Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 декабря 2020 г. N Ф07-11152/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 июня 2020 г. |
Дело N А56-72928/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2020 года;.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.,
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя : представитель Гницевич К.В., по доверенности от 02.09.2019,
от ответчика: представитель Коенен Е.Н., по доверенности от 09.01.2020,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3146/2020) общества с ограниченной ответственностью "Взаимный кредит" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2019 по делу N А56-72928/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Взаимный кредит" (191036, Санкт-Петербург, улица 1-я Советская, 6, 2, ОГРН: 1027810274030, ИНН: 7826021712) к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (191014, Санкт-Петербург, улица Рылеева, дом 7, литера А, помещение 2-Н, 5-Н, 7-Н, 10-Н, ОГРН: 1167847166882, ИНН: 7801305857)
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (191123, Санкт-Петербург, улица Чайковского, дом 46-48, литера А, пом. 39-Н, ОГРН: 1047846000146, ИНН: 7842000011)
о признании незаконным решения и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Взаимный кредит" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о невключении в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год административного здания по адресу: Санкт-Петербург, 1-я Советская улица, д. 6, корп. 2, лит. А с кадастровым номером 78:31:1494:21:61, и отмене указанного решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что был лишен возможности обратиться своевременно в арбитражный суд с заявлением ввиду отсутствия у него копии оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель Общества, поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
10.11.2010 зарегистрировано право собственности Общества на нежилое здание общей площадью 2.571,9 кв.м, адрес объекта: Санкт-Петербург, 1-я Советская улица, д. 6, корп. 2, лит. А, кадастровый номер: 78:31:1494:21:61 (далее - Здание).
В обоснование требований по настоящему делу Общество ссылается на то, что Здание не было включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определялась как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 26.12.2018 г. N 216-п.
Полагая решение Комитета о невключении здания в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, незаконным и необоснованным, Общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал в связи пропуском предусмотренного ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока для обращения в суд.
Законность и обоснованность решения суда проверена в апелляционном порядке.
Пунктом 1 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.
Пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ) и нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ).
Критерии отнесения объектов недвижимости к административно-деловым центрам в контексте требований подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлены пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В Санкт-Петербурге на основании статьи 378.2 НК РФ, с учетом положений статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется, в том числе в отношении административно-деловых центров и помещений в них площадью свыше 1000 кв. м, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пунктам 3.7, 3.8 Положения о Комитете по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга", в Санкт-Петербурге полномочиями по определению вида фактического использования зданий и помещений, а также определению на очередной налоговый период по налогу на имущество организаций перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, наделен Комитет.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), согласно пунктам 4, 6 которого определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком.
В соответствии с пунктом 7 Порядка 10.10.2018 на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга опубликован проект Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Заинтересованным лицам предложено в соответствии с пунктом 8 Порядка до 20.10.2018 представить в Комитет свои возражения.
При таких обстоятельствах Общество возможность заблаговременно узнать о предстоящем включении или невключении его имущества в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества, на 2019, но и представить свои возражения.
Однако, Общество свои возражения в указанный срок не представило.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержден приказом Комитета от 26.12.2018 N 216-П и размещен в установленном порядке в установленный срок на веб-странице Комитета официального сайта Администрации Санкт-Петербурга - 27.12.2018.
С заявлением об оспаривании решения Комитета о невключении в указанный перечень принадлежащего Обществу Здания Общество обратилось в суд 26.09.2019.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока для оспаривания решения Комитета, выразившегося в невключении Здания Общества в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Причины, объективно препятствовавшие своевременному обращению в суд, Обществом не приведены и судом апелляционной инстанции не установлены, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для восстановления пропущенного срока.
Пропуск срока подачи заявления об оспаривании действия (бездействия) государственного органа и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2019 по делу N А56-72928/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72928/2019
Истец: ООО "ВЗАИМНЫЙ КРЕДИТ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИМУЩЕСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 11 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