г. Владивосток |
|
15 июня 2020 г. |
Дело N А51-19201/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВТО-КАБ",
апелляционное производство N 05АП-2312/2020
на решение от 19.02.2020
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-19201/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "АВТО-КАБ" (ИНН 2538087700, ОГРН 1042503716925)
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Приморье", обществу с ограниченной ответственностью "Иман-авто", обществу с ограниченной ответственностью "Вита-3"
о признании недействительными результатов торгов и выданного свидетельства об осуществлении перевозок,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АВТО-КАБ" - Денико А.Л. по доверенности от 20.02.2020, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом N 1025070035476;
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края - Шестакова Е.В. по доверенности от 09.01.2020, сроком действия на 3 года, служебное удостоверение, копия диплома всг N 3894881;
от общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Приморье" - Амелин П.П. по доверенности от 08.06.2020, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение адвоката;
от общества с ограниченной ответственностью "Иман-авто" - Голован Ю.Ю. по доверенности от 14.11.2019, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение адвоката;
от общества с ограниченной ответственностью "Вита-3" - Терещенко А.Н. по доверенности от 12.07.2019, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом всг N 5129080;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВТОКАБ" (далее - истец, ООО "АВТО-КАБ", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, обществу с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие "Приморье", обществу с ограниченной ответственностью "Иман-авто", обществу с ограниченной ответственностью "Вита-3":
- о признании недействительным открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях по Лотам N 1, 5, 6, 8, 9, проведенного департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (извещение от 11.06.2019);
- о признании недействительными Свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях, выданное департаментом по результатом проведения открытого конкурса, проведенного 17.07.2019, по Лоту N 1 (маршрут N 205/3 Артем (центр)-Владивосток-АэропортАртем (центр)), Лоту N5 (маршрут N 509/2 Лучегорск -Владивосток- Лучегорск), Лоту N6 (маршрут N 518 Дальнереченск -Владивосток- Дальнереченск, маршрут N 674/2 Дальнереченск-Новопокровка-Дальнереченск, маршрут N 531 Новопокровка-Владивосток- Новопокровка), Лоту N8 (маршрут N 503/2 Дальнегорск-Владивосток (автовокзал)-Дальнегорск (через Аэропорт), маршрут N503/5 Дальнегорск-Владивосток-Дальнегорск (через Аэропорт) (ночной);
- об обязании Департамент транспорта и дорожного хозяйства повторно провести открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях по Лоту N 1 (маршрут N 205/3 Артем (центр)-Владивосток-Аэропорт-Артем (центр)), Лоту N5 (маршрут N 509/2 Лучегорск- Владивосток- Лучегорск), Лоту N6 (маршрут N 518 Дальнереченск-Владивосток-Дальнереченск, маршрут N 674/2 Дальнереченск-Новопокровка-Дальнереченск, маршрут N 531 Новопокровка-Владивосток-Новопокровка), Лоту N8 (маршрут N 503/2 Дальнегорск-Владивосток (автовокзал)-Дальнегорск (через Аэропорт), маршрут N503/5 Дальнегорск-Владивосток-Дальнегорск (через Аэропорт) (ночной).
Решением суда от 19.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом от 19.02.2020, ООО "АВТО-КАБ" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель настаивает на том, что конкурсная комиссия торгов допустила нарушение требований Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), так как приняла неправомерное решение об отказе в допуске ООО "АВТО-КАБ" по основаниям, не предусмотренным в конкурсной документации. Вышеизложенное, по мнению заявителя жалобы, является основанием для признания конкурса недействительным и применения последствий недействительности сделки.
Считает, что судом неправильно истолковано положение п. 3.8.2. Порядка. Сведения по форме согласно Приложению N 3 предоставлены были, что не нарушает пункт 3.8.2. Порядка привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края N 484-па от 11.10.2018. В них лишь не были указаны определенные сведения.
По мнению заявителя жалобы, все характеристики, влияющие на качество перевозок, обществом указаны в Приложении N 3 к Порядку.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
ООО "Вита-3" по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, поддержанном в судебном заседании его представителем, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
ООО "Автотранспортное предприятие "Приморье" также выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, наставившая на законности вынесенного судебного акта.
Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края указывая на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
11.06.2019 на официальном сайте Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, а также конкурсная документация.
Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по Лотам N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
ООО "АВТО -КАБ" в сроки и порядке установленном конкурсной документацией, а также в соответствии с положениями п. 3.8.1. - 3.8.4. порядка привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края N 484-па от 11.10.2018 (далее - Порядок N484-па) подана заявка на участие в открытом конкурсе по Лотам NN 1, 5, 6, 8, 9.
По результатам вскрытия конвертов конкурсная комиссия признала заявки ООО "АВТО-КАБ" соответствующими требованиям подпунктов 3.8.1-3.8.4 пункта 3.8 Порядка N 484-па и единогласно приняла решение о рассмотрении заявки.
15.07.2019 года при рассмотрении заявок ООО "АВТО-КАБ" по Лотам конкурса N N 1, 5, 6, 8, 9 комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе с мотивировкой: "Сведения в заявке, представленной на участие в открытом конкурсе, направлены не в полном объеме. Приложение N 3, указанное в п. 3.8.2 Порядка привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении по территории Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края от 11.10.2018 N 484-па заполнено с нарушением требований (неполная информация)."
Полагая, что ООО "АВТО-КАБ" необоснованно отстранен от участия в указанном конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ООО "АВТО-КАБ" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Как верно указал суд первой инстанции, организация и проведение публичных торгов производится в порядке, предусмотренном статьями 447 - 449 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
По правилам статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Последствием признания недействительными торгов является недействительность договора, заключенного по их результатам с лицом, ставшим победителем, следовательно предъявление требования о признании торгов недействительными означает, по сути, оспаривание права победителя торгов на заключение соответствующей сделки (предъявление требований о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применение последствий ее недействительности).
При этом торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1 статьи 449 ГК РФ).
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.
Следовательно, истцу следует доказать факт нарушения законодательства, действовавшего в период проведения конкурса, а также нарушение защищаемого права или интереса.
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 N 10623/03, положение части 1 статьи 449 ГК РФ направлено - в системной связи с частью 2 статьи 449 ГК РФ - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Из изложенного следует, что возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица защищены и восстановлены принятием судебного акта, исполнен ли контракт, заключенный по результатам оспариваемых торгов.
Как следует из материалов дела, предметом проводимого конкурса являлось право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ).
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок регламентировано положениями статей 21-24 Федерального закона N 220-ФЗ.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона N 220-ФЗ открытый конкурс проводится уполномоченным органом местного самоуправления, установившим муниципальный маршрут регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);
6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Приморского края указан в постановлении администрации Приморского края от 11.10.2018 N 484-па "О реализации мероприятий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортном общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Приморского края".
Порядок подачи заявок и их содержание установлены частью 3 Порядка N 484-па "Порядок привлечения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества к выполнению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам путем проведения открытого конкурса".
Согласно материалам дела для участия в конкурсе по лотам N N 1, 5, 6, 8, 9 заявки поданы ООО "АВТО-КАБ", ООО "Автотранспортное предприятие "Приморье", ООО "Иман-авто", ООО "Вита-3".
В соответствии с пунктом 3.11.1 Порядка N 484-па комиссия рассматривает заявки на их соответствие требованиям, установленным в пунктах 3.8.1-3.8.4 данного Порядка.
Согласно пункту 3.11.3 Порядка, по результатам рассмотрения заявок на их соответствие требованиям, установленным в пунктах 3.8.1-3.8.4 указанного Порядка, по указанным лотам открытого конкурса комиссией принято решение о рассмотрении заявок, в том числе ООО "АВТО-КАБ".
