Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2020 г. N Ф04-4317/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А75-325/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2699/2020) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.02.2020 по делу N А75-325/2020 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к акционерному обществу "Самотлорнефтегаз" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Самотлорнефтегаз" - Хрипченко А.И. по доверенности от 01.01.2019 N 205 сроком действия по 31.12.2021;
в отсутствие представителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (далее - заинтересованное лицо, общество, АО "Самотлорнефтегаз") к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.02.2020 по делу N А75-325/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что АО "Самотлорнефтегаз" осуществляет размещение (захоронение) отходов IV класса опасности на указанном объекте в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов. Такое место осуществления лицензируемого вида деятельности, как "Комплекс по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поиска и оценки пластов-коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов III - V класса опасности" Куст скважин 1771 бис Самотлорского месторождения, участок недр в районе куста 1771 бис в выданной заинтересованному лицу лицензии отсутствует. Действующая в настоящее время у АО "Самотлорнефтегаз" лицензия от 26.02.2016 86 N 00298 не предполагает осуществление деятельности по размещению отходов на объекте "Комплекс по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поиска и оценки пластов-коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов III-V класса опасности" Куст скважин 1771 бис Самотлорского месторождения, участок недр в районе куста 1771 бис. Следовательно, АО "Самотлорнефтегаз" вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности только на тех объектах, которые указаны в лицензии. Доказательств переоформления лицензии с указанием нового места осуществления лицензируемого вида деятельности общество при проведении проверки, а также при составлении протокола не представило.
В письменном отзыве на жалобу общество просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
05.06.2020 через электронную систему "Мой арбитр" в апелляционный суд от АО "Самотлорнефтегаз" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а именно - заявления о проведении государственной экспертизы и выписки из итогового отчета мониторинга недр.
Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем АО "Самотлорнефтегаз" поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу заявителя и ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции, руководствуясь правилами статьи 268 АПК РФ и соображениями полного и всестороннего установления обстоятельств дела, приобщает к материалам дела поступившие от общества документы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя общества и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании приказа от 17.09.2019 N 776; от 24.10.2019 N 202-а в период с 30.09.2019 по 25.11.2019 проведена плановая выездная и документарная проверка АО "Самотлорнефтегаз".
В результате проверки административный орган пришел к выводу о том, что АО "Самотлорнефтегаз" осуществляет эксплуатацию объекта "Комплекс по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поиска и оценки пластов - коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов III- V класса опасности. Обустройство Самотлорского ЛУ. Куст скважин 1771 бис", а также размещение (захоронение) на указанном объекте отходов IV класса опасности без получения соответствующей лицензии.
Заявителем установлено, что у общества имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III - IV класса опасности от 26.02.2016 86 N 00298. Согласно указанной лицензии места осуществления лицензируемого вида деятельности следующие:
1) полигон ТБО между КСП-24 и ДНС-32, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение нефти, 50 км от г. Нижневартовска;
2) полигон по обезвреживанию отходов производства на КСП-23, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение, 43 км от г. Нижневартовска;
3) площадка утилизации твердых и жидких отходов нефтедобычи в районе ДНС-34, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение, 61 км от г. Нижневартовска;
4) пункт приема нефтесодержащих жидкостей в районе КСП-6, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение, 42 км от г. Нижневартовска;
5) временная площадка утилизации буровых отходов в районе куста 2036, Нижнеартовский район, Самотлорское месторождение, 39 км от г. Нижневартовска;
6) шламовый амбар в районе кустовой площадки 125Е, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение, 10,3 км от г. Нижневартовска;
7) шламовый амбар в районе кустовой площадки N 4303, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение, 48 км от г. Нижневартовска.
Осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности на объекте "Комплекс по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поиска и оценки пластов - коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов III - V класса опасности. Обустройство Самотлорского ЛУ. Куст скважин 1771 бис" указанной лицензией не предусмотрено.
Основаниями для вывода административного органа о фактическом осуществлении АО "Самотлорнефтегаз" деятельности по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности на упомянутом объекте явились следующие обстоятельства.
