г. Ессентуки |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А25-2650/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании представителя Акционерного общества "Кавказ-Лада" - Калашьян А.Н. (доверенность от 26.12.2018), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2020 по делу N А25-2650/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики обратилось акционерное общество "Кавказ-Лада" с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.05.2019 N 11 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 18 444 030 рублей, соответствующих пеней, а также штрафа в сумме 1 944 607 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество не должно было включать суммы выплаченных премий в налоговую базу по НДС и восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, исходя из фактической цены приобретенных автомобилей. Обществом правомерно не начислен и не уплачен в бюджет НДС с сумм квартальных премий, полученных от поставщика автомобилей и запасных частей в соответствии с дилерским договором. Налогоплательщик считает, что премии не являлись платой за оказание услуги дилером и не были связаны с оплатой реализованных автомобилей и запасных частей, поэтому организация, как покупатель, не должна на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ облагать НДС полученные суммы квартальной премии.
Решением суда от 17.03.2020 требования Акционерного общества "Кавказ-Лада" удовлетворены, признано недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике от 13.05.2019 N 11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 18 444 030 (Восемнадцать миллионов четыреста сорок четыре тысячи тридцать) рублей, соответствующих пеней, а также штрафа в сумме 1 944 607 (Один миллион девятьсот сорок четыре тысячи шестьсот семь) рублей.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2020 по делу N А25-2650/2019 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления АО "Кавказ-Лада".
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
Инспекцией заявлено ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок, мотивированное невозможностью обеспечить явку представителей в судебном заседании.
В силу норм Арбитражного процессуального кодекса, арбитражный суд может (не обязан) отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его самого или его представителя по уважительной причине (части 3, 4 статьи 158). Неявка в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции лица, подавшего апелляционную жалобу, не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие (часть 1 статьи 266).
Период объявленных Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" нерабочих дней завершен 11.05.2020.
Приведенные в совместном постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 N 821 в редакции постановления от 29.04.2020 N 822 разъяснения действовали до 11.05.2020 (пункт 9). В утвержденном 21.04.2020 Обзоре N 1 по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Президиум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил право суда на отложение судебного разбирательства только при невозможности рассмотрения дела в связи с введением правовых режимов, предусматривающих ограничения свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях (ответ на вопрос 1).
У суда апелляционной инстанции имеется возможность рассмотрения жалобы Инспекции, в связи с чем ходатайство об отложении судебного разбирательства подлежит отклонению.
Из материалов дела усматривается.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, составлен акт проверки от 16.11.2018 N 50 ( том 1 л.д.13-124). По результатам рассмотрения акта, материалов выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 13.05.2019 N 11 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 9 л.д.1 - 114).
В соответствии с решением от 13.05.2019 N 11, Инспекцией доначислено НДС за 3,4 кварталы 2014 г., 1,2,3,4 кварталы 2015 г., 1,2,3,4 кварталы 2016 г. в сумме 18444024 рублей, налог на прибыль за 2014 г. в федеральный бюджет в сумме 213360 рублей, в бюджет субъекта 1920240 рублей; за 2016 г. в федеральный бюджет в сумме 1507 рублей, в бюджет субъекта 13567 рублей; транспортный налог за 2014 г. 1372 рублей, за 2015 г. 1510 рублей, за 2016 г. 2693 рубля; пени по ст. 75 НК РФ по НДС 6185826 рублей, по налогу на прибыль в федеральный бюджет 94340 рублей, в бюджет субъекта 849059 рублей, по НДФЛ 6465 рублей, по транспортному налогу за 2014-2016 гг. 1770 рублей, заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату НДС за 1,2,3,4 кв. 2016 г. в сумме 1944607 рублей, налога на прибыль за 2016 год в бюджет субъекта в сумме 2713 рублей; транспортного налога - 841 рубль. Общая сумма, доначисленная по Решению N 11 от 13.05.2019 г. составила 29 684 194 рубля.
Решение Инспекции от 13.05.2019 N 11 было обжаловано заявителем в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения жалобы Управление Федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике решением от 15.08.2019 N102 (том 2 л.д.116-128) отменило решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Карачаево-Черкесской республике от 13.05.2019 N 11 о привлечении АО "Кавказ-Лада" к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на прибыль за 2014 год в размере 2 077 935 рублей и соответствующего размера пени.
Не согласившись с решением Инспекции от 13.05.2019 N11, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление общества, исходил из следующего.
