Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2020 г. N Ф04-4068/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А45-38548/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Логачева К.Д. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Кузнецова Кирилла Алексеевича (07АП-2732/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04 февраля 2020 г. по делу N А45-38548/2019 (судья Рубекина И.А.) по заявлению Кузнецова Кирилла Алексеевича, г. Новосибирск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (ИНН 5404403251, ОГРН 1095404022988, г. Новосибирск, пл. труда, 1) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц об исключении юридического лица - ЗАО "Пасифик" (ИНН:5407471387), номер записи от 22.02.2019 N 2195476335350 и обязании внести сведения о восстановлении правоспособности ЗАО "Пасифик".
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие:
от Кузнецова Кирилла Алексеевича: Белянин А.С. по доверенности от 17.12.2019 (на 3 года),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области: Ожигов А.С. по доверенности от 30.10.2019 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов Кирилл Алексеевич (далее - заявитель, Кузнецов К.А.) обратился с Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц об исключении юридического лица - ЗАО "Пасифик" (ИНН:5407471387), номер записи 2195476335350 от 22.02.2019 и обязании внести сведения в Единый государственный реестр юридических лиц о восстановлении правоспособности ЗАО "Пасифик".
Решением от 04.02.20120 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кузнецов К.А. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, дополнениями к ней, в которой просит решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены, изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Кузнецов К.А. являлся директором и учредителем ЗАО "Пасифик".
ЗАО "Пасифик" зарегистрировано в качестве юридического лица, адресом регистрации является: 630132, г. Новосибирск, ул. Нарымская д. 8А.
В связи с поступлением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области информации о том, что общество не находится по адресу регистрации, 24.03.2017 в отношении ЗАО "Пасифик" в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за ГРН 2175476656925 о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
22.10.2018 налоговым органом принято решение N 18782 о предстоящем исключении общества из Реестра, о чем в ЕГРЮЛ 24.10.2018 внесена запись за ГРН 6185476764390.
22.02.2019 регистрирующий орган внес в Реестр запись об исключении ЗАО "Пасифик" из ЕГРЮЛ (ГРН 2195476335350).
Заявитель считая, что запись в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица - ЗАО "Пасифик" (ИНН:5407471387), номер записи 2195476335350 от 22.02.2019 нарушает его права и законные интересы, поскольку на момент внесения указанной записи ЗАО "Пасифик" являлось действующим юридическим лицом, а заявитель осуществлял полномочия директора общества, обратился в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что исключение общества из ЕГРЮЛ произведено правомерно, оснований для признания оспариваемой записи недействительной не имеется, права заявителя не нарушены.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129 ФЗ).
Пунктом 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрены условия, при наступлении которых регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ в упрощенном - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), были введены в Закон N 129-ФЗ Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" с целью актуализации данных ЕГРЮЛ (его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 06.12.2011 N 26-П и в Определениях от 17.01.2012 N 143-О-О и от 17.06.2013 N 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Таким образом, положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом ЗАО "Пасифик" является: 630132, г. Новосибирск, ул. Нарымская д. 8А.
Согласно протоколу осмотра объекта недвижимости от 25.01.2017 N 184 (далее - протокол осмотра), проведенного в присутствии двух понятых, юридические лица, указанные в приложении к протоколу осмотра, в том числе ЗАО "Пасифик", по адресу: г. Новосибирск, ул. Нарымская д. 8А, не находятся. Рабочие места не определены, вывески и указатели отсутствуют.
Инспекцией в адрес общества, а также его учредителя и руководителя Кузнецова К.А. 13.02.2017 письмом N 07-27/005895 направлены уведомления о необходимости представления в Инспекцию достоверных сведений об адресе постоянно действующего исполнительного органа ЗАО "Пасифик" (далее - уведомление).
Поскольку в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, обществом не были представлены документы, подтверждающие достоверность сведений об адресе, иные сведения об адресе общества, регистрирующим органом 24.03.2017 в отношении ЗАО "Пасифик" в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2175476656925 о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
Подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, является основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии с предусмотренным порядком статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3- 09/355@ органом печати, в котором публикуются сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, является журнал "Вестник государственной регистрации".
