г. Воронеж |
|
16 июня 2020 г. |
Дело N А14-15441/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Ореховой Т.И.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь А.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Россошанские коммунальные системы": Сердюкова Г.Е., представитель по доверенности N б/н от 21.05.2020;
от федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области": Горбанев В.В., представитель по доверенности N 5 от 09.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2020 по делу N А14-15441/2019 (судья Кострюкова И.В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Россошанские коммунальные системы" (ОГРН 1163668088980, ИНН 3627029646) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" (ОГРН 1023601235019, ИНН 3627013798) о взыскании 393 201 руб. 88 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Россошанские коммунальные системы" (далее - ООО "РКС", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" (далее - ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области, ответчик) о взыскании 389 160 руб. 60 коп. задолженности в виде платы за сброс сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за декабрь 2018 года (счет на оплату N 5878 от 13.06.2019), 4 041 руб. 28 коп. договорной неустойки за период с 08.07.2019 по 25.07.2019 с последующим начислением неустойки с 26.07.2019 по день фактической оплаты задолженности.
Определением арбитражного суда от 20.09.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 20.11.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2020 исковые требования ООО "РКС" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции от 08.06.2020 представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "РКС" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений ООО "РКС" на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.01.2018 между ООО "РКС" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области (абонент) заключен договор водоотведения N 188, по условиям которого (п. 1.1) организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
В соответствии с п. 2 договора границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложению N 1.
Местом исполнения обязательств по договору является канализационный колодец N 1 в точке подключения к центральному канализационному коллектору по пер. Восточный (согласно схеме на обороте приложений N 1 и N 2).
В п. 4 договора согласована дата начала приема сточных вод - 01.01.2018.
В п. 9 договора указано, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В случаях, предусмотренных п. 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется организацией водопроводно-канализационного хозяйства ежемесячно.
Согласно п. 12 договора абонент обязан: - соблюдать установленный договором режим водоотведения (подп. "д"); - производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с договором, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы и плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, возместить вред, причиненный водному объекту (подп. "е"); - соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований (подп. "з").
Разделом VII договора установлен порядок контроля состава и свойств сточных вод, определены места и порядок отбора проб сточных вод.
Так, в п. 22 договора установлено, что контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и о местах отбора проб сточных вод приводятся по форме согласно приложению N 3 к договору (п. 23 договора).
Сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонентов в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 4 к договору (п. 25 договора).
Контроль за соблюдением абонентом установленных для него нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также показателей декларации осуществляет организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента (п. 26 договора).
В соответствии с п. 32 договора в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонент подает в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
Декларация разрабатывается абонентом и представляется в организацию водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства данного договора. Декларация на очередной год подается абонентом до 1 ноября предшествующего года (п. 33 договора).
В силу п. 36 договора перечень загрязняющих веществ, для выявления которых выполняются определения состава и свойств сточных вод, определяется нормативами допустимых сбросов абонентов, нормативами водоотведения по составу сточных вод, требованиями к составу и свойствам сточных вод, установленными в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В связи с тем, что у ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области среднесуточный объем отводимых сточных вод составляет более 200 куб. м в сутки, ответчик подпадает под требования программы контроля состава и свойств сточных вод (ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), Постановление Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов").
28.11.2018 истцом произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, из контрольного канализационного колодца N К-2, согласованного сторонами в договоре, о чем составлен акт N 32 от 28.11.2018.
Опечатанные пробы были направлены для анализа в аккредитованную лабораторию МУП Водоканал", имеющую аттестат аккредитации N RA.RU.511437 (дата внесения в реестр сведений об аккредитованном лице 17.02.2015).
Результаты лабораторных исследований отобранных проб выявили превышение концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ответчика, что указано в протоколе испытаний N 154/2018-СТ от 05.12.2018.