Сославшись на положения пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 39, подпункта 1 пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 153, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового Кодекса РФ, суд первой инстанции указал, что в случае, если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг), то такие денежные средства не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с материалами дела следует, что ОАО "Автоваз" (ОГРН 1026301983113, Самарская область, г. Тольятти) с ОАО "Кавказ-Лада" ОАО "Ставрополь-Лада" (с 15.06.2016 года согласно выписке из ЕГРЮЛ его правопреемник - АО "Кавказ-Лада", том 2 л.д.138-153) был заключен дилерский договор N 269675 от 06.11.2013 (том 6 л.д. 1-12), согласно которому ОАО "Автоваз" поручает, а дилер принимает на себя обязательства по реализации под товарными знаками ОАО "Автоваз" от своего имени и за свой счет автомобилей, предварительно приобретенных у ОАО "Автоваз" на условиях Соглашения о поставке автомобилей (приложение N4 к настоящему Договору), предоставление клиентам услуг послепродажного обслуживания автомобилей LADA (приложение N9 к настоящему Договору), а также принимает на себя иные обязательства, предусмотренные настоящим Договором. Разделом 19 Договора, пунктом 19.1, предусмотрено, что в рамках выполнения Дилером обязательств по настоящему Договору ОАО "Автоваз" имеет право выплачивать Дилеру премии за выполнение Дилером определенных условий, установленных ОАО "Автоваз". Условия и порядок каждого вида премирования устанавливаются ОАО "Автоваз" в порядке, предусмотренном Сбытовой политикой ОАО "Автоваз". В соответствии с условиями Дополнительного соглашения N289470 от 04.09.2015, ОАО "Автоваз" обязуется осуществлять Дилеру поставку автомобилей марки LADA, а Дилер обязуется принимать автомобили и своевременно оплачивать их в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением (том 6 л.д.70-71).
Так, оплата за поставленные ОАО "Автоваз" Дилеру автомобили производилась путем предоплаты на расчетный счет, в соответствии с условиями п.4.1 Дополнительного соглашения, предусматривающими, что ОАО "Автоваз" производит отгрузку автомобилей Дилеру в пределах суммы поступившей оплаты от Дилера. АО "Автоваз" посредством ИС извещает Дилера о планируемом объеме сборки автомобилей на очередную неделю планирования с указанием стоимости на дату извещения. Обязательства по оплате автомобилей исполняются Дилером путем перечисления денежных средств на расчетный счет АО "Автоваз" в срок не позднее 3-х рабочих дней с даты извещения. ОАО "Автоваз "Автоваз" осуществляет отгрузку товарных автомобилей до суммы поступившей оплаты от Дилера. Право собственности на автомобили переходит к дилеру с момента передачи автомобилей Дилеру (при выборке) или с момента передачи первому перевозчику во всех иных случаях.
В соответствии с Приложением N 6 к Дилерскому Договору "Соглашение о выплате премий" (том 6 л.д.70-71) предусмотрено, что Премия - сумма поощрения Дилера за выполнение плана продаж автомобилей LADA, за соблюдение стандартов, за удовлетворенность Клиентов и за участие в проводимых ОАО "Автоваз" акциях - в соответствии с Программой проведения Акции. В соответствии с разделом 6 Соглашения, Премия рассчитывается только за товарные автомобили, реализованные Дилером конечным Клиентам в торговых точках, имеющих Сертификат, выдаваемый Дилеру от лица ОАО "Автоваз", и информация по реализации которых внесена в информационную систему ОАО "Автоваз" до наступления срока, указанного в п.8.1 настоящего Соглашения.
Согласно п.8.1 Соглашения информация для расчета премии фиксируется в информационных системах ОАО "Автоваз" по состоянию на 24 ч.00 мин. московского времени последнего рабочего дня отчетного месяца, для исключения корректировки.
В соответствии с условиями Дополнительного соглашения к Дилерскому договору N 278917 от 08.10.2014 (том 6 л.д.115-119), предусмотрено, что Дилер обязуется выполнять условия Программы "Премия за реализацию автомобилей в рамках программы обновления парка колесных транспортных средств в соответствии с оформленным комплектом документов при сдаче автомобилей, бывших в употреблении на утилизацию или продаже автомобилей по схеме "трейд-ин", а ОАО "Автоваз" обязуется осуществлять отгрузку автомобилей Дилеру и возмещать расходы, связанные с предоставление Дилером скидок потребителям в виде выплаты премии. Расчеты по настоящему дополнительному соглашению осуществляются только в соответствии с Порядком расчетов (Приложения N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего дополнительного соглашения.
