г. Владивосток |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А51-1643/2020 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Находкинский автотранспортный альянс",
апелляционное производство N 05АП-2886/2020
на решение от 06.04.2020
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-1643/2020 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Находкинский Автотранспортный Альянс" (ИНН 2508066870, ОГРН 1052501603065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кавалеровское автотранспортное предприятие" (ИНН 2515008283, ОГРН 1022500972746)
о взыскании 78643,70 руб.
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Находкинский Автотранспортный Альянс" (далее - истец, ООО "Находкинский Автотранспортный Альянс") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кавалеровское автотранспортное предприятие" (далее - ответчик, ООО "Кавалеровское АТП") о взыскании денежных средств за оказанные услуги по договору N 22 от 16.02.2018 в сумме 78 643 рубля 70 копеек за период с 01.10.2019 по 31.10.2019.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Решением от 06.04.2020 Арбитражный суд Приморского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 06.04.2020 отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование своих доводов истец указывает, что с 15 августа 2019 года ООО "Находкинский Автотранспортный Альянс" при осуществлении перевозок пассажиров по маршруту N 506/3 "Находка-Владивосток-Находка" не пользуется услугами автовокзала ООО "Кавалеровское АТП", о чем истец письменно уведомил ООО "Кавалеровское АТП" (письмо исх. N 42 от 07.08.2019). ООО "Кавалеровское АТП" осуществляет только продажу билетов пассажирам на указанный маршрут.
При этом, податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что услуги автовокзала должны быть оплачены в полном объеме, так как услуги автовокзала отдельно не формируется и не тарифицируются, поскольку согласно условиям договора стоимость услуг определена в размере: 1% от сумм денежных средств, полученных от стоимости реализованных билетов на проезд пассажиров за услуги по текущей и предварительной продаже билетов; 17 % от сумм денежных средств, полученных от стоимости реализованных на проезд пассажиров за комплексные услуги, оказываемые на объектах транспортной инфраструктуры общества.
Также считает необоснованным вывод суда о том, что перевозчик не вправе отказаться от услуг оказываемых ему на автовокзале, так как это противоречит статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Податель жалобы настаивает, что ответчик не оказывал услуги истцу, что подтверждается материалами дела, однако необоснованно удержал денежные средства в размере 18% от денежных сумм, полученных от продажи билетов пассажирам на маршрут N 506/3.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Поскольку апелляционный суд не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Истец включен в перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, привлеченных к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Приморского края.
ООО "Находкинский Автотранспортный Альянс" в спорный период осуществляло перевозку пассажиров по маршруту N 506/3 "Находка - Владивосток ж/д вокзал" ежедневно, отправлением с г.Находка согласно расписанию. ООО "Кавалеровское автотранспортное предприятие" является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции).
Между истцом ответчиком был заключен договор на оказание услуг пассажирской автостанцией от 16.02.2018 N 22.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.03.2019 по делу N А51-7652/2018, вступившим в законную силу, между сторонами урегулированы разногласия по договору от 16.02.2018 N22.
ООО "Кавалеровское АТП" согласно п.1.1. Договора обязуется за определенную договором плату оказывать истцу весь комплекс услуг по организации работы автовокзалов, автостанций и автокасс, связанных с обеспечением перевозки пассажиров на межкраевых, междугородных и пригородных маршрутах в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации, с Правилами по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в том числе: текущую и предварительную продажу билетов; предоставление мест для посадки и высадки пассажиров; услуги диспетчерской службы, отправление автобусов в рейс в соответствии с действующими расписаниями, информирование пассажиров.
В силу п. 1.2 Автопредприятие гарантирует оплату услуг, оказываемых Обществом.
Согласно п. 1.3 Общество обязуется оказывать Автопредприятию услуги, перечисленные в п.1.1 договора, в том числе на автовокзале г.Находка.
В соответствии с п. 3 за оказание услуг Автопредприятие оплачивает Обществу 18 % от сумм денежных средств, полученных от стоимости реализованных билетов на проезд пассажиров.
В стоимость, указанную в п.3.1 настоящего договора, включаются:
- услуги по текущей и предварительной продаже билетов - 1% от сумм денежных средств, полученных от стоимости реализованных билетов на проезд пассажиров;
- комплексные услуги, оказываемые на объектах транспортной инфраструктуры Общества - 17 % от сумм денежных средств, полученных от стоимости реализованных на проезд пассажиров (п. 3.1.1).
Согласно п. 3.2 денежные средства от реализации билетов, за вычетом суммы оплаты за оказанные Обществом услуги перечисляются по безналичному расчету Автопредприятию ежедневно, но не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения указанных денежных средств Обществом.
В силу п. 5.1 срок действия договора устанавливается с момента заключения договора и до конца календарного года, в котором был заключен договор.
Письмом от 16.09.2019 N 16/1052221/10-0 Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в ответ на обращение ответчика сообщил, что Автотранспортное предприятие ООО "Находкинский автотранспортный Альянс" осуществляет регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальному маршруту N 506/3 "Находка - Владивосток - Находка" в соответствии, выданным департаментом свидетельством об осуществлении регулярных перевозок, Начальным и конечным остановочным пунктом межмуниципального маршрута N 506/3 "Находка - Владивосток - Находка" является автовокзал г. Находка. Информация о недопущении самовольного изменения вышеуказанного маршрута доведена до директора автотранспортного предприятия ООО "Находкинский автотранспортный Альянс".
