город Омск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А46-20759/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1792/2020) акционерного общества "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" на решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2020 по делу N А46-20759/2019 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" (ИНН 5507062941, ОГРН 1025501396436) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ИНН 5503242252, ОГРН 1135543018522) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 294 от 22.10.2019 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Попова Т.И. по доверенности от 09.01.2020 сроком действия до 31.12.2020;
в отсутствие представителя акционерного общества "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" (далее - заявитель, АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госстройнадзор Омской области, административный орган) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 22.10.2019 N 294 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.01.2020 по делу N А46-20759/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает на ненадлежащее извещение о рассмотрении заинтересованным лицом дела об административном правонарушении, ненаправление в адрес АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" предписания об устранении нарушений закона, а также на малозначительность допущенного административного правонарушения.
В письменном отзыве на жалобу административный орган просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем Госстройнадзора Омской области поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу общества.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой выездной проверки по контролю за соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) проводимой в отношении АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь", 24.07.2019 выявлены следующие нарушения требований Федерального закона при строительстве 10-ти этажного многоквартирного дома с помещениями общественного назначения на 1 этаже, расположенного на пересечении ул. Конева - ул. Ватутина N 10 мкр. N 13 "Садовый" в Кировском административном округе города Омска:
- в нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ не указана информация о лицах, выполнивших инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, о результатах экспертизы проектной документации в отношении многоквартирного дома (подразделы 10.2, 10.3 проектной декларации);
- в нарушение пункта 3 части 1 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ не указана информация о собственнике земельного участка в отношении многоквартирного дома (подраздел 12.2 проектной декларации);
- в нарушение пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ не указана информация о планируемых элементах благоустройства территории в отношении многоквартирного дома (подраздел 13.1 проектной декларации);
- в нарушение пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ не указана информация о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения, размере платы за такое подключение и планируемом подключении к сетям связи (подразделы 14.1, 14.2 проектной декларации);
- в нарушение пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ не указана информация о местоположении и основных характеристиках строящегося многоквартирного дома, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений (подразделы 15.2, 15.3 проектной декларации);
- в нарушение пункта 8 части 1 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ не указана информация о составе общего имущества строящегося многоквартирного дома (перечень помещений общего пользования с указанием их назначения и площади, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более чем одного помещения в данном доме) (раздел 16 проектной декларации);
- в нарушение пункта 9 части 1 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ не указана информация о примерном графике реализации проекта строительства, включающем информацию об этапах и о сроках его реализации, в том числе предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в отношении каждого из этапов: 20 процентов готовности; 40 процентов готовности; 60 процентов готовности; 80 процентов готовности; получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости (приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации") (раздел 17 проектной декларации);
- в нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" не указана информация о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, а именно - на 30.09.2018, 29.03.2019 (раздел 6 проектной декларации).
По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание N 06-03-10/88 об устранении выявленных нарушений, со сроком исполнения - 30.09.2019.
На основании распоряжения должностного лица Госстройнадзора Омской области от 01.10.2019 N 785-р в отношении общества в период с 09.10.2019 по 11.10.2019 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 27.04.2019 N 06-03-10/88, по результатам которой должностным лицом Госстройнадзора Омской области установлено неисполнение предписания, о чем составлен акт от 11.10.2019 N 06-03-11/144.
В отношении общества в присутствии генерального директора составлен протокол об административном правонарушении от 11.10.2019 N 423 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Определением от 14.10.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ назначено на 22.10.2019 на 09 час. 10 мин.
22.10.2019 в отсутствие представителя АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 294, которым последнее признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 103 000 руб.