Согласно с п.2.2 Выплата премии по указанной программе не уменьшает стоимость поставленных автомобилей. Приложением N 1 к дополнительному соглашению предусмотрен порядок расчетов по выплате премии, предусматривающий оплату ОАО "Автоваз" Дилеру премии в течении 5 дней от даты подтверждения представления комплекта документов Дилера к оплате, оформленного в соответствии с Программой. Оплата производится на расчетный счет Дилера.
Выездной налоговой проверкой налогоплательщика установлено, что за участие в указанной Программе АО "Автоваз" перечислило на расчетный счет Общества премии в сумме 16020000 рублей (в 2014 году), 48910000 рублей (в 2015 году), 63705000 рублей (в 2016 году).
Решением N 11 от 13.05.2019 г. установлено, что АО "Кавказ-Лада" является плательщиком НДС в проверяемом периоде. Налоговые декларации по НДС представлялись Обществом в полном объеме и в установленные законодательством Российской Федерации сроки (том 10, том 11, том 12).
Так, в материалы дела были представлены налоговым органом пояснения налогоплательщика в ходе выездной проверки за 01.01.2014-01.01.2016 г. (т.14 л.д. 40), а также оборотно-сальдовые ведомости по счету 91.1 Прочие расходы и доходы и Регистры формирования доходов и расходов за 2014-2016 гг. (том 14 л.д.41-43, том 7 л.д.1-163) из которых следует, что суммы премий по акции, полученных от АО "АВТОВАЗ" учитывались Обществом на счете 91.1 Прочие доходы и расходы, то есть указанные выплаты не отражались как расчеты за поставленные товары. Обществом данные выплаты учтены как внереализационные доходы по налогу на прибыль и отражены по строке 020 Деклараций по налогу на прибыль. Суд первой инстанции сделал вывод о том, что предоставленные заявителю премии не влияли на цену товара, а являлись самостоятельной формой гражданско-правовых отношений между сторонами.
Суд первой инстанции указал, что премии не могли влиять на цену товара, так как они исчислялись и предоставлялись по состоянию на последний день отчетного периода, то есть налогоплательщику на момент поставки и принятия к учету приобретенного товара не мог быть известен ни размер премии, ни сам факт ее получения. Таким образом, в рассматриваемом случае организация полностью оплачивала товар собственными денежными средствами, а не относила их на себестоимость приобретенного товара. Данный факт также подтверждает налоговый орган в своем решении.
В соответствии с информационными письмами (ответы на запросы) (т. 2 л.д.132,134-137), Дилерам ПАО "Автоваз", в частности разъяснено, что согласно п.2.1 ст. 154 НК РФ (в редакции Федерального закона от 05.04.2013 N 39-ФЗ), премии, выплачиваемые продавцом покупателю за выполнение определенных условий договора (в том числе за объем закупок) не уменьшают стоимость отгруженных товаров (работ, услуг) у продавца и сумму заявленных вычетов у покупателя, если иное не предусмотрено договором. Выплаты премий Дилерам за участие в Акциях производятся в соответствии с Соглашением о выплате премий (ПриложениеN6 к Типовому дилерскому соглашению, с учетом изменений, внесенных типовым дополнительным соглашением N 732 от 16.08.2016 в п.3) (далее-Соглашение). В соответствии с условиями указанного Соглашения, ПАО "Автоваз" в зависимости от полученных результатов оценки выполнения Дилерами условий Договора, вправе начислить Дилеру премии в соответствии со сбытовой политикой ПАО "Автоваз". Суммы выплачиваемых премий не изменяют стоимость ранее отгруженных автомобилей и не включаются в налоговую базу по НДС. В бухгалтерском учете ПАО "Автоваз" выплаты премий классифицируются как расходы, связанные с продажей автомобилей и отражаются бухгалтерскими записями Д-т 44 "Расходы на продажу" К-т 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами". С сумм выплаченных премий Дилерам ПАО "Автоваз" НДС не исчисляет и не возмещает из бюджета".
Письмами от 19.05.2016N 42740/88 и от 17.08.2016 исх. N 42000/243 ПАО "Автоваз" разъяснял, что выплата премий "не изменяет цену ранее отгруженных автомобилей, и "не выставляются корректировочные счета-фактуры на сумму выручки и НДС".
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что премии не являлись объектом налогообложения НДС и не требовали исправления или переоформления товаросопроводительных документов. Суммы представленных премий не корректировали налоговую базу по НДС связанную с реализацией продукции в адрес заявителя, в связи с чем корректировочные счета-фактуры не составлялись.