06.12.2019 истцом в адрес ответчика была направлена претензия N 64 о возврате излишне удержанных денежных средств по договору от 16.02.2018 N 22 за октябрь 2019 года в размере 78643,70 руб.
Письмом от 30.12.2019 N 74 ответчик отказался удовлетворить требования изложенные в указанной претензии, указал на то, что неиспользование истцом услуг предоставляемых в установленном законом порядке не свидетельствует о том, что услуги не были оказаны надлежащим образом и не является основанием для освобождения от их оплаты.
В связи с удержанием ответчиком денежных средств за неоказанные услуги по договору от 16.02.2018 N 22, истец обратился в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.
Судом верно определена правовая природа договорных правоотношений между сторонами как отношения по возмездному оказанию услуг, регулируемые нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с нормами пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом и в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 220-ФЗ (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона N 220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.
Заключение договора на пользование такими услугами призвано урегулировать отношения между владельцем объекта транспортной инфраструктуры и юридическим лицом, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.
В силу пункта 4 статьи 19 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта, Закон N 259-ФЗ) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона N 259-ФЗ маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
В соответствии с главой II Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 112 от 14.02.2009 (далее - Правила перевозок N 112), расписание движения по регулярному маршруту является основополагающим документом, дающим право автовокзалам и автостанциям осуществлять предварительную (не менее чем за 10 суток) и текущую (за 5 минут до отправления автобуса) продажу билетов на перевозку пассажиров и провоз багажа.
В указанном расписании должно быть указано время прибытия на автовокзал и время отправления, поскольку это время после заключения агентского договора включается в станционное расписание и открывается предварительная продажа билетов за 10 дней до начала осуществления пассажирских перевозок по маршруту, указанному в расписании.
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти организуют проверку сведений о выполняемых регулярных перевозках пассажиров по маршрутам и по результатам проверки принимает решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры, а размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона N 220-ФЗ остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 220-ФЗ посадка и высадка пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных местах наряду с остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, запрещаются.
На основании пункта 2 Правил перевозок N 112, автовокзал, является объектом транспортной инфраструктуры, включающим в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающим возможность отправления более 1000 человек в сутки.
Межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных п.п. 1 - 10 ч.1 ст. 26 настоящего Федерального закона, в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре (ч.9).
Согласно п. 3 ч.1 ст. 26 Федерального закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения, в том числе наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту.
В силу п.5 ч.4 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ в карте маршрута регулярных перевозок указываются, в том числе сведения наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо в виде наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту.
По материалам дела установлено, что согласно реестру маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении Приморского края, а также сведениям о местах нахождения остановочных пунктов общественного транспорта (межмуниципальные маршруты), начальным остановочным пунктом маршрута N 506/3, перевозку пассажиров и багажа по которому осуществляет истец, является Находка (автовокзал).
При этом, истец не представил доказательств изменения межрегионального маршрута регулярных перевозок N 506/3, в частности изменение карты маршрута - его начального остановочного пункта.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для уменьшения оплаты по договору от 16.02.2018 N 22 согласно его условиям и нормам действующего законодательства за октябрь месяц 2019 года.
Довод жалобы о том, что истец только осуществлял посадку и высадку пассажиров на автовокзале г. Находка, но не пользовался услугами автовокзала по предоставлению перрона для посадки пассажиров, услугами диспетчерской службы, в связи с чем оплате подлежат услуги по текущей и предварительной продаже билетов, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как следует из изложенных выше норм, содержание договора об оказании услуг объектом транспортной инфраструктуры устанавливается владельцем объекта транспортной инфраструктуры единым для всех перевозчиков, и не подлежит согласованию при заключении каждого конкретного договора об оказании услуг на указанном объекте.
Перевозчик вправе принять или не принять указанные условия. Обязанность владельца транспортной инфраструктуры оказывать рассматриваемые услуги установлена изложенными выше нормами.
ООО "Находкинский Автотранспортный Альянс" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по межмуниципальному регулярному маршруту, начальным и конечным пунктом которого утвержден автовокзал г. Находка. Поскольку осуществление такой деятельности невозможно без услуг автовокзала, то истец фактически является потребителем услуг автовокзала (как непосредственно, так и через пассажиров).
Таким образом, поскольку истец осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по межмуниципальным маршрутам с обязательным начальным/конечным пунктом маршрута автовокзал, следовательно, в силу изложенных выше норм ООО "Находкинский Автотранспортный Альянс" должно оплачивать услуги, оказываемые ООО "Кавалеровское АТП", согласно условиям, заключенного договора.
Обоснованность применения ставки в размере 18% за оказание на территории Приморского края услуг, предусмотренных статьей 34 Федерального закона N 220-ФЗ подтверждается правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении N 303-ЭС18-8957 от 09.06.2018, и решением Арбитражного суда Приморского края от 15.03.2019 N А51-7652/2018.
Уведомление истца от 07.08.2019 N 42 об отказе от услуг по посадке пассажиров, судом расценено критически, поскольку цены на услуги автовокзала отдельно не формируются, учет по каждой услуге не ведется, указанные услуги оказываются в комплексе и отдельно не тарифицируются, также истцом не представлено доказательств изменения межрегионального маршрута, по которому осуществляется перевозка, а также вручения указанного уведомления ответчику.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Учитывая вышеизложенное, решение суда не подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.04.2020 по делу N А51-1643/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1643/2020
Истец: ООО "НАХОДКИНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ АЛЬЯНС"
Ответчик: ООО КАВАЛЕРОВСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