г. Владивосток |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А59-3620/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина,
судей А.В. Ветошкевич, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.О. Меркуловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью "Долинскавтотранс" Горбуновой Ирины Александровны,
апелляционное производство N 05АП-2210/2020
на определение от 04.03.2020
судьи Караман Ю.А.
по делу N А59-3620/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению уполномоченного органа Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области
о включении требований в реестр кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Долинскавтотранс" (ОГРН 1156504000432, ИНН 6504012694) в общей сумме 59 628 рублей 56 копеек,
в рамках дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Долинскавтотранс" в лице ликвидатора Тен Елены Чунсиковны
о признании его несостоятельным (банкротом),
лица, участвующие в деле о банкротстве, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Долинскавтотранс" (далее - ООО "Долинскавтотранс", должник) в лице ликвидатора Тен Елены Чунсиковны обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 19.06.2019 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу N А59-3620/2019 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Долинскавтотранс".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 15.07.2019 ООО "Долинскавтотранс" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на 3 месяца - до 08.10.2019, конкурсным управляющим должника утвержден Талышев Дмитрий Викторович.
Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" 27.07.2019 N 120101846618.
Впоследствии срок конкурсного производства в отношении ООО "Долинскавтотранс" и полномочия конкурсного управляющего Талышева Д.В. продлевались, определением Арбитражного суда Сахалинской области от 25.12.2019 продлены на два месяца до 07.03.2020.
В рамках дела о банкротстве ООО "Долинскавтотранс" Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (далее - уполномоченный орган) обратилось 28.10.2019 в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований в общей сумме 59 628 рублей 56 копеек (в том числе: страховые взносы - 52 828 рублей 75 копеек, пени - 6 799 рублей 81 копейка).
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 04.03.2020 требования уполномоченного органа в общей сумме 59 628 рублей 56 копеек (в том числе: страховые взносы - 52 828 рублей 75 копеек, пени - 6 799 рублей 81 копейка) признаны обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, представитель учредителей (участников) ООО "Долинскавтотранс" Горбунова Ирина Александровна (далее - Горбунова И.А.) обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в установлении требований уполномоченного органа в реестр должника. В обоснование своей позиции заявитель, ссылаясь на несоблюдение требований, предусмотренных статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, привела доводы об утрате налоговым органом возможности по взысканию страховых взносов и пеней, обозначенных в приведенных статьях, в связи с истечением сроков. Также указала на предъявление требования к должнику после закрытия реестра требований кредиторов должника.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020 апелляционная жалоба Горбуновой И.А. принята к производству, ее рассмотрение назначено на 29.04.2020. Определением от 16.04.2020 дата судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы изменена на 09.06.2020.
В канцелярию суда от уполномоченного органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Одним из последствий открытия конкурсного производства, предусмотренных статьей 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", является наступление срока исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В связи с изложенным, при установлении требований в деле о банкротстве не подлежит применению часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований; также при установлении требований в деле о банкротстве признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приведет к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
Таким образом, арбитражный суд в любом случае проверяет обоснованность предъявленных к должнику требований и выясняет наличие оснований для их включения в реестр требований кредиторов.
Состав и размер денежных обязательств, обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве (абзац 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Предъявленное уполномоченным органом к установлению в реестр требований кредиторов ООО "Долинскавтотранс" требование основано на требованиях, решениях и постановлениях Сахалинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Из материалов дела следует, что Фондом адрес ООО "Долинскавтотранс" направлены:
- требование от 26.10.2016 N 99 за расчетный период 3 квартал 2016 года в сумме 13 976 рублей 51 копейки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 13 256 рублей 89 копеек и пени в сумме 719 рублей 62 копеек со сроком уплаты до 14.11.2016;
- требование от 14.02.2017 N 79 за расчетный период 4 квартал 2016 года в сумме 13 764 рублей 65 копеек по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 13 292 рублей 77 копеек и пени в сумме 471 рубля 88 копеек со сроком уплаты до 15.01.2017;
- требование от 26.04.2017 N 77 за расчетный период 1 квартал 2017 года в сумме 11 609 рублей 72 копеек по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 10 754 рублей 65 копеек и пени в сумме 855 рублей 07 копеек со сроком уплаты до 15.04.2017;
- требование от 26.07.2017 N 71 за расчетный период 2 квартал 2017 года в сумме 6 390 рублей 20 копеек по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5 305 рублей 71 копейки и пени в сумме 1 084 рублей 50 копеек со сроком уплаты до 15.07.2017;
- требование от 30.10.2017 N 79 за расчетный период 3 квартал 2017 года в сумме 6 728 рублей 12 копеек по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 5 492 рублей 64 копеек и пени в сумме 1 235 рублей 48 копеек со сроком уплаты до 15.10.2017;
- требование от 30.01.2018 N 58 н/с за расчетный период 4 квартал 2017 года в сумме 5 558 рублей 01 копейки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 4 320 рублей 70 копеек и пени в сумме 1 237 рублей 31 копейки со сроком уплаты до 15.01.2018;
- требование от 04.05.2018 N 64 за расчетный период 1 квартал 2018 года в сумме 1 601 рубля 35 копеек по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 405 рублей 40 копеек и пени в сумме 1 195 рублей 95 копеек со сроком уплаты до 15.04.2018.
