Т.Г., Конякиной Н.П., Кюберсепп И.А., Горбачевич О.К., Анферовым И.Р., Трухиной Л.Е., Яковлевым Д.Б., Васильевым Е.Л., Крюковой А.В., Руссковым А.П., Пряхиной Т.Н., Дудко М.И., Федоровым Ю.П., Лапушкиным С.Г., Губинским В.И., Фицом Ю.Л., Воиновым А.И. и Козловой И.В.) зарегистрировано право собственности на вновь поставленные на кадастровый учет 73 участка N 1-3, 5, 7-9, 12-15, 18, 24-26, 29-37, 39, 41, 43, 45, 48, 52-54, 56, 58-62, 65, 66, 68-70, 72-74, 77-83, 88-90, 93, 95, 97, 98, 100, 101, 103-111, 114 совокупной площадью 80 310 кв. м, располагающиеся согласно приложенной к настоящему заявлению схеме в границах ранее существовавшего участка с кадастровым номером 47:01:0920001:909.
Полагая, что проезды и проходы к этим участкам являются землями общего пользования согласно генплану садоводства, Товарищество на основании принятого на общем собрании его членов в октябре 2018 года решения обратилось в Администрацию с заявлением об утверждении схемы земельного участка и предоставлении его Товариществу в собственность бесплатно.
Письмом от 16.04.2019 N 03-1797 Комитет отказал Товариществу в удовлетворении его заявления от 09.04.2019 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 28 198 кв. м, относящегося к имуществу общего пользования, на кадастровом плане территории и предоставлении его бесплатно собственность Товарищества, указав на отсутствие в Администрации документов, свидетельствующих о переходе права собственности на участок от Выборгской квартирно-эксплуатационной части (далее - КЭЧ) заявителю.
Товарищество, посчитав отказ Администрации незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями со ссылкой на положения пунктов 2.7 и 2.8 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.
Суд первой инстанции, посчитав так же, как и Комитет, что представленная заявителем копия решения Президиума Выборгского СНД от 24.07.1991 правоустанавливающим документом на испрашиваемый участок площадью 28 198 кв. м не является, так как согласно его буквальному тексту 30,3 га были отведены Выборгской КЭЧ, а не Товариществу, что также не следует из письма Выборгской КЭЧ от 07.09.2009.
Апелляционный суд, проанализировав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.
Согласно утвержденному приказом Минобороны СССР от 22.02.1977 N 75 Положению о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота названная служба ведает помимо прочего обеспечением воинских частей казарменно-жилищным фондом, коммунальными сооружениями, мебелью, казарменным инвентарем и другим квартирным и техническим имуществом, а также оформлением выбора и предоставлением в пользование земельных участков для нужд Минобороны СССР.
Непосредственные обязанности по руководству квартирно-эксплуатационной службой и обеспечению квартирным довольствием воинских частей в районах (гарнизонах) выполняют КЭЧ районов (гарнизонов), а в воинских частях - начальники квартирно-эксплуатационной службы воинских частей или другие органы квартирно-эксплуатационной службы, или специально назначенные должностные лица.
При этом КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района.
По общему правилу земельные участки для нужд Минобороны СССР предоставляются в бессрочное или временное пользование, а по миновании надобности или истечении срока пользования подлежат возврату в народное хозяйство в соответствии с земельными кодексами союзных республик.
Воинские части как непосредственные землепользователи должны использовать земельные участки только по прямому назначению. Такие участки запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов, гаражей и других хозяйственных построек, а также под садовые участки, однако разрешается передавать во временное пользование военным совхозам, а также другим сельскохозяйственным предприятиям, если они временно не эксплуатируются под полигоны, танкодромы, стрельбища и другие объекты Минобороны СССР и являются пригодными для сенокошения, выпаса скота и посева сельскохозяйственных культур.
Как видно из материалов дела, в 1991 году Президиумом Выборгского городского СНД Ленинградской области в постоянное пользование Выборгской КЭЧ под организацию коллективного садоводства было решено отвести в общей сложности 34,3 га земель сельскохозяйственного назначения, часть из которых неэффективно использовалась совхозами (4 га), а часть ранее была передана для нужд Минобороны СССР (27,2 га).
С учетом обозначенной в решении от 24.07.1991 цели, для которой был отведен участок, в конце того же года было зарегистрировано СТ "Петровское", контроль за деятельностью которого был возложен на Выборгскую КЭЧ согласно пункту 2.1 решения от 24.07.1991.
В соответствии со статьей 52 Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI о кооперации в СССР садоводческие и садово-огородные товарищества являются составной частью системы кооперации. Государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, организации и учреждения могут оказывать финансовую и иную помощь организованным при них садоводческих и садово-огородным товариществам по решению своих трудовых коллективов за счет собственных средств.
Из постановления о регистрации устава Товарищества и утверждении генплана его территории видно, что данная организация была создана при в/ч 95109, в связи с чем ее устав был согласован с Выборгской КЭЧ, при которой находилась данная в/ч, о чем свидетельствует штамп КЭЧ на титульном листе устава.
Изложенное подтверждается и пунктом 1 названного устава, из буквального содержания которого следует, что садоводческое товарищество "Петровка" создано в результате объединения военнослужащих прикрепленной к Выборгской КЭЧ в/ч 95109 и самой КЭЧ для организации сада на участке, ранее предоставленном последней в бессрочное пользование.
Следовательно, по мнению апелляционного суда, представленные в материалы дела документы подтверждают, что в 1991 году земельный участок площадью 30 га был предоставлен Выборгской КЭЧ, при которой было создано Товарищество именно для ведения садоводства и иных правоустанавливающих документов, подтверждающих выделение участка, не требуется.
Вместе с тем, согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков.
В силу пункта 2.9 этой же статьи Закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи. К такому заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями).
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" земельный участок общего назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный в границах территории садоводства или огородничества, подлежит предоставлению в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. Предоставление земельного участка общего назначения в указанном случае может осуществляться по заявлению лица, уполномоченного на подачу соответствующего заявления решением общего собрания членов товарищества.
Поскольку действующее с марта 2015 года земельное законодательство не предусматривает возможность предоставления в собственность Товарищества земельного участка общего назначения, а с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства, заявитель не обращался, решение собственников участков о наделении его правом на такое обращение не предоставлял, Администрация правомерно отказала в предоставлении участка.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы истца и отмены судебного акта по ее доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2020 по делу N А56-58326/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58326/2019
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Петровское", садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Петровское"
Ответчик: Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
Третье лицо: Администрация МО "Выборгский район" Ленинградской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Министерство обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны России.