Кроме того, в соответствии с пунктами 4-5 Приказа N 355 сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в том числе о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении, еженедельно размещаются в электронном виде на сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Электронные сервисы" - "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента", в подразделе "Сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ".
В случае непоступления в регистрирующий орган в течение тех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении заявлений заинтересованных лиц регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
В связи с наличием в реестре сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности более шести месяцев, регистрирующим органом в отношении ЗАО "Пасифик" 22.10.2018 принято решение N 18782 о предстоящем исключении общества из Реестра, о чем в ЕГРЮЛ 24.10.2018 внесена запись за ГРН 6185476764390.
Информация о принятом регистрирующим органом решении 24.10.2018 опубликована в установленном порядке в журнале "Вестник государственной регистрации" N 42 (707) 2018 2 часть, с указанием адреса, порядка и сроках направления заявлений заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ЗАО "Пасифик" из ЕГРЮЛ, о чем заявитель имел возможность ознакомиться.
Кроме того, аналогичные сведения размещены на сайте ФНС России в электронном сервисе "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента".
Одним из учредителей ЗАО "Пасифик" является общество с ограниченной ответственностью "Аликанте" ОГРН 1115476094678 (далее - ООО "Аликанте"), которое исключено из Реестра 09.03.2016 на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ в связи с наличием признаков недействующего юридического лица (Приложение N 5). В связи с утратой ООО "Аликанте" правоспособности уведомление в адрес указанного юридического лица не направлялось.
Факт направления уведомления в адрес общества, его директора и учредителя Кузнецова К.А. подтверждается списком N 25 внутренних почтовых отправлений от 15.02.2017.
Адресом места жительства заявителя - Кузнецова К.А. является: 630064, г. Новосибирск, ул. Новогодняя д. 20 кв. 79.
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
Ссылка заявителя на неполучение Кузнецовым К.А. уведомления, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ не регламентирует способ направления уведомлений о недостоверности в адрес юридического лица, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, в связи с чем направление уведомлений о недостоверности в адрес указанных лиц "простыми" письмами не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
ЗАО "Пасифик", а также его учредитель и директор Кузнецов К.А. были уведомлены надлежащим образом о необходимости представления достоверных сведений об адресе юридического лица.
У заявителя было достаточно времени, около двух лет, для того, чтобы представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе общества и, как следствие, устранить обстоятельства, которые послужили основанием для принятия Инспекцией решения о предстоящем исключении ЗАО "Пасифик" из ЕГРЮЛ и его последующего исключения (22.02.2019).
Налоговый орган в ответ на запрос Инспекции от 11.02.2019 N 07- 15/005084@ письмом от 18.02.2019 N 09-07/002325@ подтвердил, что ЗАО "Пасифик" подлежит исключению из ЕГРЮЛ.
Заявлений от общества либо иных заинтересованных лиц в регистрирующий орган о том, что их права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра, не поступало.
Поскольку заявитель не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный срок, оснований полагать, что исключением общества "Пасифик" из ЕГРЮЛ нарушены его права, не имеется.
Правовое значение имеет возможность установление связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, что в данном случае ЗАО "Пасифик" не обеспечено, отсутствие указанного общества по юридическому адресу подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Каких-либо доказательств нахождения ЗАО "Пасифик" по указанному в ЕГРЮЛ адресу в материалы дела не представлено.
Наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, само по себе влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, о чем прямо указано в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ; применительно к подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не имеет правового значения факт сдачи ЗАО "Пасифик" отчетности.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в таком случае установлен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ (абзац первый пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ) и соблюден в настоящем случае.
Исключение общества из ЕГРЮЛ произведено правомерно, оснований для признания оспариваемой записи недействительной не имеется, права заявителя не нарушены.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьей 270 АПК РФ. Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено. Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.02.2020 по делу N А45-38548/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова Кирилла Алексеевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-38548/2019
Истец: Кузнецов Кирилл Алексеевич
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 16 ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4068/20
15.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2732/20
04.02.2020 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-38548/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-38548/19