В связи с отсутствием добровольной уплаты по требованиям Фондом вынесены:
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (страхователя) в банках от 28.11.2016 N 99 (по требованию от 26.10.2016 N 99 срок добровольной уплаты - 14.11.2016);
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (страхователя) в банках от 28.11.2016 N 99 (по требованию от 14.02.2017 N 79 срок добровольной уплаты - 06.03.2017);
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (страхователя) в банках от 28.11.2016 N 99 (по требованию от 26.04.2017 N 77 срок добровольной уплаты - 15.05.2017);
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (страхователя) в банках от 28.11.2016 N 99 (по требованию от 26.07.2017 N 71 срок добровольной уплаты - 14.08.2017);
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (страхователя) в банках от 28.11.2016 N 99 (по требованию от 30.10.2017 N 79 срок добровольной уплаты - 17.11.2017);
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (страхователя) в банках от 28.11.2016 N 99 (по требованию от 30.01.2018 N 58 н/с срок добровольной уплаты - 19.02.2018);
- решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (страхователя) в банках от 28.11.2016 N 99 (по требованию от 04.05.2018 N 64 срок добровольной уплаты - 25.05.2018).
Ввиду недостаточности денежных средств на счетах должника Фондом приняты меры принудительного взыскания задолженности за счет имущества должника путем вынесения:
- постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (страхователя) - организации (индивидуального предпринимателя) от 21.02.2017 N 136 на сумму 13 976 рублей 51 копейки;
- постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (страхователя) - организации (индивидуального предпринимателя) от 11.05.2017 N 208 на сумму 13 764 рублей 65 копеек;
- постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (страхователя) - организации (индивидуального предпринимателя) от 03.07.2017 N 346 на сумму 11 609 рублей 72 копеек;
- постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (страхователя) - организации (индивидуального предпринимателя) от 19.09.2017 N 452 на сумму 6 390 рублей 20 копеек;
- постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (страхователя) - организации (индивидуального предпринимателя) от 15.12.2017 N 622 на сумму 6 728 рублей 12 копеек;
- постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (страхователя) - организации (индивидуального предпринимателя) от 24.04.2018 N 24 на сумму 5 558 рублей 01 копейки;
- постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов (страхователя) - организации (индивидуального предпринимателя) от 08.02.2019 N 51 н/с на сумму 1 601 рубля 35 копеек.
Указанные постановления направлены Фондом в ОСП по Долинскому району УФССП по Сахалинской области на принудительное исполнение. Получив постановления, судебным приставом-исполнителем ОСП по Долинскому району УФССП по Сахалинской области вынесены постановления о возбуждении исполнительных производств:
- постановлением от 23.03.2017 возбуждено исполнительное производство N 3236/17/65004-ИП на сумму 13 976 рублей 51 копейки;
- постановлением от 24.05.2017 возбуждено исполнительное производство N 4948/17/65004-ИП на сумму 13 764 рублей 65 копеек;
- постановлением от 31.07.2017 возбуждено исполнительное производство N 6438/17/65004-ИП на сумму 11 609 рублей 72 копеек;
- постановлением от 19.10.2017 возбуждено исполнительное производство N 9069/17/64004-ИП на сумму 6 390 рублей 20 копеек;
- постановлением от 31.01.2018 возбуждено исполнительное производство N 2195/18/65004-ИП на сумму 6 728 рублей 12 копеек;
- постановлением от 06.06.2018 возбуждено исполнительное производство N 9200/18/65004-ИП на сумму 5 558 рублей 01 копейки;
- постановлением от 15.03.2019 возбуждено исполнительное производство N 15687/19/65004-ИП на сумму 1 601 рубля 35 копеек.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.
В силу пункта 3 статьи 13 Закона N 165-ФЗ средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации; с 2017 Налоговый кодекс Российской Федерации также регулирует уплату обязательных платежей в социальные фонды в виде страховых взносов (глава 34 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ), на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Страховые взносы уплачиваются плательщиками отдельными платежными поручениями: на ОПС, ОМС и ВНиМ - в налоговые органы (пункт 3 статьи 8, пункт 1 статьи 30, пункты 3, 6 статьи 431, пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако, действие Налогового кодекса Российской Федерации не распространяется на страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - взносы на случай травматизма) и на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пункт 3 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Порядок начисления и уплата страховых взносов на случай травматизма регулируются Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Уплата таких взносов осуществляется страхователем в ФСС РФ (статья 3, пункт 1.1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета ФСС РФ, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками. Указанные средства являются федеральной собственностью и изъятию не подлежат (пункт 2 статьи 20 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возложены на налоговые органы, а администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на Фонд.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регулируются Законом N 125-ФЗ.
