16 июня 2020 г. |
Дело N А83-11014/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии представителя от общества с ограниченной ответственностью "Финансы.Право.Инвестиции" - Селезнев Роман Александрович, директор на основании выписки из ЕГРЮЛ,
в отсутствии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года по делу N А83-11014/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансы.Право.Инвестиции" об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Финансы.Право.Инвестиции" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ (т.2 л.д.11-12), о признании недействительным решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее по тексту - Фонд) от 24.06.2019 N 091V12190000025р о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания с заявителя: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 61 920, 00 руб. и пени в размере 4 312, 58 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 14 553, 00 руб. и пени в размере 933, 73 руб.; штрафа в размере 15 294, 60 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года суд признал недействительным решение Фонда от 24.06.2019 N 094V12190000025р в части взыскания с заявителя: недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 61 920,00 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 14 553,00 руб.; штрафа в размере 15 294,60 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 3 544,01 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 764,14 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Полагает, что оспариваемое решение является законным.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании указал, что считает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
От пенсионного фонда поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01.03.2019 по 26.04.2019 специалистами Фонда в отношении общества проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проведенной проверки составлен акт выездной проверки от 15.05.2019 N 091V10190000405, в котором зафиксировано нарушение ч. 1 ст. 8, ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Рассмотрев акт выездной проверки Фондом принято решение от 24.06.2019 N 091V12190000025р, которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 18 310,57 руб., ему начислена пеня по состоянию на 31.12.2016 в сумме 5 246,31 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 91 552,83 руб.
Полагая, что принятое решение в части взыскания с него недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 61 920, 00 руб. и пени в размере 4 312, 58 руб.; недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 14 553, 00 руб. и пени в размере 933, 73 руб.; штрафа в размере 15 294, 60 руб. является незаконным и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорные выплаты общества не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки у предприятия был выявлен ряд, нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
пп. а) пункта "Выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах"
В ходе проверки расчетов с подотчетными лицами и проверки авансовых отчетов за 2016 год установлены нарушения: подотчетным лицом Селезневым Романом Александровичем (СНИЛС 049-548-507 98) представлен авансовый отчет N 1 от 26.01.2016 на сумму 7829,41 руб. ООО "Ф.П.И" приняты к учету расходы в сумме 7829,41 руб. Однако, на общую сумму 1810,00 руб. ООО "Ф.П.И" необоснованно приняты к учету следующие расходы: 1) на сумму 1000,00 руб. подтверждающие документы отсутствуют; 2) на сумму 810,00 руб. приложен товарный чек оформленный не в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), с ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", товарный чек должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование "Товарный чек", порядковый номер товарного чека и дату его выдачи, наименование организации (Ф.И.О. ИП), ИНН организации (ИП), наименование и количество оплачиваемых товаров, сумму оплаты, полученной наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях, должность, Ф.И.О. и личную подпись лица, выдавшего товарный чек); Сумма возмещена расходным кассовым ордером N 1 от 15.01.2016: согласно платежному поручению N 252 от 10.10.2016 Просс Владимиру Николаевичу (СНИЛС 035-718-684 75) была выдана денежная сумма в размере 1665,00 руб. Авансовый отчет и подтверждающие документы отсутствуют.
Других документов, подтверждающих обоснованность данных расходов, в ходе выездной проверки ООО "Ф.П.И" не представлены.
В нарушение ч.1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ занижена база для начисления страховых взносов на необоснованно выданные подотчетные суммы за период: январь и октябрь 2016 года в сумме 3475,00 руб.
В нарушение статьи 15 Закона N 212-ФЗ не уплачены страховые взносы по данному нарушению в общей сумме 592,08 руб.: в ПФ РФ - 498,10 руб., в том числе: по тарифу 22% - 398,20 руб., по тарифу 6% - 99,90 руб., в ФФОМС - 93,98 руб., в том числе по тарифу 5,1%- 92,31 руб., по тарифу 0, 1% - 1,67 руб.
пп. б) решения N 091V12190000025р.
