г. Владивосток |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А59-6070/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента землепользования города Южно-Сахалинска,
апелляционное производство N 05АП-1935/2020
на решение от 31.01.2020 судьи Е.С. Логиновой
по делу N А59-6070/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зодчий" (ОГРН 1086501006173, ИНН 6501197140)
к департаменту землепользования города Южно-Сахалинска (ОГРН 1136501003066, ИНН 6501255385)
о взыскании излишне уплаченной арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 65:01:0000000:100 за период с 13.09.2017 по 30.06.2019 в размере 6 309 243 рублей 62 копеек,
извещенные надлежащим образом стороны явку представителей не обеспечили
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зодчий" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска (далее - департамент) о взыскании излишне уплаченной арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером 65:01:0000000:100 за период с 13.09.2017 по 30.06.2019 в размере 6 309 243 рублей 62 копеек.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 31.01.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.01.2020 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что расположение в границах спорного земельного участка территории общего пользования не является основанием для отнесения спорного земельного участка к землям, ограниченным в обороте.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 14.06.2013 обществу выдан генеральный план земельного участка RU 65302000003774 с кадастровым номером 65:01:0000000:100, площадью 30844,76 кв.м., расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168**).
20.02.2014 в Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска поступило письмо общества от 19.02.2014 N 299 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 65:01:0000000:100 - "объекты торгового назначения".
Согласно выписке из постановления администрации города Южно-Сахалинска от 01.08.2014 N 1382-па обществу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования "Объект торгового назначения" земельного участка, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*).
10.08.2014 обществу Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска выдано разрешение на строительство N RU 65302000-0000004661 объекта "Магазин-склад на территории промышленно-производственной базы широкого профиля, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*) в г. ЮжноСахалинске", на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0000000:100, расположенном по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*), общей площадью 15348,08 кв.м. Данное разрешение выдано до 01.01.2017, срок действия продлевался до 01.09.2017.
28.09.2015 за обществом зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, общая площадь застройки 14873,9, степень готовности объекта 35%, адрес (местонахождение) объекта: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная, запись регистрации N 65-65/001- 65/001/085/2015-646/1.
Согласно постановлению администрации города Южно-Сахалинска от 02.12.2015 N 3387-па обществу из категории земель "Земли населенных пунктов" в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок с кадастровым номером 65:01:0000000:100, расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*), для завершения строительства производственной базы, площадью 30845 кв.м.
02.12.2015 между Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска и обществом заключен договор аренды земельного участка N 10599/15, согласно которому обществу в пользование на условиях аренды с 02.12.2015 по 01.12.2018 предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель "Земли населенных пунктов" с кадастровым номером 65:01:0000000:100, площадью 30845 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168**). Участок предоставляется для завершения строительства производственной базы, что является его разрешенным использованием.
Согласно расчету арендной платы, являющемуся приложением к договору, размер арендной платы в годовом исчислении составляет за 01.01.2017 по 31.12.2017 370481,27 (в т.ч. 3 квартал 93381,58 руб., 4 квартал 2017 года 93381,58 руб.), данная сумма исчислена по формуле Кс*Ст*Кинф, где Кс- кадастровая стоимость участка, равная 23748799,30 руб., Ст - ставка по виду, равная 1,5%, Кинф - коэффициент инфляции, равный 1,04; за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 3853005,2 руб. руб., данная сумма исчислена по формуле Кс*Ст*Кинф, где Кс- кадастровая стоимость участка, равная 23748799,30 руб., Ст - ставка по виду, равная 15%, Кинф - коэффициент инфляции, равный 1,0816. 02.12.2015 между сторонами договора подписан передаточный акт к указанному договору. Договор зарегистрирован 28.12.2015, запись регистрации N 65-65/002- 65/001/106/2015-64/1.
31.07.2017 обществу выдано заключение N 40-17 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе, требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, согласно которому объект капитального строительства "Магазин-склад на территории промышленно-производственной базы широкого профиля, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*) в г. Южно-Сахалинске", расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*), общей площадью 15348,08 кв.м., соответствует проектной документации, требованиям СНиП, технических регламентов.
10.08.2017 обществу Департаментом архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 65-64701000-04661-2014 объекта "Магазин-склад на территории промышленно-производственной базы широкого профиля, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*) в г. Южно-Сахалинске", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0000000:100 по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*), общей площадью 15348,08 кв.м.
11.10.2018 между Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска и обществом заключено соглашение к договору аренды земельного участка N 10599/15 от 02.12.2015 о расторжении указанного договора с 11.10.2018 в связи с заключением договора аренды от 11.10.2018 N 14008.