По результатам лабораторных исследований истцом произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Письмом за исх.N 49 от 11.01.2019 ООО "РКС" направило в адрес ответчика результаты проведенного отбора проб, в том числе акт отбора проб сточных вод N 32 от 28.11.2018, подписанный представителем ответчика, протокол испытания N 154/2018-СТ от 05.12.2018, расчет платы за превышение предельной допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, выписку из журнала контроля состава и свойств сточных вод N 49 от 11.01.2019, счет-фактуру за превышение ПДК N 28 от 11.01.2019, акт оказанных услуг N 27 от 11.01.2019, счет на оплату N 3 от 11.01.2019.
Ссылаясь на уклонение ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области от оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2018 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В рассматриваемом случае обязательства сторон установлены договором водоотведения N 188 от 01.01.2018.
Правоотношения истца и ответчика регулируются ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Гражданским Кодексом РФ, а также рядом подзаконных актов, в том числе Правилами N 644, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 776 от 04.09.2013 (далее - Правила N 776), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Частью 10 ст. 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
В соответствии с п. 64 Правил N 167 абонент должен обеспечивать и проводить лабораторный контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля.
В силу п. 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно п. 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
На основании п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 113 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498) предусмотрено, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 настоящих Правил.
Нормативы, приведенные в приложениях N 3 (до 01.01.2017) и N 5 к Правилам N 644, применяются в рамках регулирования правоотношений, связанных с предотвращением негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.п. 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Подпункт "и" п. 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подп. "ж" п. 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
В силу подп. "в", "г" п. 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Размер и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плата за превышение абонентом установленных нормативов водоотведения производится на основании Правил N 644.
В соответствии с п. 123 Правил N 644 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498) в случае сброса, в том числе в случае указания сброса, в декларации, абонентом сточных вод с превышением максимально допустимых значений показателей и концентраций, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле (за исключением случаев исчисления платы в соответствии с п. 120 настоящих Правил):
П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр, (за исключением случаев исчисления платы в соответствии с п. 120 настоящих Правил), где
Макс (Кi1) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-го загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-го загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее - кратность превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам, при этом кратность превышения (Кi) определяется по формуле, предусмотренной п. 123 (1) настоящих Правил;
Сумм (Кi2) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Макс (Кi3) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Сумм (Кi4) - суммарные значения кратностей превышения (Кi) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
КipH - значение кратности превышения (Кi) по водородному показателю (pH), которое принимается равным соответствующему значению коэффициента воздействия указанного показателя свойств сточных вод согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Макс (Кi5) - максимальные из значений кратностей превышения (Кi) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к настоящим Правилам;
Qпр - объем сточных вод, сброшенных абонентом через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод за календарный месяц, в котором зафиксировано превышение максимальных допустимых значений показателей и концентраций, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод) (куб. метров).
Кратность превышения Ki определяется по формуле: Ki = ((ФKi - Дki)/ ДKi)КВ.
Таким образом, п. 123 Правил N 644 применяется в случае, предусмотренном подп. "б" п. 113 названных Правил, то есть если по результатам анализов отбора проб сточных вод или указания абонентом в декларации сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций установлено превышение максимально допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, по перечню согласно приложению N 5 Правил N 644.
Частью 1 ст. 30 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов осуществлялся в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525, действовавшими в рассматриваемый период (далее - Правила N 525).
Типовая форма акта отбора проб сточных вод установлена в приложении N 2 Правил N 525. Указанный акт подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств, в Российской Федерации с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТом 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст.
В соответствии с п. 3.8 ГОСТа все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
Согласно п.п. 19, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2.
В соответствии с п. 32 Правил N 525 емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (п. 30 Правил N 525).
Правилами N 525 урегулирован механизм разрешения разногласий, возникающих при несопоставимости результатов исследований основной и параллельной проб.
Так, в соответствии с п. 30 Правил N 525, при параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод (п. 32 Правил N 525).
Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб (п. 35 Правил N 525).
Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов.
Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы.
При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (п.п. 36, 37 Правил N 525). Указание на отбор организацией водопроводно-канализационного хозяйства резервной пробы при осуществлении параллельного отбора проб абонентом водопроводно-канализационного хозяйства содержится и в п. 5.4 ПНД Ф 12.15.1-08. Указанный пункт также устанавливает, что резервная проба хранится в организации водопроводно-канализационного хозяйства для разрешения возможных разногласий на период проведения анализа.