Процедура принудительного взыскания страховых взносов, пеней и штрафов состоит из нескольких взаимосвязанных последовательных этапов: выставление на основании статьи 26.9 Закона N 125-ФЗ требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, при неисполнении требования в установленный срок - вынесение не позднее 60-ти дней после истечения срока исполнения требования решения о взыскании недоимки за счет денежных средств (статья 26.6) и направление инкассового поручения в банк, в котором открыты счета налогоплательщика; в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика, а также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика - вынесение решения о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика (статья 26.7).
При отсутствии любого из указанных условий решение о взыскании налога за счет имущества страхователя не может быть признано принятым с соблюдением установленного законом порядка.
Представленными в дело доказательствами подтверждается, что Фондом переданы заявителю, как уполномоченному в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" органу, все необходимые процессуальные документы при взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусмотренные Законом N 125-ФЗ.
Вынесенные Фондом процессуальные документы (требование, решение, постановление), а также действия (бездействие) должностных лиц их принявших, в установленном законом порядке не оспорены и не опровергнуты; доказательства погашения задолженности, а также ее наличия в ином (меньшем) размере, не представлены (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Возражая на требование уполномоченного органа, должник в своем отзыве, а также в апелляционной жалобе, привел доводы о пропуске заявителем установленного абзацем 3 пункта 1 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" двухмесячного срока на предъявление требования к установлению в реестр требований кредиторов должника; обращение уполномоченного органа после закрытия реестра.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Из материалов дела следует, что ООО "Долинскавтотранс" признано несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства решением Арбитражного суда Сахалинской области от 15.07.2019, соответствующие сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" 27.07.2019, следовательно, реестр требований кредиторов должника подлежал закрытию 27.09.2019.
С рассматриваемым заявлением уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Сахалинской области 28.10.2019 (согласно оттиску штампа, проставленному канцелярией суда на заявлении).
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" судам необходимо иметь в виду, что передача исполнительных документов конкурсному управляющему в соответствии с пунктом 5 статьи 96 Закона об исполнительном производстве не освобождает конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, чьи требования подтверждаются исполнительными документами, от предъявления названных требований в суд, рассматривающий дело о банкротстве, на основании пункта 1 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать и в интересах кредиторов (пункт 4 статьи 20.3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), он обязан незамедлительно уведомить лиц, являющихся взыскателями, о получении им соответствующих исполнительных документов и о необходимости заявления кредиторами требований в рамках дела о банкротстве. Срок на предъявление требований такими лицами в деле о банкротстве начинает исчисляться не ранее даты направления им указанного уведомления конкурсным управляющим
При этом, в силу пункта 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, взыскатель, поручивший исполнение судебного решения государственной службе, специально созданной для этих целей, имеет разумные ожидания того, что он будет проинформирован путем индивидуального извещения об объективной невозможности продолжения процедуры взыскания, начатой по его заявлению, в связи с банкротством должника. Возложение на подобного взыскателя обязанности по самостоятельному отслеживанию публикаций о судьбе должника является чрезмерным, а срок закрытия реестра требований кредиторов должника для такого непроинформированного взыскателя нельзя признать пропущенным.
Несмотря на то, что процедура банкротства должника является публичной, сведения о введении любой процедуры банкротства публикуются в электронной и бумажной версиях издания "Коммерсантъ", размещаются в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а судебные акты арбитражного суда по делам о банкротстве публикуются на общедоступном официальном федеральном информационно-справочном ресурсе "Картотека арбитражных дел", законодатель и судебная практика исходят из того, что взыскатель, поручивший исполнение судебного решения государственной службе, специально созданной для этих целей, имеет разумные ожидания того, что он будет проинформирован путем индивидуального извещения об объективной невозможности продолжения процедуры взыскания, начатой по его заявлению, в связи с банкротством должника. Возложение на подобного взыскателя обязанности по самостоятельному отслеживанию публикаций о судьбе должника является чрезмерным (пункты 4 и 5 статьи 69.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве"). Указанные разъяснения подлежат применению как при банкротстве юридических лиц, так и при банкротстве физических лиц.