11.10.2018 между Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска и обществом заключен договор аренды земельного участка N 14008, согласно которому обществу в пользование на условиях аренды с 11.10.2018 по 11.10.2028 предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель "Земли населенных пунктов" с кадастровым номером 65:01:0000000:100, площадью 30845 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168). Земельный участок с разрешенным использованием: "Для завершения строительства производственной базы" предоставляется под "Магазин-склад на территории промышленно-производственной базы широкого профиля, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168) в г. Южно-Сахалинске", что является его разрешенным использованием. На земельном участке расположен объект с кадастровым номером 65:01:0106003:203. В соответствии с характеристикой земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимости, являющейся приложением к договору, кадастровый номер 65:01:0106003:203 присвоен объекту недвижимости - магазину-складу, площадью 15348,1 кв.м., находящийся в собственности. Согласно расчету арендной платы, являющемуся приложением к договору, размер арендной платы в годовом исчислении составляет за период с 11.10.2018 по 31.12.2018 865606,65 руб., за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 4018653,07 руб. исчисляется по формуле Кс*Ст*Кинф, где Кс - кадастровая стоимость участка, равная 23748799,30 руб., Ст - ставка по виду, равная 15%, Кинф - коэффициент инфляции, равный 1,0816. Между сторонами договора подписан передаточный акт к указанному договору.
Согласно выписке из ЕГРН от 13.09.2017 объектом недвижимости с кадастровым номером 65:01:0106003:203 является нежилое здание, площадью 15348,1 кв.м., с наименованием "Магазин-склад на территории промышленно-производственной базы широкого профиля юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*)", расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, юго-западнее примыкания ул. Пуркаева и ул. Железнодорожная (строительный номер: ул. Железнодорожная, 168*), год завершения строительства и ввода в эксплуатацию 2017, принадлежащее на праве собственности обществу, право собственности зарегистрировано 13.09.2017, N 65:01:0106003:203-65/003/2017-3.
Письмом от 09.02.2018 N 29-013/04 Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации города Южно-Сахалинска отказал обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 30 845 кв.м., расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 168*, под магазин-склад, поскольку земельный участок расположен в границах проектных красных линий, что следует из Проекта планировки юго-западного района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 11.04.2014 N 624-па. В этой связи в силу пункта 19 статьи 39.16, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок не подлежит приватизации.
Платежными поручениями обществом производилась оплата арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 65:01:0000000:100:
- N 3189 от 19.09.2017 в размере 93381,58 руб., за 3 квартал 2017 года; - N 508 от 08.02.2018 в размере 164432,78 руб. за 3 квартал 2017 года; - N 3981 от 17.11.2017 в размере 93381,58 руб. за 4 квартал 2017 года; - N 509 от 08.02.2018 в размере 840434,22 руб. за 4 квартал 2017 года; - N 1175 от 11.04.2018 в размере 100000 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1205 от 16.04.2018 в размере 100000 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1263 от 19.04.2018 в размере 50000 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1332 от 24.04.2018 в размере 50000 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1342 от 24.04.2018 в размере 50000 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1343 от 25.04.2018 в размере 200000 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1354 от 25.04.2018 в размере 150000 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1357 от 26.04.2018 в размере 150056,08 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1361 от 26.04.2018 в размере 100000 руб. за 1 квартал 2018 года; - N 1972 от 08.06.2018 в размере 100000 руб. за 2 квартал 2018 года; - N 1995 от 13.06.2018 в размере 100000 руб. за 2 квартал 2018 года; - N 2056 от 14.06.2018 в размере 100000 руб. за 2 квартал 2018 года; - N 2092 от 18.06.2018 в размере 200000 руб. за 2 квартал 2018 года; - N 2123 от 19.06.2018 в размере 200000 руб. за 2 квартал 2018 года; - N 2129 от 20.06.2018 в размере 260612,26 руб. за 2 квартал 2018 года; - N 4221 от 19.09.2018 в размере 971168,43 руб. за 3 квартал 2018 года; - N 5120 от 23.11.2018 в размере 971168,43 руб. за 4 квартал 2018 года; - N 1004 от 19.03.2019 в размере 990900,76 руб. за 1 квартал 2019 года; - N 2338 от 18.06.2019 в размере 1001910,77 руб. за 2 квартал 2019 года.
Письмом от 31.05.2019 N 1211 общество просило департамент произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 14008 от 11.10.2018, установить размер арендной платы, исходя из ставки земельного налога 356231,99 руб. в год, и направить в адрес общества новый расчет арендной платы, учитывая, что общество не имеет возможности как собственник объекта недвижимости на земельном участке, приобрести данный участок в собственность ввиду его нахождения в границах красных линий. Также общество просило вернуть ему излишне выплаченную арендную плату за период с 13.09.2017 по 31.03.2019 в размере 5 396 390 рублей.
Ответным письмом от 05.07.2019 N 3638-0204/08 МКУ "Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами" сообщило обществу, что по состоянию на 31.12.2019 по договору аренду N 14008 от 11.10.2018 числится переплата в размере 1 636 579, 54 руб. Для принятия решения о возврате необходимо направить в адрес департамент соответствующее заявление с приложением документов.