В соответствии с договором аренды жилого помещения б/н от 01.11.2015, заключенного Просс Владимиром Николаевичем, а также договором аренды квартиры б/н от 13.02.2015 и дополнительного соглашения от 11.02.2016, заключенного Селезневом Романом Александровичем, ООО "Ф.П.И." необоснованно были возмещены расходы по найму жилого помещения Просс Владимиру Николаевичу (СНИЛС 035- 718-684 75) за период июнь-сентябрь 2016 года в общей сумме 198000,00 руб. и Селезневу Роману Александровичу (СНИЛС 049-548-507 98) за период апрель-декабрь 2016 года в общей сумме 405000,00 руб. Суммы компенсации по найму жилого помещения выплачены путем перечисления денежных средств на банковские карточки: Просс В.Н. - платежными поручениями N 140 от 07.06.2016, N 176 от 27.07.2016, N 201 от 11.08.2016, N 245 от 03.10.2016 за период июнь-сентябрь 2016 года; Селезневу Р.А. - платежными поручениями N 52 от 04.03.2016 года, N 104 от 13.05.2016, N 138 от 16.06.2016, N 171 от 19.07.2016, N 202 от 11.08.2016, N 229 от 15.09.2016, N 257 от 17.10.2016, N 292 от 22.11.2016, N 330 от 15.12.2016 и расходным кассовым ордером N 14 от 13.04.2016 года за период апрель-декабрь 2016 года.
Исходя из вышеизложенного, в нарушении части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ установлено занижение базы для начисления страховых взносов за период апрель-декабрь 2016 года в общей сумме 603000,00 руб.: 1) на обязательное пенсионное страхование в размере 603000,00 руб., в том числе: с сумм не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов в размере 333000,00 руб.; с сумм превышающую предельную величину базы для начисления страховых взносов в размере 270000,00 руб. 2) на обязательное медицинское страхование в размере 603000,00 руб.
В нарушение статьи 15 Закона N 212-ФЗ не уплачены страховые взносы по данному нарушению в общей сумме 76473,00 руб., в том числе:
1) на обязательное пенсионное страхование за период апрель - июль 2016 года в общей сумме 61920,00 руб.: с сумм не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов за период апрель-июль 2016 года в размере 57420,0 руб. (тарифу 22% - 51480,00 руб., по тарифу 6% - 5940,00 руб.) с сумм превышающую предельную величину базы для начисления страховых взносов за период июль 2016 года в размере 4500,00 руб. (тарифу 10% - 4500,00 руб.).
2) на обязательное медицинское страхование за период апрель- декабрь 2016 года в общей сумме 14553,00 руб. (по тарифу 5,1% - 14229,00 руб., по тарифу 0,1% - 324.00 руб.).
В соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусмотрена возможность отнесения к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 той же нормы закона установлено, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Таким образом, расходы заявителя на приобретение продуктов питания на проведение официальных приемов и обслуживание представителей других организаций не являются базой для начисления страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Таким образом, компенсация обществом расходов по найму жилого помещения на время действия трудовых договоров является компенсацией при переезде на работу в другую местность применительно к положениям, установленным ст. 165, 169 Трудового кодекса Российской Федерации, и такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, а потому у проверяющего органа отсутствовали основания для доначисления страховых взносов.
На основании указанных обстоятельств, а также признав, что спорные выплаты не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Выводы суда подтверждаются судебной практикой, определения ВС РФ от 21.03.2019 N 306-ЭС19-1713, ВС РФ от 25.03.2015 N 309-КГ15-602, ВС РФ от 26.12.2013 N ВАС - 15887/13.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение пенсионного фонда в обжалуемой части является незаконным.
Также суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции исходя из анализа норм статьи 110 АПК РФ, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в Определение Верховного Суда РФ от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293 по делу N А33-6026/2016, обоснованно взыскал с пенсионного фонда в пользу учреждения судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года по делу N А83-11014/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-11014/2019
Истец: ООО "ФИНАНСЫ.ПРАВО.ИНВЕСТИЦИИ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3427/20
16.06.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-804/20
14.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11014/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-11014/19