Таким образом, от своевременных действий абонента зависит реализации им права на оспаривание результатов анализов проб, проведенных лабораторий организации, поскольку при несопоставимости результатов анализа отобранных проб проводится анализ резервной пробы, сроки хранения которой регламентируются ГОСТом 31861-2012. "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб".
В рассматриваемом случае факт сброса ответчиком в централизованную систему канализации сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышала установленные нормативы сброса, подтверждается актом отбора сточных вод N 32 от 28.11.2018, протоколом испытания N 154/2018-СТ от 05.12.2018, выпиской из журнала контроля состава и свойств сточных вод N 49 от 11.01.2019.
Отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, произведен в месте исполнения обязательств по адресу: г. Россошь, ул. Кирпичный завод, 5, из контрольного канализационного колодца N К-2, согласованного сторонами в договоре в качестве места отбора проб (п. 15 договора, приложение N 3).
Акт отбора проб подписан представителем абонента без каких-либо возражений и замечаний, в том числе относительно порядка и места отбора проб, подготовки тары, а также относительно маркировки емкостей, используемых истцом для отбора проб. В акте отбора сточных вод содержатся отметки о том, что производился отбор параллельных и резервных проб.
Таким образом, предусмотренный договором водоотведения N 188 от 01.01.2018, а также Правилами N 525 порядок отбора проб сточных вод из контрольного канализационного колодца абонента истцом соблюден. Отборы проб сточных вод произведены в присутствии представителя ответчика. Акт отбора проб сточных вод N 32 от 28.11.2018 подписан представителями сторон без разногласий.
Доказательств допущения нарушений в процедуре отбора проб сточных вод или нарушения истцом условий доставки проб, равно как и доказательств, опровергающих достоверность результатов исследования проб сточных вод, ответчиком в материалы дела не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Расчет суммы задолженности произведен истцом с учетом требований Правил N 644 и за декабрь 2018 года составляет 389 160 руб. 60 коп.
Представленный ООО "РКС" расчет платы обоснованно признан судом области методологически и арифметически верным. Контррасчет ответчик не представил.
Довод ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области о том, что истцу необходимо было сделать расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, исключив из объема отведенных сточных вод объем сточных вод, поступающих из жилых помещений ответчика, правильно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 10 ст. 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 30.1 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
Таким образом, при определении размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения необходимо руководствоваться Правилами N 644.
Согласно п. 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
В соответствии с ч. 11 ст. 20 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
В п. 17 договора стороны определили, что количество принятых организацией водопроводно-канализационного хозяйства сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет поданной (полученной) холодной воды, по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с Правилами N 776 коммерческий учет осуществляется расчетным способом. В случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных сточных вод, принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, включая собственную артезианскую скважину и горячее водоснабжение, учтенных приборами учета воды, в том числе определенных расчетным способом в соответствии с разделом III Правил N 776.
В связи с тем, что ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области поставляется только холодная питьевая вода по договору холодного водоснабжения с ОАО "РЖД", а о существовании иных источников водоснабжения сведений в адрес ООО "РКС" от ответчика не поступало, то объем стоков подлежит определению по показаниям прибора учета холодной воды, расположенного в камере учета за пределами территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области" на границе балансовой и эксплуатационной ответственности с ОАО "РЖД", введенного в эксплуатацию представителями ОАО "РЖД", а также ООО "РКС" и принятого в установленной форме в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил N 776.
Предприятие ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области образует единый производственный комплекс, в который входят объекты по производству различной продукции (цех металлообработки, свиноводческий комплекс, банный комплекс, кузнечный цех, прачечный комплекс, производственные мастерские, пекарня, котельная и др.), а также иные объекты по содержанию под стражей осужденных.
Ответчик является казенным учреждением и его финансирование согласно ст.ст. 9, 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" осуществляется за счет средств федерального бюджета.