Письмом от 22.08.2019 N 258-024/08 МКУ "Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами" сообщило обществу об отзыве письма от 05.07.2019 N 3638-0204/08, указав, что арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 65:01:0000000:100 не подлежит перерасчету, так как он не относится к землям, ограниченным в обороте, представление которых в собственность не допускается. В этой связи основания для возврата денежных средств по заявлению от 01.08.2019 N 4833 отсутствуют.
Изложенное послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев исковое заявление, суд первой инстанции счел требования истца обоснованными и удовлетворил их в заявленном размере.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
При рассмотрении заявленных требований судом первой инстанции верно квалифицированы возникшие между сторонами правоотношения как арендные, в связи с чем применены нормы главы 34 ГК РФ, а также общие положения ГК об обязательствах.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Пунктом 7 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление N 73) при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления N 73).
В связи с тем, что спорный договор аренды заключен после введения в действие ЗК РФ в отношении земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, размер арендной платы определен не по результатам торгов, следовательно, в соответствии с вышеуказанными нормами и разъяснениями арендная плата по настоящему договору является регулируемой.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, среди которых закреплен принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (далее - принцип N 7 (введен в действие Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017 N 531)).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582.
Пунктом 30 раздела 8 указанных Методических рекомендаций разъяснено, что в целях применения принципа N 7 при определении арендной платы за земельные участки следует исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (с учетом положений пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
При этом Верховным Судом Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АПЛ18-523, было дано толкование принципа N 7. Суд пришел к выводу о его применении исключительно в случаях аренды земельных участков, относящихся к перечню, прямо установленному пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте).
Такой же правовой подход содержится и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 по делу N А60-66858/2017.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 305-ЭС19-4399 по делу N А41-51086/2018 указано, что поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
Таким образом, стороны при определении размера арендной платы по спорному договору с 12.08.2017 должны были руководствоваться, помимо всего прочего, принципом N 7, который является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата является регулируемой.
Как было указано выше, письмом департамента от 09.02.2018 N 29-013/04 обществу было отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 30 845 кв.м., расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Железнодорожная, 168*, под магазин-склад, поскольку земельный участок расположен в границах проектных красных линий, что следует из Проекта планировки юго-западного района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 11.04.2014 N 624-па. В этой связи в силу пункта 19 статьи 39.16, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок не подлежит приватизации.
В пунктах 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) даны следующие определения:
- красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;
- территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу положений ГрК РФ красные линии устанавливаются в документации по планировке территории. К такой документации по общему правилу относятся (пункт 2 части 3, часть 4 статьи 41 ГрК РФ):
- проект планировки территории (часть 3 статьи 42 ГрК РФ);
- проект межевания территории (в случаях, если подготовка проекта проводится без проекта планировки территории (пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно фрагментам чертежей планировки и межевания территории из Проекта планировки юго-западного района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 11.04.2014 N 624-па, часть участка, арендуемого истцом, действительно расположена в границах красных линий.
Указанное обстоятельство также следует и из письменных пояснений ответчика, изложенных, в том числе, по тексту апелляционной жалобы.
Как предусматривает часть 3 статьи 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Пункт 5 статьи 27 ЗК РФ предусматривает перечень ограниченных в обороте земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в который, помимо прочих, входят предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7).
В пунктах 1, 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" даны следующие понятия:
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса
На основании изложенных норм апелляционная коллегия приходит к выводу, что с учетом планируемого размещения на территории спорного земельного участка автомобильных дорог общего пользования местного значения, данный участок в силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ и вопреки доводу ответчика является ограниченным в обороте, в связи с чем размер арендной платы по спорному договору в соответствии с принципом N 7 не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Довод апеллянта о том, что спорный земельный участок не является ограниченным в обороте, так как имеет вид разрешенного использования, не относящий к перечню пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, подлежит отклонению, поскольку целевое назначение спорного земельного участка не отменяет факта нахождения на его территории участков общего пользования.
Таким образом, нахождения арендуемого истцом участка в границах красных линий делает невозможным реализацию истцом права на приобретение данного участка в собственность, то есть свидетельствует о том, что данный участок ограничен в обороте в части возможности передачи его в частную собственность.
При таких обстоятельствах является верным вывод суда о том, что арендная плата за пользование указанным участком должна быть установлена с соблюдением принципа N 7.
Поскольку материалами дела подтверждается, что в заявленный истцом период - с 13.09.2017 по 30.06.2019 - им была уплачена арендная плата, рассчитанная с нарушением указанного принципа, сумма необоснованно исчисленной и уплаченной платы за указанный период составила 6 309 243 рубля 62 копейки.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статей 1109 настоящего Кодекса.
В силу вышеизложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.01.2020 по делу N А59-6070/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6070/2019
Истец: ООО "ТД Зодчий"
Ответчик: Департамент землепользования города Южно-Сахалинска
Третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Управление информационно-финансового обеспечения земельными ресурсами"