г. Челябинск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А76-53111/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой дом" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2020 по делу N А76-53111/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой дом" - Иванова Л.Н. (доверенность от 13.12.2019),
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Чикунова А.М. (доверенность от 09.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой дом" (далее - ООО УК "Мой дом", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", заинтересованное лицо) от 06.12.2019 N 6393 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО УК "Мой дом" указывает, что дом находится на гарантийном обслуживании застройщиком, кроме того, собственником квартиры проводился ремонт по замене ПВХ-окон с установкой отлива с выносом, однако подрядчик не обеспечил необходимую герметичность примыкания отлива.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Мой дом" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом N 45 по ул. Агалакова г. Челябинск, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 04.04.2017 (л.д. 53), договора управления жилым домом (л.д. 54-58).
На основании обращения собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул. Агалакова, д. 45, от 15.11.2019 (л.д. 47) ГУ "ГЖИ Челябинской области" издано распоряжение от 26.11.2019 N 19-6410 6393 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО УК "Мой дом" с целью выяснения обстоятельств, изложенных в обращении от 15.11.2019 (л.д. 9-10).
По итогам проведенной проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт проверки от 06.12.2019 N 6393 (л.д. 11-12), согласно которому:
при визуальном обследовании кв. 1 установлено, что квартира расположена на 1 этаже. В зале возле стояков отопления на потолке рядом со стеной смежной лоджией имеются сухие пятна, разрушение окрасочного слоя. В лоджии на перекрытии вдоль стыка со стенами разрушение окрасочного слоя - сухие следы затопления, а также желтые сухие пятна на стене лоджии, граничащей с залом квартиры N 1. Установлено, что проектом дома предусмотрено застекление алюминиевыми рамами. Собственником квартиры 1 выполнены работы по замене остекления на ПВХ конструкции с выносом. Под выносом устроен металлический отлив с креплением на перекрытии внутри лоджии, на момент проверки возле отлива внутри лоджии также установлены следы затопления (сухие).
В настоящее время дом находится на гарантии застройщика, визуально видимых разрушений межплиточных швов не выявлено, поскольку проектом дома лоджии первых этажей выполнены с выступом от фасадной стены. Увидеть, герметичен шов или нет между лоджиями 1 и 2 этажа, не представляется возможным.
На основании данного акта ГУ "ГЖИ Челябинской области" вынесено предписание от 06.12.2019 N 6393 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (л.д. 8).
Указанным предписанием в качестве мероприятий, подлежащих исполнению, предусмотрено выполнение работ по устранению причин затопления лоджии квартиры N 1 в срок до 30.03.2020.
Не согласившись с данным предписанием заинтересованного лица, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО УК "Мой дом" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на управляющей компании лежит обязанность по устранению выявленных недостатков.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое предписание выдано жилищной инспекцией в порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
ГУ "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, управление для осуществления возложенных на него функций имеет право, в том числе, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренное предписание выдано жилищной инспекцией в пределах предоставленных ему полномочий.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме;
3) крыши, ограждающие несущие (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции) и ненесущие (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений;
- поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
- соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктами 11, 11(1) Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе:
осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Правила N 170 разработаны в соответствии с жилищным законодательством, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда лицами, на которых возложены эти обязанности в целях обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Пунктом 1.8 указанных Правил N 170 установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, их осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонты.
В ходе проверки инспекцией было выявлено невыполнение обществом пунктов 4.2.1.1 и 4.2.1.7 Правил N 170.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
заданный температурно-влажностный режим внутри здания;
исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность);
устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития;
теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно пункту 4.2.1.7 Правил N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям:
водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности;
воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций:
вертикальных 2 - 3 мм;
горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30-50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
Согласно приложению N 7 к Правилам N 170 работы по герметизации стыков (пункт 2) относятся к работам, производимым при текущем ремонте жилищного фонда.
Также согласно пункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включают в себя: выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках (абзац четвертый); контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами (абзац пятый); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ (абзац седьмой).
Судом первой инстанции установлено, что помимо законодательно возложенных на ООО "УК "Мой дом" обязанностей по содержанию общего имущества, договор управления многоквартирным домом от 21.06.2017 N 91, обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме также возлагает на ООО УК "Мой дом" соответствующие обязанности, срок действия договора составляет 3 года.
Приложением N 1 к договору управления в качестве обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома указаны работы по выявлению нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов и их устранение, обследование состояния межпанельных швов и их ремонт при необходимости.
Выявленные в ходе проверки нарушения в содержании указанного имущества (в виде не обеспечения надлежащего содержания фасадов, в результате чего образовались следы протечек в квартире и на балконе), зафиксированы в акте проверки (подписанном представителем заявителя без замечаний) и приложенных к акту фотоматериалах. Каких-либо возражений в отношении фактов выявленных нарушений заявителем не приведено.
Таким образом, толкование приведенных норм Правил N 170, Минимального перечня N 290 и условий договора управления многоквартирным домом от 21.06.2017 N 91, с учетом установленных обстоятельств дела, позволяет суду сделать вывод о наличии у управляющей компании обязанности по устранению выявленных недостатков фасада МКД - обеспечить устранение повреждений стен, герметизацию и гидроизоляцию стыков панелей
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Вопреки доводам общества указанными Правилами прямо предусмотрено, что обязанность по их соблюдению возлагается на собственников жилищного фонда или на управляющие компании.
Наличие у застройщика указанного жилого многоквартирного дома обязанности устранять нарушения в течение гарантийного срока, на что ссылается податель апелляционной жалобы, не исключает установленную нормативными правовыми актами обязанность самого заявителя своевременно осуществлять предусмотренные Минимальным перечнем N 290 действия, направленные на недопущение либо устранение таких нарушений.
В этой связи содержащееся в оспоренном предписании требование об устранении выявленных нарушений является правомерным, а предписание выдано управляющей компании как надлежащему лицу.
Доводы о вине подрядчика, привлеченного собственником квартиры для установки окон ПВХ, в отсутствии герметичности примыкания отлива подлежат отклонению, поскольку согласно оспариваемому предписанию управляющей компании необходимо обеспечить надлежащее содержание фасада многоквартирного дома.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2020 по делу N А76-53111/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Мой дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-53111/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "МОЙ ДОМ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО УК "Мой дом"