Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 декабря 2020 г. N Ф10-3729/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А35-5515/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Малиной Е.В.,
Афониной Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Островского Леонида Рафаиловича на решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2020 по делу N А35-5515/2019, принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Островского Леонида Рафаиловича (ОГРНИП: 306463205800072, ИНН: 462900274007) к Комитету архитектуры и градостроительства города Курска (ОГРН: 1024600963221, ИНН: 4629045282) о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, направленных на демонтаж рекламной конструкции,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Островский Леонид Рафаилович (далее - заявитель, ИП Островский Л.Р) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Комитету архитектуры и градостроительства города Курска (далее - ответчик, Комитет) с заявлением о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, направленных на демонтаж рекламной конструкции, выраженных в публикации газеты "Деловой курьер" спецприложение к газете "Городские известия" N 62 (4325) от 25.05.2019.
Решением Арбитражного суда Курской области от 31.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Островский Л.Р. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) предусмотрен иной порядок действий Комитета по осуществлению демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций, а именно: выдача предписания владельцу рекламной конструкции о демонтаже рекламной конструкции (ч.21 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ), что не было сделано Комитетом.
Кроме того, принятые Комитетом меры, по мнению заявителя, не согласуются с постановлением Администрации г.Курска от 09.09.2013 N 3000 "О порядке демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без разрешений, срок действия которых не истек, а также о порядке удаления размещенной на рекламных конструкциях информации" (далее - Порядок): Комитетом не была размещена информация о планируемом демонтаже рекламных конструкций на официальном сайте Администрации города Курска.
Таким образом, Комитет, публикуя информацию о планируемом демонтаже рекламных конструкций с действующим разрешением, не установив ее реального владельца и не соблюдая порядок выдачи предписания, своими действиями нарушил законные права и интересы ИП Островского Л.Р.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что между ИП Островским Л.Р. и Серяковой И.С., действующей от имени собственников МКД по ул. К. Маркса, д.71/1 в г. Курске, был заключен договор от 01.06.2017 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции-брендмауэр с возможностью установки на крыше существующего здания со сменным динамическим изображением N 43- 01/05-17 от 01.06.2017 г., согласно условиям договора Собственники на основании протокола общего собрания предоставляют Пользователю право установить и эксплуатировать рекламную конструкцию с двумя поверхностями размером 3x6 метра (в количестве 1 шт) по адресу: г. Курск, ул. К. Маркса, д.71/1.
01.06.2017 рекламное место для установки рекламной конструкции на крыше указанного здания было передано Заявителю по акту приема-передачи.
ИП Островскому Л.Р. было выдано соответствующее разрешение N 00116/17 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия разрешения с 13.07.2017 г. по 01.06.2025 г
В результате проведенного обследования рекламных конструкций на территории г. Курска сотрудниками Комитета было выявлено наличие незаконно размещенных рекламных конструкций, в том числе 3 единицы отдельно стоящих двухсторонних рекламных щитов 3*6, расположенных по адресу: г. Курск, ул. К. Маркса, д.71/1.
Указанный факт отражен в акте обследования от 06.03.2019.
В соответствии с п.п. 4, 5, 6.1. Порядка в газете "Деловой курьер" (спецприложение к газете "Городские известия") от 25.05.2019 N 62 (4325) было опубликовано объявление о планируемом демонтаже рекламных конструкций, установленных по указанному адресу без разрешения на установку и эксплуатацию, срок действия которого не истек.
Посчитав действия Комитета, направленные на демонтаж рекламных конструкций по адресу: г. Курск, ул. К. Маркса, 71/1, выраженные в публикации газеты "Деловой курьер" спецприложение к газете "Городские известия" N 62 (4325) от 25.05.2019, незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ИП Островский Л.Р. обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых действий Комитета.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Возникшие взаимоотношения сторон регулируются положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в редакции Федерального закона N 98-ФЗ от 07.05.2013.
Согласно п. 15.1 ч. 1 ст.15 и п. 26.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относятся выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В силу ч. 9 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу пункта 2.36 Положения о Комитете архитектуры и градостроительства города Курска, утвержденного Решением Курского городского Собрания от 29.05.2008 N 30-4-РС (далее - Положение), Комитет архитектуры и градостроительства города Курска координирует деятельность в области городской информации, наружной рекламы и художественного оформления города Курска. Организует размещение социальной рекламы на территории города Курска в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п.п. 2.38 - 2.39 Положения Комитет выдает разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, принимает решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, аннулирует разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Курска, осуществляет контроль за целевым использованием и техническим состоянием рекламных конструкций на территории города Курска, ведет архив проектной и разрешительной документации по объектам информационного и рекламного оформления. Осуществляет контроль за соответствием размещения рекламных конструкций проектной документации и техническим регламентам.
Пунктом 2.40. Положения предусмотрено полномочие Комитета по выдаче предписания о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без разрешения, срок действия которого не истек.
Таким образом, Комитет обладает полномочиями на совершение оспариваемых действий.
Порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без разрешений, срок действия которых не истек (далее - без действующих разрешений), а также порядок удаления размещенной на рекламных конструкциях информации, утв. постановлением Администрации города Курска от 09.09.2013 N 3000 (далее - Порядок), регламентирует деятельность Комитета архитектуры и градостроительства города Курска по выявлению рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых без действующих разрешений, выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых без действующих разрешений, по демонтажу рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без действующих разрешений, а также по порядку удаления размещенной на рекламных конструкциях информации.