Так, Федеральным агентством по недропользованию обществу выдана лицензия ХМН 14714 ЗЭ (зарегистрирована 21.07.2009), которая впоследствии в связи с изменением наименования лицензиата заменена на лицензию ХМН 15976 ЗЭ (зарегистрирована 22.01.2016). Указанные лицензии предусматривают право АО "Самотлорнефтегаз" на осуществление работ по размещению промышленных стоков, поиски и оценку пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на Самотлорском лицензионном участке.
Право пользования участком недр с целью проведения оценочных работ предоставлено обществу лицензией ХМН 15976 ЗЭ. Виды, объемы работ на участке недр и сроки их выполнения определены разделом 3 условий лицензии, согласно пункту 3.3 которого владелец лицензии в числе прочего обязан не позднее 02.11.2020 представить геологический отчет о результатах поисков и оценки пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на государственную экспертизу геологической информации.
Согласно пункту 3.3 протокола N 2528 заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (далее - ГКЗ Роснедра) от 06.07.2011 участок недр намечаемого полигона глубинного захоронения отходов производства (смесь буровых шламов, нефтешламов и технических вод) на Самотлорском нефтегазовом месторождении в соответствии с законодательством отнесен к группе выявленных.
В 2018 году по результатам рассмотрения отчета АО "Самотлорнефтегаз" о геолого-гидрогеологическом обосновании промышленной эксплуатации Самотлорского полигона захоронения пульпообразных отходов производства (смесь буровых шламов, нефтешламов, попутных и технических вод) III - IV классов опасности протоколом N 5509 заседания ГКЗ Роснедра от 22.08.2018 участок недр Самотлорского полигона захоронения пульпообразных отходов производства отнесен по степени изученности к группе оцененных (пункт 3.4 протокола N 5509).
Административным органом заключено, что указанные документы свидетельствуют, что 29.08.2018 обществом исполнены требования лицензии ХМН 15976 ЗЭ и после указанной даты обществом осуществляется промышленная эксплуатация объекта в целях размещения отходов.
Согласно предоставленным Обществом сведениям (письмо от 21.11.2019 N 46-08/1250) в период за 2017 год закачено отходов: "шламы буровые, образующиеся при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные" - 0 т; "растворы буровые, образующиеся при бурении нефтяных скважин отработанные, малоопасные" - 28 506,05 т.; в период за 2018 год закачено отходов: "шламы буровые, образующиеся при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные" - 3 001,6 т; "растворы буровые, образующиеся при бурении нефтяных скважин отработанные, малоопасные" - 244 682,35 т; в период за 9 месяцев 2019 года закачено отходов: "шламы буровые, образующиеся при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные" - 9787,20 т; "растворы буровые, образующиеся при бурении нефтяных скважин отработанные, малоопасные" - 176 986,15 т.
05.11.2019 произведен осмотр объекта "Комплекс по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поиска и оценки пластов - коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов III - V класса опасности. Обустройство Самотлорского ЛУ. Куст скважин 1771 бис", а также отобрана проба отхода. В соответствии с заключением от 27.11.2019 N 13/19 эксперта Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по результатам исследований проб отхода (буровой шлам), отобранной в районе КП 1771 бис, отход соответствует IV классу опасности. При этом согласно заключению государственной экологической экспертизы по проектной документации "Комплекс по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поиска и оценки пластов - коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов III - V класса опасности. Обустройство Самотлорского ЛУ. Куст скважин 1771 бис", утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.06.2015 N 494, возврат отходов из недр не предусмотрен.
Согласно акту проверки от 02.12.2019 N 354 АО "Самотлорнефтегаз" осуществляет размещение (захоронение) отходов IV класса опасности на объекте, расположенном в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Нижневартовский район, Самотлорское месторождение нефти, "Комплекс по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поиска и оценки пластов - коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов III-V класса опасности. Обустройство Самотлорского ЛУ. Куст скважин 1771 бис" на участке недр в районе куста 1771 бис в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов.
В свою очередь, общество представило возражения на акт проверки, в соответствии с которыми действие лицензии ХМН 15976 ЗЭ и проектных документов по изучению пласта-коллектора и получения надлежащего обоснования возможности его промышленной эксплуатации не окончено 29.08.2018, а продолжается; в протоколе ГКЗ Роснедра от 22.08.2018 прямо отражено на недостаточность обоснования возможности промышленной эксплуатации пласта-коллектора, отчет о результатах поиска и оценки пластов-коллекторов обществу надлежит представить не позднее 02.11.2020. Аналогичные возражения были заявлены обществом в дополнениях к возражениям, поступившим в административный орган 19.12.2019.
По результатам проведенной проверки административным органом 26.12.2019 в отсутствие представителя АО "Самотлорнефтегаз" в отношении последнего составлен протокол N 568-ОН/39 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указав на изложенные обстоятельства, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования административного органа оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
На основании части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Статья 3 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом положений данного Закона.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ (абзац второй статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ).
Осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов I - IV классов опасности в отсутствие лицензии не допускается.
Оценив представленные в дело доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности материалами дела события вмененного Обществу правонарушения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество является обладателем лицензии ХМН 15976 ЗЭ (зарегистрирована 22.01.2016) на осуществление работ по размещению промышленных стоков, поиски и оценку пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на Самотлорском лицензионном участке. Виды, объемы работ на участке недр и сроки их выполнения определены разделом 3 условий лицензии, согласно пункту 3.3 которого владелец лицензии обязан выполнить следующий комплекс работ по поиску и оценке пластов - коллекторов для закачки буровых отходов:
- не позднее 02.05.2013 разработать и утвердить проект геологоразведочных работ по поискам и оценке пластов-коллекторов в отражениях апт-альб-сеноманского комплекса для закачки пульпообразных буровых отходов, получив необходимые экспертизы и согласования;
- провести комплекс работ по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поисков и оценки пластов-коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов (III - V класса опасности) в соответствии с проектом, прошедшим в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение;
- в срок не позднее 02.11.2020 представить геологический отчет о результатах поисков и оценки пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на государственную экспертизу геологической информации.
В пункте 3.3.3 условий лицензии указано, что возможность перехода к промышленному захоронению буровых отходов будет определена по результатам государственной геологической экспертизы.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями лицензии АО "Самотлорнефтегаз" выполнены работы по выбору участка намечаемого полигона глубинного захоронения отходов производства на Самотлорском нефтегазовом месторождении, получено положительное заключение государственной экспертизы материалов обоснования намечаемого объекта (что подтверждается протоколом согласования ГКЗ Роснедра от 06.11.2011 N 2528), подготовлена проектная документация на геологическое исследование объекта и дополнения к этой проектной документации со сроком выполнения работ до 02.11.2020, оформлены все разрешительные документы для реализации проекта, что подтверждается протоколом согласования ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 18.09.2014, протоколом Югранедра от 21.10.2014, протоколом согласования ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 31.10.2017, протоколом Югранедра от 15.11.2017, и не спаривается административным органом. Указанной проектной документацией предусмотрено, что в целях изучения недр для размещения отходов осуществляется подготовка пульпообразной смеси из отходов бурения (бурового шлама, бурового раствора) и производится ее опытно-промышленная закачка в пласт-коллектор для установления принципиальной возможности использования участка недр для строительства и эксплуатации подземного полигона захоронения отходов.
Согласно представленному в материалы дела дополнению к проекту геологического изучения апт-альб-сеноманского комплекса, поиска и оценки пластов - коллекторов для закачки пульпообразных буровых отходов, на Самотлорском месторождении планируется организация пункта захоронения пульпы, приготовленной на основе отходов бурения и подтоварных вод, работы ведутся в рамках лицензии ХМН 15976 ЗЭ.
Согласно положительному заключению ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 18.09.2014 проектом предусмотрено три этапа выполнения работ, в том числе на втором этапе - бурение поглощающих скважин с отбором керна и ГИС, формирование наблюдательного фонда путем перевода скважин из нефтедобывающих, опытно-фильтрационные работы, длительные опытные закачки пульпы.
Согласно положительному заключению ФБУ "Росгеолэкспертиза" от 31.10.2017 проект предусматривает длительные опытно-промышленные закачки пульпы, приготовленной на основе отходов бурения и подтоварных вод, и режимные наблюдения являются основным методом геологического изучения и поиска и оценки пластов - коллекторов.
В 2018 году сформирован и представлен на государственную геологическую экспертизу отчет о результатах геологического изучения на участке. Протоколом ГКЗ Роснедра N 5509, на который ссылается Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в обоснование своих доводов, решено считать возможным проведение опытно-промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства в режиме гидроразрыва пласта в течение 5 лет на базе двух поглощающих скважин со средней интенсивностью циклических нагнетаний до 800 куб.м/в сутки с объемным содержанием твердой фазы в пульпе до 20 %. При этом в указанном протоколе прямо отмечено, что возможность промышленной эксплуатации полигона недостаточно обоснована представленными материалами, что обуславливает необходимость доразведки оцениваемого участка недр в рамках опытно-промышленной эксплуатации (пункт 2).
Указанный протокол содержит заключение государственной экспертизы ФБУ "Росгеолэкспертиза", в пункте 3.1.2 которой также отражено признать возможность промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства недостаточно обоснованной, считать возможным проведение опытно-промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства III - V классов опасности в режиме гидроразрыва пласта в течение 5 лет на базе двух поглощающих скважин со средней интенсивностью циклических нагнетаний до 800 куб.м/в сутки с объемным содержанием твердой фазы в пульпе до 20%.
С учетом изложенного обществом после 29.08.2018 не начата промышленная эксплуатация объекта и размещение отходов на объекте, а продолжена работа по геологическому изучению недр, предусматривающая в том числе обязательное выполнение опытно-промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства на определенных условиях, то есть в рамках имеющейся у общества лицензии ХМН 15976 ЗЭ на осуществление работ по размещению промышленных стоков, поиски и оценку пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на Самотлорском лицензионном участке. Указанное соответствует пункту 3.3.3 лицензии, согласно которой возможность перехода к промышленному захоронению буровых отходов будет определена по результатам государственной геологической экспертизы. Срок предоставления геологического отчета на государственную экспертизу согласно указанной лицензии установлен до 02.11.2020.
В нарушение требований процессуального законодательства и законодательства об административных правонарушениях в материалы дела административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии решения государственной геологической экспертизы, предусматривающей переход к промышленному захоронению буровых отходов. Протокол N 5509, на который ссылается заявитель, таковым не является, поскольку не предусматривает переход к промышленному захоронению буровых отходов, а напротив указывает на необходимость доразведки оцениваемого участка недр.
Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что обществом с 2017 года осуществляется деятельность по размещению (захоронению) на упомянутом объекте отходов IV класса опасности без получения соответствующей лицензии, поскольку осуществление опытно-промышленной закачки пульпообразных отходов производства осуществляется в рамках лицензии ХМН 15976 ЗЭ на осуществление работ по размещению промышленных стоков, поиски и оценку пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на Самотлорском лицензионном участке на основании проектной документации, получившей положительные заключения государственных экспертиз.
Согласно представленному обществом в материалы дела итоговому отчету о результатах геологического изучения апт-альб-сеноманского комплекса, поиска и оценки пластов-коллекторов для закачки пульпообразных буровых отходов III - IV класса опасности на Самотлорском лицензионном участке по лицензии ХМН 15976 ЗЭ в 2019 году проведено биотестирование пробы пульпы Самотлорского месторождения в аккредитованной лаборатории. Экспериментальный метод показал, что пульпа относится к IV классу опасности и по степени вредного воздействия на окружающую среду - малоопасная. Процесс образования буровых отходов на Самотлорском месторождении идет непрерывно. Интенсивность работы полигона захоронения зависит от логистической схемы доставки буровых отходов, а также от способности оборудования переработать и закачать определенный объем буровых отходов. В марте 2020 года средний объем закачки составил 600 куб. м за сутки (закачка производится в течение не более 19 часов за каждые сутки), среднее содержание твердой фазы - 9,2 %. За период с сентября 2017 года по апрель 2020 года указаны фактические дебиты скважин, с марта 2020 года проектный дебит составляет 700 куб. м (величина, достигнутая в ходе длительных опытно-промышленных закачек).
08.05.2020 обществом по результатам изучения недр в период 2018-2019 годов представлены на государственную геологическую экспертизу материалы итогового отчета, что подтверждается письмом от 28.04.2020 N ВМ-1008.
Следовательно, материалами дела не подтверждается событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, что в соответствии со статьями 205 и 206 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности.
Отсутствие события административного правонарушения, равно как и его недоказанность, по правилам пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем требование о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В силу изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований административного органа, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.02.2020 по делу N А75-325/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-325/2020
Истец: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: АО "САМОТЛОРНЕФТЕГАЗ"