Считая постановление незаконным, АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило поводом для обращения общества в апелляционный суд с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 указанной статьи Кодекса).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулирует Федеральный закон N 214-ФЗ.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 поименованного Федерального закона проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
Застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 214-ФЗ информация о проекте строительства одного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство должна соответствовать проектной документации и содержать информацию, помимо прочего:
- о видах строящихся в рамках проекта строительства объектов капитального строительства, о виде договора, для исполнения которого застройщиком осуществляется реализация проекта строительства (в случае заключения такого договора), в том числе договора, предусмотренного законодательством о градостроительной деятельности, о лицах, выполнивших инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, о результатах экспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий, о результатах государственной экологической экспертизы, если требование о проведении таких экспертиз установлено федеральным законом, а также коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса), если застройщик планирует использовать такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (пункт 1 статьи 21 закона);
- о правах застройщика на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома либо многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе о реквизитах правоустанавливающего документа на земельный участок, о собственнике земельного участка (в случае, если застройщик не является собственником земельного участка), о кадастровом номере и площади земельного участка (пункт 3 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ);
- о планируемых элементах благоустройства территории (пункт 4 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ);
- о местоположении и основных характеристиках строящихся (создаваемых) в рамках проекта строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений (пункт 5 статьи 21 закона);
- о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения, размере платы за такое подключение и планируемом подключении к сетям связи (пункт 6 статьи 21 закона);
- о составе общего имущества в строящемся (создаваемом) в рамках проекта строительства многоквартирном доме (перечень помещений общего пользования с указанием их назначения и площади, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более чем одного помещения в данном доме) (пункт 8 статьи 21 Федерального закона);
- о примерном графике реализации проекта строительства, включающем информацию об этапах и о сроках его реализации, в том числе предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию строящихся (создаваемых) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 9 статьи 21 Федерального закона N 214-ФЗ).
В рассматриваемом случае Общество является застройщиком 10-ти этажного многоквартирного дома с помещениями общественного назначения на 1 этаже, расположенного на пересечении ул. Конева - ул. Ватутина N 10 мкр. N 13 "Садовый" в Кировском административном округе города Омска. Строительство осуществляется с привлечением средств участников долевого строительства.
Факт заполнения проектной декларации многоквартирного дома с нарушениями положений Федерального закона N 214-ФЗ обществом по существу не оспаривается. Следовательно, по справедливому заключению суда первой инстанции, у административного органа имелись основания для выдачи АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" предписания, которое им не было исполнено в установленный срок.
Ввиду того, что предписание административного органа от 24.07.2019 N 06-03-10/88 соответствует критериям законности и исполнимости и не оспорено в установленном законом порядке, неисполнение его в установленный срок образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
При этом судом апелляционной инстанции доводы общества о ненадлежащем извещении АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении подлежат отклонению, исходя из следующего.
Согласно статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что при составлении протокола об административном правонарушении от 11.10.2019 N 423 присутствовал генеральный директор АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" Плесовских О.В. (копия протокола об административном правонарушении от 11.10.2019 N 423 получена Плесовских О.В. лично 11.10.2019, о чем свидетельствует его подпись на указанному протоколе). В протоколе содержатся сведения, что рассмотрение дела состоится 22.10.2019 в 09-10 час. по адресу: 644099, г. Омск, ул. Красногрвардейская, 42, помещение N 402.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя исследована административным органом при рассмотрении административного материала, оценка вины юридического лица нашла отражение в оспариваемом постановлении. Состав административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Нарушение порядка привлечения к ответственности и срока давности судом апелляционной инстанции не усматривается.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда личности, обществу, государству. При оценке малозначительности должен быть также решен вопрос о социальной опасности деяния. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац третий пункта 21 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Применение данной нормы является правом, а не обязанностью административного органа и, следовательно, неприменение административным органом этой нормы не влечет за собой незаконность постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В пункте 18.1 поименованного постановления Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в частности указал, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Вид и размер наказания за совершенное административное правонарушение в настоящем случае определены верно с учетом отягчающих ответственность обстоятельств, и у суда первой инстанции отсутствовали основания для несогласия с постановлением Госстройнадзора Омской области в данной части.
Оставив без удовлетворения заявление общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 27.01.2020 по делу N А46-20759/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20759/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ - ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ"
Ответчик: Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области