11 июня 2020 г. |
Дело N А79-10694/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 11.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.03.2020 по делу N А79-10694/2019,
принятое по заявлению Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о признании незаконными решений Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии от 20.06.2019 N 222 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 20.06.2019 N 222 осс/р о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, от 20.06.2019 N 222/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Якушевой Елены Ивановны.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Учреждение) проведена выездная проверка Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики (далее - Центризбирком ЧР, страхователь) по вопросу правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 14.05.2019 N 222 осс/р. Одновременно Учреждением в отношении страхователя проведена проверка по вопросу полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов страхователя за период с 01.01.2019 по 28.02.2019, о чем составлен акт выездной проверки от 14.05.2019 N 222/ПДС.
В ходе выездной проверки Учреждением установлено, что с 06.10.2010 Якушева Елена Ивановна (далее - Якушева Е.И.) состоит в трудовых отношениях с Центризбирком ЧР в должности ведущего специалиста-эксперта отдела информационного обеспечения.
Якушевой Е.И. на основании распоряжения от 04.09.2018 N 34-лс на период с 04.09.2018 по 08.06.2021 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
По заявлению Якушевой Е.И. распоряжением от 04.09.2018 N 35-к Якушевой Е.И. с 04.09.2018 установлен режим неполного рабочего времени во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: пятидневная рабочая неделя, выходные дни - суббота, воскресенье, продолжительность ежедневной работы - 6 часов, с 09 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. и выплатой заработной платы пропорционально отработанному времени.
Согласно табелям учета рабочего времени за период с 04.09.2018 по 28.02.2019 Якушева Е.И. работала на условиях пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями 6 часов в день.
Центризбирком ЧР обратилась в Учреждение за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения в части расходов, произведенных сверх начисленных страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 01.01.2019 на сумму 5652 руб. 80 коп.
По результатам проверки 14.05.2019 Учреждением вынесено решение от 20.06.2019 N 222 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которыми решено не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные Центризбиркомом ЧР с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов в сумме 46 027 руб. 46 коп. Предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 46 027 руб. 46 коп. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2019 по 30.06.2019. Доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 46 027 руб. 46 коп. Учреждением также вынесено решение от 20.06.2019 N 222 осс/р об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения, в сумме 18 786 руб. 72 коп. в связи с тем, что начислено с нарушением ежемесячное пособие по уходу за ребенком Якушевой Е.И. в сумме 46 027 руб. 46 коп.
Одновременно Учреждением вынесено решение от 20.06.2019 N 222/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных Учреждением в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 18 786 руб. 72 коп.
Центризбирком ЧР обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Учреждения от 20.06.2019 N 222 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 20.06.2019 N 222 осс/р о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, от 20.06.2019 N 222/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных Учреждением.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Якушева Е.И.
Решением от 05.03.2020 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил требования Центризбиркома ЧР.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что сокращение рабочего времени на 2 часа в день при 40-часовой рабочей неделе не может расцениваться, как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, а пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
Учреждение поясняет, что Центризбирком ЧР не создавал условия для осуществления ухода за ребенком на рабочем месте, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие разрешение на присутствие ребенка на рабочем месте в течение рабочего дня.
Учреждение утверждает, что суду не были представлены доказательства того, что отец ребенка не мог осуществлять уход за ребенком до полутора лет.
Учреждение считает, что осуществление Якушевой Е.И. своих трудовых функций, предусмотренных должностной инструкцией, в полном объеме с сокращенным рабочим днем с одновременным осуществлением ухода за маленьким ребенком невозможно.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Якушева Е.И. в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Центризбирком ЧР отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения в системе обязательного социального страхования урегулированы Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Пунктом 4 части 2 статьи 1.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255 -ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) установлено, что страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в том числе, уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относится ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону N 165-ФЗ, в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
Выплата вышеуказанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (статья 4 Федерального закона N 81-ФЗ).
Условия, размеры и порядок обеспечения этим пособием определяются Федеральным законом N 255-ФЗ и Федеральным законом N 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно статье 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Целевым назначением данного вида страхового обеспечения является предоставление указанным лицам реальной возможности осуществлять за ним уход, не только освободив их от необходимости выполнять трудовые обязанности, но и фактически сохранив часть заработка, то есть оказание помощи в воспитании и содержании ребёнка. При этом такое пособие предоставляется лицу, которое не утратило трудоспособность и заработок, а было по собственному волеизъявлению освобождено от работы для выполнения иной социально значимой функции - воспитания и ухода за ребёнком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе.
При этом в целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.
Соответственно, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Федеральным закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком, компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
Положением абзаца 2 статьи 91 ТК РФ предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В силу статьи 93 ТК РФ по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.
Особое правило о работе на условиях неполного рабочего времени в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком обусловлено тем, что предоставляемое в этот период пособие компенсирует небольшую часть среднего заработка работника (40%). Законодатель, признавая ограниченность этих средств для семьи, допускает возможность частичной занятости данного работника, если он может сочетать ее с фактическим уходом за ребенком.
Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и осуществлять уход за ребенком. При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Якушевой Е.И. 04.09.2018 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с назначением пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 04.09.2018 Якушевой Е.И. установлена 30-часовая рабочая неделя. Она допущена к выполнению работы на условиях неполного рабочего времени с 09:00 до 16:00 часов с выплатой заработной платы пропорционально отработанному времени.
Таким образом, время работы Якушевой Е.И. было сокращено на 2 часа ежедневно. При этом, заработная плата выплачивалась пропорционально отработанному времени.
Из пояснений Центризбирком ЧР следует, что Якушева Е.И. является системным администратором ГАС "Выборы" на территории Шумерлинского района Чувашской Республики и обеспечивает функционирование соответствующего территориального фрагмента комплекса средств автоматизации (далее - КСА). Территориальный фрагмент состоит из двух компьютеров, оборудования связи, программного обеспечения. Якушева Е.И. должна осуществлять включение-выключение оборудования, получать сведения для внесения в базы данных ГАС "Выборы" (в межвыборный период - это база данных избирателей), вводить их, устанавливать обновления, запускать антивирусные программы. Для размещения территориального фрагмента КСА администрацией Шумерлинского района предоставлено помещение N 21а, площадью 11,5 кв.м, в здании администрации по адресу: г. Шумерля ул. Октябрьская д. 24. Данное помещение предоставлено с соблюдением условий, установленных постановлением ЦИК России от 28.02.2007 N 200/1254-4 "О внесении изменений в Положение об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (п.п. 4.4.1,4.4.2).
Согласно пояснениям Центризбирком ЧР и Якушева Е.И. последняя в предоставленном помещении находилась одна, без доступа посторонних лиц. По служебной необходимости она имела возможность выхода из помещения и не обязана постоянно находиться в нем, одновременно нахождение в помещении вместе в ребенком нормативными актами не ограничивается. При этом место жительства Якушевой Е.И. (г. Шумерля ул. Щербакова д. 59/1) находится от места работы в шаговой доступности (1100 м). Якушева Е.И. самостоятельно осуществляла уход за своим ребенком (ребенок находился на грудном вскармливании), имела для этого по месту службы все необходимые условия: отдельное изолированное помещение, место для пеленания и сна ребенка, бытовые условия. Якушева Е.И. имела возможность удалиться с рабочего места, как в служебных целях, так и в целях обеспечения ухода за ребенком. Ее уходы осуществлялись с разрешения непосредственного руководителя и на качество работы не влияли.
Опрошенные судом первой инстанции свидетели (Чебутаева Г.В., Иванова Н.В.) подтвердили наличие условий для ухода за ребенком на рабочем месте Якушевой Е.И.
Из показаний начальника отдела информационного обеспечения Сайкина А.С. следует, что Якушева Е.И. в предоставленном помещении находится одна, по служебной необходимости имеет возможность выхода из помещения, в период отпуска по уходу за ребенком часто отпрашивалась.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Якушева Е.И., находясь в отпуске по уходу за ребенком и работая на условиях неполного рабочего времени, продолжала осуществлять уход за ребенком самостоятельно.
Одновременно из материалов дела не следует, что Якушева Е.И., находясь на рабочем месте с ребенком, не имела возможности осуществлять свои должностные обязанности.
Центризбиркомом ЧР документально подтверждено наличие трудовых отношений с Якушевой Е.И., наступление страхового случая для получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установление Якушевой Е.И. неполного рабочего времени продолжительностью 6 часов в день, выплата Якушевой Е.И. ежемесячного пособия по уходу за ребенком пропорционально отработанному времени, осуществление ухода за ребенком самостоятельно Якушевой Е.И., не получение супругом Якушевой Е.И. указанного пособия.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении Центризбиркомом ЧР условий, предусмотренных частью 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ, для сохранения за указанным сотрудником права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
По смыслу части 2 статьи 11.1 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по уходу за ребенком компенсирует работнику заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
В рассматриваемом случае пособие по уходу за ребенком является компенсацией утраченного работником заработка из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком.
С установленных по делу обстоятельств Учреждением неправомерно отказано в принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет на сумму 46 027 руб. 46 коп.
Поскольку страхователи обязаны выплатить застрахованным лицам страховое обеспечение, а страховщик - выделить денежные средства страхователю на произведенные расходы, суд правильно посчитал необходимым обязать Учреждение принять решение о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, произведенные Центризбиркомом ЧР, на сумму 46 027 руб. 46 коп.
В данном случае расходы, понесенные Учреждением по выплате пособия по уходу за ребенком, нельзя признать излишними, необоснованными, подлежащими возмещению страхователем, поскольку право на выплату таких пособий Центризбиркомом ЧР документально подтверждено. Доказательств того, что представленные Центризбиркомом ЧР доказательства являются недопустимыми, Учреждением не представлено.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решений от 20.06.2019 N 222 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 20.06.2019 N 222 осс/р о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, от 20.06.2019 N 222/ПДС о возмещении расходов, излишне понесенных Учреждением.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции представленных в дело доказательств и не свидетельствуют о незаконности выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учреждение от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.03.2020 по делу N А79-10694/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10694/2019
Истец: Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики
Ответчик: ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии
Третье лицо: Якушева Елена Ивановна, Иванова Наталья Вячеславовна, Сайкин Анатолий Семенович, Чебутаева Галина Викторовна