г. Челябинск |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А34-8747/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Научно-производственное объединение" Курганприбор" на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2020 по делу N А34-8747/2019.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Научно-производственное объединение" Курганприбор" - Татаринцев И.В. (доверенность от 08.10.2019).
Акционерное общество "Научно-производственное объединение "Курганприбор" (далее - заявитель, общество, АО "НПО "Курганприбор") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным пункта 14 предписания N 1 об устранении нарушений в области гражданской обороны от 28.03.2019, выданного Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) (уточненное заявление принято к рассмотрению судом в судебном заседании 03.10.2019).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом АО "НПО "Курганприбор" (далее также - апеллянт, податель жалобы), обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы ссылается на то, что на территории Российской Федерации не предусмотрено возникновение права собственности у юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на защитные сооружения и последующий учет на балансе юридического лица.
Полагает, что предписание в части возложения на Учреждение обязанности по созданию защитного сооружения гражданской обороны для размещения (укрытия) наибольшей работающей системы не соответствует действующему законодательству.
Считает, что в ходе рассмотрения дела судом необоснованно проигнорированы письменные доказательства: подтверждающие отсутствие необходимости возведения капитальных защитных сооружений на территории заявителя.
Отмечает, что суд в ходе рассмотрения дела ошибочно пришел к выводу о том, что заявитель является организацией отнесенной в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились. С учетом мнения представителя заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании распоряжения от 21.02.2019 N 1 проведена плановая выездная проверка АО НПО "Курганприбор" с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований в области гражданской обороны (т. 1, л.д. 54-55).
По результатам проверки Управлением 28.03.2019 был составлен акт проведения проверки в области гражданкой обороны N 1, в котором нашли свое отражение выявленные нарушения (т. 1, л.д. 56-61), выдано предписание N 1, согласно которому обществу, в том числе, надлежало в срок до 01.04.2020 устранить нарушения требований в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки, в частности: Организацией не осуществляется создание (строительство) объектов гражданской обороны (пункт 14), т. 1, л.д. 17-22)).
Не согласившись с пунктом 14 указанного предписания, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем несоответствия оспариваемого в части предписания нормам действующего законодательства.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными нормативно правовых актов и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 утверждено Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны (далее - Положение N 305).
В силу пункта 1 Положения N 305 государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 2 Положения N 305).
Порядок проведения плановой проверки установлен статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Подпунктом "г" пункта 6 Положения N 305 предусмотрено право должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
Таким образом, в силу указанных норм права плановая выездная проверка, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, проведена уполномоченным лицом, с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований.
В соответствии со статьей 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (статья 2 Закона N 28-ФЗ).
В пункте 2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Курганской области, утвержденным Указом Губернатора Курганской области от 17.12.2008 N 585 определено, что гражданская оборона в Курганской области организуется и ведется на всей территории Курганской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Уставом и законами Курганской области, указами и распоряжениями Губернатора Курганской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Курганской области, а также настоящим Положением.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Перечнем организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне Курганской области, согласованным с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утвержденным Губернатором Курганской области 08.08.2017, АО "НПО "Курганприбор" присвоена категория по гражданской обороне (т. 3, л.д. 1, 50).
В соответствии с приказом Минпромторга России от 26.05.2016 N 16сс, от 26.06.2016 N 23сс, от 20.07.2017 N 27сс и на основании Перечня Правительства Курганской области об организациях, имеющих мобилизационное задание, АО "НПО "Курганприбор" имеет мобилизационное задание (т. 3, л.д. 1).
Также, из представленной информации исполняющего обязанности начальника управления специальных программ Аппарата Губернатора Курганской области следует, что АО "НПО "Курганприбор" федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации установлено мобилизационное задание в составе Мобилизационного плана экономики Российской Федерации (в деле).
Во исполнение Федерального закона N 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 разработан и утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Согласно пункту 2 Постановления N 1309 к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
При этом убежище является защитным сооружением гражданской обороны, предназначенным для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне (пункт 3 Постановления N 1309).