В соответствии с пунктом 3.12.3 Порядка N 484-па, по результатам рассмотрения заявок на соответствие заявителя, подавшего такую заявку, требованиям, установленным в пункте 3.4 указанного Порядка, комиссией принимается решение о допуске заявителя к участию в открытом конкурсе и о признании его участником открытого конкурса либо об отказе в допуске заявителя к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 3.12.4 Порядка, заявитель не допускается комиссией к участию в открытом конкурсе в случае, если представленные документы и сведения, указанные в абзацах втором - седьмом подпункта 3.8.2 пункта 3.8 Порядка, не подтверждают соответствие заявителя хотя бы одному из требований, указанных в пункте 3.8.2 Порядка.
Как следует из материалов дела, 11.07.2019 состоялось рассмотрение заявок на соответствие заявителей, подавших такую заявку, требованиям, установленным в пункте 3.8.2 Порядка N 484-па
По результатам рассмотрения заявок по спорным лотам открытого конкурса комиссией было принято решение об отказе в допуске к участию в открытом конкурсе ООО "АВТО-КАБ" на основании пункта 3.12.4 Порядка N 484-па как не соответствующей требованиям пункта 3.8.2 Порядка N 484-па.
Основанием для отказа послужило выявленное обстоятельство, а именно предоставленные обществом документы не соответствует требованию пункта 3.8.2 Порядка: сведения о транспортных средствах, выставляемых заявителем на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для обеспечения лотов, не соответствуют установленной форме согласно Приложению N 3 к Порядку N 484-па (не указано количество транспортных средств, оборудованных системой контроля).
Следовательно, ООО "АВТО-КАБ" не подтвердило соответствие условиям, предусмотренным статьей 23 Закона N 220-ФЗ, в частности части 2.
Указанное соотносится с пунктом 3.8.2 Порядка N 484-па, согласно которому к заявке должны быть представлены сведения о транспортных средствах, выставляемых заявителем на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для обеспечения лота, по форме согласно приложению N 3 к Порядку (сведения о возможности контроля за регулярностью пассажирских перевозок).
Поскольку сведения о транспортных средствах, выставляемых заявителем на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для обеспечения спорных лотов, предоставленные ООО "АВТО-КАБ", не соответствовали установленной форме согласно Приложению N 3 к Порядку, а именно, не указано количество транспортных средств, оборудованных системой контроля, заявка обоснованно признана комиссией не соответствующей требованиям п. 3.8.2 Порядка N 484-па.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление сведений по форме Приложения N 3 к Порядку является обязательным и иному толкованию пункт 3.8.2 Порядка не подлежит.
Ввиду изложенного, непредоставление заявителем спорных сведений о возможности контроля за регулярностью пассажирских перевозок лишает организатора конкурса возможности полно и всесторонне оценить возможность исполнения участником открытого конкурса условий конкурсной документации, так как данные сведения информируют о характеристиках транспортного средства. Одновременно не указание данных сведений может выразиться впоследствии в неправомерном решении по отношению к остальным участникам открытого конкурса, подавшим заявки на те же лоты и нарушении их прав. Кроме того, данные сведения установлены формой Приложения N 3 и являются обязательными для заполнения всеми заявителями.
Кроме того, как следует из материалов дела, несоответствие транспортных средств, выставляемых заявителем на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок по спорным лотам установленной конкурсной документацией форме также подтверждается письмом самого общества от 08.07.2019 об обязательстве общества в дальнейшем, после проведения торгов о приобретении трех транспортных средств соответствующих требованиям Приложения 1 в 30 дневный срок после проведения торгов (т.1л.д.89).
Таким образом, общество не только не представило необходимую информацию о имеющихся в его правообладании транспортных средствах, но и подало заявку на отсутствующие транспортные средства. При таких обстоятельствах комиссия не имела возможности оценить весь пакет документов на заявленные транспортные средства в виду отсутствия заявленного количества как в фактическом, так и в документальном в правообладании конкурсанта.
Следовательно, на момент подачи заявки сведения о транспортных средствах, выставляемых заявителем на межмуниципальные маршруты регулярных перевозок по спорным лотам не соответствовали установленной конкурсной документацией форме, и ООО "АВТО-КАБ" было правомерно отказано в допуске к участию в конкурсе.
В рамках рассматриваемого дела доказательств нарушения конкурсной комиссией правил проведения открытого конкурса, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что комиссия правомерно отказала в допуске к участию в открытом конкурсе ООО "АВТО-КАБ".
