город Томск |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А45-38915/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (N 07АП-2464/2020) на решение от 30.12.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-38915/2019 (судья Наумова Т.А.) по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (ИНН 5407180740, ОГРН 1025403220171, город Новосибирск, улица Октябрьская, 49) к обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "Спецстроймонтаж" (ИНН 5407013500, ОГРН 1065407064359, город Новосибирск, улица Максима Горького, дом 24, этаж 3, офис 3) об обязании представить корректирующую отчетность 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (по тексту - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "Спецстроймонтаж" (по тексту- заинтересованное лицо, Общество, страхователь) об обязании представить корректирующую отчетность 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ.
Решением от 30.12.2019 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод суда первой инстанции о том, что законодательством не предусмотрено право Пенсионного фонда на обращение в суд с заявлением о понуждении плательщика страховых взносов к совершению конкретных обязательных в силу закона действий основаны на неправильном применении норм материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в результате сверки сведений по уплате дополнительного тарифа из расчетов по страховым взносам, представленных в ИФНС России по Железнодорожному району г. Новосибирска за 2018 г., и сведений СЗВ-СТАЖ, представленных в Пенсионный фонд, были выявлены следующие расхождения: отсутствует информация о кодах особых условий труда в форме СЗВ-СТАЖ, а факт начисления страховых взносов по дополнительному тарифу (код тарифа) в расчете страховых взносов за период 1 квартал 2018 года присутствует по нескольким застрахованным лицам. В связи с выявленными расхождениями в данных о периоде работе с особыми условиями труда с данными о начисленных страховых взносах по дополнительному тарифу Обществу 18.09.2019 года заказным письмом направлено уведомление об устранении в 5-дневный срок расхождения в сведениях путем представления корректирующих сведений по форме СЗВ-КОРР.
Пенсионный фонд полагая, что вправе обращаться с иском об обязании страхователя представить корректирующую отчетность 2018 год по форме СЗВ-СТАЖ в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное), обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, поскольку отсутствует материальное право на обращение в суд, отсутствует материально-правовой интерес пенсионного фонда и не усматривается нарушенного права.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 8.1 Закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Характер указанных сведений и периодичность их предоставления определены в статье 11 Закона N 27-ФЗ, согласно которой, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь не позднее 20 дней со дня окончания квартала представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанные сведения также могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Также, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения, указанные в настоящем пункте, о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении страховой пенсии или страховой и накопительной пенсий, страхователь представляет в течение трех календарных дней со дня обращения застрахованного лица к страхователю.
В части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность плательщика страховых взносов за непредставление им в установленный срок сведений персонифицированного учета.
Апелляционный суд поддерживает обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что любой государственный орган для выполнения возложенных на него функций наделяется законодательством определенными полномочиями. Эти полномочия находят отражение в законах, регулирующих те или иные общественные отношения или в положениях об этих государственных органах. Законодательством о страховании Пенсионному фонду Российской Федерации не предоставлены полномочия по обращению в суд с требованием о понуждении страхователя представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, предоставлено в целях осуществления контроля и этому праву корреспондирует обязанность страхователя по запросу пенсионного фонда предоставлять такие сведения, а также предусмотрена ответственность за не представление сведений.
Таким образом, обязанность страхователя по представлению индивидуальных сведений обеспечивается возможностью привлечения его к ответственности в виде взыскания штрафных санкций.
Статья 18 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочия для обращения в арбитражный суд, однако, указанная норма регулирует порядок разрешения споров между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и страхователями и не наделяет Пенсионные фонды правом на обращение в суд с требованием об обязании страхователя представить соответствующие сведения или корректирующие формы отчетности.
Суд первой инстанции правомерно установил, что, обращаясь с таким иском фактически пенсионный фонд выступает в интересах застрахованных лиц, но такое право ему не предоставлено.
Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что положения приведенных норм права не предусматривают право органа контроля на обращение в суд с заявлением о понуждении плательщика страховых взносов к совершению конкретных обязательных в силу закона действий, если страхователь не выполняет соответствующее требование закона. Для этого законом предусмотрены специальные меры воздействия, в частности, возможность привлечения плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования, поскольку отсутствует материальное право на обращение в суд, отсутствует материально-правовой интерес пенсионного фонда и не усматривается нарушенного права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены определения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.12.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-38915/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-38915/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ РАЙОНЕ Г. НОВОСИБИРСКА МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ООО ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "СПЕЦСТРОЙМОНТАЖ"