город Ростов-на-Дону |
|
15 июня 2020 г. |
дело N А53-1213/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от заявителя - представитель Шестаков И.В., доверенность от 25.09.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пивоварня Ягер-АС" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2020 по делу N А53-1213/2020
по заявлению ООО "Пивоварня Ягер-АС"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пивоварня Ягер-АС" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 27.12.2019 N 07-10-19/1674.
Решением от 03.03.2020 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что оспариваемое постановление законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Пивоварня Ягер-АС" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что в действиях ООО "Пивоварня Ягер-АС" отсутствует вина.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель указал, что ООО "Пивоварня Ягер-АС" обращалось в административный орган для корректировки действий в связи с ошибочной отменой грузополучателем товарно-транспортных накладных. Заявителем предприняты все возможные меры для недопущения совершения административного правонарушения. Нарушение установленного порядка допущено в связи с ошибочным отказом контрагента от продукции. По мнению заявителя, вывод административного органа о том, что повторная выгрузка в УТМ ЕГАИС документов с идентичными номерами и датой в системе не допускается не соответствует действующему законодательству, поскольку таких формулировок законодательство не содержит.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в заседание не явился. Управлением заявлено о рассмотрении дела без участия представителя.
Как следует из отзыва, управление доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции "Отчет о нарушениях сроков фиксации поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период с 16.07.2019 по 30.09.2019 установлен факт нарушения ООО "Пивоварня Ягер-АС" установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
ООО "Пивоварня Ягер-АС" осуществило поставку алкогольной продукции (пива) в адрес индивидуального предпринимателя Лебедовского Ю.М. по товарно-транспортной накладной N 2419 от 27.08.2019.
Заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции зафиксирована 27.08.2019 (идентификатор накладной TTN - 0317591547).
Алкогольная продукция получена индивидуальным предпринимателем Лебедовским Ю.М. в полном объеме 27.08.2019, однако при приемке отгруженного пива в системе ЕГАИС получатель ошибочно отклонил товарно-транспортную накладную, составлен акт отказа N 0000-000431 от 29.08.2019.
ООО "Пивоварня Ягер-АС" повторно зафиксировало заявку о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции 30.08.2019 (идентификатор накладной TTN - 0318634902), допустив нарушение порядка учета при поставке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной N 2419 от 27.08.2019.
Постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 27.12.2019 N 07-10-19/1674 ООО "Пивоварня Ягер-АС" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 150000 руб.
Полагая незаконным постановление о назначении административного наказания от 27.12.2019 N 07-10-19/1674 ООО "Пивоварня Ягер-АС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Федерального закона).
Согласно подпункту 1 пункта 4 постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (вместе с "Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции") участниками единой информационной системы являются, в том числе, организации, осуществляющие производство и (или) оборот продукции.
В подпункте 18 пункта 6 названного выше постановления указано, что единая информационная система содержит сведения, в том числе, содержащиеся в товарно-транспортной накладной.
В соответствии с пунктом 21 Правил, направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с пунктом 24 Правил, при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель с использованием программно-аппаратных средств направляют в единую информационную систему заявку о фиксации с уточненными данными.
В случае если у программно-аппаратных средств участников единой информационной системы, отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в единую информационную систему заявки, указанной в абзаце первом настоящего пункта, организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель или индивидуальный предприниматель направляют в территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя или месту жительства индивидуального предпринимателя заявление с уточненными данным.
В соответствии с пунктом 3 приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" организации, осуществляющие производство, а также оборот алкогольной продукции представляют заявки в уполномоченные органы о фиксации информации о производстве и обороте продукции.
В соответствии с пунктом 5.1.1 приложения N 5 к приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Довод заявителя о том, что в действиях ООО "Пивоварня Ягер-АС" отсутствует вина, нарушение установленного порядка допущено в связи с ошибочным отказом контрагента от продукции, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с приложением N 5 пункта 5.2.1 приказа Росалкогольрегулирования об утверждении форм, порядка заполнения и сроков представления заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе порядок заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт), о первичных остатках продукции представляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), в день фактического получения продукции.
Фиксация документов в ЕГАИС осуществляется с использованием программного обеспечения "Универсальный транспортный модуль".
С выходом УТМ версии 2.0.3 упрощена процедура урегулирования ситуаций, связанных с ошибочной фиксацией документов. Участникам алкогольного рынка представлена возможность, самостоятельно распроводить акты подтверждения, отказа, постановки на баланс в соответствии с пунктом 1.11 технической документации.
Даже если документооборот по товарно-транспортной накладной завершен (накладная отказана, подтверждена или проведена с расхождениями), грузополучатель может отменить свое первоначальное решение.
Таким образом, именно на грузополучателе лежит обязанность принять либо не принять товарно-транспортную накладную, отправленную ООО "Пивоварня Ягер-АС" в порядке и сроки, предусмотренные приказом от 21.05.2014 N 149, с учетом технических требований для использования программного обеспечения "Универсальный транспортный модуль".
В апелляционной жалобе заявитель также ссылается на то, что ООО "Пивоварня Ягер-АС" обращалось в административный орган для корректировки действий в связи с ошибочной отменой грузополучателем товарно-транспортных накладных, заявителем предприняты все возможные меры для недопущения совершения административного правонарушения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 32 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 организациям, сельскохозяйственным товаропроизводителям или индивидуальным предпринимателям предоставляется информация, представленная ими в единую информационную систему, а также информация о закупаемой или поставленной ими продукции в соответствии с перечнем информации, утвержденным Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, в срок, не позднее 10 рабочих дней со дня передачи запроса о предоставлении соответствующей информации.
В данном случае ООО "Пивоварня Ягер-АС" могло обратиться в Росалкогольрегулирование с соответствующим заявлением о том, что его контрагенты (грузополучатели) по каким-либо причинам не подтверждают, отправленную обществом товарно-транспортную накладную.
В свою очередь, Росалкогольрегулирование, в случае подтверждения информации, содержащейся в заявлении общества, направило бы соответствующее письмо в МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО для рассмотрения вопроса о привлечении контрагента (получателя продукции) к административной ответственности, за несвоевременную фиксацию информации о получении алкогольной продукции.
Вместе с тем, ООО "Пивоварня Ягер-АС" не воспользовавшись вышеуказанной возможностью, отозвало ранее зафиксированную товарно-транспортную накладную и впоследствии повторно направило товарно-транспортную накладную по соответствующему контрагенту с нарушением сроков фиксации сведений об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС.
В рассматриваемом случае, ООО "Пивоварня Ягер-АС", являясь профессиональным участником алкогольного рынка, знало и допускало, что несвоевременная фиксация в ЕГАИС сведений об отгрузке алкогольной продукции может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде мер административного воздействия.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражным судом установлено отсутствие нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом, а также оснований для признания указанного правонарушения малозначительным.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлены, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Судом первой инстанции учтено, что ООО "Пивоварня Ягер-АС" назначено минимальное наказание, предусмотренное за совершение названного правонарушения в виде штрафа в размере 150000 рублей.
При таких условиях, в удовлетворении иска отказано обоснованно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.03.2020 по делу N А53-1213/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1213/2020
Истец: ООО "ПИВОВАРНЯ ЯГЕР-АС"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирование по Южному федеральному округу