Поскольку основания для признания недействительным отказа в допуске ООО "АВТО-КАБ" к участию в открытом конкурсе право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Приморского края на основании извещения от 11.06.2019, отсутствуют, то не подлежат удовлетворению и требования общества о признании недействительным конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Приморского края, итоги которого оформлены протоколом от 15.07.2019 рассмотрения заявок открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, проведенного на основании извещения от 11.06.2019.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании публичных торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
На основании пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 N 739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 N 10623/03, положение части 1 статьи 449 ГК РФ направлено - в системной связи с частью 2 статьи 449 ГК РФ - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Из изложенного следует, что возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица защищены и восстановлены принятием судебного акта, исполнен ли контракт, заключенный по результатам оспариваемых торгов.
Следовательно, признание торгов недействительными и применение последствий их недействительности по одним лишь формальным основаниям не направлено на защиту прав и законных интересов истца. Поэтому истец, помимо незаконности процедуры проведения торгов, должен доказать, что удовлетворение иска и признание торгов и договора недействительными приведет к защите и восстановлению его нарушенных прав и законных интересов.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства, что в отношении него были совершены действия, направленные к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также доказательства допущения при проведении конкурса иных существенных нарушений порядка проведения торгов, повлекших неправильное определение победителя либо допущения иных нарушений правил, установленных законом, как это установлено статьей 447 ГК РФ.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона; создание дискриминационных условий; установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг; дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (пункт 2 статьи 17 Федерального закон N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Между тем, судом не установлено допущения нарушений Департаментом положений законодательства о конкуренции при проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, проведенного на основании извещения от 11.06.2019
Так как целью проведения конкурса является определение лица, которое по заключению конкурсной комиссии, соответствовало всем критериям оценки, апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что установленные документацией положения носят дискриминационный характер, поскольку методика оценки показателей представленных заявок и порядок определения победителя конкурса не ведут к ограничению или исключению конкуренции, не предоставляют отдельным участникам преимуществ, а напротив, направлены на объективное определение наилучших условий осуществления пассажирских автомобильных регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края.
Доказательств того, что указанные критерии, включенные в документацию, создали одним участникам преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для кого-либо из участников размещения заказа или повлекли ограничение количества участников, истцом не представлено.
Кроме того, учитывая правовую позицию, сформулированную в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", с учетом положений статьи 449 ГК РФ истец должен был представить в материалы дела доказательства того, что в отношении него были совершены действия, направленные к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также доказательства допущения при проведении конкурса иных существенных нарушений порядка проведения торгов, повлекших неправильное определение победителя либо допущения иных нарушений правил, установленных законом, как это установлено статьей 447 ГК РФ. Однако такие доказательства в материалах дела отсутствуют, истцом не представлены.
Учитывая, что судом не установлено несоответствия оспариваемого решения комиссии, требованиям Закона N 220-ФЗ, а проведенные торги требованиям Закона N135-ФЗ, а также нарушение прав и законных интересов общества, исковые требования о признании недействительными торгов, а равно и свидетельств, поименованных в уточнении требований от 18.11.2019, об осуществлении перевозок пассажиров и багажа, выданных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по результатам проведения открытого конкурса на основании извещения от 11.06.2019 по лотам N 1, 5, 6, 8, 9 удовлетворению не подлежат.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, учитывая, что фактически истец оспаривает отказ в допуске к участию в конкурсе и сам конкурс по одним лишь формальным основаниям, в удовлетворении исковых требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Иных нарушений, влекущих в соответствии со статьей 449 ГК РФ признание конкурса незаконным, а его результаты недействительными, истец не привел.
Судебная коллегия, изучив апелляционную жалобу, приходит к выводу, что в целом доводы, изложенные в ней, являются повторением доводов, изложенных в настоящем исковом заявлении, были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. У арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Приморского края.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2020 по делу N А51-19201/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19201/2019
Истец: ООО "АВТО-КАБ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ООО "Вита-3", ООО "Иман-авто", ООО Автотранспортное предприятие "Приморье"