Согласно материалам дела, в АО "НПО "Курганприбор" численность работников наибольшей работающей смены для целей ГО и ЧС определена 1 830 работников (т. 3, л.д. 7).
АО "НПО "Курганприбор" является организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне, продолжающей свою деятельность в военное время, поэтому работники его наибольшей работающей смены должны быть обеспечены убежищем.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
В части 2 статьи 9 Закона N 28-ФЗ определено, что организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций (пункт 4 статьи 18 Закона N 28-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16.4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций, строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком N 1309 Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, к основным мероприятиям по гражданской обороне отнесены, в том числе, строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем, а также обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 1309 организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Постановления N 1309).
Материалами дела установлено, что на территории, используемой АО "НПО "Курганприбор", расположенной по адресу г. Курган ул. Автозаводская 1А и г. Курган, ул. Ястржембского 41А имеются следующие защитные сооружения: здание убежища отдельно стоящее убежище 3 класса, вместимость 2500, общая площадь 1512 кв. м, г. Курган, ул. Автозаводская 1а; помещения в здании, встроенное убежище 3 класса, вместимость 1800, общая площадь 1008 кв. м г. Курган, ул. Автозаводская 1а; здание убежища отдельно стоящее убежище 3 класса, вместимость 2500, общая площадь 1512 кв. м, г. Курган, ул. Ястржембского 41а; помещение в здании, встроенное убежище 5 класса, вместимость 200, общая площадь 177 кв. м, г. Курган, ул. Ястржембского 41а.
В своей жалобе апеллянт ссылается на то, что на территории Российской Федерации не предусмотрено возникновение права собственности у юридических лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на защитные сооружения и последующий учет на балансе юридического лица.
Между тем, из представленных в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции следует, что МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях предлагает АО "НПО "Курганприбор" заключить договор аренды здания убежища 3 класса, вместимость 2500, общей площадью 1512 кв. м, расположенного по адресу: г. Курган, ул. Ястржембского, 41, стр. 12, право федеральной собственности на обозначенный объект гражданской обороны зарегистрировано в установленном порядке.
Не смотря на это, вопрос о закреплении обозначенных выше убежищ за заявителем на каком-либо праве не решался, письменных обращений не направлялось. Заявитель полагает, что при заключении договора аренды зданий убежищ обществом будут понесены чрезмерные расходы, в том числе, на содержание здания убежища, приведение его в надлежащее состояние. Считает оформление права собственности экономически не выгодным для общества.
Вместе с тем, оценив в совокупности, приведенные выше нормы, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что в рамках осуществления мероприятий по гражданской обороне на общество возлагается обязанность по созданию и содержанию объектов гражданской обороны, в том числе убежищ.
Довод подателя жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела судом необоснованно проигнорированы письменные доказательства, подтверждающие отсутствие необходимости возведения капитальных защитных сооружений на территории заявителя, оценен апелляционной коллегией и признан необоснованным.
Защитные сооружения гражданской обороны предназначены, прежде всего, для укрытия людей от опасностей, возникших в результате последствий аварий и катастроф, от воздействия современных средств поражения. Защитные сооружения гражданской обороны имеют стратегическое значение для государства, служат для поддержания в надлежащем состоянии обороноспособности страны.
В целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, необходимо осуществлять комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение размеров возможного ущерба и сохранение здоровья людей. При этом к гражданской обороне отнесены мероприятия по подготовке и защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны, осуществляется заблаговременно в мирное время.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что общество вправе исполнить предписание посредством обращения к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время на территории Курганской области, с целью создания нового защитного сооружения, либо путем заключения соответствующего договора о правах и обязанностях в отношении уже существующих и согласованных ранее (с учетом приобретенного статуса) объектов гражданской обороны.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2020 по делу N А34-8747/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Научно-производственное объединение" Курганприбор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-8747/2019
Истец: АО "Научно-производственное объединение "Курганприбор"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Курганской области
Третье лицо: Правительство Курганской области, Прокуратура Курганской области, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Курганской области, ФГУП по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран"