город Омск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А46-22609/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2424/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2020 по делу N А46-22609/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549, место нахождения: 350002, Краснодарский край, город Краснодар, улица Им. Леваневского, дом 185) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Марцинюк Елены Геннадьевны (ОГРНИП 311554322200160, ИНН 550100000401),
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации прав, об обязании устранить допущенные нарушения прав,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Терехова Е.В. по доверенности от 16.03.2020 N 125 сроком действия по 31.12.2020;
от акционерного общества "Тандер" - Ливадний В.С. по доверенности от 17.09.2019 N 23/127-н/23-2019-19-200 сроком действия 1 год;
в отсутствие индивидуального предпринимателя Марцинюк Елены Геннадьевны, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, уполномоченный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 08.11.2019 N КУВД-001/2019-7423566/4 об отказе в государственной регистрации прав; обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя и в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу совершить действия, связанные с государственной регистрацией договора аренды от 10.06.2019 N ОмФ/30970/19, на основании заявления от 19.06.2019 и приложенных к нему документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Марцинюк Елена Геннадьевна (далее - ИП Марцинюк Е.Г., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.01.2020 по делу N а46-22609/2019 требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение уполномоченного органа от 08.11.2019 N КУВД-001/2019-7423566/4 об отказе в государственной регистрации прав. С Управления Росреестра по Омской области в пользу АО "Тандер" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в данном случае осуществить государственный кадастровый учет части здания и государственную регистрацию договора аренды от 10.06.2019 N ОмФ/30970/19 не представилось возможным, в связи с чем 08.11.2019 принято решение об отказе в государственной регистрации на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). По мнению заинтересованного лица, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не учтены положения пункта 4 части 3 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ, которые указывают на то, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи Федерального закона N 218-ФЗ. Кроме того, уполномоченный орган указывает также на обстоятельства регистрации 05.12.2019 указанного выше договора аренды.
В письменном отзыве на жалобу АО "Тандер" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Марцинюк Е.Г., надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем уполномоченного органа поддержаны доводы жалобы. Представитель общества высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на государственную регистрацию представлен договор аренды от 10.06.2019 N ОмФ/30970/19, заключенный между АО "Тандер" (арендатор) и ИП Марцинюк Е.Г. (арендодатель) в отношении части нежилого помещения общей площадью 342,8 кв. м, входящей в состав нежилого помещения с кадастровым номером 55:36:040103:5905 общей площадью 844,8 кв. м, расположенного на 1 (первом) этаже здания по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Челюскинцев, д. 87, пом. 1П.
К заявлению о государственной регистрации приложено платежное поручение об оплате госпошлины в размере 22 000 руб., копии доверенностей от 25.09.2018, от 17.04.2019, согласие супруга от 06.06.2019, а также договор аренды в количестве 4 экземпляров с дополнительным соглашением от 21.10.2019.
08.11.2019 Управлением Росреестра по Омской области направлено уведомление, в котором изложено решение об отказе в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, мотивированное отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений об учете арендуемой части нежилого здания.
Указав на несогласие с решением заинтересованного лица, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем Управление Росреестра по Омской области не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, АО "Тандер" оспаривает решение об отказе в государственной регистрации договора аренды на помещения.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (пункт 2 статьи 651 ГК РФ). В настоящем случае заключенный заявителем и третьим лицом договор аренды характеризуется сроком действия по 10.06.2029 (пункт 1.4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (подпункт 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
Законом о государственной регистрации исключается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Статьей 44 Федерального закона N 218-ФЗ определяются особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости. В силу пункта 5 поименованной статьи если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН, в частности, блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на положения пункта 5, 19, 34, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ. Согласно указанным пунктам осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом; помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест); имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Между тем, в настоящем случае обществом в Управление Росреестра по Омской области представлены все документы и сведения, позволяющие определенно установить, какая именно часть помещения подлежит передаче арендатору: адрес места нахождения объекта недвижимого имущества, кадастровый номер, площадь, графическое изображение границ арендуемой части.
При этом неопределенности или споров относительно имущества, являющегося объектом договора аренды, его границ, площади, иных параметров, между сторонами не имеется. Идентификация спорного объекта в договоре аренды никаких сомнений не вызывает. Перечисленные данные позволяют определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (статья 607 АПК РФ).
Согласно пункту 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения); кадастровый учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости; кадастровый учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности, описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
Как следует из пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части передаваемого в аренду объекта недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части вещи, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимости), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами. Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2016 N 306-КГ16-17844, от 16.01.2017 N 306-КГ16-18329, от 20.02.2018 N 307-КГ17-18061.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что, разрешая споры об оспаривании отказа в государственной регистрации договоров аренды, судам необходимо учитывать, что, по смыслу пунктов 2, 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации, представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов; отсутствие кадастрового паспорта части помещения не может являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, если имеется подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи), и из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами.
В настоящем случае стороны договора аренды от 10.06.2019 N ОмФ/30970/19 определили его предмет, а в приложении к договору согласовали графическую часть. Государственная регистрация указанного договора должна быть осуществлена без представления на государственную регистрацию технического плана на часть помещения и постановки этой части на кадастровый учет.
На наличие иных оснований отказа в государственной регистрации заинтересованное лицо не ссылается.
Поскольку АО "Тандер" были представлены все необходимые документы для осуществления регистрации договора аренды, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения.
С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод о том, что оспариваемое решение, изложенное в уведомлении от 08.11.2019 N КУВД-001/2019-7423566/4, не соответствует положениям Федерального закона N 218-ФЗ и нарушает права и охраняемые законом интересы АО "Тандер", в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию недействительным. Удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 5 статьи 201 АПК РФ предусматривается, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая то обстоятельство, что договор аренды, заключенный между АО "Тандер" и ИП Марцинюк Е.Г., прошел государственную регистрацию на основании иного заявления общества, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, в удовлетворении заявления в части возложения на Управление Росреестра по Омской области обязанности по совершению действий по государственной регистрации договора аренды от 10.06.2019 N ОмФ/30970/19, обоснованно отказано.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Омской области не опровергают выводов суда первой инстанции и действия приведенных выше положений Федерального закона N 218-ФЗ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку заинтересованное лицо на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от обязанности по уплате государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 24.01.2020 по делу N А46-22609/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22609/2019
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: ИП Марцинюк Елена Геннадьевна