Кроме того, суд первой инстанции указал на незаконность оспариваемого решения налогового органа на том, основании что выплата премии не связана с возникновением у покупателя (АО "Кавказ-Лада" встречного обязательства передать поставщику (АО "Автоваз") товары, выполнить для него работы или оказать услуги. Реализуя приобретенные у АО "Автоваз" принадлежащие АО "Кавказ-Лада" автомобили физическим лицам, Общество действовало за свой счет и в собственных интересах. Реализация автомобилей по рекомендованным АО "Автоваз" ценам являлось условием договора N 269675 от 06.11.2013, а участие в программе обновления парка колесных транспортных средств (подразумевающее утилизацию старых автомобилей) - обязательным условием в силу соглашения о поставке автомобилей от 06.11.2013. Условием выплаты АО "Автоваз" премий дилеру являлось непосредственное предоставление покупателям - физическим лицам скидок при приобретении автомобилей АО "Автоваз", в связи с чем, премии не могут рассматриваться как суммы, связанные с оплатой транспортных средств. Кроме того, полученные налогоплательщиком от ПАО "Автоваз" премии за реализацию автомобилей в рамках программы обновления парка колесных транспортных средств также не могут быть признаны и вознаграждением за оказание каких-либо услуг, поскольку не имел обязательств осуществлять какие-либо действия в интересах ПАО "Автоваз". Осуществляя продажи собственных автомобилей и получая от ПАО "Автоваз" премии, АО "Кавказ-Лада" не оказывало в пользу него услуг по сбыту. Не связаны выплаченные ПАО "Автоваз" премии за выполнение условий дилерского договора и со встречным предоставлением со стороны АО "Кавказ-Лада" каких-либо услуг в рамках заключенных договоров.
На основании изложенных обстоятельств, суд первой инстанции посчитал, что АО "Кавказ-Лада" не реализует в пользу ПАО "Автоваз" товары, работы, услуги. Полученные заявителем премии не являются выручкой за реализованные товары (работы, услуги) или суммой, связанной с оплатой за реализованные товары (работы, услуги). В рамках реализации автомобилей по программе обновления парка колесных транспортных средств АО "Кавказ-Лада" в охваченный выездной налоговой проверкой период не совершил операций, признаваемых объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. У АО "Кавказ-Лада" отсутствует обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость при получении премий от ПАО "Автоваз". При реализации гражданам, участвовавшим в Акции по обновлению парка колесных транспортных средств, Общество правомерно определило налоговую базу как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из фактических цен их реализации.
Судебная коллегия, повторно проанализировав доводы сторон, пришла к выводу о том, что судом первой инстанции не в полной мере учтены обстоятельства дела, и соответственно решение суда первой инстанции подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных обществом требований надлежит отказать, руководствуясь и учитывая следующее.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах (пункт статьи 153 НК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 -158 Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в этом налоговом периоде.
С 01.07.2013 вступил в силу пункта 2.1 статьи 154 НК РФ (подпункт "а" пункта 1 статьи 1, часть 2 статьи 5 Закона N 39-ФЗ).
Согласно указанной норме выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.
АО "Кавказ-Лада" на основании дилерского договора N 269675 от 06.11.2013 в проверенный выездной налоговой период - 2014-2016 гг. - осуществляло розничную продажу поставляемых ПАО "Автоваз" автомобилей марки "LADA".
По условиям данного договора общество ПАО "Автоваз" поручает, а АО "Кавказ-Лада" (дилер) принимает на себя обязательство по реализации от своего имени и за свой счет автомобилей, предварительно приобретенных у ПАО "Автоваз", на условиях соглашения о поставке автомобилей (приложение N 4 к договору); предоставление услуг послепродажного обслуживания автомобилей на условиях заключенного между ПАО "Автоваз" и дилером Соглашения о гарантийном и техническом обслуживании автомобилей марки ЛАДА (Приложение N 9 к договору) ; принимает иные обязательства, предусмотренные дилерским договором (раздел 2 договора).
Соглашением о поставке автомобилей (приложение N 4 к договору) предусмотрено, что дилером формируется, заказ на поставку автомобилей на планируемый месяц; ПАО "Автоваз" подтверждает заказ дилера и производит отгрузку автомобилей после предварительной оплаты 100% стоимости автомобилей, предусмотренных к поставке в согласованном заказе; ПАО "Автоваз" вправе предоставить дилеру скидку; цена фиксируется на дату зачисления денежных средств дилера на расчетный счет ПАО "Автоваз" (пункт 4.1.1 соглашения о поставке автомобилей).