То есть ответчик является самостоятельным абонентом (юридическим лицом) по договорам холодного водоснабжения и водоотведения и отвечает по всем обязательствам за счет средств выделенных ответчику для осуществления своей деятельности из федерального бюджета и за счет средств, получаемых от осуществления предпринимательской (производственной) деятельности.
Отводимые сточные воды не могут быть признаны хозяйственно-бытовыми, так как ответчиком ведется производственная деятельность.
Согласно акту разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности стоки, отводимые от разных объектов ответчика, не разделены и отдельного учета холодной воды и сточных вод не осуществляется, а все стоки сбрасываются через один выпуск, расположенный за его территорией, где и осуществлялся отбор проб для анализа. В связи с этим сточные воды, сбрасываемые ответчиком, не могут быть признаны хозяйственно-бытовыми.
Кроме того ООО "РКС" и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области самостоятельно согласовали порядок контроля состава и свойств сточных вод, место и порядок отбора проб сточных вод в договоре водоотведения, что обоснованно учтено судом первой инстанции.
Отклоняя довод ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области о том, что истец ранее уже обращался в Арбитражный суд Воронежской области с иском о взыскании с ответчика суммы основного долга в размере 383 936 руб. 44 коп. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по акту отбора проб сточных вод от 28.11.2018 (дело N А14-11278/2019), суд области правильно указал на то, что предметы спора по настоящему делу и по делу N А14-11278/2019 не являются тождественными, в том числе по периоду образования задолженности. Так, в деле N А14-11278/2019 период задолженности - ноябрь 2018 года, в настоящем деле - декабрь 2018 года. (При отклонении данного довода судом области допущена опечатка в тексте решения при указании номера аналогичного дела, в частности, указано: "А14-11275/2019" вместо "А14-11278/2019").
В соответствии с п. 123 Правил N 644 при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, учитывается объем сточных вод, сброшенных абонентом, с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных подп. "б" п. 113 настоящих Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 389 160 руб. 60 коп. задолженности за декабрь 2018 года.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты основного долга истцом начислены пени в размере 4 041 руб. 28 коп. за период с 08.07.2019 по 25.07.2019 с последующим начислением неустойки с 26.07.2019 по день фактической оплаты задолженности.
В силу ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По смыслу ст. 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (п. 65 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
В соответствии с ч. 6.2 ст. 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В п. 54 договора стороны определили, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Проверив представленный истцом расчет неустойки на сумму 4 041 руб. 28 коп., суд первой инстанции правильно признал его арифметически верным и соответствующим требованиям действующего законодательства и условиям договора.
Возражений относительно правильности представленного ООО "РКС" расчета пени ответчиком не заявлено, контррасчет не представлен.
Ответчик ходатайствовал об уменьшении размера пени, полагая ее несоответствующей последствиям нарушения обязательства.
Руководствуясь ст. 333 ГК РФ, разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", принимая во внимание размер задолженности, длительность неисполнения ответчиком обязательства по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что пени в размере 4 041 руб. 28 коп., составляющие 1,04% от размера основного долга (389 160 руб. 60 коп.), соразмерны последствиям нарушения обязательства по оплате, в связи с чем оснований для применения ст. 333 ГК РФ не имеется.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области правильно удовлетворил исковые требования ООО "РКС" в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы ФКУ ИК-8 УФСИН России по Воронежской области о том, что в составе сточных вод имеются канализационные стоки из жилых помещений, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, были предметом исследования арбитражного суда области, получили надлежащую правовую оценку и отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Выводы Арбитражного суда Воронежской области подтверждаются позицией Арбитражного суда Центрального округа по аналогичным спорам между теми же лицами (дела N А14-11121/2019, А14-14864/2019).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства по оплате и о необходимости применения ст. 333 ГК РФ сводятся к несогласию с установленными в решении суда обстоятельствами и их оценкой, однако иная оценка заявителем этих обстоятельств не может служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.02.2020 по делу N А14-15441/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Т.И. Орехова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15441/2019
Истец: ООО "Россошанские Коммунальные Системы"
Ответчик: ФКУ "ИК-8" УФСИН России по Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3054/20
16.06.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2102/20
26.02.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-15441/19
20.11.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-15441/19