г. Санкт-Петербург |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А56-99278/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от истца (заявителя): Михайлов В.Е. по доверенности от 26.12.2019
от ответчика (должника): Утешева Ю.Н. по дов. от 09.01.2020; Кондратьева-Черкасова М.Б. по дов. от 13.01.2020 (участвует посредством онлайнсервиса), Зубарева Н.А. по дов. от 13.01.2020 (участвует посредством онлайн-сервиса)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9707/2020) АО "Концерн "Океанприбор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2020 по делу N А56-99278/2019 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению АО "Концерн "Океанприбор"
к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 6 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Концерн "Океанприбор" (далее - заявитель, АО "Концерн "Океанприбор", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.03.2019 N 73 в части признания необоснованным заявления налогоплательщиком к возмещению сумм НДС за 2 квартал 2018 года в размере 10 361 272, 88 руб., от 15.03.2019 N 47 об отказе в возмещении частично сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, а также о признании законным права АО "Концерн "Океанприбор" на предъявление к вычету НДС в сумме 10 361 272, 88 руб. на основании уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018.
Решением суда от 12.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, установленный статьей 170 НК РФ запрет применения вычетов не применялся к сделкам по приобретению налогоплательщиком движимого оборудования.
Судебное заседание проведено в режиме онлайн с участием представителей Инспекции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представители налогового органа доводы жалобы отклонили и просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года, по результатам которой 23.01.2019 составлен акт N 259.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Обществом возражения, Инспекция 15.03.2019 приняла решения:
- N 73 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым, уменьшены заявленные налоговые вычеты в размере 10 361 272,88 руб.;
- N 47 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в соответствии с которым, Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 10 361 273 руб.
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод Инспекции о неправомерном предъявлении Обществом к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Мерлион технологии" и АО "Диполь технологии", поскольку оборудование, поставленное данными организациям, приобретено Обществом за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, отсутствуют основания применения налоговых вычетов по операциям с использованием бюджетных средств на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ.
Решением Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 от 02.08.2019 N 07-10/13045 решение Инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.
Считая решения Инспекции недействительными, Общество обжаловало их в судебном порядке.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, считает, что отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего
В 2015-2016 годах АО "Концерн "Океанприбор" получило из федерального бюджета инвестиции на увеличение размера уставного капитала в счет продажи собственных акций по договорам "Об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций": N 01-09/75дсп/09.27 от 15.05.2015, N 01-09/141дсп/09.10 от 25.10.2016.
За счет представленных Обществу инвестиций (средства федерального бюджета) на осуществление работ по капитальному строительству "Техническое перевооружение механосборочного, сборочно-монтажного производства, лабораторной и испытательной базы предприятия" по договору N 01-09/141дсп/09.10 от 25.10.2016 "Об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций" Общество приобрело во 2 квартале 2018 у ООО "Мерлион Технологии" по контракту N 0000000020726160043/05-2018/ФЦП от 08.02.2018 серверное оборудование информационно - технической системы.
Также за счет представленных Обществу инвестиций (средства федерального бюджета) на осуществление работ по капитальному строительству "Строительство, реконструкция и техническое перевооружение опытного производства под серийный выпуск ГАК НК" по договору N 01-09/75дсп/09.27 от 15.05.2015 "Об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций" Общество во 2 квартале 2018 года приобрело у АО "Диполь технологии" по контракту N 000000002015174002/03- 2018/ФЦП от 17.01.2018 оборудование - "Шкафы сухого хранения для участка склейки пьезомеханики".
На основании выставленных указанными организациями счетов-фактур, АО "Концерн "Океанприбор" предъявило к вычету НДС в сумме 10 361 272,88 руб. на основании уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года.
Согласно пункту 2.1 статьи 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.
Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.
Из представленных Обществом договоров N 01-09/75дсп/09.27, N 01- 09/141дсп/09.10, заключенных на основании статьи 80 Бюджетного кодекса РФ, следует, что оборудование приобретено на бюджетные инвестиции, предоставленные на осуществление работ по капитальному строительству.
Бухгалтерский учет капитального строительства производится на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Оборудование, которое требует монтажа, прикрепления к фундаменту, полу или несущим конструкциям здания, сначала принимают к учету на счет 07, а при передаче в монтаж переводят на счет 08. Смонтированное оборудование принимают к учету на счет 01.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 08.04 "Вложения во внеоборотные активы" приобретение объектов основных средств" Общество серверное оборудование поставило на учет, а затем перевело на счет 01 "Основные средства"; шкафы сухого хранения Общество отразило на счете 07 "Оборудование к установке", на счете 08.04 "Вложения во внеоборотные активы" Приобретение объектов основных средств", а затем перевело на счет 01 "Основные средства".
При осуществлении платежей за поставку оборудования Общество в назначении платежей указало информацию согласно которой, платежи выполнялись в рамках контракта по капитальному строительству со ссылками на договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций N 01-09/75дсп/09.27 от 15.05.2015 и N 01-09/141дсп/09.07 от 25.10.2016.
Таким образом, Инспекцией в ходе проверки установлено, что Общество приобрело спорное оборудование за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление работ по капитальному строительству, данное оборудование поставлено Обществом на учет в качестве основного средства. Установленные налоговым органом обстоятельства свидетельствуют о неправомерном предъявлении Обществом налоговых вычетов по НДС, поскольку невозможность предъявления вычета по НДС, в рассматриваемом случае прямо закреплена положениями пункта 2.1 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2018 года при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат.
Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, Налоговым кодексом Российской Федерации право на возмещение НДС, начиная с 1 января 2018 года, учитывая положения пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, поставлено в зависимость от источника средств, за счет которых оплачены товары (работы, услуги).
Согласно статье 6 БК РФ бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Таким образом, с учетом положения статьи 80 БК РФ, которой предусмотрено, что финансирование за счет бюджетных инвестиций во всех случаях предполагает соразмерное инвестициям участие в уставном капитале организации, применение абзаца 1 или абзаца 2 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ одинаково предусматривают участие государства в уставном капитале организации при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, а также проведении капитального строительства и приобретении недвижимого имущества.
Кроме того, в рассматриваемом случае принятие к вычету НДС, образовавшегося при приобретении оборудования в рамках проведения капитального ремонта за счет бюджетных инвестиций, фактически приведет к повторному получению денежных средств из бюджета.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что установив факт приобретения Обществом спорного оборудования за счет инвестиций (средств федерального бюджета), предоставленных Обществу на осуществление работ по капитальному строительству, отражения заявителем оборудования, приобретенного за счет инвестиций, на счет 01 "Основные средства", суд первой инстанции, правильно примени положения пункта 2.1 статьи 170 НК РФ в редакции, действующей в спорный период, обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку судом полно и объективно исследованы все обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в силу чего апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2020 по делу N А56-99278/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-99278/2019
Истец: АО "КОНЦЕРН "ОКЕАНПРИБОР"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 6 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