По итогам выездной налоговой проверки было установлено, что АО "Кавказ-Лада" некоторые автомобили, подпадающие под акции ПАО "Автоваз", реализует по цене ниже цены их приобретения, то есть, по цене, рекомендованной ПАО "Автоваз"".
Согласно пункту 19.1 дилерского договора N 269675 от 06.11.2013 и Соглашения о выплате премии в рамках выполнения дилером обязательств по дилерскому договору ПАО "Автоваз" имеет право выплачивать дилеру премии за участие в акции в период действия акции.
Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой физическим лицам, сдавшим вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство на утилизацию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 (далее-Правила N 1194), установлены порядок и условия получения таких субсидий.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 02.12.2013 N 349-ФЗ (в редакции от 26.12.2014) "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" отсутствуют субсидии на возмещение потерь в доходах торговых организаций, вследствие чего программа АО "АВТОВАЗ" "Премия за реализацию автомобилей в рамках программы обновления парка колесных транспортных средств" не может рассматриваться как реализованная в рамках Постановления N 1194 в спорном периоде (3,4 квартал 2014 года, 2015- 2016 гг.), а полученные налогоплательщиком денежные средства не могут рассматриваться в качестве субсидий от государства.
АО "Кавказ-лада" в рамках Программы обновления транспортных средств, принимало участие в данной акции и реализовывало предоставленные ПАО "Автоваз" товарные автомобили со скидкой потребителям, участвующим в указанной Программе. Выездной налоговой проверкой установлено, что за участие в указанной Программе ПАО "Автоваз" перечислило на расчетный счет Общества премии в сумме 16020000 рублей (в 2014 году), 48910000 рублей (в 2015 году), 63705000 рублей (2016 году). Размер премий определялся ПАО "Автоваз" и составлял за каждый реализованный автомобиль 50000 (либо 25000) руб.
Суммы полученных премий АО "Кавказ-Лада" отражало на счете 91.01 "Прочие доходы и расходы". Налогооблагаемая база по НДС определялась заявителем исходя из фактической цены автомобиля, уплаченной налогоплательщиком продавцу (ПАО "АВТОВАЗ"), без учета выплаченных премий.
В последующем, при реализации автомобиля по Программе утилизации со скидкой покупателю в размере 25 000 или 50 000 рублей ПАО "Автоваз" возмещало АО "Кавказ-Лада" указанную сумму скидки, то есть фактически возвращало ему часть уплаченной продавцу цены за автомобиль. При этом заявитель не включал суммы выплаченных премий в налоговую базу по НДС и не восстанавливал НДС, ранее принятый к вычету исходя из фактической цены приобретенных автомобилей.
Таким образом, поскольку размер премии равен размеру скидки, предоставленной АО "Кавказ-Лада" физическому лицу, денежные средства, полученные заявителем от ПАО "Автоваз" по Программе обновления парка колесных транспортных средств, представляют собой компенсацию неполученной выручки при реализации автомобилей физическим лицам по сниженным ценам (с предоставлением скидки), то есть, связаны с оплатой реализованных автомобилей и подлежат включению в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, в соответствии с которой налоговая база увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Судом первой инстанции неправомерно не учтено, что в рассматриваемом случае положения пункта 2.1 статьи 154 НК РФ не применимы, следовательно, в обжалуемом решении допущено неправильное применение норм материального права, выразившегося в применении закона, не подлежащего применению.
Признав на основании оценки условий дилерского соглашения, что полученные заявителем от автопроизводителя по "Программе по обновлению парка колесных транспортных средств" денежные средства представляют собой компенсацию неполученной выручки при предоставлении скидки покупателю-физическому лицу, т.е. связаны с оплатой реализованных автомобилей, руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные денежные средства подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании недействительным решения Инспекции от 13.05.2019 N 11 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 18444030 рублей, пени по НДС в соответствующей части, налоговых санкций по НДС по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 1 944 607 рублей не подлежали удовлетворению.
Следовательно, решение Инспекции в указанной части является правомерным, а решение суда первой инстанции необоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств по делу), а апелляционная жалоба налогового органа - удовлетворению.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2020 по делу N А25-2650/2019 - отменить.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республик - удовлетворить.
В удовлетворении заявления акционерного общества "Кавказ-Лада" о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.05.2019 N 11 - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2650/2019
Истец: АО "КАВКАЗ-ЛАДА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5983/20
15.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1628/20
17.03.2020 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-2650/19
20.11.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-2650/19