Настоящий Порядок принят в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Курска и других нормативных актов Российской Федерации (п.2 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без действующего разрешения она подлежит демонтажу на основании предписания Комитета архитектуры и градостроительства города Курска.
Согласно п. 5 Порядка выявление рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без действующего разрешения, осуществляется Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска в результате осуществления плановых выездов и осмотров территории муниципального образования "Город Курск", а также в результате выездов на места размещения и (или) эксплуатации рекламных конструкций по обращениям граждан и организаций.
При этом по каждому обращению либо сообщению об установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции в нарушение норм действующего законодательства специалистами Комитета осуществляется проверка реестра выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с целью установления факта наличия либо отсутствия соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию конкретной рекламной конструкции.
Выезд на место установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции специалиста Комитета фиксируется актом обследования рекламной конструкции с приложением к акту фотографии рекламной конструкции.
В случае выявления факта установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции на территории города Курска без действующего разрешения специалисты Комитета вносят информацию о рекламной конструкции в реестр рекламных конструкций, размещенных без действующего разрешения. Ведение реестра осуществляется Комитетом.
Судом установлено, что в результате проведенного обследования рекламных конструкций на территории г. Курска сотрудниками Комитета, действующими в рамках предусмотренных Положением полномочий, было выявлено наличие незаконно размещенных рекламных конструкций, в том числе спорных конструкций - 3-х отдельно стоящих двухсторонних рекламных щитов 3*6 по адресу: г. Курск, ул. К. Маркса, д.71/1. о чем составлен акт обследования от 06.03.2019.
Пункт 6.1 Порядка предусматривает, что в случае если владелец рекламной конструкции, а также собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, не выявлены, Комитет опубликовывает извещение о демонтаже с указанием местоположения установки рекламной конструкции, а так же планируемого срока демонтажа в газете "Городские известия" и на официальном сайте Администрации город Курска в сети Интернет. Соответственно срок на демонтаж исчисляется с даты публикации извещения в газете "Городские известия".
В соответствии с названными положениям Порядка (п.п. 4, 5, 6.1) в газете "Деловой курьер" спецприложение к газете "Городские известия" N 62 (4325) от 25.05.2019 Комитетом было опубликовано объявление о планируемом демонтаже рекламных конструкций, установленных без разрешения на установку и эксплуатацию.
Довод заявителя апелляционной жалобы о незаконности действий Комитета, выразившихся в невыдаче предписания о демонтаже спорной рекламной конструкции, являются несостоятельными.
Положения Федерального закона N 38-ФЗ, предусматривающие выдачу предписания владельцу рекламной конструкции, на которые ссылается апеллянт, не применимы в данном случае, так как в п. 6.1 Порядка предусмотрен особый случай - если владелец рекламной конструкции, а также собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, не выявлены. При этом как указывает Комитет, на момент публикации 25.05.2019 собственник рекламных конструкций не установлен.
Ввиду указанного оснований выдавать предписание на демонтаж спорных рекламных конструкций у Комитета не было.
Неразмещение на официальном сайте Администрации г.Курска информации о планируемом демонтаже рекламных конструкций при условии опубликования в газете "Городские известия" не влечет нарушения прав ИП Островского Л.Р., поскольку каких -либо имущественных прав на спорные рекламные конструкции него не возникло.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности аннулирования Комитетом разрешения от 13.07.2017 N 00116/17 на установку рекламных конструкций (Приказ от 26.06.19 N 58) не оценивается арбитражным судом ввиду его неотносимости к предмету настоящего спора.
Кроме того, материалами дела подтверждаются обстоятельства, послужившие основанием к принятию Комитетом оспариваемых мер. Согласно актам обследования от 24.06.2019 г. (т. 1л.д. 111, 113) рекламные конструкции типа брендмауер со сменным динамическим изображением, установка которых предусмотрена разрешением от 13.07.2017 N 00116/17 на крыше здания по адресу: г.Курск, ул.К.Маркса 71/1, отсутствуют. В свою очередь на земельном участке домовладения по адресу г. Курск, ул. К.Маркса 71/1, обнаружены 3 отдельно стоящих рекламных конструкции формата типа билборд размером 3x6 м с устройствами сменного динамического изображения на каждой на земле (фототаблицы л.д. ), что также противоречит условиям договора.
Доказательства того, что спорные рекламные конструкции демонтировались с крыши ввиду ремонтных работ, в деле отсутствуют.
Вместе с тем, исходя из совокупности обстоятельств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, выраженные в публикации в газете, носят справочно-информационный характер, не нарушают права ИП Островского Л.Р. и не несут наступления негативных правовых последствий и ущемления прав заявителя. Указанную публикацию нельзя отождествлять с действиями по демонтажу, поскольку в первую очередь, она направлена на выявление собственников рекламных конструкций и на установление правового статуса рекламных конструкций.
Доказательств совершения иных действий, нарушающих права и законные интересы апеллянта в нарушение ст. 65 АПК РФ заявителем не представлено.
В силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Заявителем не доказан факт нарушения его прав оспариваемыми действиями, следовательно, не усматривается совокупности условий ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Комитета законны и права заявителя ими не нарушены.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 31.01.2020 по делу N А35-5515/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5515/2019
Истец: ИП Островский Леонид Рафаилович
Ответчик: комитет архитектуры и градостроительства города Курска
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3729/20
15.06.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1534/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-5515/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-5515/19
09.10.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-5515/19
21.06.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-5515/19