При прекращении исполнения требования взыскателя в исполнительном производстве, о котором кредитор узнает после открытия процедуры конкурсного производства (реализации имущества), для правильного определения начала течения срока закрытия реестра требований кредиторов правовое значение имеет не момент опубликования информационного сообщения о введении процедуры, а обстоятельства, связанные с направлением арбитражным управляющим извещения взыскателю, его индивидуальная осведомленность о банкротстве должника и необходимости обращения с требованием в реестр требований кредиторов. Суды должны выяснить и оценить отсутствие или наличие доказательств возврата исполнительного документа взыскателю или поступления исполнительного документа в адрес должника от службы судебных приставов; уведомления взыскателя о передаче исполнительных документов арбитражному управляющему и информирования последним взыскателя о порядке обращения с соответствующим требованием к должнику.
Таким образом, установленный законом двухмесячный срок для обращения в суд с заявлением о включении требования в реестр требований кредиторов должника в указанных выше случаях начинает течь не с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а с даты направления конкурсным управляющим кредиторам (взыскателям) уведомления о получении им соответствующих исполнительных документов.
Из представленных в дело доказательств следует, что положенные в основу заявленного требования постановления Фонда от службы судебных приставов в адрес конкурсного управляющего ООО "Долинскавтотранс" не поступали; иные доказательства, подтверждающие надлежащее уведомление уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства, и способствующие своевременному обращению заявителя с настоящим требованием, то есть в рамках двухмесячного срока с даты опубликования соответствующих сведений, определенного статьей 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", не представлены (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Иное из материалов дела не следует.
С учетом приведенных правовых норм и разъяснений, в сложившейся ситуации установленный статьей 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" срок на предъявление требования не может считаться пропущенным для уполномоченного органа; основания для понижения очередности их удовлетворения апелляционным судом также не установлены.
Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017, исходя из особой правовой природы и предназначения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование расчеты по соответствующим требованиям в делах о банкротстве осуществляются в порядке, установленном для погашения задолженности по заработной плате (пункт 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016). Поэтому в соответствии с абзацем 3 пункта 2 и абзацем 3 пункта 4 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" соответствующая основная задолженность, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом, относится ко второй очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
При этом следует учитывать, что в случае недостаточности имеющихся у должника денежных средств для погашения всей текущей задолженности, относящейся ко второй очереди удовлетворения, расчеты с кредиторами согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" производятся в порядке календарной очередности. Вопрос об изменении календарной очередности погашения текущих требований кредиторов второй очереди удовлетворения (о приоритетном погашении требований по заработной плате) может быть разрешен судом, рассматривающим дело о банкротстве, с учетом сохраняющих свою силу разъяснений, содержащихся в абзацем 3 пункта 40.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Указанный специальный режим удовлетворения, установленный для погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, не применяется в отношении иных страховых взносов в Российской Федерации (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, на обязательное медицинское страхование). Так, по общему правилу требования об уплате задолженности по другим страховым взносам в Российской Федерации, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к пятой очереди удовлетворения текущих платежей, а задолженность, не являющаяся текущей, подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника (абзац 6 пункта 2, абзац 4 пункта 4 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
КК следует из материалов дела и указывалось ранее, предъявленная уполномоченным органом к установлению в реестр требований кредиторов должника возникла по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний.
В этой связи, установив, что требования уполномоченного органа заявлены в срок, установленный Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснений, приведенных в пункте 15 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" и пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, и подтверждены документально, апелляционный суд признал правомерным вывод первой инстанции о наличии правовых оснований для включения указанных требований в общем размере 59 628 рублей 56 копеек (в том числе: страховые взносы - 52 828 рублей 75 копеек, пени - 6 799 рублей 81 копейка), в третью очередь реестра требований кредиторов должника по правилам пункта 4 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
При таких обстоятельствах, заявление уполномоченного органа обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Ввиду приведенного документального и нормативного обоснования в настоящем постановлении подлежат отклонению за необоснованностью доводы, приведенные представителем учредителей (участников) ООО "Долинскавтотранс" Горбуновой И.А. в апелляционной жалобе.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить либо изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба в нарушение требований, предусмотренных статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не содержат. Имеющиеся в материалах дела доказательства опровергают доводы, изложенные апеллянтом.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб на судебные акты, принятые арбитражным судом по результатам проверки обоснованности требований кредиторов о включении в реестр по делам о несостоятельности (банкротстве).
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Сахалинской области от 04.03.2020 по делу N А59-3620/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца.
Председательствующий |
К.П. Засорин |
Судьи |
А.В. Ветошкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3620/2019
Должник: ООО "Долинскавтотранс"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области
Третье лицо: ООО Конкурсный управляющий "Долинскавтотранс", АО "Сахалинавтотранс", Ассоциация Евросибирская Саморегулируемая организация арбитражных управляющих, ОАО "Сахалинавтотранс", Представитель учредителей Горбунова Ирина Александровна, Талышев Дмитрий Викторович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ, УФНС России по Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3905/20
11.08.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2364/20
16.06.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2210/20
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3620/19
15.07.2019 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3620/19